Тема № Л-1. ВВЕДЕНИЕ. ЛогИстика И факторЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы логистики»

(для специальностей 5.03060101 «Организация производства»)

Составила:

Сидорова ЮС.

УТВЕРЖДЕНО

Решением методического совета

Угледарского колледжа ДонГУУ

протокол № 1 от 31.08.2016 г.

Угледар,2016
Содержание

Название темы Стр.
Тема № Л-1. ВВЕДЕНИЕ. ЛогИстика И факторЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. Введение
1.2. Определение, понятие, задачи и функции логистики
1.3. Факторы развития логистики
1.4. Уровни развития логистики
Тема № Л-2. концепция логистики
2.1. Эволюция концептуальных подходов к логистике
2.2. Категория экономических компромиссов
2.3. Логистика как фактор повышения конкурентоспособностифирм
2.4. Основные требования логистики
Тема № Л-3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА
3.1. Информационные логистические системы
3.2. Информационная инфраструктура
3.3. Цели и роль информационных потоков в логистических системах
Тема № Л-4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
4.1. Задачи и функции закупочной логистики
4.2. Механизм функционирования закупочной логистики
4.3. Планирование закупок
4.4. Выбор поставщика
4.5. Правовые основы закупок
Тема № Л-5. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
5.1. Цели и пути повышения организованности материальных потоков в производстве
5.2. Требования к организации и управлению материальными потоками
5.3. Законы организации производственных процессов и возможности оптимизации организации материальных потоков в пространстве и во времени
5.4. Организация рациональных материальных потоков в непоточном производстве
5.5. Оптимизация организации производственного процесса во времени
5.6. Правило 80-20
Тема № Л-6. СБЫТОВАЯ ЛОГИСТИКА
6.1. Логистика и маркетинг
6.2. Каналы распределения товаров
Тема № Л-7. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ
7.1. Категория товарно-материальных запасов
7.2.Системы управления запасами на фирмах
7.3. Место логистики запасов в логистической системе организации
7.4. Виды запасов
7.5. Основные системы управления запасами
7.6. Прочие системы управления запасами
7.7. Методические основы проектирования эффективной логистической системы управления запасами
Тема № Л-8. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ И ТРАНСПОРТА
8.1. Роль складирования в логистической системе
8.2. Основные проблемы функционирования складов
8.3. Логистический процесс на складе
8.4. Система складирования как основа рентабельности работы складов
8.5. Влияние логистики на транспорт
8.6. Политика транспортных предприятий и изменения в характере их деятельности
8.7. Новые логистические системы сбора и распределения грузов
Тема № Л-9. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
9.1. Основные функции управления
9.2. Механизм межфункциональной координации управления материальными потоками
9.3. Контроллинг в логистических системах
ЛИТЕРАТУРА

ЛЕКЦИЯ 1

Тема № Л-1. ВВЕДЕНИЕ. ЛогИстика И факторЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

План

1.1. Введение.

1.2. Определение, понятие, задачи и функции логистики.

1.3. Факторы развития логистики.

1.4. Уровни развития логистики.

Литература (1, 2, 3, 4).

Введение

Логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальным потоком в сфере обращения, а затем и в производстве.

Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрнопромышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т. д.

К концу XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную логистику и ряд других.

Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого логического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального, сквозного управления материальными и информационными потоками. Таким образом, логистика, прежде всего, работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.

Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя о логистике известно давно, тем не менее, она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века, а специалисты по логистике окажутся, востребованы практически всеми областями деятельности человека.

Цель изучения дисциплины: формирования у будущих специалистов системных знаний и пониманя концептуальных основ логистики, теории и практики развития этого направления и обретение навыков самостоятельной работы по усвоению учебного материала касательно современных методов управления материальными и другими потоками в современных условиях.

