Определение рыночной структуры

С точки зрения фирмы рынок представляет собою сферу конкурентного взаимодействия фирм. Но так как про­дукты фирм различаются, то такое вза­имодействие будет иметь место только тогда, когда отличительные особенности товара каждого продавца препятствуют взаимозаменяемости их товаров. Степень взаимозаменяемости благ определя­ется перекрестной ценовой эластичностью спроса на товары конку­рирующих фирм Еху = (ΔхQ/Qх)/(ΔPу/Pу) — процентное изменение продаж товара х из-за однопроцентного изменения цены товара у. Положительное и относительно большое значение перекрестной эластичности указывает на то, что данные товары взаимозаменяе­мы, и повышение цены на товар х приведет к существенному сокра­щению спроса на него и росту спроса на товар у. Это означает, что данные товары, несмотря на существующие между ними различия, входят в единую товарную группу, а их продавцы — в одну отрасль.

Отрасль — это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой.

Поскольку конституирующим признаком отраслевого рынка явля­ется взаимозаменяемость товаров, то фирма, производящая не вхо­дящие в одну товарную группу блага, будет одновременно функцио­нировать на разных отраслевых рынках.

Как институциональное образование каждый отраслевой рынок имеет свои характерные признаки организации, комбинация кото­рых представляется в виде рыночной структуры или модели рынка. Тип рыночной структуры зависит от множества факторов как со сто­роны производства, так и спроса. Однако можно выделить два важ­нейших фактора, которые в конечном счете и определяют тип от­раслевого рынка. Это количество продавцов и степень схожести про­дукции.

Рыночная структура — это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли.

Количество продавцов является производным от уровня концент­рации производства в отрасли, который в свою очередь зависит от а) эффекта масштаба, б) вертикальной интеграции и г) политики го­сударства. Если особенности отраслевой технологии таковы, что по­зволяют фирме извлечь значительную экономию от масштаба про­изводства, то это неизбежно приведет к концентрации производства в отрасли и, как следствие, к сокращению числа действующих фирм, что в свою очередь модифицирует поведение продавцов. Другой при­чиной концентрации производства является вертикальная интегра­ция. Вызванная стремлением фирм к снижению трансакционных издержек, она будет тем выше, чем менее конкурентным является рынок, где фирма выступает в качестве покупателя, и чем более масштабным является собственное производство фирмы. Воздействие государства на характер организации рыночных структур связано с его способностью регулировать уровень концентрации производства посредством налоговой и тарифной политики, влияния на совокуп­ный спрос и осуществления антимонопольных мер.

Так как степень концентрации производства является важнейшим фактором, определяющим тип рыночной структуры, то ее измере­ние должно быть начальным шагом в характеристике рынка. Про­стейшим показателем в этом отношении может служить индекс кон­центрации, показывающий процентное соотношение рыночных до­лей одной фирмы или групп фирм. Если значение индекса CRi = Sqi (где q — объем выпуска в стоимостном выражении, а i — количество фирм) составит для четырех фирм до 35%, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70% — средней концентрации, свыше 70% — высококонцентрированным*. (* В российской экономике индекс концентрации, рассчитанный как доля трех, четырех, шести и восьми предприятий отрасли, в 1997 году со­ставил для: нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, черной и цвет­ной металлургии – CR3=31.5-34.6%; CR4=38.4-41.8%; CR6=46.4-55%, CR8=52.5-64.2%; топливной, электроэнергетики, машиностроения — CR3=16.8-17.2%; CR3=18.5-21.1%; CR6=20.4-28.2%, CR8=22.0-34.8%; целлюлозно-бумажной и химической — CR3=10.7-12.9%; CR4=13.5-15.1%; CR6=17.2-19%, CR8=20.5-22.6%; пищевой, легкой и промышлен-CR3=3.9-4.1%; CR4=4.8-5%; CR6=6.3-6.6%,промышленности стройматериалов — CR3=3.9%-4.1%;CR4=4.8%-5%;CR6=6.3%-6.6%;CR8=7.7%-8.2%. //Российский статистический ежегодник.-М.,1999.- с.307). Недостаток данного индекса состоит в том, что он не учитывает долей фирм и будет одинаковым для рынков, где четыре фирмы разделят рынок по 25%, где одна фир­ма будет иметь долю в 70%, а три другие по 10%.

