Классификация товаров. Принципы. Классификация учебная, торговая, таможенная (номенклатура гармонизированной системы), статистическая, стандартная, ТН ВЭД.

Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект — элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из мно­жества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назна­чения и товары для управленческой деятельности (оргтех­ника).

Принципами классификации являются: установление цели, выбор метода классификации, установление числа классифицируемых признаков.

Признак классификации — свойство или характерис­тика объекта, по которому производится классификация.(назначение, сырьевой, технологи­ческий, конструкторский, рецептурный, компонентный, структурный).

Признаки могут иметь качественное или количествен­ное выражение, называемое значением признака класси­фикации.

В результате деления множества на подмножества соз­даются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми. Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.

Иерархический метод классификации — последова­тельное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Схематично сущность метода показана на рис

Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группиров­ками, выявляемая через общность и различия основопола­гающих признаков. В основу деления множества на под­множества по основополагающему для данного этапа при­знаку положена ступень классификации.

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. Глубина классификации теоретически, бесконечна, но на практике такая классификации чересчур громоздка и за­путана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во мно­гих классификаторах.

При необходимости увеличить число признаков приме­няют фасетный метод.

Фасетный метод классификации — параллельное разделение множества объектов на независимые класси­фикационные группировки.

Особенностью фасетного метода является то, что раз­ные признаки не связаны между собой. Разные клас­сификационные группировки при фасетном методе неза­висимы и не подчиняются друг другу (см. рис.).

Благодаря этому фасетная система отличается боль­шой гибкостью, возможностью ограничивать число призна­ков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.

Можно говорить о системе классифика­ции как совокупности методов и правил классификации, ее результатов.

Правила классификации предназначены для выбора раз­новидностей метода и признаков, по которым осуществля­ется деление множества на подмножества. Важнейшим пра­вилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимос­ти от ее целевого назначения.

Существуют три основных вида классификации товаров: общегосударственная, торговая и учебная.

Общегосударственная классификация представлена в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП), при­нятом и введенном в действие с 1 июля 1994 г. ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопостави­мости и обработки информации в таких сферах деятельно­сти, как стандартизация, экономика, статистика и другие и включает систематизированный свод кодов и наименова­ний группировок продукции, построенных по иерархичес­кой системе классификации. Его используют при решении задач каталогизации продукции, сертификации, для анализа производства, реализации и использования продук­ции, осуществления снабженческо-сбытовых операций.

Общероссийский классификатор продукции выделяет 98 классов продукции.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифро­вой код, контрольное число (КЧ) и наименова­ние группировки продукции.

В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирова­ния. На каждой ступени классификации деление осуществ­лено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени классификации располагаются клас­сы продукции (XX 000), они кодируются двухразрядными кодами - от 01 до 99; на второй подклассы (XX Х000); на третьей — группы (XX XX00); на четвертой — под­группы (XX XXX0) и на пятой — виды продукции (XX ХХХХ). Коды двух-, трех-, четырех- и пятиразрядных группировок продукции дополнены нулями до шести раз­рядов и записываются с интервалом между вторым и тре­тьим разрядами. Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

Торговая классификация используется для товаров широкого потребления и применяется для облегчения и ускорения торгово-оперативных процессов. Она не является последовательной системой классификации и основывается на распределении товаров на группы по таким признакам, как исходный ма­териал, способ производства, назначение и др.

Продовольственные товары по торговой классифика­ции объединяют в следующие группы: хлебобулочные, мяс­ные, рыбные, молочно-масляные, пищевые жиры, яичные, кондитерские, плодоовощные, винно-водочные, табачные изделия.

В торговой практике продовольственные товары под­разделяют на гастрономические и бакалейные. К группе гастрономических товаров относят готовые к употребле­нию продукты — колбасы, мясную кулинарию, копчености, консервы, сыры, молочные продукты, алкогольные напит­ки и др. В группу бакалейных товаров относят крупу, муку, макаронные изделия, сушеные плоды, грибы, дрожжи, са­хар, крахмал, чай, кофе, соль, пряности и др.

Продовольственные товары подразделяются также на виды, разновидности и сорта. Различают природные (видо­вые) и товарные сорта. Товарный сорт продукта зависит от его качества и определяется в соответствии с требования­ми стандарта.

В торговой практике часто применяют понятие ассор­тимент, под которым понимают набор видов или разно­видностей товаров, объединенных по какому-либо призна­ку.

