Предмет, метод и функции экономической науки

Слово «экономика» можно употреблять в разных значениях: как вид и система деятельности, как область знания.

Как вид деятельности экономика нацелена на получение (собирательство, создание, приобретение) материальных благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Экономическая деятельность - это процесс, включающий взаимосвязанные фазы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В этом смысле экономика так же стара, как человеческое общество.

Под экономикой также подразумевается вся система экономической деятельности страны (национальная экономика) или всего мира (мировая экономика) как совокупность отраслей, подотраслей, хозяйственных комплексов, производств.

Экономика как область знания имеет многовековую историю, в ходе которой целые тысячелетия накопления эмпирических знаний сменились периодом, когда экономика вышла за рамки житейской мудрости и стала областью научных исследований.

Современная экономическая теория является итогом длительного процесса развития представлений человека об общественном производстве, в ходе которого менялся и сам предмет исследования данной науки.

По мере усложнения экономической деятельности углубляются знания людей о законах, которые лежат в основе ее развития. Экономическая теория выявляет новые проблемы, находит на них ответы, проверяет правильность найденных ответов. В ходе постоянного поиска ответов на все усложняющиеся вопросы наука развивается. По мере развития экономической науки меняется и ее предмет.

Предметом современной экономической теорииявляютсяотношения между людьмипо поводу альтернативного использования ограниченных ресурсов (редких экономических благ) в процессе производства, распределения, обмена и потребления с целью наибольшего удовлетворения потребностей людей, и экономические законы,определяющие действия людей в определенных условиях.

Для исследования экономических явлений и взаимосвязей между ними используются экономические категории и экономические законы.

Экономические категории– обобщающие понятия, выражающие сущность экономических явлений.

Экономические законы – это устойчивые, постоянно повторяющиеся, внутренне присущие (имманентные) причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Проявляясь в действиях людей, движимых собственными интересами и целями, экономические законы имеют, тем не менее, объективный характер и действуют независимо от того, осознали ли их люди.

Различают три группы экономических законов:

Всеобщие экономические законы - действуют в ходе всей эволюции об­щественного производства, на всех этапах развития производства (закон возвышения потребностей; закон опережения роста потребностей по сравне­нию с ростом возможностей производства, закон повышающейся производительности труда и др.).

Общие экономические законы - действуют на нескольких этапах развития экономики (например, закон стоимости – закон товарного производства).

Особенные экономические законы - действуют на определенном этапе эволюции общественного производства (например, законы капитализма свободной конкуренции, законы феодализма и др.).

Специфические экономические законы - действуют в определенной сфере общественного производства на одном из этапов его эволюции (например, закон денежного обращения при капитализме).

Каждой исторической форме производства присуща определенная система экономических законов.

Экономические законы действуют независимо от того, осознали ли их люди. Но экономическая теория позволяет не только познавать, но и использовать познанные экономические законы, учитывая их в экономическом поведении людей на уровне индивидуумов, коллективов, государств. Характер использования экономических законов (то есть объективных причинно-следственных связей между экономическими явлениями) может быть двояким: активным и пассивным. При воздействии на экономику, исходя из последствий проявления экономических законов, можно говорить о пассивном использовании этих законов. Если же люди предпринимают действия в нужном направлении, воздействуя на причины экономических явлений и процессов, мы имеем дело с активным использованием экономических законов. Понятно, что второй вид использования гораздо сложнее, так как он должен опираться на достоверное предвидение действия каждого экономического закона в системе с другими законами, то есть в переплетении причинно-следственных связей в экономике. Поэтому экономическая теория тесно связана с разработкой экономической политики, которая, в самом общем виде, нацелена на то, чтобы создавать условия для желаемого проявления действия экономических законов. Это будет выражаться и в изменении поведения экономических агентов.

Экономическая теория нацелена на познание окружающего мира и разработку направлений совершенствования экономической деятельности.

