Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений.

Российская трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в период экономического кризиса в своих рекомендациях отметила, что в антикризисных программах организаций могут применяться различные меры и способы выхода из кризиса, обусловленные спецификой, условиями деятельности и финансово-экономическим состоянием организации. Подготовка мероприятий по содействию занятости и сохранению кадрового потенциала организации, должна основываться на нормах трудового законодательства РФ. Использование тех или иных мер должно быть согласовано в ходе переговоров социальных партнеров. Среди возможных мер могут быть выделены следующие действия, связанные с сохранением кадрового потенциала и рабочих мест:

- отказ от применения на определенный период сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни;

- временный отказ от введения совмещения профессий;

- временное ограничение приема работников и сокращение вакансий;

- перевод высвобождаемых работников на постоянную работу на места, занимаемые работниками-совместителями;

- перевод работников на работу в другие подразделения и организации;

- совершенствование графиков работы с введением режима неполного рабочего времени;

- установление для отдельных работников неполной рабочей недели с корректировкой размера зарплаты локальными нормативными актами организацией, принимаемые с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;

- предоставление по просьбе работников (по личному заявлению) отпусков без сохранения зарплаты;

- передача подразделениям организации для выполнения собственными силами работ, ранее выполнявшихся подрядными организациями.

В антикризисную программу рекомендовано также включать мероприятия, предусматривающие:

− осуществление опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;

− переобучение, повышение квалификации работников с учетом имеющихся вакантных рабочих мест в организации, ее филиалах, в том числе на условиях совместного с органами местного самоуправления долевого финансирования программ обучения работников крупных организаций за счет средств, предусмотренных для реализации региональных программ занятости;

− оказание помощи в поиске работы в организациях соответствующего вида экономической деятельности, в том числе расположенных в других регионах, при содействии государственной службы занятости;

− направление работников на обучение другим профессиям в связи с возможным перепрофилированием производства;

− установление режима неполного рабочего времени для самостоятельного поиска работы.

Антикризисная программа организации должна учитывать реализуемую региональную программу содействия занятости населения. В комплекс планируемых мер стороны социального партнерства должны включать: совместные мероприятия, обеспечивающие занятость работников, находящихся под риском увольнения; механизмы по контролю за выполнением намеченных мер с ответственностью сторон; содержать и иные мероприятия, обеспечивающие снижение социальной напряженности, в том числе в области охраны труда.

В период кризиса необходимо более тесное взаимодействие социальных партнеров на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений:

- на федеральном уровне – путем проведения консультаций в рамках Российской трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и на двусторонней основе;

- на региональном и территориальном уровнях – путем участия социальных партнеров в разработке планов антикризисных мер регионов и муниципальных образований.

Российская трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, а также трехсторонние комиссии в субъектах РФ в рамках проведения консультаций с Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ в целях снижения социальной напряженности на рынке труда и предотвращения массового высвобождения работников в регионах предусматривают рассмотрение вопросов взаимодействия социальных партнеров в условиях экономического кризиса и на этой основе могут вносить в Правительство РФ предложения к проектам законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Рекомендации Российской трехсторонней Комиссии нашли свое реальное воплощение в действиях социальных партнеров по регулированию социально-трудовых отношений. Так, руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций в сентябре 2009 г. охарактеризовал ситуацию на рынке труда РФ, отметив, что антикризисные меры помогли сохранить работу 3 млн. россиян. Рынок труда стал главным индикатором глубины экономического кризиса для России. По данным Росстата, регистрируемая безработица в сентябре 2008 г., составлявшая порядка 1,2 млн. человек, по итогам апреля 2009 года подскочила до 2,3 млн. человек. Летнее затишье немного снизило число безработных, но лишь до 2,1 млн. человек на начало сентября 2009 г. При этом реальное число россиян, не имевших работы, оценивалось в 6,3 млн. человек, что сопоставимо с уровнем 1995 г. На рынке труда государство предприняло следующие антикризисные меры:

- был изменен подход к участию государства в происходящих на рынке труда процессах с точки зрения взаимоотношений работодателя и работника; был сделан упор на поддержку работодателя с целью сохранения трудового коллектива и снижения уровня регистрируемой безработицы;