Задачи курса:

- обретение студентами глубоких теоретических знаний по вопросам концепции, стратегии и тактики логистики;

- овладение студентами методическим инструментарием разработки и реализации задач логистики;

- овладение навыками логистического мышления и разработку предложений относительно усовершенствования логистических систем и механизмов их функционирования;

- приобретение навыков оценки экономической эффективности и следствий осуществления логистических решений.

Факторы развития логистики

Интерес к проблемам, развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

В западных странах около 93% времени движения товара от первичного источника сырья до конечного потребителя приходится на его прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения и, главным образом, на хранение. Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка - 5%.

В этих же странах доля продукции товародвижения составляет более 20% валового национального продукта. При этом в структуре таких расходов на издержки по содержанию запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции приходится порядка 44%, на складирование и экспедирование - 16%, магистральные и технологические перевозки грузов - соответственно 23 и 9%. Оставшиеся 8% падают на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции.

Операции по перемещению товаров в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них составляют порядка 25-35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке.

На наш взгляд, развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие два фактора:

- усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

- создание гибких производственных систем.

Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей, сопровождавшийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения.

Кроме факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отмстить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого. К ним следует прежде всего отнести:

- использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

- ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;

- унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

Формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и теории компромиссов. В соответствии с первой проблема товародвижения стала рассматриваться как комплексная, что, кроме прочего, означало: удовлетворительный результат не может быть получен при акценте на какую-либо одну из сторон деятельности интересующей нас сферы. Важнейшее требование теории заключается в обязательном анализе всех составляющих системы товародвижения, их внутренних и внешних взаимосвязей.

Урегулирование взаимоотношений в рамках логистики стало возможным с помощью теории компромиссов. Именно на ее основе достигается эффект, устраивающий систему в целом. Применительно к товародвижению выбираются решения, оказывающие позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли, хотя бы и в ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы. В межфирменных связях аналогичный результат получают путем гармонизации интересов всех участников логистического процесса, добиваясь компенсации дополнительных затрат за счет получения внеотраслевого эффекта. Например, возросшие расходы транспорта в связи с переходом на перевозки грузов мелкими партиями покрываются повышением тарифов, на которое соглашается клиентура, рассчитывая на получение внетранспортного эффекта.

Безусловно, важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический прогресс в средствах связи и информатики. Он позволил на более высоком уровне проводить контроль всех основных и вспомогательных процессов товародвижения. Автоматическая система контроля четко следит за такими показателями процессов, как наличие полуфабрикатов и выпуска готовой продукции, состояние производственных запасов, объем поставок материалов и комплектующих деталей, степень выполнения заказов, место нахождения грузов на пути от производителя до потребителя.

Примерно в это же время были предприняты меры по регулированию международного товародвижения с целью упростить, минимизировать или устранить факторы, усложняющие прохождение товаропотоков, такие, как: различия в национальных стандартах на продукцию, большие расстояния в области передачи информации и перевозок, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовыми расчетами по ним, наличие импортных квот и экспортных ограничений, весьма жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщений и т. д.

Уровни развития логистики

В реальной экономике системы логистики в рамках различных производственных объединений по объективным причинам находятся на различных стадиях, или уровнях развития. Существуют отдельные стадии, через которые функции логистики неизбежно должны пройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития (смотри рисунок).

Анализ ведущих промышленных компаний различных капиталистических стран позволил выявить в их рамках четыре последовательные стадии развития логистических систем по состоянию на конец 80-х - начало 90-х годов.

Для первой стадии развития логистики характерен ряд следующих моментов. Компании работают на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна. Область действий логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции, отправляемой с предприятия, и ее транспортировку. Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции. Работа системы логистики на данной стадии ее развития в компании обычно оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.

Для компаний, имеющих системы логистики второго уровня развития, характерно управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики. При выполнении этих задач используются компьютеры, однако, соответствующие информационные системы не отличаются, как правило, высокой сложностью. Работа логистической системы оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат. Однако стремление сократить затраты с целью уложиться в смету - не лучший ориентир в работе системы и при обслуживании заказчика.

