Закон возрастающих альтернативных издержек.

Мы видим, что обществу всегда приходится делать выбор между альтернативным применением ресурсов. Большее количество пиццы означает меньшее количество роботов.

Количество других продуктов, от которого следует отказаться, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называется альтернативными издержками производства этого продукта.

По мере того, как мы опускаемся по кривой от А к Е нам открывается важный экономический принцип: возрастает количество роботов, которыми надо жертвовать, чтобы получить новое количество пиццы. Почему так происходит? Потому, что ресурсы не взаимозаменяемы.

Если допустить полную взаимозаменяемость ресурсов, то кривая производственных возможностей потеряет свою выпуклость.

Вопросы и задания.

1) «Экономика – это наука, исследующая принципы, управляющие распределением редких ресурсов между конкурирующими целями, когда задача распределения заключается в том, чтобы максимизировать достижение этих целей». Объясните, почему проблема незанятости ресурсов является частью предмета экономики?

2) Что такое экономические ресурсы? Каковы главные функции предпринимателя?

3)

  Вид продукта Производственные альтернативы
A B C D E
Автомобили (млн.)
Управляемые ракеты (тыс.)

A) Изобразите кривую производственных возможностей. Что показывают точки на кривой? Как отражается на кривой закон возрастающих вмененных издержек? Объясните: если экономика в данный момент находится в точке С, каковы будут издержки на производство дополнительного миллиона автомобилей или дополнительной тысячи ракет?

Б) Обозначьте точку G внутри кривой, и точку Н вне кривой. Что они показывают? Что должно произойти, чтобы экономика достигла Н?

B) На каких конкретных допущениях основывается кривая производственных возможностей?

Г) Если изменилась технология производства ракет, автомобилей, то куда сдвинулась кривая?

4) «Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста». Объясните почему.

Тема 3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Рынок – это механизм, сводящий вместе поставщиков (продавцов) и потребителей (покупателей) отдельных товаров и услуг. Примеры рынков очень многообразны: от супермаркета до аукциона «Сотби».

1. Спрос определяет количество продукта, который потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени.

Взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара называется графиком спроса или кривой спроса.

Закон возрастающих альтернативных издержек. - student2.ru

Рынок пшеницы

  Цена (Р) за бушель Объем спроса (Q), бушелей в месяц
A
B
C
D
E

Цена (Р) и количество (Q) находятся в обратной зависимости, график спроса нисходящий.

Закон постепенного убывания спроса: если цена какого-либо товара уменьшается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на большее количество этого товара. И наоборот.

Нисходящий характер кривой d объясняется двумя основными причинами:

1. когда цена на какой-то товар повышается, я становлюсь фактически беднее и, следовательно, начинаю потреблять ряд товаров в меньших количествах (эффект дохода);

2. при увеличении цены на какой-то товар я стремлюсь заменить его другими товарами (кофе чаем) (эффект замещения).

Существуют неценовые факторы (детерминанты), изменение в которых может вызвать изменения в спросе. Т.е. сдвиг всей кривой спроса влево вниз или вправо вверх.

Детерминанты спроса:

1. Изменение во вкусах потребителей.

2. Изменение в доходах потребителей.

3. Изменение в количестве потребителей.

4. Изменение цены на сопряженные товары (товары-субституты и товары-комплименты).

5. Изменение в ожиданиях потребителей.

Увеличение спроса под воздействием изменений в одной или нескольких детерминантах приведет к перемещению кривой d вправо вверх в положение d’ а уменьшение спроса – к перемещению кривой d влево вниз в положение d’’.

Изменение «в спросе» надо отличать от изменений «величины спроса». Изменение «величины спроса» означает передвижение по неизменной кривой d от одной пары Р и Q к другой паре Р и Q.

2) Предложение можно охарактеризовать как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени.

Взаимосвязь между ценой и количеством предлагаемой продукции называется графиком предложения или кривой предложения.

Рынок пшеницы

  Цена (Р) за бушель Объем предложения (Q), бушелей в месяц
А
В
С
D
Е

Р и Q предлагаемого товара находятся в прямой зависимости, график предложения (S) восходящий.

Закон предложения показывает, что производитель склонен больше производить и поставлять на рынок по более высоким ценам, чем по более низким.

Так же, как у спроса, существуют неценовые факторы (детерминанты) предложения, изменения в которых способны сдвинуть всю кривую S влево вверх или вправо вниз.

Детерминанты предложения:

1. Изменение цен на ресурсы.

2. Изменение налогов и дотаций.

3. Изменение количества производителей.

4. Изменение технологии.

5. Изменение цен на другие товары.

6. Изменение ожиданий производителей.

Следует отличать изменения «в предложении». Происходящие под воздействием изменений в детерминанте (в случае увеличения предложения кривая S передвигается в положение d', a в случае уменьшения предложения – в положение d"). От изменений «величины предложения», которые представляет собой передвижение от одной пары Р и Q к другой паре Р и Q по одной неизменной кривой S.

Наши рекомендации