Экономическая наука и ее место в современной жизни
Экономическая наука и ее место в современной жизни
Экономика - фаза развития общества. Любой человек является экономическим субъектом. Экономика очень древняя наука. С развитием государства экономика стала называться политической экономикой.
Экономика - это наука, при помощи которой можно обогатить свое хозяйство.
Возникновение государства определило необходимость хозяйства, и экономика превращается в политическую экономику. Предмет этой науки сформировался в конце 16 начале 17 веков, в период зарождения капитализма.
С развитием торговли, возникновением отношений по поводу продажи товаров, возникает буржуазия. Накопив первоначальный капитал, она вкладывает его в производство. Но поскольку источником богатства была сфера обращения, первым экономическим учением становится меркантилизм (торговля).
Экономическое учение прошло два этапа:
1. Монетаризм. Для него характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Сторонники данного направления вначале отрицали внешнюю торговлю.
2. Протекционизм. Сторонники считали, что нужно защищать своего производителя, но внешняя торговля должна быть.
Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства.
Источником богатства является производство, а не торговля. Эта позиция является основной для школы классической политической экономики. Основоположники школы - Петти и Буагильбер. Т.к. в это время основой производства являлось сельское хозяйство, то сторонники данной школы сформировали направление - физиократы. Источник богатства - только аграрный труд.
Основные идеи Адама Смита:
· Минимальное вмешательство государства в экономику;
· Рыночное самоуправление на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции.
Во второй половине 19 века политическая экономика пережила глубокий кризис и распалась на две ветви: Марксизм и Маржинализм.
Предметом исследования Марксизма был капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью - открытие экономических законов капитализма.
Маржинализм изучает проблемы эффективного удовлетворения потребностей в условиях ограниченных природных ресурсов.
Все предыдущие подходы носили в большей степени микроэкономический анализ, т.к. рассматривали мотивы экономического человека, который в своей деятельности руководствуется только личным интересом - максимизировать доход и минимизировать затраты.
Джон Кейнс - Кейнсианство
Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом. Такой подход получил название макроэкономического, а созданное им направление - Кейнсианством.
Отрицательные черти маржинализма, состоящие в его математических расчетах, графиках и формулах, абстрактных рассуждениях, административных методов управления, выявили его несоциальный характер, что привело к возникновению институционально-социологического направления, согласно которому, характер экономического развития определяет не рынок, а вся система экономических институтов, где рынок является их частью.
Предметом экономической теории является отношение между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в условиях эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.
Функции экономической теории:
1. Методологическая - это разработка методов и средств научных инструментариев, необходимых всем экономическим наукам;
2. Идеологическая - определяет социально-классовые и национально-государственные корни экономической мысли;
3. Познавательная - находится под вилянием идеологической функции, поэтому познается то и в той мере, в какой это соответствует идеологическим и хозяйственным целям данного общества;
4. Практическая - ее содержанием является обеспечение экономической политики управления производством на различных уровнях экономики.
Экономическая политика - это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики. В основе экономической политики лежит стратегия государства - это искусство управлять экономикой для достижения своих экономических целей.
Товар и его свойства
Ключевой категорией товарного производства является товар. Существуют разные понимания его сущности. Обратимся хотя бы к двум из них.
1. В марксистской теории товар рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что:
1) товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека;
2) товаром является то, что апробировано трудом; например, ягоды в лесу для их собирателя не являются товаром, но могут стать ими после того, как затрачен труд на их сбор;
3) товаром является то, что предназначено для продажи.
2. В австрийской экономической школе (ее видным представителем является К. Менгер) товар определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
К экономическим благам К. Менгер относит тс, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, и которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями (см. параграф 19.5).
Общим между этими определениями является то, что в них товар рассматривается как результат труда. Отличие состоит в том, что второе определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага, а первое – не учитывает.
Несмотря на различие подходов, и гой и другой школой признается, что товаром могут стать и созданные трудом полезные продукты, и апробированные трудом дары природы, и разного вида услуги.
Товары могут носить как материальный, так и нематериальный характер.
Товар обладает двумя свойствами:
• способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
• способностью обмениваться на другие товары.
Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью.
Каждый товар обладает потребительной стоимостью. Она удовлетворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т.е. является общественной потребительной стоимостью. А самого товаропроизводителя она интересует лишь потому, что связана со способностью товара обмениваться на другие товары.
Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции есть меновая стоимость.
В меновой стоимости проявляется стоимость. Что же такое стоимость?
Вопрос, что лежит в основе обмена и определяет количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой, впервые поставил Аристотель. В дальнейшем разные экономисты отвечали на него по-разному.
По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в лице трудовых затрат, которые и определяют стоимость.
По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность.
Полезность (utility) – это удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги.
Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам.
Обратимся к этим концепциям.
Трудовая теория стоимости сформировалась в течение XVIII и XIX вв. Ее основы мы находим в работах классиков политэкономии, которые определяли стоимость трудом, затраченным на производство товара. Труд товаропроизводителя двойственен. С одной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применением определенных орудий труда, определенными профессиональными навыками работника и вполне конкретным результатом – определенной потребительной стоимостью. Поэтому создающий ее труд получил название конкретного труда. С другой стороны, труд – это затрата рабочей силы вообще, безотносительно к ее конкретной форме, частица совокупного общественного труда. Он называется абстрактным трудом. Именно он создает стоимость, ибо является тем общим в труде различных специалистов, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг другу.
Различны были взгляды и на меру стоимости. А. Смит за меру стоимости принимал рабочее время; Д. Рикардо – рабочее время на производство товара в худших условиях производства; К. Маркс определял стоимость общественнонеобходимым рабочим временем, которое идет на производство продукта при общественно-нормальных условиях производства: среднем уровне умелости и интенсивности труда.
Теория предельной полезности наиболее ярко выражена в трудах представителей австрийской школы: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, У. Джевонса и др.
Сторонники этой концепции определяют стоимость исходя из субъективных оценок покупателей. А субъективная ценность товара зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага (редкости) и степени насыщения потребности в нем. Например, если вас мучает жажда, а вы находитесь в пустыне, где вода – редкость, то первый сосуд воды для вас бесценен. По мере утоления жажды полезность каждого последующего, дополнительного сосуда будет для вас уменьшаться. Последний потребляемый сосуд с водой имеет для вас наименьшую полезность.
Вывод: предельная полезность – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из одной единицы товара или услуги. Она равна изменению общего количества полезности, деленному на изменение в потребленном количестве.
Затратная концепция представлена в трудах Дж. Милля, Дж. Р. Мак-Куллоха и других, сводивших стоимость к издержкам производства, т.е. затратам на средства производства и оплату труда.
Попытки объединить эти теории предпринимались О. Бем-Баверком, А . Маршаллом, Дж. Кларком, П. Самуэльсоном.
Наиболее удачной оказалась концепция А. Маршалла, в которой он отошел от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства.
Тем самым в предложенном им методе анализа выявляется взаимовлияние полезности, спроса/предложения, издержек и цены.
Рабочая сила как товар
Присмотримся поближе к всеобщей формуле капитала. Она гласит: Д -- Т -- (Д + д). Она слагается из двух актов: Д -- Т, покупка товара, и Т- (Д + д), его продажа. По законам товарного обращения стоимость Д должна быть равна Т, а Т равно Д + д. Но это возможно лишь тогда, когда Т само увеличивается, т. е. когда Т есть товар, который в процессе своего потребления производит большую стоимость, чем какою он сам обладает.
Загадка прибавочной стоимости разрешается, как только мы найдём товар, чья потребительная стоимость обладает специфическим свойством быть источником стоимости, чьё потребление есть созидание стоимости, так что формула Д -- Т -- (Д + д) в применении к нему примет такой вид: Д -- Т...(Т + т) -- (Д + д). Но мы знаем, что стоимость товаров создаётся только трудом. Следовательно, приведённая выше формула может осуществиться лишь в том случае, если рабочая сила становится товаром.
«Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости» («Капитал», т. 1, стр. 173-174).
Рабочая сила должна появиться па рынке в качестве товара. Что это значит? Мы видели выше, что предпосылкой обмена товаров служит право товаровладельцев на совершенно свободное распоряжение своими товарами. Следовательно, собственник рабочей силы -- рабочий -- должен быть свободным человеком, если его рабочая сила должна стать товаром. Для того чтобы его рабочая сила могла оставаться товаром и в будущем, рабочий должен продавать её не навсегда, а на определённый срок: иначе он становится рабом и превращается из товаровладельца в товар.
Ещё одно условие должно быть выполнено, раз рабочая сила должна стать товаром. Как мы видели, для того чтобы потребительная стоимость могла стать товаром, она не должна быть потребительною стоимостью для своего владельца. Точно так же и рабочая сила должна перестать быть потребительной стоимостью для рабочего, раз она должна появиться на рынке в качестве товара. Но потребительная стоимость рабочей силы состоит в производстве других потребительных стоимостей. Предпосылкой такого производства является обладание необходимыми средствами производства. Если рабочий обладает средствами производства, он не продаёт своей рабочей силы. Он сам применяет её и продаёт продукты своего труда. Чтобы рабочая сила стала товаром, рабочий должен быть отделен от средств производства, и прежде всего от важнейшего из них -- земли.
Рабочий должен быть свободным во всех отношениях, свободным от всякой личной зависимости, а также свободным и от всех необходимых средств производства. Таковы те предварительные условия, которые необходимы для того, чтобы владелец денег мог превратить их в капитал. Эти предварительные условия не даются природой. Они свойственны не всякому обществу. Они представляют результат длительного исторического развития. Только сравнительно поздно они получают такое распространение, что оказываются в состоянии решающим образом влиять на весь строй общества. История существования современного капитала начинается с XVI века.
Мы знаем теперь товар, создающий прибавочную стоимость. Как же велика его собственная стоимость?
Стоимость товара -- рабочая сила определяется, подобно стоимости всякого другого товара, рабочим временем, общественно необходимым для её производства, а следовательно, и воспроизводства.
Рабочая сила предполагает существование рабочего. Чтобы поддерживалось это существование, необходима известная сумма средств к жизни. Следовательно, рабочее время, необходимое для производства рабочей силы, равняется рабочему времени, общественно необходимому для производства такой суммы средств к жизни.
Ряд обстоятельств определяет величину этой суммы. Чем больше расходуется рабочая сила рабочего, чем дольше и напряженнее он работает, тем больше средств к жизни требует он, чтобы восстановить затрату энергии, чтобы быть в состоянии работать завтра точно так же, как он работал вчера.
С другой стороны, потребности рабочего класса в различных странах различны, соответственно естественным и культурным особенностям каждой страны. Норвежский рабочий нуждается в большей сумме средств к жизни, чем индийский; пища, одежда, жилище, топливо и пр., в которых нуждается первый для поддержания своего существования, требуют большего количества рабочего времени для их производства, чем средства к жизни индийского рабочего. Далее: в такой, скажем, стране, где рабочие ходят босиком или ничего не читают, их потребности ограниченнее, чем там, где они, при тех же климатических и иных естественных условиях, более развиты, где они носят обувь, читают книги и газеты.
«Итак,- говорит Маркс,- в противоположность другим товарам определение стоимости рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент» («Капитал», т. 1, стр. 178).
Затем, как известно всякому, рабочий смертен. Но капитал хочет быть бессмертным. Для этого необходимо, чтобы рабочий класс был бессмертен, чтобы рабочие размножались. Следовательно, сумма средств к жизни, необходимых для поддержания рабочей силы, включает в себя также и средства к жизни, необходимые для существования детей (а иногда и жены) рабочего.
Наконец, к издержкам производства рабочей силы надо причислять также и издержки на её образование, издержки, требующиеся для достижения известной искусности в определённой отрасли труда. Впрочем, для большинства рабочих эти издержки ничтожно малы.
Все эти обстоятельства обусловливают то, что стоимость рабочей силы рабочего класса в определённой стране и в определённое время есть величина определённая.
