Организация транспортно-экспедиционных операций; пути повышения эффективности перевозки товаров
Транспортно-экспедиционное обслуживание – комплекс услуг и операций, осуществляемых посредником за особую плату (комиссию) по поручению владельцев груза или торговых организаций.
Экспедитор:
• физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по транспортировке грузов как внутри страны, так и за ее пределами по поручению других физических или юридических лиц либо от своего имени и выполняет все необходимые вспомогательные операции;
• оператор смешанной перевозки, который выдает накладную ФИАТА и принимает на себя ответственность за выполнение договора смешанной перевозки в роли перевозчика.
Экспедиторское обслуживание:
• услуги по перевозке, консолидации, хранению, обработке, упаковке или распределению грузов;
• вспомогательные и консультационные услуги, связанные с выполнением вышеуказанных услуг, включая таможенные и финансовые вопросы, декларирование грузов для целей таможенного оформления, обеспечение страхования грузов, сбор документов, относящихся к грузам, обеспечение оплаты.
Перевозчик— физическое или юридическое лицо, реально выполняющее перевозки грузов собственным транспортом (фактический перевозчик), или любое лицо, принимающее на себя такую же ответственность, что и перевозчик, в результате четко выраженного или подразумеваемого обязательства взять на себя эту ответственность (договорный перевозчик).
Основанием для завоза товаров в розничное предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признак (вид, сорт и т.д.), а также требуемое количество товаров. Ее подписывает руководитель, заверяют печатью и отправляют поставщику для исполнения.
Товары доставляются в магазины и другие пункты продажи двумя методами: централизованным и децентрализованным.
Наиболее эффективен централизованный метод доставки товаров, когда товары доставляются силами и средствами поставщика на основе заявок и согласования сроков (по графику). При этом эффективно используется рабочая сила и транспорт, снижаются затраты на перевозку товаров. При этой системе работники розничных магазинов не отрываются от своей работы.
Основные подготовительные мероприятия поставщиков товаров: анализируют расположение магазинов розничной сети, группируют магазины по типам и объему товарооборота; рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры поставки, частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствах и многооборотной таре и определяют оптимальные маршруты; осуществляют подготовку механизмов погрузки и других транспортных средств; устанавливают материальную ответственность сторон; рассчитывают эффективность применения этого метода доставки и выявляют резервы.
Централизованная доставка грузов производится строго по установленным графикам (в них указывают номер маршрута, дни завоза, наименование и адрес магазина, вид транспорта и часы доставки)
Графики завоза товаров увязывают с маршрутами централизованной доставки. Маршруты бывают: линейные -за один рейс весь товар в один магазин; кольцевой маршрут - одним рейсом доставляют товар в несколько магазинов.
Составляется карат-схема размещения розничных магазинов. Сначала определяют линейные, а затем кольцевые маршруты (в соответствии с заявками).
В настоящее время широко используют при транспортировке тару-оборудование. При этом выполняются следующие основные операции: комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их в контейнер; зачехление и опломбирование контейнеров; доставка контейнеров в помещение склада, экспедиция; группировка контейнеров по принятым маршрутам; оформление передачи груженых контейнеров водителям; погрузка и крепление контейнеров в транспорте; доставка контейнеров с товарами в магазин; выгрузка контейнеров и перемещение в места хранения; оформление сдачи приемки товаров; прием, погрузка, доставка на базу порожних контейнеров.
Для повышения эффективности доставки товаров необходимо использовать технологические карты с подробными элементами товародвижения. Создание диспетчерской службы для сбора информации и контроля доставки.
Одной из причин низкой конкурентоспособности российских товаров является высокая доля затрат на транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров, уровень которых в несколько раз превышает аналогичные показатели индустриальных стран Запада. Это объясняется недостатками как транспорта, так и управления запасами, обусловленными общими недостатками командной системы, в особенности отсутствием стимулов для экономии ресурсов. К ним относятся и отсутствие гибкости в деятельности транспортных предприятий, и огромный, неэффективно эксплуатируемый парк подвижного состава транспорта общего пользования и ведомственного транспорта, и неразвитая инфраструктура, и усложненная документация, и задержки в пунктах взаимодействия разных видов транспорта, и недостатки систем банковских операций и страхования грузов.
Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в перевозке является транспортно-экспедиционная фирма (или экспедитор). Согласно ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Дополнительными услугами, оказываемыми экспедитором клиенту, как правило, являются: получение документов для экспорта-импорта грузов; выполнение таможенных формальностей; проверка количества и состояния груза; погрузка-разгрузка транспортных средств; уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой; хранение, складирование, сортировка, комплектация груза; информационные услуги, страхование и т.п.
Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров заключается в планировании, организации и осуществлении доставки товаров от мест их производства до мест потребления с использованием оптимальных способов и методов. Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) на автомобильном транспорте рассматривается как система доставки, включающая в себя перевозку товара от изготовителя до потребителя и выполнение связанных с ней погрузочно-разгрузочных работ, хранение (расфасовку, упаковку, складирование), страхование, финансовые услуги, информационные процессы и ведение документации. Процесс выполнения (помимо «чистой» перевозки) целого ряда работ, операций и услуг, комплекс которых обеспечивает эффективное распределение товаров, называется доставкой товаров.
Транспортное обслуживание определяется как деятельность транспортно-экспедиционных предприятий, связанная с процессом перемещения грузов в пространстве и во времени с предоставлением перевозочных, погрузочно-разгрузочных услуг и услуг хранения. Экспедиционное обслуживание является составной частью процесса движения товара от производителя к потребителю и включает выполнение дополнительных работ и операций, без которых немыслим перевозочный процесс. При экспедиционном обслуживании предоставляются экспедиционные, коммерческо-правовые и информационно-консультационные услуги. Таким образом, функции транспорта в системе распределения товаров заключаются в выполнении транспортного и экспедиционного обслуживания.
В настоящее время в целях повышения качества обслуживания клиентов экспедиторские организации строят новые терминалы, которые будут располагать цехами для технического обслуживания большегрузных автомашин. Планируется, что некоторые терминалы будут иметь свою собственную железнодорожную ветку, а для сокращения времени на таможенные формальности на них предполагается ввести в эксплуатацию электронную систему таможенного контроля.
Экспедиторские организации предоставляют услуги по любой логистической операции, связанной с перевозочным процессом. Например, они берут на себя функции по выполнению таможенных формальностей, отвечают за сохранность груза в пути, гарантируют его доставку необходимой скоростью и т. д. При этом услуги оказываются по всей логистической цепи, начиная от поставщика сырья и кончая доставкой готовой продукции потребителям. Как показывает практика, подключение услуг к информационной автоматизированной системе управления производством позитивно сказывается на всей ее деятельности.
Исследование и анализ проблемы качества транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей показали, что в основе существующих концепций обслуживания лежит утверждение: высокий уровень качества транспортных услуг достигается при условии обеспечения комплексного обслуживания. Иными словами, чем больше услуг будет оказано потребителям, тем выше будет уровень качества обслуживания. Вместе с тем в условиях рынка обслуживание с более широким ассортиментом предлагаемых услуг, чем это необходимо потребителю, обходится последнему дороже. Таким образом, основным фактором, определяющим качество доставки грузов, является время (сроки) доставки грузов, рассматриваемое как один из наиболее значимых параметров качества обслуживания потребителей. Качество доставки предполагает также скорость и регулярность поставки грузов, их сохранность при перевозке, а также ликвидацию излишних перегрузочных операций. Первые два параметра во многом определяют реакцию на изменения конъюнктуры рынка и уровень товарных запасов.
****.Основы проектирования магазинов и складов, пути его совершенствования
Для строительства и реконструкции магазинов необходимо наличие проектно-сметной документации. Для этого необходимы проекты, представляющие собой комплекс технической и конструкторской документации, содержащей обоснование, расчеты, чертежи, сметы, пояснительные записки и прочие материалы.
Различают три вида проектов: 1. Индивидуальные; 2. Повторно-применяемые; 3. Типовые.
Индивидуальные проекты разрабатываются, как правило для разового применения уникальных зданий и сооружений. Некоторые индивидуальные проекты могут быть использованы повторно. Строительство торговых предприятий ведется в основном по типовым проектам. Они для многократного применения при строительстве одинаковых по своему назначению объектов.
Проектирование магазинов основывается на принципах: обоснование целесообразности строительства и определение основных технологических, конструктивных, объемно-планировочных, архитектурных и других решений; вариантности, разработка нескольких вариантов проектов, с целью выбора эффективного; комплектность, строгая увязка всех частей проекта; использование типовых проектов, сокращение затрат; применение единых норм проектирования для разработки экономичных проектов.
