Теории лидерских черт, или теории «великого человека»
Понятие лидерства
Изучение содержания функции руководства связано с исследованиями стилей руководства в организации, в которых основное внимание обращается на индивидуальные особенности или типические черты поведения руководителей и исследование феномена лидерства.
Сегодня само понятие лидерства подразумевает широкий спектр деятельности от управления государством до руководства малыми группами. В основе лидерства лежит механизм интеграции групповой деятельности, когда индивид объединяет и направляет действия всей группы. Основу лидерства составляют доверие, авторитет, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать коллектив во всех начинаниях, личные симпатии, стремление учиться и перенимать опыт. Во все времена лидеры определяли политику государства, участвовали в решении крупных научных, технологических, финансовых и других проблем, зачастую становились вершителями судеб миллионов людей.
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Лидерство, как специфический тип отношений управления, основывается, прежде всего, на процессе социального воздействия и взаимодействия в организации. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь», предполагающими побуждение и воодушевление. Воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного проявления власти.
Различают лидерство:
· формальное – процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности;
· неформальное – процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям.
Для лидерства идеальным считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Выделяют следующие теории лидерства: лидерских черт (или «великого человека»); лидерских стилей (управления человеком); ситуационные теории лидерства; психоаналитические; личностно-ситуационные; атрибутивные; теории обмена, трансактного анализа; транформационного лидерства и т.д..
Теории лидерских черт, или теории «великого человека»
В глубокой древности исследование проблем лидерства сводилось к изучению биографий великих людей, роли личности в истории. Предпринимались попытки систематизации характерных черт, присущих выдающимся личностям. Теория лидерских черт объясняет лидерство проявлением особенностей характера индивида (см. табл. 24). Но некоторые авторы отмечали, что индивид являющийся лидером в одной ситуации, может не быть таковым в другой.
Таблица 24
Характерные черты лидеров
Автор | Год | Характерные черты |
Р. Стогдилл | Интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, социальное участие | |
М. Гантер | Обмен энергией, завораживающая внешность, независимость характера, риторические способности, положительное восприятие восхищения своей персоной, достойная и уверенная манера держаться | |
А. Лоутон, Э. Роуз | Дальновидность, умение выделять приоритеты, мотивация последователей, владение искусством межличностных отношений, политическое чутье, стойкость, харизма, способность идти на риск, гибкость, решительность | |
П. Нортхаус | Интеллект, уверенность в собственных силах, решительность, целостность характера, общительность |
Теория «великого человека»(Е. Боргатт и др.) предполагает, что при выполнении одинаковых групповых задач с одинаковой целью и при одних и тех же внешних условиях наивысшие оценки со стороны членов группы получает индивид с наивысшим показателем интеллекта.
До сих пор не существует единого мнения о том, какими же качествами должен обладать лидер, хотя не отрицается, что ему должны быть свойственны инициативность, уверенность в собственных силах, честность, интеллект.
Значение данного подхода состоит в том, что эта теория наиболее естественна для восприятия, т.к. люди всегда воспринимают лидеров как талантливых, исключительных людей. Ни одна другая теория не имеет такой глубины и широты исследований. Фокусируя внимание исключительно на лидере, данный подход обеспечивает глубокое понимание лидерского компонента в процессе лидерства в целом. Теория обозначила несколько черт, на которые можно ориентироваться для выявления и оценки собственных лидерских качеств.
Ограниченность теории лидерских черт проявляется в невозможности четкого обозначения набора лидерских качеств, кроме того, не принимается во внимание влияние ситуаций, субъективно рассматриваются «основные» лидерские черты.
Таблица 25
Содержание разновидностей автократичного, демократического и либерального стилей
Одномерные стили лидерства | Разновидности | Содержание |
Авторитарный | Эксплуата-торский | Руководитель единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все. Основная форма стимулирования – наказание. Неблагоприятный социально-психологический климат, развитие производственных конфликтов. |
Благожела-тельный | Руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется их мнением, но поступает по-своему. В ограниченных пределах подчиненным предоставляется самостоятельность. Мотивирование страхом наказания минимально. | |
Демократи-ческий | Консульта-тивный | Руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, консультируется с ними, использует наилучшие предложения. Преобладает поощрение, наказание в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены этой системой и поддерживают руководителя. |
Партисипа-тивный | Руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах, всегда выслушивает их мнение. Организует всесторонний обмен информацией, подчиненные привлекаются к постановке целей и к контролю. | |
Либеральный | Собственно либеральный | Руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационно-технические условия для ее выполнения, определяет правила и границы решения, а за собой оставляет функции эксперта. Поощрение и наказание – на втором плане. На первом – внутреннее удовлетворение от возможности реализовать свой потенциал. |
Бюрократи- ческий | Руководитель устраняется от дел, передавая управление в руки «выдвиженцев», управляющих от его имени коллективом, применяя авторитарные методы. |
Таким образом, руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда. Руководитель, сосредоточенный на человеке, достигает роста производительности труда посредством совершенствования человеческих отношений: он делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки, считается с нуждами подчиненных, поощряет их профессиональный рост.