До сих пop мы говорили по о цене, а о стоимости; не о прибыли, а о прибавочной стоимости. Точно так же и здесь нужно иметь в виду, что мы говорим о стоимости рабочей силы, а не о заработной плате. Однако уже здесь необходимо указать на одну особенность, которая наблюдается при оплате рабочей силы. По взглядам вульгарных экономистов, капиталист платит рабочим авансом, так как он в большинстве случаев платит рабочему раньше, чем успеет продать продукт его труда. В действительности же именно рабочий даёт свой труд капиталисту в кредит.
Допустим, некто покупает картофель, чтобы употребить его па производство спирта. При этом он платит за картофель лишь после того, как уже приготовил из него спирт, но раньше, чем продал его. Не смешно ли было бы, если бы он стал утверждать, что уплачивает крестьянину авансом цену его картофеля, так как платит ему прежде, чем успевает продать спирт? Наоборот, крестьянин кредитует его ценой своего картофеля на тот срок, пока он не приготовит спирт.
Если мы говорим, что платим наличными, то это значит, что мы уплачиваем за товар, как только покупаем его. Купцы не мало подивились бы нашей экономической мудрости, если бы мы стали утверждать, что тот, кто оплачивает их товары лишь после того, как они будут потреблены, не только платит наличными, но даже платит им деньги авансом. Однако вульгарные экономисты до сих пор осмеливаются преподносить рабочим подобный вздор.
Если бы у рабочих их товар -- рабочая сила -- покупался за наличные, то он оплачивался бы в тот самый момент, когда он переходит в распоряжение капиталиста, т. е. в начале каждой недели, а не в конце её. При нынешней же системе оплаты рабочие не только рискуют своей заработной платой, но и вынуждены жить в долг и вследствие этого безропотно сносить всевозможную фальсификацию и подделку средств к жизни, приобретаемых в мелочной лавке. Чем длиннее сроки расчёта, тем хуже приходится рабочим. Двухнедельный, а то и месячный сроки расплаты -- это тяжкое бремя, лежащее на наёмном рабочем.
Но, какова бы ни была система выплаты заработка рабочим, рабочий и капиталист при нормальных условиях всегда противостоят друг другу в качестве двух товаровладельцев, обменивающих равные стоимости одна на другую. Движение капитала совершается отныне уже не вопреки законам товарного обращения, а на основании этих законов.
Следовательно, рабочий и капиталист противостоят друг другу как свободные и равные, независимые один от другого лица; как таковые они принадлежат к одному и тому же классу, они -- братья. Рабочий и капиталист обменивают равные стоимости одна на другую: царство справедливости, свободы, равенства и братства -- тысячелетнее царство счастья и мира кажется наступившим вместе с воцарением системы наёмного труда. Бедствия порабощения и тирании, эксплуатации и кулачного права остались там, позади.
Так возвещают нам учёные защитники интересов капитала.
13. Формула стоимости товара и ее содержание
Формула стоимости (цены) товара: w = c+V+m
W – стоимость товара (цена)
C - постоянный капитал
V – переменный капитал
M – прибавочная стоимость (прибыль)
Накопление капитала
Капитал как самовозрастающая стоимость реализуется в процессе расширенного производства, материальной основой которого является накопление.
Накопление капитала – это приращение денежных и материальных средств, необходимых для расширения масштабов воспроизводства.
Источником накопления капитала является прибавочная стоимость.
Следовательно, накопление капитала – это капитализация прибавочной стоимости.
Накопление капитала зависит от следующих факторов:
размера прибыли;
распределения прибыли на фонд потребления и фонд накопления;
производительности труда;
величины капитала;
экономии средств производства и т. п.
Основными формами накопления капитала являются:
Концентрация капитала – увеличение индивидуальных капиталов путем превращения части прибавочной стоимости в капитал, т. е. увеличение капитала за счет роста прибыли.
Централизация капитала – увеличение размеров капитала путем добровольного или принудительного объединения, слияния индивидуальных капиталов двух или более предпринимателей, либо путем поглощения одного капитала другим.