Более точное представление о концентрации рынка дает индекс Херфиндаля-Хиршмана, рассчитываемый как сумма квадратов долей фирм.

HHI = q12 +q2:2...+...qn2 = Sqi2 , где qi — доля продаж фирм, выра­женная в процентах. Чем больше значение индекса, тем более кон­центрированным является рынок и наоборот. Причем значение ин­декса будет тем больше, чем менее равномерным является распреде­ление рыночных долей фирм.

Например, HHI = 602 +302 + 102 = 3600+ +900+100 = 4600 и НН1= 402 +302 + 302 = 1600 + 900 +900 = 3400.

При абсолютной монополии индекс достигает своего максимального значе­ния, равного 10000. Для характеристики неравномерности распределе­ния долей рынка среди фирм используется коэффициент Джини, по­казывающий процентную долю рынка, приходящуюся на процентное число фирм, - G = D/N. где D — кумулятивный процент размера рынка, а N — кумулятивный процент числа фирм на рынке. Коэффициент Джини будет равен нулю, когда все фирмы отрасли имеют одинаковые доли рынка, и — единице при абсолютной монополии. Чем больше коэффи­циент, тем выше концентрация отраслевого рынка.

Степень схожести продукции разных продавцов находит свое вы­ражение в способности одного блага быть заменителем другого бла­га. Когда предпочтения потребителей не связаны с конкретным про­изводителем блага, как, например, в отношении данного сорта пше­ницы, марки стали или бензина, такие блага являются абсолютными заменителями, а определяющим конкурентным параметром между производящими их фирмами выступает цена блага. Если же пред­почтения потребителей связаны с фирмой-производителем или на­личием отличительных свойств блага, то такие блага являются диф­ференцированными, что находит выражение в торговой марке. Ис­точники дифференциации могут быть самые разнообразные, от ре­альных — различия в технических характеристиках, дизайне, предо­ставляемых услугах, до надуманных — имидж посредством рекламы. Дифференциация продукта меняет характер взаимодействия между продавцами, что приводит к изменению типа отраслевого рынка. Чем более уникальным является продукт каждого отдельного произво­дителя, тем слабее конкурентное взаимодействие между ними, а тен­денция к обособлению рынков их продуктов сильнее.

Рыночная власть

Рыночная власть — это способность производителя или потребителя ока­зывать влияние на рыночную цену благ. Источниками рыночной вла­сти могут служить:

* доля фирмы в отраслевом предложении;

* эластичность рыночного спроса;

* степень взаимозаменяемости продукта;

* характер взаимодействия фирм.

Чем более значительной долей отраслевого предложения распо­лагает фирма, тем более чувствителен рынок к изменениям ею объе­ма выпуска, а ее влияние на рыночную цену сильнее. Чем менее эла­стичным является спрос на продукцию фирмы, тем более свободна фирма в выборе цены, не боясь отрицательной реакции потребителей. Отсутствие товаров заменителей также способствует укрепле­нию рыночной власти фирмы. Рыночная власть может стать и ре­зультатом взаимодействия фирм, когда им удается достичь соглашения в отношении отраслевых предложения и цены путем сговора.

Наличие у фирмы рыночной власти отнюдь не означает, что она может произвольно устанавливать цены. Рыночный спрос функционально не зависит от фирмы, а кривая спроса на ее продукцию подвержена действию закона спроса. Поэтому даже обладая рыночной властью, она может лишь выбирать подходящий для каждого уровня цены объем выпуска. (рис. 6.5). Фирма может повысить цену на свою продукцию, сократив ее предложение, и наоборот, увеличивая предложение, она должна будет снижать цену.

Рыночная власть производителя — это обусловленная особенностями рыночной организации его способность воздействовать на рыночную цену блага посредством регулирования объема его предложения.

В случае убывающей кривой спроса изменение совокупной вы­ручки (ΔТR) будет зависеть от изменения цены и количества. ΔTR = = P(Δ Q) + Q(ΔP).

ΔТR P(ΔQ) Q(ΔP) ΔР

Так как MR = ——, то ——— + —— —— = P+Q=MR,

ΔQ ΔQ ΔQ ΔQ

поскольку Edf = P∆Q / Q∆P , то ∆P / ∆Q = P / Qedf , тогда

MR = Р + Q(∆P/∆Q) = Р + Q(P/QEdf) = Р + P/Edf = P + P (1 / Edf) = P( l + l / Edf)

MR=P(1+ I/Edf)

Это позволяет прийти к выводу о том, что для убывающей кри­вой спроса предельная выручка фирмы (MR) а) меньше рыночной цены (Р), так как эластичность спроса по цене на продукцию фирмы (Edf) отрицательна; и б) находится в прямой зависимости от цены и обратной от эластичности спроса по цене* . Максимизирующая при­быль: фирма выберет такой объем выпуска, при котором предельная выручка от реализации и предельные издержки производства будут равны. (Рис. 6.5 ) В соответствии со спросом на свою продукцию она назначит цену Р, которая превышает предельные издержки произ­водства для данного объема предложения. Возникающая разница между ценой реализации и предельными издержками производства (Р-МС) свидетельствует о наличии у фирмы рыночной власти. Чем больше эго превышение, тем сильнее рыночная власть фирмы.

Степень рыночной власти фирмы (L — коэффициент Лернера) оп­ределяется как отношение превышения цены фирмы над ее предель­ными издержками к цене фирмы. L = (Р — МС)/Р и выражается в абсолютных величинах, изменяясь от 0 для совершенной конкурен­ции до 1 для монополии. Учитывая, что для обладающей рыночной властью фирмы MR = Р + P(l/Edf), для случая максимизации при­были можем записать МС = Р + P(l/Edf).

MC2

Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru

(б) Q2 D2

Рис. 6.5. Рыночная власть и прибыль фирмы

Использовав это выраже­ние предельных издержек для определения степени рыночной влас­ти фирмы, получим:

Р-МС 1 MC

L = —— = – — , a P = ————

P Edf l + ( l / Edf)

Нетрудно заметить, что превышение цены над предельными из­держками производства будет тем больше, чем менее эластичным является спрос (чем круче кривая спроса), и наоборот. Отсюда сле­дует вывод, что при снижении эластичности спроса рыночная власть {Р — mc(q)} растет, а при увеличении эластичности спроса — сни­жается, исчезая, то есть становясь равной нулю, при абсолютной эластичности.

Рыночная власть фирмы находится в обратной зависимости от эластичности спроса на ее продукцию, а обладающая рыночной властью фирма будет назначать цену, превышающую ее предельные издержки на величину, обратно пропорциональную этой эластичности

Хотя наличие у фирмы рыночной власти создает предпосылки для получения ею сверхприбыли, прямой зависимости между ними нет, так как прибыль зависит от уровня средних издержек и объема реа­лизации. П = TR- ТС = (Р - AC)Q. Так фирма (рис. 6.5(а)), обладающая незначительной рыночной властью (Р1 – МС1), может получать большую экономическую прибыль (Р1 – AC1)Q1, нежели фирма (рис. 6.5(б)), обладающая значительно большей рыночной властью (Р2 – MС2), но имеющая меньшую прибыль (P2—AC2)Q2,. В этом смыс­ле получаемая фирмой экономическая прибыль будет свидетельство­вать о мере реализации рыночной власти, которой обладает фирма. В то же время из приведенного примера не следует, что имеющая бо­лее эластичный спрос фирма всегда получает большую прибыль. Напротив, будучи в большей степени подверженной влиянию кон­куренции, обладающая незначительной рыночной властью фирма на практике может рассчитывать на меньшую фактическую прибыль, чем фирма, обладающая сильной рыночной властью.

Типы рыночных структур

Типология рыночных структур базируется на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка.Это: 1) численность продавцов и их рыночные доли, 2) степень дифференциации продукта, 3) условия вступления в отрасль и выхода из нее, 4) степень контроля произво­дителей над ценами, 5) характер поведения фирм. В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются раз­личные типы отраслевых рынков, характеризующихся разной степе­нью конкурентности.

Численность продавцов на каждом рынке важна в смысле опреде­ления их способности оказывать влияние на рыночное равновесие. При большом количестве продавцов на рынке, при прочих равных условиях, спрос на продукцию каждого из них будет столь эластич­ным, что изменение любым из производителей цены или объема выпуска не повлечет за собой изменений в рыночном равновесии. Напротив, при малом количестве продавцов влияние каждого из них будет достаточным, чтобы привести к возникновению рыночной вла­сти. К тому же, нескольким фирмам легко вступить в сговор.

