Эффективное состояние экономики

Сравнение ресурсной (затратной) и экономически эффективной экономик

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или ограниченны в количестве. Наш

«КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ ЗЕМЛЯ» содержит ограниченное количество ресурсов, которые могут использовать в производстве товаров и услуг. Пахотные земли, полезные ископаемые, капитальное оборудование и рабочая сила (рабочее время) –их наличие ограниченно приделом. Вследствие редкости производственных ресурсов и предела, который их ставит перед производственной деятельностью, сам объём производства по необходимости ограничен. Общество не способно произвести и потребить весь объём товаров и услуг, который оно хотело бы получить. Например, в Соединённых Штатах–одной из самых богатых стран – объём производства на душу населения в 1988 году ограничивался суммой 19 755 долларов. Годовой объём производства на душу населения в беднейших странах может даже оказаться на таком низком уровне, как 200 или 300 долларов.

Мировой опыт показывает, что рыночная хозяйство противоречиво и способно привести не только к прогрессу, но и к анархии, тяжёлым кризисом всей экономической системы воспроизводства. Об этом свидетельствую исследования исторических особенностей хозяйственного развития западноевропейских государств, а также тяжёлый кризис, охвативший нашу страну при переходе к рыночной экономике. Поэтому необходимо предусматривать своевременные меры по предотвращению разрушительных тенденций, связанных со стихийным стремлением каждого из взаимодействующих рыночных субъектов только к личной выгоде.

Общеизвестно также: рынок не имеет стимулов для создания и содержания объектов коллективного пользования – национальной обороны, энергетики, дорожных и общественно – транспортных коммуникаций, системы коммунального хозяйства, здравоохранения и тд. Эта особенность вызвана тем обстоятельством, что « капитал предпринимает только выгодные – с его точки зрения - операции », а невыгодные, связанные как правило созданием все общих условий производства, частный капитал« в качестве национальных потребностей взваливает на всю страну », т.е. перекладывает на плечи государства.

Как представляется, в принципе достижение экономической сбалансированности, заключающейся в удовлетворении растущих потребностей общества на базе максимального увеличения выпуска качественной продукции при минимальных затратах живого и овеществлённого труда и оптимальных размерах накоплений, в известной мере может быть осуществлено уже сейчас.

Но для этого в переходный период, когда дефицитны организационный опыт, капитал и современная инфраструктура, необходима жёсткая государственно–принудительная настройка предприятий на достижение этой цели.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА КАК ГАРАНТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ

Функции государства. В литературе выделяют следующие экономические функции государства:

1. создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

2. составление прогнозов развития социально-экономической системы на перспективу;

3. регулирование процессов использования производительных сил природы и охрана окружающей человека среды;

4.управление демографическими процессами обеспечивающими рациональное, научно обоснованное воспроизводство производительной силы человека;

5. ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

6. разработка целевых комплексных программ экономического развития;

7. повышение роли трудовых коллективов, каждого работника в управлении экономическими и социальными процессами;

8. согласование экономических интересов субъектов производственно- экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

9. формирование и регулирование системы стимулирования производственно-экономической деятельности;

10. регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

11. регулирование процессов по включению страны в международную экономическую интеграцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Мы выяснили, что рыночные механизмы не обеспечивают нормального сбалансированного развития всех отраслей экономики, поэтому необходимо вмешательство государства. Вмешательство государства помогает сгладить циклические колебания в экономике. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне.

Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Таким образом, государство способствует более рациональному распределению ресурсов и, тем самым, достигается паретто эффективность в экономике.

Следует отметить, что государство должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство действительно является необходимым.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце

70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и регулирование, что и было сделано в 1986 году.

Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.


Использованная литература

1. Титенберг Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды: Учебник. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2015.

2. Воронцова Л.В., Губайдуллина Т.Н. Глобализация мировой экономики и глобальные проблемы: Учебное пособие.– : Изд-во , 2014.

3. Газизуллин А. Будущее - за альтернативными источниками энергии//

Ресурсоэффективность в КР.- 2016. - №3.

4. Костин А.И. Ресурсы и политика в условиях глобализации// Вестник Бишкекского университета, серия 12. Политические науки.- 20.- №2.

5. Мазин А.В. Ресурсы и конфликты// Мировая экономика и международные отношения.- 2016.- №8.

6. Республиканский стандарт КР. Системы управления ресурсосбережением. Требования и руководство по применению: Утв. Кабинетом министр КР а 2014г.// Ресурсоэффективность в РТ.-20015.-№1.

7. Концепция эффективного использования ресурсов в КР: Утв. Кабинетом министров КР от 11 апреля 2015 г. № 199// Ресурсоэффективность в КР-2016.-

Наши рекомендации