Системы логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья или незавершенного производства, проектирование систем логистики. Единственная сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, это повседневное управление предприятием. Деятельность менеджера по логистике обычно осуществляется на основе годового плана. Работа системы оценивается не путем сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартом качества обслуживания. При этом компании, стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня. Управление осуществляется не по принципу непосредственного реагирования, а основано на планировании упреждающих воздействий.

Число компаний, использующих логистические системы четвертого уровня развития, пока еще невелико. Область действий логистических функций здесь в основном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке часто противоречивых целей различных подразделений компании.

Управление системой осуществляется на основе долговременного (более одного года) планирования. Работа системы оценивается с учетом требований международных стандартов. Компании осуществляют свою деятельность, как правило, на глобальном уровне, а не только на национальном или региональном. Они производят продукцию для мирового рынка и управляют частью мировых систем производства и распределения, предусматривая оптимизацию расходов и удовлетворение требований заказчиков.

1-й уровень

Тема № Л-1. ВВЕДЕНИЕ. ЛогИстика И факторЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ - student2.ru

2-й уровень

Тема № Л-1. ВВЕДЕНИЕ. ЛогИстика И факторЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ - student2.ru

3-й уровень

Тема № Л-1. ВВЕДЕНИЕ. ЛогИстика И факторЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ - student2.ru

4-й уровень

Тема № Л-1. ВВЕДЕНИЕ. ЛогИстика И факторЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ - student2.ru

Рис. 1.1. Уровни развития логистики.

Управление функциями глобального распределения, а также потоком материалов и информации предъявляет новые, повышенные требования к менеджерам логистики. Например, стратегия организации материально-технического снабжения и хранения продукции на складах требует знания законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного регулирования. Стратегия управления запасами связана с определенными требованиями к упаковке и маркировке, причем должны учитываться языковые различия. Эффективность обслуживания заказчика определяется эффективностью подготовки и обработки сложной документации, а также результатами действий по устранению таможенных барьеров. Усиливается потребность в привлечении других фирм («третьих участников» - таможенных и экспедиционных агентств, банков) к участию в логистических процессах.

Практический опыт работы фирм в разных странах мира показал, что восхождение от низшей стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и - при возникновении благоприятных условий - скачкообразно. Такими условиями могут быть слияние предприятий, новый режим управления, политические инициативы (например, принятие закона о свободной торговле). Переход на более высокий уровень в лучшем случае обычно длится от шести месяцев до двух лет, а переход от первой стадии развития к четвертой занимает около 20 лет. Однако ожидается его сокращение до 10 лет в связи с возросшим давлением международной конкуренции и возможностями использования опыта фирм, уже проделавших этот путь.

Анализ уровней развития логистики также показал, что компании, где утвердился интегрированный подход к управлению логистикой, улучшают показатели своей деятельности. Благодаря применению логистики производительность труда работников фирм, занятых на транспортировке грузов, увеличилась в целом на 9,9%. На 60% обследуемых фирм удалось повысить качество транспортного обслуживания.

Развитие логистических систем осуществляется во взаимосвязи с эволюцией концепции логистики и ее принципов, формировавшихся в странах с рыночной экономикой в течение весьма длительного времени.

Выводы

Управление материальными потоками в экономике, то есть изменение их направления, скорости, качественного и количественного состава, а также других характеристик, осуществлялось с древнейших времен. Однако логистикой эта деятельность стала называться лишь из второй половины XX века. В настоящее время ни одно из определений логистики не отображает в полной мере специфику логистического подхода к управлению материальными потоками.

Специфика логистики заключается в выделении единственной функции управления ранее разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

Понимание специфики логистики формируется при изучении двух моделей управления материальными потоками: традиционной и построенной на принципах логистики. При этом необходимо научиться отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логистического совершенствования, выделяя тем самым существенные резервы повышения эффективности функционирования и, соответственно, конкурентоспособности анализируемого субъекта экономики.

Логистический подход к управлению материальными потоками, как уже отмечалось, известный давно. Однако экономикой в достаточно широком масштабе он востребован сравнительно недавно, что обусловлено как внешними по отношению к системам управления материальными потоками факторами, так и развитием самого логистического метода.

К внешним факторам следует отнести переход от рынка продавца к рынку покупателя, усиления конкуренции, энергетический кризис 70-х годов, а также достижение НТП и, в первую очередь, компьютеризацию управления материальными потоками и индустриализацию процессов движения товара.

Вопросы для самопроверки

1. Приведите основные сведения об истории возникновения логистики.

2. Когда зародилась наука о логистике и кто является ее основателем?

3. Назовите два принципиальных подхода к определению логистики и покажите различие между ними.

4. Почему логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками?

5. Дайте сводное определение логистики.

6. Чем можно объяснить разнобой в определении логистики?

7. Назовите основные звенья логистической системы.

8. Перечислите элементы логистической системы.

9. Перечислите основных участников логистической системы.

10. Дайте определение логистической цепи.

11. Что понимается под макрологистикой?

12. Что понимается под микрологистикой?

13. Перечислите главные задачи логистики.

14. Назовите основные функции логистики.

15. Почему понятие «логистика» шире, чем понятие «маркетинг»?

16. Какие две группы функций логистики вам известны?

17. Перечислите функции первой группы.

18. Перечислите функции второй группы.

19. Перечислите факторы прямого воздействия на развитие логистики.

20. Раскройте содержание каждого из факторов развития логистики.

21. Назовите факторы, способствовавшие созданию возможностей и стимулов для развития логистики.

22. Какие стадии развития проходит логистика?

23. В чем заключается отличие предшествующей стадии развития логистики от последующей?

ЛЕКЦИЯ 2

План

2.1. Эволюция концептуальных подходов к логистике.

2.2. Категория экономических компромиссов.

2.3. Логистика как фактор повышения конкурентоспособностифирм.

2.4. Основные требования логистики.

Литература (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

2.1. Эволюция концептуальных подходов к логистике

В зарубежной литературе выделяются три периода развития систем товародвижения материальной продукции: дологистический период, период классической логистики и период неологистики. Каждый из периодов характеризуется соответствующими концептуальными подходами к созданию и управлению названных систем и адекватными им критериями.

В дологистический период, до 50-х годов, управление материальным распределением носило фрагментарный характер. Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности. На практике это означало, что транспортный отдел нередко рассматривался как инородный, даже «паразитирующий элемент» в организационной структуре компании, как придаток оптовой торговли. Ответственность за данный участок деятельности в масштабах фирмы возлагалась на одно из низших звеньев управленческой вертикали. Поэтому не случайно транспортировку и материально-техническое обеспечение довольно часто называли «Золушкой» компании.

Происходившее в дологистический период быстрое развитие нерельсового транспорта, особенно автомобильного, заметно повысило его роль в товародвижении. Предпочтение стало отдаваться оптимизации перевозок. В качестве критерия эффективности последних выступали минимальная цена за перевозку грузов транспортом общего пользования и минимальные транспортные затраты за перевозку собственным подвижным составом. Вследствие этого функцию управления грузопотоками сначала выполняли специалисты по тарифам и маршрутам, а затем в их обязанности был включен выбор вариантов транспортного обслуживания и различных дополнительных услуг. Соответственно возникла необходимость контроля за перевозками и экспедированием грузов, проверки грузовых счетов, упаковки, взвешивания, погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Начиная с 40-х годов работа управляющего грузовыми перевозками стала более разносторонней. Это наряду с изложенными выше факторами заложило фундамент для развития логистики.