Строительные норма и правила состоят из 5 частей: 1. Организация, управление, экономика. 2. Нормы проектирования. 3. Правила производства и приемки работ. 4. Сметные нормы. 5. Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.
Проекты строительства и реконструкции разрабатывают на договорной основе проектные институты.
Технико-экономическое обоснование включает следующие разделы: исходные данные и положения; мощность, номенклатура товаров, специализация; обеспечение товарами, энергией, водой, трудовыми ресурсами; основные технологические решения, состав, организация, управление; выбор района, площади, их характеристики; основные строительные и конструктивные решения и их параметры; организация строительства; охрана окружающей среды; расчетная стоимость строительства; эффективность капитальных вложений; выводы и предложения.
Применение типовых проектов позволяет максимально использовать при строительстве типовые строительные конструкции и узлы на базе унифицированных объемно-планированных решений. При этом учитываются климатические и местные условия и включает: технический проект магазина; пояснительную записку; схему генерального плана; технологическую часть; технологию производственных и торговых процессов; механизацию и автоматизацию технологических процессов; энерго, теплоснабжение, связь, сигнализация; строительная часть; архитектурно-строительные решения; отопление, вентиляция, водопровод, канализация; рабочие чертежи; пояснительная записка; чертежи бетонных, стальных конструкций и др.; сметы.
***.Содержание и рационализация торговых процессов на складах
На складах выполняется целый комплекс разнообразных последовательно выполняемых операций по поступлению, хранению и отпуску товаров. Эти операции в совокупности составляют складской технологический процесс.
Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.
Товары на склады поступают различными видами транспорта. При наличии железнодорожных подъездных путей товары могут поступать в вагонах или контейнерах. Значительная их часть завозится на склады автотранспортными средствами.
Выполнение операций, связанных с поступлением товаров, предусматривает разгрузку транспортных средств, доставку товаров в зону приемки, распаковку и приемку их по количеству и качеству.
Принятые товары доставляют в зону хранения, где их размещают на стеллажах или укладывают в штабеля. В зависимости от физико-химических свойств товаров для них создают определенные условия хранения.
Далее следуют операции, связанные с отпуском товаров покупателям: отборка товаров; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка товаров к отпуску (переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке товаров покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка товаров); сдача товаров получателям.
Существенное влияние на общую продолжительность процесса товародвижения оказывает скорость выполнения технологического складского процесса, которая зависит от задач и функций, выполняемых складом, условий поставки товаров, степени механизации складских операций. Технология выполнения складских операций в определенной мере зависит от особенностей устройства складских помещений и их размеров, внутренней планировки складов, оснащения складов оборудованием для хранения товаров.
В основу рациональной организации складского технологического процесса положены следующие важнейшие принципы: планомерность и ритмичность, рациональная организация товарного потока, эффективное использование средств труда, механизация и автоматизация складских операций, полная сохранность свойств товаров.
Складской технологический процесс должен быть четко спланирован. Для этих целей разрабатываются календарные планы и графики поступления и отпуска товаров, которые позволяют заблаговременно подготовиться к выполнению операций по разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более производительно использовать складские площади, транспортные средства и рабочую силу.
Ритмичность технологического процесса предполагает повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. Соблюдение ритмичности в работе склада способствует равномерному распределению рабочего времени, что обеспечивает надлежащий режим труда и отдыха работников, а также наиболее полному использованию транспортных средств и складских помещений.
Рациональная организация товарного потока предусматривает внутрискладские перемещения товаров максимально короткими, непересекающимися, противоположно направленными путями. Пути движения товаров должны быть максимально выпрямленными как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Такая организация товарного потока обеспечивает сокращение длительности выполнения отдельных операций и требует меньших затрат на перемещение грузов.
Принцип эффективного использования средств труда предполагает оптимальное использование площади, емкости и оборудования складов.
Важную роль в рациональной организации и осуществлении технологического процесса играют механизация и автоматизация складских операций. В механизации и автоматизации складских операций заложены огромные резервы роста производительности труда складских работников, повышения эффективности использования площади и емкости складов, ускорения погрузочно-разгрузочных операций, сокращения простоев транспортных средств.
Обеспечение полной сохранности свойств товаров — также один из важнейших принципов рациональной организации складского технологического процесса. Оно достигается созданием надлежащего гидротермического режима хранения товаров, удобной системой их укладки и размещения, организацией постоянного контроля в процессе хранения.
Одним из условий рациональной организации складского технологического процесса является четкое распределение обязанностей между работниками, выполняющими соответствующие операции