- было принято решение о разработке региональных программ по стабилизации ситуации на рынке труда и существенном государственном финансировании этих программ; их реализация вместе с другими усилиями государства позволила не допустить высвобождения 3 млн. человек, которые потенциально могли стать безработными; в той или иной форме они сохранили работу; удалось не допустить резкого скачка регистрируемой безработицы;

- в наиболее сложной ситуации оказались регионы-доноры, регионы с высоким уровнем развития промышленности, так как произошел спад интереса к той продукции, которую они производят (это металлургия, промышленное производство, ТЭК);

- исторически осенний период и начало зимы в РФ характеризуется увеличением числа обращений граждан в службы занятости; прогнозируется приток людей, которые лето проводят на своих дачных участках, просто отдыхают или заняты на временных сельскохозяйственных работах; ожидается приток в службу занятости и выпускников всех форм профессионального образования, которые не смогут трудоустроиться по своей специальности. Общее число таких обращений может составить 350-400 тыс. человек. По итогам 2009 г. численность зарегистрированных безработных составила 2,5 млн. человек, что на 300 тыс. меньше прогнозной оценки Минздравсоцразвития РФ;

- федеральный бюджет постановлением Правительства РФ выделил на стабилизацию ситуации на рынке труда почти 43,7 млрд. руб.; к концу 2009 года объем финансирования антикризисных мероприятий на региональных рынках труда составил более 30 млрд. 316 млн. руб. (что меньше заявленной регионами изначальной суммы); в субъектах РФ приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее обучение 173 тыс. работников в случае угрозы массового увольнения; создание временных рабочих мест и организацию общественных работ, стажировок для безработных и выпускников (982 тыс. мест); помощь по переезду в другую местность для работы (15 тыс. чел.); содействие лицам, желающим открыть свое дело;

- по состоянию на сентябрь 2009 г. в этих программах участвовало 1 млн. 109 тыс. 900 человек. Предполагалось, что такого рода поддержкой будут охвачены в 2009 г. 2 млн. человек, но тренды в экономике сменились на более позитивные, многие предприятия, преодолев временные трудности, вернулись к производству. В этой связи, к концу 2009 г. число участников программ составило 1,6 млн. человек;

- россияне неохотно переезжают в другие регионы, даже если там есть работа; из почти 17 тыс. запланированных участников к этой программе присоединились только 4,7 тыс. человек; это объясняется тем, что компенсация на проживание составляет 550 руб. в сутки; на эти деньги можно снять жилье, а многие россияне хотят переехать туда, где есть работа, на постоянное место жительства; для этих целей можно привести в порядок оставленные дома во многих населенных пунктах в сельской местности, создав там социальную инфраструктуру (поликлиники, детские сады, школы). К концу 2009 г. в этой подпрограмме участвовало 15 тыс. человек, в основном молодежь;

- более 27 тыс. человек на сентября 2009 г. получили поддержку по подпрограмме самозанятости населения; по итогам 2009 г. в ней поучаствовало 55,8 тыс. человек, получив материальную поддержку своей предпринимательской инициативы;

- ситуация с нарушением трудовых прав работников обстоит следующим образом: проблемы есть с соблюдением безопасности условий труда, так как работодатели значительно сократили расходы по этой статье; лучше обстоят дела с задолженностью по зарплате; по данным Росстата на сентябрь 2009г. суммарная задолженность по зарплате составила порядка 6,5 млн. руб., снизившись за месяц почти на 10%. В целом за допущенные нарушения трудового законодательства в первом полугодии 2009г. к административной ответственности было привлечено более 66 тыс. виновных должностных и юридических лиц (почти на 12% больше, чем в первом полугодии 2008г.);

- пока плохо развивается важная функция рынка труда – внутри- и межрегиональное перераспределение национальной рабочей силы (внутренняя трудовая миграция); Россия регулирует потребность в рабочей силы развивающихся отраслей за счет привлечения, в основном иностранной рабочей силы; в рамках данной подпрограммы сделаны только первые шаги – государство стало помогать российским мигрантам (потенциальным предпринимателям) с юридическим оформлением и выплатой «подъемных» в размере годового максимального размера пособия по безработице – 58,8 тыс. руб.; для России наиболее приемлемым методом рационального размещения трудовых ресурсов при внутренней миграции является вахтовый метод работы;