Промышленные (непродовольственные) товары в прак­тике торговли подразделяют на следующие группы: изде­лия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, ке­рамические, строительные, мебельные, металлохозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары куль­турно-бытового назначения.

В основе учебной классификации лежит общность то­варов по их происхождению или химическому составу, осо­бенностям производства и способам использования. Данная классификация не является строго научной и служит осно­вой для изучения ассортимента товаров.

По учебной классификации продовольственные товары делят на следующие девять групп:

- зерномучные товары — зерно, мука, крупа, хлебо­булочные и макаронные изделия;

- мясные товары — мясо различных животных и птицы продукты их переработки (колбасные изделия, мясокопчености, мясные консервы, полуфабрикаты и кулинарные изделия);

- рыбные товары — рыба свежая, соленая, вяленая, копченая, сушеная, рыбные консервы, рыбная икра, не­рыбное сырье (раки, крабы, моллюски, водоросли и др.);

- молочные товары — молоко и продукты его перера­ботки (кисломолочные изделия, сметана, творог, сливки, масло, сыры и др.);

- пищевые жиры — растительные масла, животные жиры, маргарин, кулинарные, кондитерские и хлебопекар­ные жиры, майонез;

- яичные товары — яйца птиц и продукты их перера­ботки (меланж, яичный порошок);

- сахар, мед, крахмал и крахмалопродукты, кондитер­ские изделия;

- плодоовощные товары — свежие плоды, овощи, гри­бы и продукты их переработки;

- вкусовые товары — алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, чай, кофе, пряности, соль, пи­щевые кислоты, а также условно табак и табачные изде­лия.

Непродовольственные товары по учебной классифика­ции подразделяются также на девять классов:

- материалы для одежды и штучные текстильные из­делия;

- одежда и головные уборы;

- обувные товары;

- товары культурного обихода;

- товары спортивного назначения;

- транспортные средства личного пользования;

- предметы домашней обстановки;

- товары хозяйственного и бытового назначения;

- предметы санитарии, гигиены и рукоделия.

Все классы подразделяются на группы, группы — на подгруппы, подгруппы — на виды, виды — на артикулы.

Статистическая классификация основана на маркетинговых и социологических исследованиях. Она предполагает изучение статистических признаков: размер, полнота, ширина и т.д. Эти признаки зависят от целей исследования. В зависимости от целей изучают причины спроса на товар.

Стандартная классификация – это классификация, которая приведена в стандартах.

Номенклатура гармонизированной системы (НГС) с 1991 г. применяется в РФ. НГС рекомендуется Советом таможенного сотрудничества, который был организован в 1953 г. для унификации систем таможенного контроля, улучшения техники таможенного дела. НГС была разработана в 1983 г. В нее включены все товары, обращающиеся в международной торговле. Существуют переходные ключи от ОКП к НГС.

Структура НГС:

Разделов 21(нумеруются римскими цифрами), групп 97 (нумеруются арабскими цифрами, в т.ч. 77 группа – резерв, дополнительные 98, 99 группы), п/групп 33 (в т.ч. разделы , группы, имеющие п/группы: VI – 28, 29, VII – 39, XI – 63, XIII – 69, XIV – 71, XV – 72), товарных позиций 1241, п/позиций 3558, субпозиций 5019 (в т.ч. 317 неделенных субпозиций).

Структура шестиразрядного кода обозначения построена по десятичной системе и включает код группы, товарные позиции и товарные субпозиции.

При группировке товаров используется следующий метод: из группы товаров выделяется один или несколько видов товаров, наиболее широко представленных в мировой торговле, а для остальных видов предназначается обобщенная классификационная группировка – «прочие». Они расположены на всех уровнях детализации, но основное количество на последнем уровне. На них приходится ¼ всех товарных субпозиций. В НГС принято выделять субпозиции «прочие» на уровне 5 и 6-го знака шестиразрядного кода цифрами 8 и 9. При необходимости последние могут быть детализированы в ВТО без нарушения общей системы.

Помимо рассмотренных выше в настоящее время при­меняется еще один вид классификации.

Для создания таможенного тарифа и представления сведений по международной статистике внешней торговли используется классифика­тор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России» (ТН ВЭД РФ). Классификационные группировки отдельных видов продукции выделяются для товаров, которые в достаточной сте­пени представлены в международной торговле. Товары расположены по принципу «от сырья через полуфабрикаты к готовой продукции».

Международной основой построения ТН ВЭД РФ является Гар­монизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Меж­дународная Конвенция о ГС была открыта к подписанию в Брюсселе 14 июня 1983 г.

