Цели, задачи и источники информации анализа готовой продукции и ее продажи

Целью анализа выпуска и продажи продукции является поиск путей увеличения объемов продаж продукции, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат – увеличение прибыли.

Основные задачи:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и продажи;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление резервов увеличения выпуска и продажи продукции;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Основные направления анализа:

- оценка динамики производства и продаж;

- анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту;

- анализ влияния факторов на объем продукции;

- анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции;

- анализ ритмичности работы предприятия;

- анализ качества продукции.

Объекты анализа: объем производства и продаж продукции в целом и по ассортименту, качество продукции, структура производства и продаж продукции, ритмичность производства и продаж продукции.

Источники информации: Учетная информация: отчетность предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте, отчет о прибылях и убытках, ведомость 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», выписки банка, данные первичного бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы». Плановая информация: портфель заказов, конкретные договора, план производства, план отгрузки и реализации, производственная программа, бизнес-план предприятия.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция. Валовая продукция - стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Реализованная продукция – стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

3.2 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации готовой продукции

Рост производства продукции в стоимостном выражении- один из обобщающих показателей экономической эффективности производства. Расширение производства происходит прежде всего за счет лучшего использования техники и материалов, роста производительности труда. Производство продукции оценивается при помощи натуральных и условно-натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, выпуска- готовой и товарной продукцией, реализации- отгруженной и реализованной товарной продукцией.

При анализе структуры продукции необходимо обеспечить группировку изделий по отраслевым сегментам на соответствующую и не соответствующую профилю данного предприятия. Сдвиги в структуре продукции оказывают влияние на динамику обобщающих показателей хозяйственной деятельности: выпуска и реализации продукции, производительности труда, себестоимости и прибыли.

Важным направлением повышения эффективности производства является улучшение качества продукции. Влияние этого фактора на общий объем производства определяется, как правило, прямым счетом на основе разницы в цене изделий повышенного качества по сравнению с ценой изделий более низкого качества. Если продукция подразделяется по сортам или имеются какие-либо другие градации по качеству и соответственно в цене, то влияние изменения качества на объем продукции определяется с помощью средней взвешенной цены.

Приступив к анализу влияния производственных факторов на объем производства продукции, выявляют сами факторы (качественные и количественные), и их изменение и влияние изменений на выпуск продукции.

Анализ выручки от реализации проводят как по предприятию в целом, так и в разрезе его структурных подразделений или видов продукции. Инструментом анализа финансово- хозяйственной деятельности экономического субъекта является бухгалтерская отчетность.

Первое, что надо выяснить, приступая к анализу реализации,- это принцип регистрации выручки. В практике российского бухгалтерского учета есть два основных способа регистрации выручки- реализация признается на момент оплаты или момент отгрузки продукции. Для аналитика это принципиально, поскольку стандартная практика хозяйственных отношений в рыночных условиях предусматривает предоставление покупателям и потребителям отсрочки оплаты, выбор способа отражения повлияет на ее динамику.

На выручку от реализации продукции влияют следующие факторы:

· объем реализованной продукции;

· цена реализации единицы продукции;

· структура реализованной продукции.

Чем больше объем реализованной продукции, тем при прочих равных условиях больше объем выручки от реализации. Чем выше цена реализации единицы продукции, тем при прочих равных условиях выше объем выручки. Чем выше цена реализации продукции, тем при прочих равных условиях выше объем выручки. Чем больше в структуре реализованной продукции высокорентабельной продукции, тем при прочих равных условиях выше объем выручки от реализации.

Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для организации оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Это может привести к потере рынка сбыта, а следовательно, к снижению производства.

Таблица 9

Величина реализации продукции за 2016 год.

Показатель Стоимость продукции в плановых ценах, тыс. руб Изменение объема реализации
План Факт Тыс. руб. %
Остаток готовой продукции на начало года + 90 +4,6
Выпуск готовой продукции +3600 +182,9
Остаток готовой продукции на конец -5658 -287,5
Реализация продукции -1986

Величина реализации продукции определяется на основе балансовой увязки показателей:

Цели, задачи и источники информации анализа готовой продукции и ее продажи - student2.ru РП = ГПнач. + ТП – ГП кон. + ОТГРнач. – ОТГРкон. ± ПП (С),

Величина реализации продукции определяется на основе балансовой увязки показателей:

РП = ГПнач. + ТП – ГП кон. + ОТГРнач. – ОТГРкон. ± ПП (С),

где ГП – остаток готовой продукции на начало и конец месяца,

ТП – выпуск товарной продукции за месяц,

ОТГР – остаток товаров отгруженных на начало и конец месяца,

ПП (С) – прочие поступления (списания), кроме выпуска продукции.

Влияние факторов на величину продаж рассчитывается балансовым методом.

Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Таблица 10

Динамика производства и реализации продукции

Год Объем производства продукции в текущих ценах, тыс.руб.     Индекс цен Объем производства продукции в ценах базисного года, тыс.руб. Темпы роста, % Объем реализации, тыс. руб. Темпы роста, %
базисные Цепные базисные Цепные
0,86
1,47 172,7 172,7 175,9 175,9
1,15 293,9 170,2 215,7 122,6

Из таблицы видно, что производство продукции растет. В итоге за три года объем производства вырос на 193,9%, а объем реализации -на 115,7 %. Если за первые два года реализация опережала производство, то за последний год реализация снизилась. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

Т вп= Т1*Т2*Т3= 1,0*1,727*1,702= 1,714= 171,4%

Тпр =Т вп-100= 171,4-100 =71,4%

Т рп= 1,0*1,759*1,226= 1,468=146,8%

Тпр= 146,8-100=46,8%

Где Т вп – темп роста выпуска продукции;

Т рп- темп роста реализованной продукции;

Т пр- темп прироста.

В ООО «Сельфон» среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 71,4 %, а реализации продукции- 46,8 %.

Оценка выполнения плана по производству и реализации за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике.

Таблица 11

Анализ выполнения плана по производству и реализации продукции

Продукция овощеводств Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб.
план факт +,- % к плану план факт +,- % к плану
Картофель +2135 +1788
Зерно +21 +3
Капуста - +132
Морковь +8 -17
Свекла - -13
Лук - -17
Итого +2164 +1876

Из таблицы видно, что за отчетный год план по производству продукции перевыполнен на 156%, в том числе за счет высокой урожайности картофеля, план по реализации перевыполнен на 95%, однако, по реализации свеклы, лука и моркови план реализации недовыполнен на 87%, 85%, 68% соответственно, что также свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Наши рекомендации