Как наше «христианское» правительство урезывает праздники для рабочих

Кроме правила о рабочем времени новый закон содержит также правило об обяза­тельном воскресном и праздничном отдыхе фабричных и заводских рабочих. Пресмы­кающиеся писаки, которых так много среди русских газетчиков и журнал истов, по­спешили уже восхвалить за это правило превыше небес наше правительство и его гу­манность. Мы увидим сейчас, что на деле этот гуманный закон стремится урезать праздники для рабочих. Но сначала рассмотрим общие правила о воскресном и празд­ничном отдыхе. Заметим прежде всего, что об установлении воскресного и празднич­ного отдыха законом ходатайствовали петербургские фабриканты 14 лет тому назад (в 1883 г.). Значит, русское правительство и тут только тормозило и тянуло дело, сопро­тивляясь реформе, доколе было возможно. По закону, в расписание праздников, в ко­торые не полагается работы, обязательно включаются все воскресенья и затем еще 14 праздников, о которых мы еще будем говорить подробно ниже. Работу в праздник за­кон запрещает не безусловно, но допущение ее ограничено следующими условиями: необходимо, во-1-х, «взаимное соглашение» фабриканта и рабочих; во-2-х, работа в праздничный день допускается «взамен буднего»; в-3-х, о состоявшемся соглашении насчет замены праздника буднем необходимо сообщить немедленно фабричной ин­спекции. Таким образом, работа в праздники ни в каком случае не должна, по закону, уменьшить число дней отдыха, ибо фабрикант обязан заменить рабочий праздник нера­бочим буднем. Рабочим

НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН__________________________ 289

следует всегда иметь это в виду, а также то, что закон требует для такой замены взаим­ного соглашения фабриканта и рабочих. Значит, рабочие всегда могут на вполне закон­ном основании отказаться от такой замены, и фабрикант их принуждать не вправе. На деле, конечно, фабрикант и тут будет принуждать рабочих посредством такого приема: они станут спрашивать рабочих поодиночке об их согласии, и каждый рабочий побоит­ся отказаться, опасаясь, как бы несогласного не рассчитали; такой прием фабриканта будет, конечно, незаконен, ибо закон требует соглашения рабочих, т. е. всех рабочих вместе. Но каким же образом могут все рабочие одного завода (их иногда несколько сот, даже тысяч, разбросанных по многим местам) заявить о своем общем согласии? Закон этого не указал и этим опять-таки дал в руки фабриканта средство прижать рабо­чих. Чтобы не допустить такой прижимки, у рабочих есть одно средство: требовать в каждом таком случае выбора депутатов от рабочих для передачи хозяину общего реше­ния всех рабочих. Такое требование рабочие могут основывать на законе, ибо закон го­ворит о соглашении всех рабочих, а все рабочие не могут же говорить сразу с хозяином. Учреждение выборных депутатов от рабочих будет для них вообще очень полезно и пригодится для всяких других сношений с фабрикантом и с конторой, так как отдель­ному рабочему очень трудно и часто даже вовсе невозможно заявлять требования, пре­тензии и т. п. Далее, про рабочих «инославных исповеданий» закон говорит, что для них «разрешается» не вносить в список праздников те дни, которые не чтутся их церко­вью. Но ведь зато есть другие праздники, которые чтутся католиками и которых нет у православных. Закон об этом умолчал, попытавшись, следовательно, несколько при­жать неправославных рабочих. Еще сильнее прижимка рабочих нехристиан: для них, по закону, «допускается» вносить в праздники другие дни недели вместо воскресенья. Только «допускается»! Наше христианское правительство так дико травит лиц, не при­надлежащих к господствующей религии, что возможна, пожалуй, и здесь попытка при­теснить




290__________________________ В. И. ЛЕНИН

нехристиан посредством неясности закона. Закон же выразился тут очень темно. Надо понимать его так, что один день в неделе обязательно должен быть днем отдыха и до­пускается лишь замена воскресенья другим днем. Но и «господствующая» религия дает поблажку только «господам», а для рабочего человека она тоже не упустит случая при­думать всякую каверзу. Посмотрим-ка, какие праздники требует закон вносить обяза­тельно в расписание. Хорошо ведь это говорить об установлении воскресного и празд­ничного отдыха; на деле и до сих пор рабочие не работали обыкновенно, в большинст­ве случаев, ни в воскресенья, ни в праздники. Закон может ведь так установить празд­ничный отдых, что число обязательных праздников окажется гораздо ниже обычных праздников. Именно так и сделало в новом законе наше христианское правительство. Обязательных праздников новый закон установил 66 в году, 52 воскресенья, 8 праздни­ков в числах (1 и 6 января, 25 марта, 6 и 15 августа, 8 сентября, 25 и 26 декабря) и 6 праздников передвижных (пятница и суббота страстной недели, понедельник и вторник пасхи, вознесение и сошествие святого духа). А сколько было до сих пор на наших фабриках обычных праздничных дней в году? Точные сведения об этом имеются в на­шем распоряжении по Московской и Смоленской губерниям, да и то только для неко­торых фабрик. Но так как различия между отдельными фабриками и даже между обеи­ми губерниями очень не велики, то эти сведения вполне пригодны для суждения о на­стоящем значении нового закона. По Московской губернии сведения собраны были о 47 крупных фабриках, имеющих вместе свыше 20 тысяч рабочих. Оказалось, что для ручных фабрик обычное число праздников в году 97, а для механических 98. Самое меньшее число праздников в году оказалось 78: эти 78 дней празднуются во всех без исключения исследованных фабриках. По Смоленской губернии сведения есть о 15 фабриках, имеющих около 5—6 тысяч рабочих. Среднее число праздников в году — 86, т. е. почти столько же, сколько и в Московской губернии; самое меньшее число празд-




НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН__________________________ 291

ников найдено было на одной фабрике с 75 праздниками. Этому обычному на русских фабриках числу праздничных дней в году соответствовало и число праздников, уста­новленных в заводах, подчиненных военному ведомству; именно, там установлено 88 праздников в году. Почти столько же дней признается по нашим законам неприсутст­венными (87 дней в году). Следовательно, обычное число праздников в году было до сих пор у рабочих такое же, как и у остальных граждан. Наше «христианское прави­тельство», заботясь о здоровье рабочих, выкинуло из этих обычных праздников четвер­тую часть, целых 22 дня, оставив только 66 обязательных праздников. Перечислим эти откинутые правительством в новом законе обычные праздники. Из праздников в числах откинуты: 2 февраля — сретение; 9 мая — Николин день; 29 июня — Петров день; 8 июля — казанской; 20 июля — Ильин день; 29 августа — Ивана крестителя; 14 сентяб­ря — воздвижение; 1 октября — покров (даже этот праздник правительство сочло из­лишним и необязательным. Можно быть уверенным, что из фабрикантов не найдется ни одного, который бы решился заставить рабочих работать в этот день. Правительство и здесь опять-таки защищает интересы и прижимки худших фабрикантов); 21 ноября — введение во храм; 6 декабря — Николин день. Итого откинуто 10 праздников в числах . Далее из передвижных праздников откинуты суббота масленой недели и среда послед­ней недели, т. е. два праздника. Всего, значит, откинуто 12 праздников из самого мень­шего числа праздников, которые давались до сих пор на отдых рабочим по господство­вавшему обычаю. Правительство так любит называть себя «христианским» правитель­ством; обращаясь к рабочим, министры и другие чиновники услащают свою речь фра­зами о «христианской любви» и «христианских чувствах» фабрикантов к рабочим, пра­вительства к рабочим и т. д.

как наше «христианское» правительство урезывает праздники для рабочих - student2.ru Мы перечислили только те праздники, которые праздновались до сих пор на всех фабриках. Есть и еще много праздников, общих для громадного большинства фабрик, напр., запусты, пятница масленой недели, четверг, пятница и суббота пасхальной недели и многие другие.

292__________________________ В. И. ЛЕНИН

Но как только вместо фраз начинается дело, так все эти лицемерные и ханжеские слова летят к черту, и правительство превращается в торгаша, стремящегося где только мож­но оттягать что-нибудь у рабочих. Давным-давно сами фабриканты, именно лучшие из них, ходатайствовали об установлении законом воскресного и праздничного отдыха. Правительство, после 15-летней проволочки, издает наконец такой закон, установляет обязательность воскресного и праздничного отдыха, но за эту уступку рабочим не упускает случая еще прижать их, выкидывая из числа обязательных праздников четвер­тую часть обычных праздников. Правительство поступает, следовательно, как настоя­щий ростовщик: делая одну уступку, оно старается наверстать ее на какой-нибудь дру­гой прижимке. После такого закона очень легко может быть, что на некоторых фабри­ках хозяева попробуют уменьшить число дней отдыха для рабочих, попробуют заста­вить рабочих работать в те праздники, которые до сих пор праздновались, но не вклю­чены законом в число обязательных. Чтобы не допустить ухудшить свое положение, рабочие и в этом отношении должны быть всегда готовы дать отпор всякой попытке уменьшения числа праздников. Закон указывает только обязательные праздники; но рабочие имеют право требовать кроме них и других праздников. Необходимо только добиваться, чтобы все праздники были внесены в правила внутреннего распорядка, и не доверять словесным обещаниям. Рабочие только тогда могут быть уверены, что их не заставят работать в праздник, когда этот праздник внесен в правила внутреннего распо­рядка. Точно так же, как насчет праздников, — новый закон и насчет полупраздников попытался оставить дело по-прежнему и даже отчасти ухудшить его. Полу праздник ус­тановлен в законе только один — именно канун рождества: в этот день работы должны быть окончены не позже полудня. Так было и до сих пор на большинстве фабрик, а ес­ли на какой-нибудь фабрике и не освобождали рабочих в полдень в сочельник, то дава­ли им по большей части полупраздник в канун

НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН__________________________ 293

какого-нибудь другого большого праздника. Вообще один полу праздник в год был и до сих пор установлен на большинстве фабрик. Затем в субботы и в канун праздников ра­бочий день ограничен новым законом 10-ю часами, т. е. на 1V2 часа меньше обычного рабочего дня. В этом отношении закон тоже не внес улучшения в положение рабочих, и возможно даже, что ухудшил его: до сих пор почти на всех фабриках работы по суббо­там оканчивались раньше обыкновенного. Один исследователь, собравший много све­дений по этому вопросу и вообще близко ознакомившийся с фабричным бытом, утвер­ждал: в среднем выводе можно безошибочно принять, что по субботам работа заканчи­вается за 2 часа до урочного времени. Значит, закон и тут не упустил случая, превращая обычный отдых в обязательный, оттягать за эту уступку у рабочих еще хоть полчасика. Полчасика в каждую неделю, это составит в год (положим 46 рабочих недель) — 23 ча­са, т. е. два дня лишней работы на хозяина... Не дурной подарок нашим бедным неиму­щим фабрикантам! Можно быть уверенным, что эти рыцари денежного мешка не по­стесняются принять и такой подарок и приложат все усилия, чтобы вознаградить себя таким образом за «жертвы», наложенные на них новым законом (как они любят выра­жаться), и в этом отношении, следовательно, рабочим приходится рассчитывать только на себя, на силу своего объединения. Без упорной борьбы рабочему классу и в этом от­ношении не дождаться, несмотря на новый закон, улучшения своего положения.

Наши рекомендации