Основные функции экономической теории:

· познавательная (позитивная), позволяющая расширять наши познания закономерностей экономической жизни в меняющемся мире; это значит, что экономическая теории нацелена на выяснение следствий, вытекающих из изменения обстоятельств, и отыскание причин, которые вызвали к жизни те или иные экономические явления;

· мировоззренческая, позволяющая адекватно оценивать роль экономической деятельности, экономических ценностей в жизни общества и отдельной личности, обусловленная ее местом в системе социальных наук;

· методологическая, обусловленная местом экономической теории в системе экономических наук, ее ролью фундаментальной науки, дающей теоретическую основу для конкретно-экономических, прикладных исследований;

· практическая (нормативная), которая состоит в теоретическом обосновании механизмов использования познанных экономических законов, то есть в разработке целей, инструментов, форм хозяйствования, направлений и инструментов государственной экономической политики в области национальной экономики и во внешнеэкономической сфере;

· прогностическая, связанная с тем, что, с одной стороны, экономическая теория делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития, а с другой стороны, она не может охватить все многообразные формы общественного развития, потому что «ее предсказательная сила» не распространяется на все стороны общественной жизни.

Экономическая теория в ходе своего развития выработала и восприняла с учетом специфики своего предмета от других наук широкий круг разнообразных методов. Специфика предмета определяет, в то же время, ограниченные возможности данной науки в использовании лабораторных исследований, экспериментов, которые применяются в естественных, в инженерных науках. Главным инструментом экономической науки остается мышление и присущие ему методы и приемы познания: диалектический метод, метод научной абстракции, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Для формализации процессов в экономике и определения функциональных зависимостей между параметрами этих процессов используются методы математического и статистического анализа. Они включают определение абсолютных и относительных величин, средних величин и индексов, выявление зависимостей между величинами с помощью функций. Количественные методы в экономической теории подчинены целям качественного анализа, расширению его возможностей. Главное - не демонстрация «математических изощренностей», а наличие глубоких связей между математическим инструментарием и предметом изучения экономической теории.

Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа (даже название одного из направлений науки – маржинализма - происходит от слова «предел»). В этих зависимостях используются такие переменные, как предельная полезность, предельная производительность, предельный доход; при анализе предельные выгоды сопоставляются с предельными затратами для обоснования стимулов к экономической активности.

3. Исторические этапы развития экономической науки

Проблемы экономического благосостояния люди пытались решить еще с самых ранних времен; при этом первые страницы экономической науки были в буквальном смысле написаны кровью. На начальных стадиях развития человеческой цивилизации различные племена и народы делали попытки приобрести богатство путем захвата земель и имущества соседних государств; победитель истреблял противника и присваивал себе богатство побежденного.

Такой способ обретения богатства был весьма рискованным и малопродуктивным по двум причинам: во-первых, в борьбе за материальное благополучие можно было потерпеть поражение самому нападавшему, и, во-вторых, даже при благоприятном исходе полученное в результате военных действий богатство довольно быстро расходовалось и нужно было воевать вновь, что сопряжено с большими потерями и опасностями. К тому же с уже ограбленных соседей уже нечего было взять. Поэтому полностью решить проблему благосостояния общества только путем захвата богатств других народов не удалось ни одному завоевателю.

Учитывая негативный опыт тотального истребления побежденных, завоеватели постепенно изменили тактику – они стали обращать пленников в рабство. Таким образом, рабы должны были трудиться на победителей, создавая им материальное благополучие. Однако со временем выяснилось, что рабский труд неэффективен, – рабы не хотели активно трудиться, при случае портили орудия труда, убивали надсмотрщиков и поднимали бунты. Стало ясно, что и с помощью рабства благосостояния для всех членов общества не добьешься; материальные блага следует искать не за пределами своих государств, а создавать их самим, используя не военную силу и насилие, а экономический потенциал своей страны. Осознание этого факта и явилось предпосылкой для появления экономической науки.

Термин «экономика» происходит от греческого слова «ойкономикос» – домострой, искусство ведения домашнего хозяйства; именно греческие мыслители Ксенофонт, Платон и Аристотель впервые сделали попытку оформить экономику в виде системы научных взглядов. Однако первые научные экономические школы появились лишь в период XV-XVI вв., в то время, когда значительно возросла численность населения и повысился уровень развития хозяйственных отношений.