Таможенные органы РФ классифицируют товары, то есть относят конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД РФ.1

Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Решения других органов и учреждений по классифи­кации товаров не используются в таможенных целях.

Десятизначный код товара включает в себя международную основу и уровни, применяемые странами ЕС, СНГ и Россией (в том числе страны Евразийского Экономического Сообщества). Структура кода ТН ВЭД РФ представлена на рис

ХХХХ - Товарная позиция

|

XX - Субпозиция /Уровень ГС

|

XX - Уровень номенклатуры стран ЕС (CN)

|

Х - Уровень ТН ВЭД СНГ

|

Х - Подсубпозиция / Уровень ТН ВЭД РФ

Классификация товаров осуществляется в соответствии со специ­ально разработанными правилами (Основные правила интерпретации ТН ВЭД РФ — ОПИ). Для правильной классификации товара необхо­димо буквально следовать тексту товарной позиции и примечаниям, которые даются к разделам и группам номенклатуры

140. Виды информации о товарах. Информация о товарах в свете закона РФ "О защите прав потребите­лей". Сроки годности, хранения, реализации, гарантийный

Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу това­ров. Причем необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах.

Товарная информация— сведения о товаре, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности.

Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяютна три вида: основополагающую; ком­мерческую; потребительскую.

Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации от­носятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназна­ченные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит

данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах про­дукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, на­дежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.

Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной ин­формации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую.

Каждая из указанных форм характеризуется как преимуществами, так и недостатками.

Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России или одном из языков субъектов Российской Федерации).

К недостаткам словесной информации относится ее громоздкость.: для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для ее восприятия (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрез­мерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмы­сливание.

Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется ко­личественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продук­ции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).

Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с по­мощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т. п.) либо иных изображений. Ос­новным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетво­рения эстетических потребностей покупателей.

К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.

Символическая информация — сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения их сущности. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их воспри­ятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через сред­ства массовой информации, консультации и т. п.

Штриховая информация —- знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информа­ции о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов (ШК наносится на транспортную или потребительскую упаков­ку).

Срок годности- период по истечению которого товар считается не пригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров ( продовольственные, медикаменты, парфюмерия) устанавливается Правительством РФ.

Гарантийный срок- период в течение которого изготовитель обязан удовлетворять требования потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков.

Изготовитель и продавец вправе устанавливать гарантийные сроки. Если гарантийный срок не установлен, потребитель может предъявить претензии по качеству товару в течение 6 месяца, а если товар нанес ущерб имуществу или здоровью гражданина в течение 10 лет.

Срок реализации- дата до которой пищевой продукт может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских характеристик.

Срок хранения- это период в течение которого пищевой продукт при соблюдение установленных условий хранения сохраняет все свои свойства указанные в нормативной или технической документации и/ или в договоре купли-продажи.

141.Принципы кодирования товаров. Кодирование товаров по ОКП, в государственной системе тамо­женного контроля. Штриховое кодирование, цели, принципы, распространение

Кодирование –образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекту классификации.

Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекту классификации.

Штриховой код (ШК)— знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информа­ции о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требования­ми проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным усло­вием его экспорта. Отсутствие ШК отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизиро­ванное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода.

ШК в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функ­ции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функ­ций. Дополнительные функции ШК: автоматизированная идентификация товаров с помо­щью машиносчитывающих устройств; автоматизированные учет и контроль товарных запа­сов; оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения по­вышается на 30%, в некоторых случаях — до 80%); повышение скорости и культуры обслу­живания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Классификация ШК. ШК делятся на два вида: европейский — EAN и американский — UPC. Среди нескольких десятков схем кодирования (или символов), принятых к упот­реблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространенные. Кроме них довольно часто встречаются коды Inter­leaved 2 of 5, Code 39, Codabar. Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13 и EAN-14 (только для транспортной тары).

Общегосударственная классификация представлена в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП), при­нятом и введенном в действие с 1 июля 1994 г. ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопостави­мости и обработки информации в таких сферах деятельно­сти, как стандартизация, экономика, статистика и другие и включает систематизированный свод кодов и наименова­ний группировок продукции, построенных по иерархичес­кой системе классификации. Его используют при решении задач каталогизации продукции, сертификации, для анализа производства, реализации и использования продук­ции, осуществления снабженческо-сбытовых операций.

Общероссийский классификатор продукции выделяет 98 классов продукции.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифро­вой код, контрольное число (КЧ) и наименова­ние группировки продукции.