На основе концентрации и централизации капитала происходит процесс концентрации производства, т. е. его укрупнения. Параметрами данного процесса являются количество используемых ресурсов и количество выпускаемой продукции.
Земельная рента и ее виды
Фактор «земля», как и фактор «капитал» (в отличие от фактора «труд») отделимы от личности своего владельца. Например, зачастую собственником земли является одно лицо, а ее пользованием занимается другое. Собственник земли за определенную плату передает право на эксплуатацию земли арендатору, который производит сельскохозяйственную продукцию и из выручки от ее продажи расплачивается с землевладельцем. Данная плата за фактор производства «земля» называется земельной рентой.
Виды земельной ренты
Земельная рента представлена двумя основными видами:
§ дифференциальной рентой;
§ абсолютной рентой.
Земельные участки расположены в различных природно-климатических зонах: одни в благоприятных, другие в неблагоприятных, гораздо худших условиях. Отличаются земли и по местоположению: некоторые расположены вблизи крупных городов и транспортных артерий, другие лежат на отдаленных территориях.
Вместе с тем следует иметь в виду, что земельный фонд страны ограничен, т.е. как всей земли вообще, так и земельных участков определенного качества имеется ограниченное количество.
Хозяйства, работающие на лучших землях или территориально наиболее близко расположенные к рынку, находятся в выгодном положении по сравнению с хозяйствами на худших или отдаленных участках, поскольку их издержки значительно ниже. Это дает возможность извлекать дополнительный доход, получивший название дифференциальной ренты (естественное плодородие земли).
Кроме естественного плодородия земли существует экономическое плодородие. Оно связано с последовательными дополнительными вложениями в нее капитала и отражает интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства. Хозяйства, эффективно использующие капитальные вложения и ведущие интенсивное производство, получают дифференциальную ренту .
Абсолютная рента является следствием абсолютно неэластичного предложения земли в условиях существования на нее частной собственности. С одной стороны, частная собственность на землю исключает свободную миграцию капитала в сельское хозяйство. С другой стороны, величина пригодных для сельскохозяйственного использования земельных угодий ограничена. В этих условиях землевладельцы запрашивают арендную плату за любые земельные участки, а арендаторы устанавливают завышенные цены на сельскохозяйственную продукцию, чтобы иметь возможность заплатить эту арендную плату.
Абсолютная земельная рента представляет собой экономический механизм, обеспечивающий рачительное отношение к земле.
Распределение земельной ренты между субъектами сельскохозяйственного производства зависит от типа ренты. Дифференциальная рента в полном объеме принадлежит землевладельцу, поскольку он устанавливает арендную плату на уровне, учитывающем качество участков земли.
Дифференциальная рента является результатом усилий арендатора и полностью присваивается им.
Абсолютная рента присваивается землевладельцем в форме арендной платы за обладание абсолютно ограниченным ресурсом.
Арендная плата — это вознаграждение за пользование землей вместе с находящимися на ней постройками, оборудованием, инвентарем. Плата за эти компоненты рассматривается как процент, потому что передается в пользование фактор «капитал», а не земля.
Арендная плата выступает как рыночная цена передачи права пользования землей и оказывает решающее воздействие на объемы спроса и предложения на землю.
Предложение участков землевладельцами и спрос на них со стороны арендаторов показаны на рис. 13.9.
На земельном рынке не только осуществляются арендные операции, но и происходит купля-продажа земли в собственность. Цена земельного участка определяется двумя факторами. Во-первых, цена земли прямо пропорциональна приносимой ею арендной плате. Во-вторых, цена земли обратно пропорциональна норме ссудного процента. Использование ставки ссудного процента необходимо потому, что покупается право на получение регулярного дохода в течение очень продолжительного периода времени. Владелец определенной суммы денег может положить ее в банк и получать доход в виде процента. Но он может потратить эти деньги и на покупку земельного участка. Следовательно, цена земли — это дисконтированная стоимость. Она рассчитывается по аналогии с приобретением физического капитала, приносящего доход, по формуле для определения сегодняшней стоимости будущих доходов:
Поскольку приближается к бесконечности, то коэффициент дисконтирования становится меньше и меньше с ростом . Таким образом, цена земли как дисконтированная стоимость определяется по формуле:
§ — сегодняшняя стоимость будущей суммы денег;
§ — ежегодный размер земельной ренты;
§ — рыночная ставка процента.
Экономический смысл этой формулы заключается в том, что землевладелец, продав землю, будет иметь с полученной суммы денег доход в виде банковского процента, равный земельной ренте.
Рис. 13.9. Равновесие на рынке аренды земли:
§ — арендная плата;
§ — спрос на земельные участки;
§ — предложение участков земли;
§ — количество земельных участков.
Виды роста
Экономический рост называется экстенсивным, если он не меняет среднюю производительность труда в обществе. Когда рост ВВП опережает рост числа занятых в производстве, имеет место интенсивный рост. Интенсивный рост экономики является основой роста благосостояния населения и условием уменьшения дифференциации в доходах различных социальных слоев.
Рынок: сущность и функции
Рыночная экономика – это такая экономическая система, в которой решения принимаются самостоятельными экономическими субъектами децентрализовано на основе свободы выбора. Рынок – это форма взаимоотношений между экономическими субъектами: продавцами и покупателями. Эти отношения опосредуют движения товаров и денег. Покупателями являются потребители, которые приобретают товары и услуги, и фирмы, покупающие труд, капитал и сырье. К продавцам относятся фирмы, продающие товары и услуги, наемные работники, продающие свой труд, и владельцы других ресурсов, которые они продают или сдают в аренду. Рынок возмещает затраты продавцов и обеспечивает получение ими прибыли, причем через удовлетворение платежеспособного спроса покупателей на основе взаимного свободного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Условиями возникновения рынка являются те же, что и товарного производства: общественное разделение труда и экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности. Рынок выполняет следующие функции: посреднеческую, поскольку рынок обеспечивает экономическую связь между производителями и потребителями, производством и потреблением; регулирующую, так как рынок через колебания цен и конкуренцию регулирует объем и структуру производства в соответствии с объемом и структурой общественных потребностей; стимулирующую, поскольку стимулирует сокращение издержек производства и рост качества продукции, способствуя тем самым развитию НТП; информационную, которая проявляется в том, что через колебания цен ориентирует действия участников рынка; санирующую, так как рынок обеспечивает очищение экономики от неустойчивых, нерентабельных предприятий и способствует развитию эффективных. 5.2. Достоинства и недостатки рынка Рынок как эффективный механизм координации экономической системы характеризуется тем, что через механизм цен: 1) приводит в соответствие спрос и предложение; 2) эффективно распределяет ресурсы в соответствии с потребностями, обеспечивая пропорциональность общественного производства; 3) стимулирует снижение издержек и рост качества продукции, способствуя развитию НТП. Это достоинства рынка. Кроме того, рынок способен функционировать при ограниченной информации. Главным информационным инструментом рынка является цена. Недостатки рынка состоят в том, что: 1) он не обеспечивает социальной защиты граждан (право на труд и право на доход), способствует дифференциации в уровне жизни населения; 2) порождает нежелательные внешние эффекты (загрязнение окружающей среды), не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; 3) не обеспечивает общество общественными товарами и услугами (дороги, мосты, оборона, управление); 4) не обеспечивает стабильного экономического роста, ему присущи циклические колебания, инфляция, безработица; 5) не способствует развитию фундаментальных наук; 6) не обеспечивает реализацию национальных интересов в мировом хозяйстве. Рынок хотя и является саморегулирующейся системой, не обладает идеальным механизмом, а потому рыночное регулирование дополняется государственным. Роль государства заключается в том, чтобы обеспечить функционирование рынка и компенсировать его недостатки. 