Д. Макгрегор (американский психолог, автор книги «Человеческая сторона компании») выделил в этой связи два типа лидерства, сформулировав противоположные теории управления человеком: «теория Х» и «теория Y» (см. табл. 26).
Таблица 26
Таблица 27
Таблица 28
Рис. 56. «Управленческая решетка» Дж. Моутон и Р. Блейка
Авторы описывают следующие позиции решетки:
1.1. – «страх перед бедностью», «отдых на работе»: руководитель достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Он считает, что управленец всегда может прибегнуть к помощи постороннего эксперта или специалиста. Такое поведение поможет избежать конфликтов, неурядиц, создаст благоприятные условия для работы самого руководителя, а, кроме того, расширяет диапазон новых идей, воплощаемых в производство. Такого управляющего можно назвать «хранителем портфеля», но не лидером. Данное положение не может долго сохраняться, рано или поздно серьезные трудности заставят пересмотреть стиль руководства либо сменить самого руководителя;
9.1. – авторитарное руководство: руководитель во главу угла ставит заботу о производстве и практически не осуществляет социальной деятельности, т.к. считает, что она является проявлением мягкотелости и ведет к посредственным результатам. Руководитель полагает, что качество управленческих решений не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительный момент такого управления – высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект руководителя. Однако между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, часто отсутствует прямая связь и взаимопонимание, сохраняется лишь удовлетворительный уровень групповой дисциплины;
1.9 – «дом отдыха», социальное руководство: руководитель уделяет особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства. Он считает, что основа успеха заложена в поддержании атмосферы доверия и взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель, как правило, любим подчиненными, они готовы в трудную минуту поддержать своего лидера. Текучесть кадров и количество прогулов крайне незначительны, а уровень удовлетворения трудом очень высок. Но излишняя доверчивость к подчиненным часто ведет к принятию половинчатых, непродуманных решений, от чего страдает производство. Некоторые подчиненные злоупотребляют доверием, а порой стараются заменить собой мягкотелого лидера;
5.5 – «менеджмент на перекрестке дорог», производственно-социальное управление: руководитель умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве. Такой менеджер считает, что компромисс во всех случаях – основа для эффективного управления. Предполагается, что решения принимаются руководителем, но обязательно обсуждаются с подчиненными. Положительные черты руководителей такого типа – заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды, однако, они не распространяются на сам стиль управления, что не способствует развитию всего производства;
9.9 – «командный менеджмент», или руководство «лицом к лицу»: руководитель одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству, но в отличие от «менеджмента на перекрестке дорог» данный тип управленца не останавливается на полпути и не склонен к компромиссу. Наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества продукции и услуг он считает активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решений. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих и учесть малейшие нюансы, влияющие на эффективность процесса производства.
Управленческая решетка – наиболее популярный подход к изучению стилей лидерства, удачно комбинирующий другие исследования в этой области. Она дает руководителям возможность оценить свою позицию и попытаться осуществить движение в сторону усовершенствования стиля руководства. Модель позволяет определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, выявить пригодность претендентов.
Рис.57. Модель принятия решений руководителем по В.Вруму – Ф.Йеттону
Таблица 29
Таблица 30
1 2 3 4 5 6 7
1 – лидер предоставляет последователям действовать в пределах зоны свободы;
2 – лидер в определенных пределах делегирует решение группе;
3 – лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и принимает решения;
4 – лидер предлагает решения и считает возможным их изменение;
5 – лидер выдвигает идеи и предлагает их обсудить;
6 – лидер убеждает последователей в своих решений;
7 – лидер принимает решения и доводит их до подчиненных.
Рис. 58. «Континиум лидерского поведения» Танненбаума-Шмидта
Важное место в этой группе теорий занимает «теория случайностей» Ф. Фидлера. Для измерения и определения лидерского стиля автор предложил использовать шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР). В соответствии с этой шкалой, респонденты, отмечая баллы по каждой из позиций (пример 1), должны описать гипотетическую личность, с которой они бы могли работать наименее успешно.
Пример 1
Недружественен | Дружественен | ||||||||
Приятный | Приятный | ||||||||
Все отвергающий | Все принимающий | ||||||||
Напряженный | Расслабленный |
По результатам балльной оценки определяется стиль лидера. Лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы, т.е.описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения, а набравшие очень низкие баллы имеют стиль, ориентированный на работу.