В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирова­ния. На каждой ступени классификации деление осуществ­лено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени классификации располагаются клас­сы продукции (XX 000), они кодируются двухразрядными кодами - от 01 до 99; на второй подклассы (XX Х000); на третьей — группы (XX XX00); на четвертой — под­группы (XX XXX0) и на пятой — виды продукции (XX ХХХХ). Коды двух-, трех-, четырех- и пятиразрядных группировок продукции дополнены нулями до шести раз­рядов и записываются с интервалом между вторым и тре­тьим разрядами. Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

Номенклатура гармонизированной системы (НГС) с 1991 г. применяется в РФ. НГС рекомендуется Советом таможенного сотрудничества, который был организован в 1953 г. для унификации систем таможенного контроля, улучшения техники таможенного дела. НГС была разработана в 1983 г. В нее включены все товары, обращающиеся в международной торговле. Существуют переходные ключи от ОКП к НГС.

Структура НГС:

Разделов 21(нумеруются римскими цифрами), групп 97 (нумеруются арабскими цифрами, в т.ч. 77 группа – резерв, дополнительные 98, 99 группы), п/групп 33 (в т.ч. разделы , группы, имеющие п/группы: VI – 28, 29, VII – 39, XI – 63, XIII – 69, XIV – 71, XV – 72), товарных позиций 1241, п/позиций 3558, субпозиций 5019 (в т.ч. 317 неделенных субпозиций).

Структура шестиразрядного кода обозначения построена по десятичной системе и включает код группы, товарные позиции и товарные субпозиции.

При группировке товаров используется следующий метод: из группы товаров выделяется один или несколько видов товаров, наиболее широко представленных в мировой торговле, а для остальных видов предназначается обобщенная классификационная группировка – «прочие». Они расположены на всех уровнях детализации, но основное количество на последнем уровне. На них приходится ¼ всех товарных субпозиций. В НГС принято выделять субпозиции «прочие» на уровне 5 и 6-го знака шестиразрядного кода цифрами 8 и 9. При необходимости последние могут быть детализированы в ВТО без нарушения общей системы.

Помимо рассмотренных выше в настоящее время при­меняется еще один вид классификации.

Для создания таможенного тарифа и представления сведений по международной статистике внешней торговли используется классифика­тор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России» (ТН ВЭД РФ). Классификационные группировки отдельных видов продукции выделяются для товаров, которые в достаточной сте­пени представлены в международной торговле. Товары расположены по принципу «от сырья через полуфабрикаты к готовой продукции».

Международной основой построения ТН ВЭД РФ является Гар­монизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Меж­дународная Конвенция о ГС была открыта к подписанию в Брюсселе 14 июня 1983 г.

Таможенные органы РФ классифицируют товары, то есть относят конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД РФ.1

Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Решения других органов и учреждений по классифи­кации товаров не используются в таможенных целях.

Десятизначный код товара включает в себя международную основу и уровни, применяемые странами ЕС, СНГ и Россией (в том числе страны Евразийского Экономического Сообщества). Структура кода ТН ВЭД РФ представлена на рис

ХХХХ - Товарная позиция

|

XX - Субпозиция /Уровень ГС

|

XX - Уровень номенклатуры стран ЕС (CN)

|

Х - Уровень ТН ВЭД СНГ

|

Х - Подсубпозиция / Уровень ТН ВЭД РФ

Классификация товаров осуществляется в соответствии со специ­ально разработанными правилами (Основные правила интерпретации ТН ВЭД РФ — ОПИ). Для правильной классификации товара необхо­димо буквально следовать тексту товарной позиции и примечаниям, которые даются к разделам и группам номенклатуры.

56. Международная и региональная стандартизация. Ее роль в развитии взаимопонимания и сотруд­ничества между странами. Стандарты ИСО, МЭК, евростандарты (EN) - их гармонизация

Международная организация по стандартизации (ИСО)

Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства.

При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относя­щихся к Компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совмест­ными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельно­сти в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллек­туальной, научно-технической и экономической областях.

Порядок разработки международных стандартов. Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты; подкомитеты, которые могут учреждать ТК, и рабочие группы (РГ) по конкретным направле­ниям деятельности.

Официальные языки ИСО - английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных стандартов ИСО.

Схема разработки международного стандарта сводится к следующему: заинтересованная сторона в лице комитета-члена, технического комитета, комитета Генеральной ассамблеи (либо организации, не являющейся членом ИСО) направля­ет в ИСО заявку на разработку стандарта. Генеральный секретарь по согласованию с комитетами-членами представляет предложение в Техническое руководящее бюро о создании соответствующего ТК. Последний создается при условиях: если большинство комитетов-членов голосуют "за" и не менее пяти из них намерены стать членами Р в этом ТК, а Техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта. Все вопросы в процессе работы обычно решаются на основе консенсуса комитетов-членов, активно участвующих в деятельности ТК. После достижения консенсуса вотношении проекта стандарта ТК передает его в Центральный секретариат для регистрации и рассылки всем комитетам-членам на голосование. Если проект одобряется 75% голосовавших, он публикуется в качестве международного стандарта.

Стандарты ИСО - наиболее широко используемые во всем мире, их более 10 тыс., причем ежегодно пересматривают­ся и принимаются вновь 500-600 стандартов.

Крупнейший партнер ИСО - Международная электротехническая комиссия (МЭК). В целом эти три организации ох­ватывают международной стандартизацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области ин­формационных технологий и телекоммуникации.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкрет­ной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, тех­нической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к то­вару устанавливаются в договорных отношениях.

Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Международная электротехническая комиссия создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участво­вали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации.

Большинство стран-членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Рос­сию представляет Госстандарт РФ), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия, Италия, Бельгия и др.).

Основная цель организации, которая определена ее Уставом - содействие международному сотрудничеству по стан­дартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стан­дартов и других документов.

Международные стандарты МЭК можно разделить на два вида: общетехнические, носящие межотраслевой характер, и стандарты, содержащие технические требования к конкретной продукции. К первому виду можно отнести нормативные документы на терминологию, стандартные напряжения и частоты, различные виды испытаний и пр. Второй вид стандартов охватывает огромный диапазон от бытовых электроприборов до спутников связи. Ежегодно в программу МЭК включается более 500 новых тем по международной стандартизации.

Основные объекты стандартизации МЭК: материалы для электротехнической промышленности (жид-кис, твердые, га­зообразные диэлектрики, медь, алюминий, их сплавы, магнитные материалы); электротехническое оборудование производ­ственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, ка­бель и др.); электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы); изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.); электронное оборудование бытового и производственного назначения; электроинструменты; оборудование для спутников связи; терминология.

Процедура разработки стандарта МЭК аналогична процедуре, используемой в ИСО.Европейский комитет по стандартизации (СЕН)

Европейский комитет по стандартизации существует с 1961 г. Членами СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Германии, Испании, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции, Швейцарии.

Основная цель СЕН - содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах ЕС, ЕАСТ и другие межправительственные организа­ции; путем обеспечения единообразного применения в странах-членах международных стандартов ИСО и МЭК; сотрудничества со всеми организациями региона, занимающимися стандартизацией; предоставления услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).

Процедура принятия стандарта включает одобрение проекта рабочей группой технического комитета, рассылку про­екта техническим бюро всем странам—членам СЕН в лице национальных организаций по стандартизации для голосования в установленный срок. Евронорма (европейский стандарт) считается принятой, если против проекта подано не более 20% го­лосов. Принятый стандарт вводится в национальную систему стандартизации всех стран-членов, в том числе и голосовав­ших против. Далее Административный совет рассматривает степень важности этого стандарта для стран—членов ЕС. В слу­чае положительного решения на него делается ссылка в соответствующей директиве ЕС и стандарт приобретает статус обя­зательного для выполнения в странах-членах ЕС.

Кроме евронорм, СЕН разрабатывает документы по гармонизации (HD) и предварительные стандарты (ENV), направ­ленные как на устранение технических барьеров в торговле, так и на ускорение внедрения прогрессивных технических тре­бований в производство новых товаров.

Кроме разработки стандартов на продукцию, услуги, процессы, СЕН занимается стандартизацией систем обеспечения качества продукции, методов испытаний и аккредитации испытательных лабораторий. В этом направлении созданы и утвер­ждены европейские стандарты-евронормы серии 29000 (EN 29000), которые по существу представляют собой принятие ме­ждународных стандартов ИСО серии 9000 "методом обложки".

Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ)

Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляются в соответствии с "Соглашением о прове­дении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации", которое является межправительст­венным и действует с 1992 г. Создан Межгосударственный совет стран-участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты.

В МГС рассмотрен вопрос об условиях прямого применения европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ. При этом должны соблюдаться следующие правила: на форзаце должно быть указание о том, какому евро­п

Наши рекомендации