Упражнение «Галерея достоинств и недостатков»

Пояснение: Упражнение позволяет ребятам задуматься о своих достоинствах и недостатках, осознать, что им дается сложнее – понимание своих достоинств или своих недостатков. И, в связи с этим, они смогут оценить свое поведение в ситуациях, когда их критикуют.

Инструкция:Сейчас вам предстоит на листочках, которые я вам раздам, написать свои достоинства и свои недостатки. Вам необходимо будет вспомнить не меньше 5 своих достоинств и недостатков, не меньше «!», можно больше.

Листочки для участника приготовить заранее.

Мои достоинства Мои недостатки
1. _______________________________ 2. _______________________________ 3. _______________________________ 4. _______________________________ 5. _______________________________ 1.________________________________________ 2.________________________________________ 3.________________________________________ 4.________________________________________ 5.________________________________________

Не торопитесь! Времени у вас будет достаточно. Эта работа индивидуальная, требующая максимальной концентрированности и самоотдачи. Не надо ни с кем советоваться, здесь важно именно ваше видение себя. Пишите искреннее, будьте максимально открыты.

На все время упражнения включите музыку и следите за тем, чтобы ребята работали индивидуально. Если кто-то закончил достаточно быстро, попросите этого участника дополнить свой список. Если около половины группы все сделало, но дайте остальным одну минуту на завершение, сказав это вслух. По окончании одной минуты попросите остановиться в любом случае. После этого попросите их свои листочки на стены комнаты, как картины, используя скотч и ножницы. Важно, чтобы к этим листочкам можно было легко подойти и без труда прочитать.

Сейчас вы будите ходить по комнате и изучать эти листочки, как будто вы – в картинной галереи.

Все это делается под музыку. Время на это определите сами. Главное, чтобы участники могли посмотреть и прочитать как можно больше листочков.

Следите (!), чтобы ребята делали эту часть упражнения, молча и ни в коем случае не подшучивали друг над другом. По окончанию упражнения сядьте в круг и приступите к обсуждению.

Анализ упражнения:Попросите высказаться каждого по кругу.

o Что было сложнее всего писать: достоинства ли недостатки?

o Как вы справились с этой сложностью?

o Какие чувства вы испытывали, когда ходили по комнате, а другие читали то, что вы написали?

o Возникло ли у вас желание после прочтения того, что написали другие, дополнить свои списки?

§ Если вам труднее всего было написать достоинства, то на критику, скорее всего, вы реагируете пассивно, принимаете ее безропотно и вам тяжело ответить на нее.

§ Если же вам труднее было писать недостатки, то соответственно, вам тяжело и их признавать, а это значит, что когда вас критикуют вы, скорее всего, займете агрессивную позицию.

Обратите внимание на те достоинства/недостатки, которые вам захотелось дописать после прочтения других листочков в галерее. Скорее всего, именно эти качества не являются для вас заметными, и именно по поводу них вам труднее всего принять критику. Вы вроде бы о них знаете, но когда на них вам указывают другие, вы не признаете их и «отнекиваетесь», раздражаясь на человека, который вам на них указал.

Бывает так, что мы путаем наши достоинства и недостатки.

Было ли у вас при выполнении упражнения такое, что вы не знали, куда записать то или иное качество – в достоинство или недостатки?

Расскажите.

Все дело в том, что все наши качества – это две стороны одной медали. Наши недостатки часто бывают продолжением наших достоинств, и наоборот. Это лишний раз подтверждает наше мнение о том, что, формулируя ответ на критику, чем-то можем согласиться, а с чем-то нет.

Завершите занятие традиционными блоками:

Рефлексия всего занятия    
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?   5-10 мин Если осталось мало времени от занятия и/или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии (см. Введение в программу)

Итоговый вывод:

Ну что ж, я в завершение нашего занятия хочу сказать вам всем большое спасибо за то, что вы были активными и любознательными.

Эта тема нужна для понимания себя в этом мире. Нас постоянно оценивают другие люди, с которыми мы встречаемся. И нам свойственно оценивать других, чтобы убедиться: мы что-то значим, и от нас что-то зависит. Поэтому критическое отношение к людям, их поступкам и мыслям будет всегда. А раз так, то надо спокойно относится к этому. Критика, которую мы получаем – это «суперская» информация, помогающая нам стать лучше и мобильней. Она учит нас понимать мир. Но это не значит, что любая критика полезна. Надо уметь отстаивать и свое мнение. А для этого надо быть «профи» в том вопросе, о котором говоришь.

Информация стоит дорого и умение ее получить – это искусство. Вы приблизились к этому искусству, теперь вам надо научиться правильно его применять. И в этом я желаю вам и себе удачи!

Наши рекомендации