Таким образом, выделяется два стиля лидерства:
· ориентированный на выполнение задачи (авторитарный лидер);
· ориентированный на общение (демократичный лидер, учитывающий моральный климат в группе, ее общую культуру и ценности).
Выбор стиля зависит от оценки ситуации по трем параметрам (каждый оценивается двумя уровнями – высокий или низкий):
- особенности взаимоотношений «лидер-группа», т.е. привлекательность лидера для его последователей;
- структурированность работы, оцениваемая по следующим составляющим: ясность цели; обоснованность решения (т.е. правильность выбранного решения в представлениях членов группы); множественность средств по достижению цели (обозначение требований и ограничений, связанных с решением задач); специфичность решения, степень возможности принятия альтернативных решений;
- должностная власть лидера, т.е. его возможности поощрения или наказания последователей.
Итак, было рассмотрено 8 ситуаций (рис. 59).
Взаимоотношения руководителя и подчиненных | Хорошие | Хорошие | Хорошие | Хорошие | Плохие | Плохие | Плохие | Плохие |
Формулировка и структурированность задачи | Четкая | Четкая | Нечеткая | Нечеткая | Четкая | Четкая | Нечеткая | Нечеткая |
Должностные полномочия руководителя | Сильные | Слабые | Сильные | Слабые | Сильные | Слабые | Сильные | Слабые |
Предпочтительны руководители, ориентированные на создание коллектива и налаживание отношений | ||||||||
Предпочтительны руководители, ориентированные на создание организационно-технических условий |
Рис. 59. Модель лидерства Ф. Фидлера
Среди ситуационных теорий лидерства выделяются мотивационные теории, рассматривающие поведение человека, исходя из положения «стимул–реакция», и определяющие зависимость эффективности действий лидера от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность эффективно выполнять поставленные задачи, на чувство удовлетворения от деятельности.
Помимо известных теории потребностей А. Маслоу, двухфакторной теории Ф. Герцберга, следует назвать теорию «путь–цель» Р. Хауса и Т. Митчелла. Здесь в основе оценки эффективности действия лидера лежит степень возрастания мотивации последователей, ведущей к достижению цели. Лидер влияет на последователей через наставничество, разъяснение перспектив, направление усилий на достижение целей, формирование таких потребностей, которые лидер в состоянии удовлетворить, а затем и удовлетворение этих потребностей (рис. 60).
препятствие
Рис.60. Теория «путь–цель» Р. Хауса и Т. Митчелла
Модель описывает четыре стиля лидерства:
· стиль поддержки, эффективный в ситуациях, когда у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу;
· директивный (инструментальный) стиль, когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности. Это связано с тем, что подчиненные в ситуациях, когда от них ничего не зависит, для быстрого выполнения задания предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно сделать, и создавали необходимые условия работы;
· поощряющий стиль, который ориентирован на участие подчиненных в принятии решений, и наиболее соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управленческой деятельности;
· стиль, ориентированный на достижение цели, который эффективен, когда последователи стремятся к высоким результатам и могут их достичь. Руководитель ставит посильные задачи, создавая необходимые условия, и ожидает, что подчиненные без принуждения их решают.
Мотивационные теории достаточно практичны в том смысле, что помогают лидерам осуществлять одну из основных ролей руководителя по управлению персоналом – направлять подчиненных и оказывать им поддержку. Но с другой стороны, концентрация внимания на лидере не подразумевает вовлечения в процесс принятия решений последователей.
Таблица 31
Ступени развития личности
Ступени | Сущность |
Происхождение семьи | Вне зависимости от типа семьи роль родителей сводится в приучении детей к общению в обществе. Т.к. ребенок в этот период сосредоточен «на себе», родители стремятся упредить его потребности. С одной стороны родители имеют контроль за зависимым ребенком, но и ребенок имеет равную степень контроля за родителями. |
Процесс взросления индивида | Ребенок становится все более самостоятельным и свободным от опеки, но он все еще остается под присмотром, его действия направляют, анализируя и обсуждая его поступки. Формирование личности зависит от того, как родители играют свои роли. Властные родители могут вызвать в ребенке покорное либо устойчивое состояние. Родители, свободно обращающиеся со своими детьми, могут привести ребенка в замешательство, поскольку у него возникнут проблемы с определением допустимых границ и пределов. |
Зависимость и независимость | Индивидуум может реагировать на лидера в зависимой и противопоставляющей манере. Последняя проявляется, когда подчиненный оценивает действия лидера, проводя сравнительный анализ между вариантами действий лидера и их последствий. Так, работник будет принимать указания, имеющие смысл, и задавать вопросы, если он отсутствует. |
Репрессии и темные стороны личности | Родители наделены ответственностью за приобщение ребенка к жизни и обязаны научить, чем отличается плохое от хорошего, что приемлемо, а что нет в обществе, и что неправильное или недопустимое поведение наказуемо. Результат этого процесса – «репрессия». Индивидуум скрывает мысли и чувства, которые считаются неприемлемыми в обществе. Когда человека кто-то обижает, психологическая реакция все равно возникает (например, в форме язвительного замечания или саркастической реплики). Поведение не может быть понято, исходя из предшествовавшего побуждения или вербального объяснения. Чтобы понять причины некоторых действий, человек должен вспомнить предшествующий опыт и воспроизвести чувства, которые у него ассоциируются с этим опытом. Только потом можно объяснить, почему индивид производит определенные действия. |
Популярная психоаналитическая модель «анализ взаимоотношений« была создана Э.Берном, выделивший три состояния личности: родитель, взрослый и ребенок в соответствии с их ролями в семье. Лидер действует вероятнее всего, как родитель, а последователь – как ребенок (рис.61).