5.3. Классификация рынков Рынок характеризуется многообразной структурой, которая классифицируется по разнообразным признакам. По экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяются рынок потребительских товаров и услуг; рынок факторов производства (средств производства, рабочей силы, научно – технических разработок); финансовый рынок (кредитных средств, ценных бумаг, валютный). По территориальному признаку – местный, региональный, национальный, межгосударственных объединений, мировой рынки. По характеру конкуренции – рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции (монополистический, олигополистический, монополистической конкуренции). С учетом соблюдения законности – официальный и теневой рынки. Объективные причины возникновения рынка, его структура и функции В экономической жизни общества исторически первой возникла натуральная форма хозяйства, в которой производство благ направлено было на внутрихозяйственное потребление. Происходящая с тех пор эволюция форм хозяйствования выступает следствием поиска лучших способов решения извечной дилеммы: «ресурсы ограничены – потребности безграничны». Относительная ограниченность ресурсов в известной степени преодолевается при условии роста производительности труда. На повышение производительности труда оказывали влияние, во-первых, общественное разделение труда и специализация ресурсов, во-вторых, расширение взаимовыгодного обмена продуктами. Разделение труда – это относительное обособление людей для выполнения разных видов работ. Работник, специализируясь на выполнении какой-либо работы, совершенствует технические приемы ее выполнения. Благодаря этому, во-первых, возрастает производительность труда, во-вторых, ускоряется технический прогресс. В условиях углубления разделения труда уменьшающаяся доля потребностей человека могла быть удовлетворена продуктом собственного производства. Большая их часть удовлетворялась продуктами других производителей, получаемых в обмен. В этой связи разделение труда принято считать материальным условием возникновения рынка, товарного производства. Известно, что разделение труда может иметь место и без обмена, например, в домашнем хозяйстве. Однако отношения обмена не возникли бы без общественного разделения труда и специализации использования экономических ресурсов. Товарное производство невозможно и без экономического обособления производителей как различных собственников. Оно стало условием, необходимым для превращения случайного обмена в товарный обмен. Таким образом, общественное разделение труда и экономическое обособление производителя товара стали двумя необходимыми объективными причинами возникновения товарного обмена, рыночных отношений. Происходившая эволюция общинных экономических отношений в направлении возникновения товарных была связана со становлением традиций и прав частной собственности, прежде всего, на землю как ресурс хозяйствования. Постепенно развивалось понимание рынка. Первоначально он рассматривался как место встречи продавцов и покупателей, где происходило добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой, т. е. взаимная передача прав собственности. Затем – как специфическая форма товарно-денежного обмена (обращения). В развитом индустриальном обществе рынок стал рассматриваться как социально-экономический механизм, обеспечивающий взаимосвязь производителей и потребителей экономических благ и корректировку их экономического поведения. В настоящее время он характеризуется наличием сложной структуры, представленной группами видов рынка, различающихся в зависимости от применяемых критериев: 1) по экономическому назначению объекта рыночных отношений различают: потребительский (рынок товаров и услуг), рынок средств производства, рынок рабочей силы (труда), финансовый рынок и т. д.; 2) по географическому положению: местный рынок (города, района, области, края), региональный рынок (Поволжья, Сибири и т. д.), национальный рынок (России, Украины, Японии и т. д.), рынок интернациональный (ЕС, СНГ), мировой рынок; 3) по масштабу торговли: оптовый рынок, розничный рынок; 4) по ритмичности работы: постоянно действующий рынок (оптовый и розничный), периодически функционирующие рынки (ярмарки, аукционы, выставки); 5) по отраслевой принадлежности объекта рыночных отношений: сельскохозяйственной продукции, автомобильный рынок и т. д.; 6) по степени ограничения конкуренции различают: свободный рынок (рынок совершенной конкуренции); рынок несовершенной конкуренции (монополистический, монопсонический, олигополистический, олигопсонический), рынок монополистической конкуренции (смешанный рынок). Возможно применение и иных критериев для характеристики структуры и системы рынка, например, по субъектам рынка, по уровню насыщения, по формам хозяйствования и т. д. Цивилизованный рынок требует и развитой инфраструктуры, т. е. комплекса систем, служб, организаций, обслуживающих рынок. Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда, системы страхования и кредитования, транспортного и и