Научно-исследовательские и научно-производственные технологии
Предварительно, перед уходом для прохождения производственной практики со студентами проводятся организационные и учебные занятия. Учебные занятия строятся преимущественно на основе интерактивных технологий (анализ проблемных ситуаций, обсуждения, дискуссии, деловые игры и т.п.). Важной составляющей производственной практики являются мастер-классы, которые организуют для студентов опытные социальные педагоги и психологи для передачи своего педагогического опыта по использованию отдельных образовательных технологий, методов и приемов работы.
Студенты в ходе производственной практики используют разнообразные научно-исследовательские, образовательные и воспитательные технологии: развивающие, проблемные и дискуссионные; проектный метод, ролевые и деловые игры, дискуссии, практические и лабораторные работы.
Специфика деятельности социального педагога делает одним из наиболее актуальных для него методов работы – индивидуальное и дифференцированное воздействие.
При выполнении производственной практики студенты знакомятся и реализуют на практике аналитические, диагностические, экспериментальные, консультативные методы. Студенты – будущие социальные педагоги – широко используют эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент и др.). При этом используются разнообразные технические устройства и программное обеспечение информационных и коммуникационных технологий.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
9.1. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентами самостоятельно
Самостоятельная работа студентов в ходе производственной практики составляет 108 часов. В ходе самостоятельной работы студенты анализируют полученные в ходе социально-педагогического исследования данные, готовятся к работе с детьми и их родителями, готовят внеклассные и воспитательные мероприятия, проводят самоанализ уроков и внеклассных (внеурочных) мероприятий.
1. Какие виды социально-педагогических технологий применяются в том учреждении, где вы проходили практику?
2. Раскройте сущность социально-педагогических технологий, используемых в практической деятельности данного учреждения по оказанию помощи ребенку.
3. Эффективны ли диагностические технологии, применяемые в данном учреждении?
4. Обоснуйте роль организационных, педагогических, психологических методов в решении проблем ребенка.
5. Раскройте содержание и организацию социально-профилактических мероприятий, проводимых данным учреждением.
6. Выделите наиболее эффективные социально-педагогические технологии реабилитации детей-инвалидов, детей-правонарушителей, детей-сирот, детей группы риска.
7. Раскройте задачи превентивно-профилактической работы с детьми и подростками группы риска.
8. Раскройте особенности системы «телефона доверия» Обоснуйте методы и принципы его работы.
9. Раскройте содержание социально-педагогической работы с семьями детей и подростков.
10. Какие технологии применяются в работе с различными учреждениями и организациями по решению проблем ребенка?
11. Какова роль социального эксперимента в поисках и разработке новых социально-педагогических технологий?
Формы промежуточной аттестации
По итогам прохождения производственной практики студентами оформляется портфолио, включающее необходимую документацию. Итоговая аттестация осуществляется в форме защиты практики не позднее двух недель после ее окончания. По результатам прохождения и защиты практики ставится зачет.
Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики
Основная литература:
1. Загвязинский В.И., Селиванова О.А. Социальная педагогика. – М.: Юрайт, 2012. – 405 с.
2. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. – М.: Дашков и К, 2012. – 224 с.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс. - М.: Юрайт, 2011. – 797 с.
Дополнительная литература:
1. Брызгалова СИ. Формирование в вузе готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика. - Калининград, 2004.
2. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В..Штинова Г.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов. Практическое руководство. - М.: Владос, 2003. – 224 с.
3. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики. - М., 2006.
4. Педагогическая практика студентов: теоретические основы и опыт организации: монография / Под ред. В.П. Тарантея. - Гродно, 2004.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы дисциплины
-htth://www.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал (нормативные документы,стандарты, приказы министерства, законодательные акты, полезные ссылки)
-обучение через интернет — тестирование и электронные консультации.
-htth://www.minobr.sakha.ru/ro/kcenter/profyine/bup.htm — Институт развития образования. Базовые учебные планы.
-htth://www.ioso.ru/distant/ - Российская академия образования. Лаборатория дистанционного обучения.
-htth://www.emissia.50g.com/ - Письма в Emissia Offline: электронный научно-педагогический журнал.
-htth://vio.flo.ru/vio_site/ - Вопросы интернет-образования.
-htth://www.centeroko/ru -Сайт Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО.