Налоговое бремя и несостоятельность гос сектора.

Распределение налогового бремени подчиняется 2 правилам: 1)чем менее эластичен спрос на товар, тем большая часть налога ложится на плечи потребителей при условии, что предложение является постоянным. 2)чем менее эластично предложение,тем большую часть налога платят производители при условии, что спрос постоянный.

Избыточное налоговое бремя-избыточные потери для общ-ва по сравнению с суммой налоговых поступлений косвенных налогов. Это потери эффективности для общ-ва, которая является результатом введения налога. Общее налоговое бремя-сумма налоговых поступлений и избыточного налогового бремени. Избыточное бремя косвенного налога-потеря для общ-ва чистой выручки, т.к. потребление и пр-во облагаемого налогами товара падают ниже их оптимальных уровней.

Какие обществ товары следует производить, как следует распределять налоги, за счет которых оно финансируется-решения принимаются коллективно, демократическим путем, через голосование. Неэффективные результаты голосования обусловлены тем, что все избиратели имеют один голос, но все они готовы платить разные цены за каждый общественный товар. Принятие решения большинством голосов может привести к экономически неэффективным результатам. Парадокс голосования в том, что при некоторых обстоятельствах процедура голосования не позволяет сделать согласованный выбор, отражающий основные предпочтения в общ-ве.

Несостоятельность госсектора. Исследование проблемы оптимального выпуска общественных товаров и проблем голосования за такой выпуск показывает, что правительство не всегда эффективно и результативно выполняет свои эконом функции. В идеальном случае решения правительства способствуют общему благосостоянию, защищают интересы огромного большинства граждан. На самом деле, правит-во часто поддерживает цели немногочисленных групп, выражающих особые интересы, в ущерб обществу в целом. Эффективному принятию решения пр-ва часто мешает эффект особых интересов. Стремление получить через пр-во материальные выгоды за счет общ-ва или отдельного лица называется погоней за рентой(любой платеж поставщику ресурсов, фирме).

Считается, что полит деятели, стремящиеся завоевать избирателей, не будут объективно оценивать все издержки и выгоды от различных программ, решая, какую из них поддеожать, а какую отклонить. Они будут выступать за программы, кот повлекут за собой немедленные ощутимые выгоды и неясные издержки.

Часто утверждают, что частные предприятия по совей природе более эффективны, чем гос. Дело в том, что рыночная система создает стимулы к повышению эффективности, чего нет в гос секторе.

Основные понятия макроэкономики, ее цели. Национальная экономика как целое.

Возникновение макроэк-и как самостоят раздела экономич теории относится к 30-м гг 20в. Впервые макроэк-е модели обществ пр-ва стали рассматриваться в произведениях классиков эконом теории 8в, в работах Ф.Кенэ «Объяснение экономич таблицы», труде А.Смита «Исслед о природе и причинах богатства народов», огромн вклад внес Маркс «Капитал». Выделение мак-и в особый раздел эконом теории связано с Дж Кейнсом. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» заложила основы макр-их исслед.Он доказал связь между ростом потребления и пр-ва, изменением инвестиций и объемом пр-ва. Его критиковал М.Фридмен(монетаристская научн школа).

Макроэкономика-раздел экономической теории, в кот рассматривается общее состояние нац экономики, закономерн-ти развития обществ пр-ва в целом, движение уровня цен, заработной платы и безработицы, общего спроса и предложения, потребления и инвестиций. В целом она изучает экономич ситуации на народнохозяйственном или региональном уровне, экономич поведение огромных масс населения, соц групп и слоев.Макроэкономич исследования позволяют сделать сравнительный анализ развития отдельных стран, их успехов и неудач в экономич развитии.

Проблемы макр-и: как определ величина производственного нац продукта?;в чем сущность безработицы, ее последствия?;как обеспечивается экономич рост?;от чего зависит экономич цикл?;в чем необходимость и методы гос регулирования экономики?.

Три основные проблемы:экономич рост, занятость, инфляция.

Вместе с тем изучение макроэкономики невозможно без деталь­ного экономического исследования на микроэкономическом уров­не, т.е. на уровне предприятий, организаций, финансово-кредит­ных учреждений и домохозяйств. В этой связи основы макроэко­номики это микроэкономические процессы и закономерности, в частности законы спроса и предложения, теории равновесия, по­требительского поведения.

Основные цели:1)стабильный рост нац объема пр-ва, предполагающий, что выпуск товаров и услуг осуществляется на достаточно высоком уровне, без существенных колебаний; 2)стабильный уровень цен, кот устанавливаются на основе свободной конкуренции в условиях рыночного равновесия; 3)высокий уровень занятости населения, обеспечивающий каждому трудоспособному члену общ-ва работу по избранной специальности; 4)поддержание оптимального внешнеторгового баланса, предполагающего относительное равновесие между экспортом и импортом, стабильный курс нац валюты.

В макроэкономическом анализе национальная экономика представляет в виде системы взаимосвязанных, взаимодействующих рынков,основными агентами которых являются го-во, предприятия и домохозяйства.

Наши рекомендации