В своей основе логистика не является феноменом совершенно новым и неизвестным практике. Проблема наиболее рационального движения материалов, сырья и готовой продукции всегда была предметом пристального внимания. Новизна логистики заключается, во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, так центральное место стало занимать управление процессами товародвижения. Во-вторых, новизна логистики состоит в использовании комплексного подхода к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства. При фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий недостаточна, не соблюдается необходимой последовательности и увязки в действиях различных подразделений фирм. Логистика же опираясь на комплексный подход, предполагает согласование процессов, связанных с материальными потоками, производством и маркетингом. В-третьих, новизна логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. Всё это вместе взятое позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать такой общий результат деятельности, который превосходил сумму отдельных эффектов.

Отличительная черта периода классической логистики, начавшегося в начале 60-х годов, состоит в том, что вместо организации оптимальных перевозок на фирмах стали создаваться логистические системы. В этот период можно выделить три концептуальных подхода к их созданию, отличавшихся сферой применения компромиссов (гармонизацией экономических интересов) и критериями. Вместе с тем в рамках каждого подхода компромиссы носили внутрилогистический функциональный характер и не затрагивали собственно производственную деятельность фирм.

Область действия компромиссов при первом подходе составляли затраты на отдельные логистические операции одной фирмы, а критерием был минимум общих затрат на материальное распределение. Такой подход позволял добиться определенных результатов. Увеличивая затраты на одни операции с целью большего снижения расходов на другие операции, оказывалось возможным сводить к минимуму издержки на всю логистическую систему. Характерный пример такого подхода - увеличение затрат на транспортировку и их сокращение на управление запасами и складирование.

Ориентация на минимизацию общих затрат дала положительный экономический эффект на основе использования внутрифункциональных компромиссов. Однако время показало, что затратный критерий ограничивает финансовые возможности фирмы, поскольку не отражает влияние спроса на соотношение ее доходов и расходов. В результате наметился переход ко второму подходу, где критерием было извлечение максимальной прибыли фирмы от логистических операций, который ориентирован одновременно и на затраты, и на спрос. Но и новый подход имел определенные ограничения.

Акцент на внутрифирменные функции логистики при сравнительно небольшом внимании к аналогичным функциям, выполняемым другими фирмами - участницами одного и того же логистического процесса, ущемлял интересы последних. Поэтому в конце периода классической логистики произошли изменения в ее концепции. Критерием формирования оптимальной системы управления распределением стала максимальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц. Акценты были перенесены на межфирменные компромиссы в сфере логистики (третий подход).

Началом 80-х годов можно датировать новый период в развитии логистики - период неологистики, или логистики второго поколения. В этот, период логистика характеризуется расширением сферы действия компромиссов.

Необходимость такой экспансии обосновывалась тем, что ни одна из функциональных зон внутри фирмы, включая и логистику, обычно не располагает достаточными ресурсами и возможностями для того, чтобы «в одиночку» должным образом реагировать на существенные изменения внешних условий и самостоятельно эффективно работать. Для более эффективного реагирования требовались совместные усилия всех структурных подразделений фирмы или предприятия. Кроме того, необходимо было использовать знания и опыт менеджеров, рассматривающих деятельность фирмы как единое целое.

Концептуальный подход к развитию систем логистики, воплощающий эту идею, получил название «комплексный», или «подход на основе всего предприятия». В рамках этого подхода функции логистики рассматриваются как важнейшая подсистема общефирменной системы. Это означает, что логистические системы должны создаваться и управляться исходя из общей цели - достижения максимальной эффективности работы всей фирмы.

Поэтому внимание стало фокусироваться на межфункциональных компромиссах фирмы, включая собственно производственные и другие нелогистические ее подразделения. Критерием такого подхода стала минимизация издержек всего предприятия.

Еще одним доводом в пользу развития межфункциональных компромиссов послужила взаимозависимость расходов на логистические, производственные и другие операции фирмы, поскольку какое – либо изменение в одном из этих видов деятельности непременно оказывает влияние на другие, но не обязательно благоприятное. Очень часто попытка максимально снизить издержки за счет любого элемента может привести к более высоким общим затратам. Например, низкие издержки на транспортировку грузов могут оказаться дорогостоящим делом для фирмы в целом. Такое положение может возникнуть, если транспортное подразделение добивается достижения этой цели, принося в жертву скорость и, в особенности, надежность доставки. Поэтому предложение об изменении одного из видов деятельности необходимо рассматривать в увязке с общей суммой затрат на обращение и производство.