- существует проблема с внешней трудовой миграцией – в Россию приезжает, в основном низкоквалифицированная рабочая сила (лишь 5% составляют специалисты высокой квалификации) по профессиям малопривлекательным для российских граждан; из России чаще всего уезжают за рубеж молодые специалисты и задержать их можно путем создания привлекательных условий для работы на российских предприятиях; в качестве первого шага российское Правительство активно поддерживает стажировку молодых специалистов на предприятиях, для которых их готовили;

- Правительство РФ в 2009г. разделило финансовую антикризисную помощь, выделив социальной сфере – 79 млрд. руб.; атомщикам и авиастроителям – 71 млрд. руб. Это были неосвоенные средства в российской казне, подлежащие переделу. Поддержка социальной сферы – это поддержка социальной стабильности: 33,9 млрд. руб. в 2009г. пошли в регионы на борьбу с безработицей; эти средства направлены на обеспечение занятости выпускников школ и вузов, на создание более 2,5 тыс. малых предприятий и 30 тыс. рабочих мест для их трудоустройства; 28 млрд. руб. – на строительство жилья для военнослужащих; 6,3 млрд. руб. – на закупочные интервенции на рынках сельхозпродукции;

- проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией предприятий и сокращением персонала, перевода предприятий в режим сокращенного рабочего времени; при этом бизнес и органы власти должны соблюдать трудовое законодательство по социальной защите высвобождаемых работников, растягивая во времени процесс высвобождения (максимальный размер пособия по безработице с 1.01.2009г. составил 4900 руб.); при этом действующие предприятия не должны сохранять любой ценой рабочие места; они могут освобождаться от излишней и неэффективной занятости;

- условием выделения государственной поддержки предприятиям является сохранение и создание рабочих мест для трудоспособных инвалидов;

- важной государственной задачей стало внесение изменений в законодательство; с 1.01.2009 года внесены изменения в закон о занятости населения, что усилило роль Правительства в вопросах занятости и реализации дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда; эти изменения возложили ответственность и дополнительные обязанности на работодателей по уведомлению службы занятости о введении режима неполного рабочего дня/недели и о приостановке производства; тем самым государство стало контролировать предоставленное трудовым Кодексом РФ право работодателей вводить режим неполной занятости на срок до 6 месяцев;

- основное изменение в законе о занятости затронуло финансовую сторону вопроса и направлено на защиту граждан, вынужденных под нажимом работодателей написать заявление об увольнении по собственному желанию; такой категории граждан закон устанавливает теперь пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку за последние 3 месяца работы, но не выше максимальной величины пособия 4900 руб.

Таким образом, ключевая роль в решении проблем занятости в период экономического кризиса, приведшего к падению производства, росту безработицы и снижению доходов населения, отводится бюджетной политике Правительства РФ. В 2009 г. она носила ярко выраженный антикризисный характер. В ближайшие годы будет проводиться политика интенсивного наращивания человеческого потенциала, структурного обновления и диверсификации экономики, макроэкономического обновления, повышения уровня социальной защищенности, что соответствует государственным мерам по комплексной модернизации экономики и российского общества.

Вопросы для повторения и обсуждения.

1. В чем сущность социально-трудовых отношений и в каких формах они существуют?

2. Кто выступает в качестве субъектов социально-трудовых отношений?

3. Раскройте индивидуальный, групповой и смешанный уровни проявления социально-трудовых отношений.

4. Что является предметом социально-трудовых отношений на разных уровнях их проявления?

5. Из каких предметных блоков состоят социально-экономические отношения?

6. Раскройте сущность двух типов регулирования социально-экономических отношений.

7. Какие принципы положены в основу формирования типов социально-трудовых отношений?

8. Какие факторы влияют на формирование социально-трудовых отношений?

9. Какие критерии используют при оценке состояния и степени развитости социально-трудовых отношений?

10. Дайте характеристику моделям социально-трудовых отношений (биопартизму, трипартизму, тетрапартизму и мультипартизму).

11. Раскройте особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса.

12. Каков механизм сотрудничества социальных партнеров в период экономического кризиса?

13. Какова роль национальных объединенных профсоюзов в системе социального партнерства?

14. Раскройте сущность антикризисных мер в действиях Правительства РФ.


Наши рекомендации