Первой значительной экономической школой принято считать меркантилизм. Название этого экономического направления происходит от итальянского слова «меркантэ» – торговец, купец. Согласно воззрениям последователей этой школы, благосостояние общества достигается за счет государственного содействия торговле, а богатство отождествляется с золотыми и серебряными деньгами.

Различают два исторических этапа в развитии меркантилизма:

§ Ранний меркантилизм, которому соответствует теория активного денежного баланса;

§ Поздний меркантилизм, которому соответствует теория торгового баланса.

Представители раннего меркантилизма недалеко ушли от экономики порабощения и грабежей; их основной тезис можно сформулировать в виде максимы «ограбь соседа». Правда, теперь это истолковывалось не так примитивно, как раньше, а с опорой на экономику, военную силу и государство.

Меркантилисты полагали, что главной задачей государства в части обеспечения благосостояния нации является привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра, а также предотвращение утечки денег за границу. Поэтому правительства прибегали ко всевозможным способам контроля за внешней торговлей и поощрению ввоза золотых и серебряных денег в страну. Наиболее известными представителями раннего меркантилизма (конец XV – середина XVI вв.) были голландцы, итальянцы и англичане, обладавшие мощными торговыми и военными флотами, которые на практике воплощали в жизнь идеи накопления золота и серебра как главного источника национального богатства.

При позднем меркантилизме по-прежнему богатство отождествляется с деньгами, но на деньги уже смотрят как на капитал, который приводит к росту денег. Поэтому выдвигались требования усиления движения денег: не накапливать их, а пускать в оборот, чтобы они приносили новые, еще бóльшие деньги. Поздние меркантилисты выдвигали задачу соблюдения активного торгового баланса, при котором экспорт товаров должен быть выше, чем импорт (т.е. следует больше продавать соседним странам, чем покупать у них). Таким образом в стране скапливается большое количество золотых и серебряных денег, и, следовательно, возрастает богатство народа.

Следующей экономической школой стали физиократы(от греч. «физис» – природа и «кратос» – власть). Школа физиократов возникла во Франции во второй половине XVIII в. Основные представители – Ф. Кенэ и А. Тюрго. В отличие от меркантилистов перенесли исследование экономических явлений из сферы обращения в сферу производства и распределения богатства.

Физиократы доказывали несостоятельность идеи отождествления богатства с деньгами, указывали на ошибочность учения меркантилистов о сфере обращения как источнике богатства нации. Физиократы, в отличие от меркантилистов, ориентировались на поиски более эффективных методов обогащения страны, и, прежде всего, предлагали обратиться к сфере материального производства – сельскому хозяйству. Они утверждали, что «чистый» или «прибавочный продукт» создается только силами природы и сельскохозяйственным трудом.

К концу XVIII в. формируется еще одно важнейшее экономическое направление – классическая политическая экономия. Наиболее видные его представители – А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй. Самым выдающимся экономистом – представителем классической политэкономии – является Адам Смит (1723 – 1790 гг.). В 1776 г. был опубликован знаменитый труд А.Смита – «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором он изложил свои взгляды на экономику.

А. Смит является общепризнанным основоположником современной экономической науки. Он считал, что богатство нации создается, прежде всего, за счет трех основных источников:

§ разделения труда;

§ самопроизвольной организации рынка под действием личного интереса каждого члена общества;

§ либеральной экономической политики и невмешательстве государства в хозяйственную сферу.

Важным этапом экономической мысли являются социалистические и коммунистические доктрины, которые получили широкое распространение в Европе и других странах мира в XIX в. Наиболее известные представители этих направлений – К. Маркс, К. Родбертус, Ф. Лассаль. Основная идея социалистов в области экономических отношений состоит в том, что благосостояние для всего общества не может быть достигнуто по причине несправедливого распределения богатства, которое органически свойственно рыночной экономике. Только изменив экономический строй и упразднив частную собственность на средства производства, общество может рассчитывать на всеобщее благоденствие.

Во второй половине XIX и начале XX в. возникают и развиваются такие значимые направления экономической теории, как маржинализм, институционализм, кейнсианство, монетаризм. Отдельные элементы этих теоретических концепций мы рассмотрим ниже, при изучении соответствующих разделов экономики.


Наши рекомендации