Соответственно критерий минимума общих издержек товародвижения и производства требует нахождения определенных компромиссов между интересами всех структурных подразделений фирмы В целях достижения наилучшего соотношения между издержками и полученными результатами. Однако интересы различных отделов, соответственно, разные. Например, руководители отдела маркетинга заинтересованы в увеличении доли рынка и в связи с этим в высокое уровне запасов, так как только при этом условии можно обеспечить ритмичность, надежность и регулярность поставок минимально необходимого потребителям количества товаров, т. е. добиться высокого качества обслуживания клиентуры. Со своей стороны, отдел производства, стремясь избежать возможных срывов поставок, также выступает за высокий уровень запасов, но при такой политике одновременно снижается другой показатель уровня обслуживания - выполнение индивидуальных заказов, на которое отдел в общем-то неохотно идет из-за того, что затраты производства растут при уменьшение размеров партий изделий и увеличении числа переналадок в технологическом процессе. Финансовые и контролирующие подразделения стремятся к сокращению объема запасов, а транспортный отдел требует большего объема однократно поставляемых грузов (это влечет снижение ритма поставок, увеличиваются объемы складских запасов и у поставщиков, и у клиентуры). Отдел хранения запасов заинтересован в их сокращении, но следование этому ведет к снижению степени надежности работы всей сети сбыта, производства и в конечном счете ослабляет конкурентные позиции фирмы Специалисты же в области логистики, как менеджеры по управлению материальными потоками, занимают компромиссную позицию и пытаются найти и удержать оптимальный баланс затрат, запасов и качества обслуживания.

Большая работа проводится ими по координации различных функций. Например, своевременная отгрузка, к которой стремятся многие компании, требует координации действий в сфере производственной и маркетинговой логистики. Поскольку одна и та же задача может быть выполнена различными путями при неодинаковых затратах и уровнях эффективности, то более точная и обоснованная оценка средствами логистики взаимосвязей и расходов может оказать решающее воздействие на прибыльность компаний.

В более сложных логистических моделях для разрешения противоречий учитываются и другие требования. При этом исходят из особенностей выпускаемой продукции, типа предприятия, стратегии и тактики фирмы. В свою очередь, в стратегических и тактических планах должно быть обосновано, какую территорию и, соответственно, какой сектор рынка можно охватить поставками при различной комбинации складирования и способов перевозки в установленное время.

С середины 80-х годов в западных странах наметился новый подход к развитию логистики, который можно охарактеризовать в целом, как логическое и естественное продолжение вышеуказанного комплексного подхода. Его специфика - в выходе логистической системы за пределы экономической среды и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий - максимальное соотношение выгод и затрат. Новый подход получил название концепции «общей ответственности».

Предполагается, что на рубеже XX и XXI веков общественное значение проблем профессионального обучения, защиты окружающей среды и прав потребителей будет возрастать. В этих условиях продолжится расширение сферы компромиссов, и, что особенно важно, она включит в себя балансирование целей получения прибыли и решения социальных задач.

Развитие логистики характеризуется тем, что одновременно с эволюцией ее концепции идет процесс разработки методических основ калькуляции издержек, хотя он протекает не столь быстро и однозначно. Проблема здесь прежде всего заключается в выявлении структуры себестоимости продукции и услуг.

Выводы

Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между разными видами хозяйственной деятельности в интересах усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.

Концепция логистики является системой взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации материальных потоков. При этом концепция логистики представлена следующими положениями:

- реализация принципа системного подхода;

- учет логистических расходов на протяжении всей логистической цепи;

- гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;

- развитие услуг сервиса на современном уровне;

- способность логистических систем к приспособлению в условиях неопределенности окружающей среды.

Вопросы для самопроверки

1. Какие периоды развития про

Наши рекомендации