Лидер Подчиненный
Рис. 61. Взаимодействие лидера и последователя по Э. Берну
Психоаналитический подход акцентирует свое внимание на вопросах человеческого существования и взаимоотношений лидера и последователей. Поощряется личное развитие и рост, отрицается манипулятивное обращение с другими людьми, включая подчиненных, но при этом игнорируются культура и социальные нормы организации.
Таблица 32
Понятие лидерства
Изучение содержания функции руководства связано с исследованиями стилей руководства в организации, в которых основное внимание обращается на индивидуальные особенности или типические черты поведения руководителей и исследование феномена лидерства.
Сегодня само понятие лидерства подразумевает широкий спектр деятельности от управления государством до руководства малыми группами. В основе лидерства лежит механизм интеграции групповой деятельности, когда индивид объединяет и направляет действия всей группы. Основу лидерства составляют доверие, авторитет, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать коллектив во всех начинаниях, личные симпатии, стремление учиться и перенимать опыт. Во все времена лидеры определяли политику государства, участвовали в решении крупных научных, технологических, финансовых и других проблем, зачастую становились вершителями судеб миллионов людей.
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Лидерство, как специфический тип отношений управления, основывается, прежде всего, на процессе социального воздействия и взаимодействия в организации. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь», предполагающими побуждение и воодушевление. Воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного проявления власти.
Различают лидерство:
· формальное – процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности;
· неформальное – процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям.
Для лидерства идеальным считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Выделяют следующие теории лидерства: лидерских черт (или «великого человека»); лидерских стилей (управления человеком); ситуационные теории лидерства; психоаналитические; личностно-ситуационные; атрибутивные; теории обмена, трансактного анализа; транформационного лидерства и т.д..
Теории лидерских черт, или теории «великого человека»
В глубокой древности исследование проблем лидерства сводилось к изучению биографий великих людей, роли личности в истории. Предпринимались попытки систематизации характерных черт, присущих выдающимся личностям. Теория лидерских черт объясняет лидерство проявлением особенностей характера индивида (см. табл. 24). Но некоторые авторы отмечали, что индивид являющийся лидером в одной ситуации, может не быть таковым в другой.
Таблица 24
Характерные черты лидеров
Автор | Год | Характерные черты |
Р. Стогдилл | Интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, социальное участие | |
М. Гантер | Обмен энергией, завораживающая внешность, независимость характера, риторические способности, положительное восприятие восхищения своей персоной, достойная и уверенная манера держаться | |
А. Лоутон, Э. Роуз | Дальновидность, умение выделять приоритеты, мотивация последователей, владение искусством межличностных отношений, политическое чутье, стойкость, харизма, способность идти на риск, гибкость, решительность | |
П. Нортхаус | Интеллект, уверенность в собственных силах, решительность, целостность характера, общительность |
Теория «великого человека»(Е. Боргатт и др.) предполагает, что при выполнении одинаковых групповых задач с одинаковой целью и при одних и тех же внешних условиях наивысшие оценки со стороны членов группы получает индивид с наивысшим показателем интеллекта.
До сих пор не существует единого мнения о том, какими же качествами должен обладать лидер, хотя не отрицается, что ему должны быть свойственны инициативность, уверенность в собственных силах, честность, интеллект.
Значение данного подхода состоит в том, что эта теория наиболее естественна для восприятия, т.к. люди всегда воспринимают лидеров как талантливых, исключительных людей. Ни одна другая теория не имеет такой глубины и широты исследований. Фокусируя внимание исключительно на лидере, данный подход обеспечивает глубокое понимание лидерского компонента в процессе лидерства в целом. Теория обозначила несколько черт, на которые можно ориентироваться для выявления и оценки собственных лидерских качеств.
Ограниченность теории лидерских черт проявляется в невозможности четкого обозначения набора лидерских качеств, кроме того, не принимается во внимание влияние ситуаций, субъективно рассматриваются «основные» лидерские черты.