Рыночные доли фирм (размер фирм) обусловливают возможности фирм оказывать влияние на рыночную цену. Небольшая фирма не­способна изменить рыночные условия и вынуждена приспосабли­ваться к ним, а рыночная структура, характеризующаяся присутстви­ем множества имеющих незначительные мощности фирм, будет бо­лее конкурентной. Рынки, где действуют фирмы крупного размера, будут менее конкурентными из-за значительного воздействия от­дельных фирм на рыночное предложение.

Степень дифференциации продукта отражает наличие у предназ­наченных для удовлетворения одной потребности продуктов фир­менных особенностей, от чего продукты разных фирм не являются совершенными заменителями. Независимо от того, на каких параметрах основана дифференциация продукта — технических данных, качестве, наборе услуг или каких-то иных, она имеет то существен­ное значение, что определяет уровень конкуренции на рынке. Чем выше степень дифференциации продукта, тем менее конкурентным будет поведение продавцов, а их рыночная власть больше. Напро­тив, чем более стандартизированной является отраслевая продукция, тем выше эластичность спроса на продукт каждого отдельного про­изводителя и тем более конкурентным является рынок. В данном случае можно сказать, что эластичность спроса — функция от числа конкурентов и степени дифференциации их продукции.

Условия вступления в отрасль и выхода из нее связаны с наличием или отсутствием отраслевых барьеров, к которым могут быть отне­сены: значительный положительный эффект масштаба, патенты и лицензии, большая капиталоемкость производства, норма прибыли, согласованное поведение отраслевых фирм. Чем выше отраслевые барьеры, тем сложнее посторонним фирмам проникать на отрасле­вой рынок и тем больше возможностей для действующих фирм реа­лизовать рыночную власть. Если отрасль является капиталоемкой и выход из нее связан со значительными безвозвратными издержка­ми, фирмы склонны к проведению согласованной ценовой полити­ки. Как и то, так и другое препятствует развитию отраслевой конку­ренции.

Степень контроля производителей над ценами является наиболее очевидным показателем степени конкурентности рынка. Чем боль­ше контроль производителей над ценой, тем менее конкурентным является рынок. Степень контроля производителя над ценой не яв­ляется статической величиной. С одной стороны, она детермини­рована потребительскими предпочтениями и может изменяться не­зависимо от производителя. С другой — устойчивость контроля над ценой зависит от характера порождающих его причин. Контроль над ценой может быть следствием рыночной доли фирмы или дифферен­циации продукта, которая обеспечивает большую его устойчивость.

Характер поведения фирм может быть не стратегическим, когда фирмы принимают решения не учитывая реакции конкурентов, и стратегическим, когда они принимают во внимание возможность ответных действий со стороны соперников, а их рыночное поведе­ние координируется в соответствии с поведением других фирм от­раслевого рынка. Стратегическое поведение обычно присуще рын­кам с небольшим количеством фирм, каждая из которых обладает значительной долей рыночного предложения. Такие рынки характе­ризуются тесным взаимодействием фирм, усилением их рыночной власти и снижением конкурентного потенциала отрасли.

В конечном счете, все эти признаки найдут свое выражение в ха­рактерном для каждого типа рынка количестве и размере фирм, что дает возможность схематически представить распределение основ­ных типов рыночных структур в следующем виде.

Число фирм в отрасли

Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Много Мало

Совершенная Монополистическая Олигополия Чистая

конкуренция конкуренция монополия

Определение рыночной структуры - student2.ru Определение рыночной структуры - student2.ru Малый Большой

Размер фирм в отрасли

Рынок совершенной конкуренции представляет собою рыночную структуру, характеризующуюся ценовой конкуренцией между не способными оказывать какого-либо влияния на рыночную цену фирмами.

Определяющими признаками рынка совершенной конкуренции являются:

· атомизация рынка, свидетельствующая о присутствии большо­го количества покупателей и продавцов, рыночные доли кото­рых столь малы, что субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены;

· стандартизация продукции, означающая такую однородностью продукции разных фирм, что у потребителей нет оснований предпочитать продукцию одной фирмы другой;

· прозрачность рынка подразумевает то, что отрасль характери­зуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах, а участники рынка располагают пол­ной рыночной информацией;

· свободный вход в отрасль и выход из нее указывает на то, что в отрасли отсутствуют какие-либо препятствия для того, чтобы помешать новым фирмам начать производство, а действую­щим прекратить операции;

· автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что, принимая решения, фирмы не учитывают реакции своих кон­курентов.

Рынок монополистической конкуренции — тип рыночной структу­ры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж

Основными признаками рынка монополистической конкуренции являются:

· дифференциация продукта, означающая, что хотя товары разных фирм удовлетворяют одну и ту же потребность, товару каждой фирмы присущи свои уникальные особенности, обус­ловливающие высокую, но не абсолютную степень замещения их товаров, приводя к возникновению ограниченной рыноч­ной власти;

· большое число продавцов, достаточное для того. чтобы отрасль была конкурентной, однако, меньше, чем при совершенной конкуренции и при большей рыночной доле каждой фирмы, что обусловливает способность фирмы оказывать влияние на рыночный спрос;

· отсутствие барьеров проникновения в отрасль хотя и сохраняет себя в качестве отсутствия легальных (технологических и за­конодательных) препятствий, но при более высоких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках проникнове­ния в отрасль, обусловленных дифференциацией продукции (лояльность потребителя торговой марке);

· отсутствие стратегического поведения из-за большого коли­чества продавцов.

Рынок, абсолютной (чистой) монополии — тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции.

Отличительными особенностями рынка абсолютной монополии являются:

· концентрация всего отраслевого предложения у единственного продавца, олицетворяющего собой отрасль;

· отсутствие товарных заменителей;

· блокирование входа в отрасль путем создания технологических (эффект масштаба) или законодательных барьеров (патенты, лицензии и т.п.);

· отсутствие стратегического поведения.

Рынок монопсонии — тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией рыночной власти у покупателя.

Основными признаками рынка монопсонии являются:

· единственный покупатель, представляющий весь объем рыноч­ного спроса;

· наличие большого числа продавцов, имеющих небольшие рыноч­ные доли;

· стандартизированный товар;

· полная информированность покупателя о рыночных ценах и альтернативах;

· отсутствие взаимодействия продавцов.

Олигополистический рынок — тип рыночной структуры, характе­ризующийся стратегическим взаимодействием немногих, обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм.

Олигополистический рынок может быть представлен как стан­дартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия).

Важнейшими его при­знаками являются:

• ограниченное количество фирм, поделивших между собою от­раслевой рынок;

• значительная концентрация производства у отдельных фирм, что делает каждую фирму большой относительно совокупного ры­ночного спроса*(* Данная характеристика указывает на то, что при небольших объе­мах рыночного спроса даже небольшая фирма может действовать в условиях олигполистического взаимодействия.);

• ограниченный доступ в отрасль, что может быть обусловлено как формальными (патенты и лицензии), так и экономичес­кими (эффект масштаба, высокие издержки проникновения) барьерами;

• стратегическое поведение фирм, являющееся принципиальной характеристикой олигополистического рынка, означает, что осознающие свою взаимозависимость фирмы строят свою конкурентную стратегию с учетом возможной реакции конку­рентов на предпринимаемые действия.

Соревновательный рынок — тип рынка, на котором объектом конкуренции являются не рыночные преимущества, а сам рынок.

Соревновательный рынок имеет место в том случае, когда пове­дение продавца обусловлено не характером организации рынка, а наличием потенциальной угрозы конкуренции, то есть когда объек­том конкуренции являются не рыночные преимущества, а сам ры­нок. В этих условиях даже монополизировавшая рынок фирма вы­нуждена действовать в конкурентном режиме. Такая ситуация при­суща рынкам, которые характеризуются:

· малым объемом рыночного спроса, так как в этом случае деятельность нескольких фирм на рынке будет заведомо нерентабельной;

· низкими безвозвратными издержками (невосполнимые потери, вызванные изменением вида или места деятельности), что обусловливает возможность проникновения на рынок потен­циальных конкурентов.

Наши рекомендации