Составление баланса доходов и расходов

Основным финансовым документом предприятия является баланс дохо-дов и расходов. Баланс доходов и расходов или финансовый план (баланс) представляет собой сводную характеристику финансового состояния предпри-ятия, раскрывающую источники формирования его капитала, размещение и ис-пользование этого капитала в текущем или плановом периоде. Баланс содержит доходы и расходы предприятия, которые должны иметь равновесное состояние своих значений на тот или иной календарный срок. Понятие «баланс» означает в данном случае полное равенство доходов и расходов предприятия. Основны-ми факторами, определяющими равновесное финансовое состояние всякой производственной или коммерческой фирмы, являются выполнение плана про-изводства и реализации продукции и пополнения за счет полученной прибыли собственного капитала, а также ускорение оборачиваемости своих активов, по-вышение эффективности производственной деятельности.

Финансовый план обычно разрабатывается на один год с детализацией по кварталам и, в некоторых случаях, по месяцам. При его составлении использу-ются показатели перспективного плана.

Показатели планового финансового баланса определяются источниками поступлений средств, затратами и расходами. В плановом балансе доходов и расходов находят также отражение финансовые отношения с государственным

бюджетом, банковской и страховой системами и по операциям на рынке цен-ных бумаг, а так же эмиссии собственных ценных бумаг.

Состав показателей планового баланса доходов и расходов предприятия представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять источники затрат (расходов), их соотноше-ние, степень и направление использования, распределение источников и сба-лансировать их с затратами или расходами.

Финансовый план содержит расчеты ряда других показателей: прибыли от производственной деятельности, амортизационных отчислений на восста-новление основных фондов, поступлений средств в порядке долгосрочного и среднесрочного кредитования, процентов банкам по кредитам, финансовых ре-зультатов от других видов деятельности.

Наибольший удельный вес в собственных капитальных вложениях име-ют суммы амортизационных отчислений. Планированию получения этих средств на предприятии должно быть уделено наибольшее внимание.

Состав и содержание финансового плана на предприятии зависят от вида, специфики и масштаба производства. Показателями в этих планах могут быть детальными или укрупненными. В любых случаях финансовый план состоит из показателей сгруппированных в доходную и расходную части. Форма докумен-та представлена в табл. 8.1.

При планировании деятельности предприятия прибыль или доход рас-сматривается как основной финансовый результат. Доход от выбытия основных фондов представляют собой превышения их продажной цены над остаточной стоимости. Финансовый результат от реализации иных активов (акций, мате-риалов, денежных документов, ценных бумаг) определяются также разностью между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью.

При планировании баланса доходов и расходов каждое предприятие должно правильно определить рыночную стоимость своих активов и пассивов на соответствующий плановый период.

Активы баланса состоят из двух основных частей: оборотные средства и основной капитал. Оборотные средства называются текущими активами, кото-рые в течение года превращаются в наличность или оборачиваются по схеме «ресурсы-деньги-товар» и т.д.

Главными элементами оборотных средств являются денежные ресурсы и материальные запасы.

Таблица 8.1

  Баланс доходов и расходов предприятия    
       
  Наименование показателей Сумма, тыс.  
  руб  
     
       
I. Доходы и поступления средств    

Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru

Прибыль от реализации продукции и услуг

Прибыль от продажи прочих активов

Доходы от выбытия основных фондов

Доходы от долевого участия в совместном предприятии

Доходы по акциям и другим ценным бумагам

Доходы от продажи валюты и курсовой разницы

Амортизационные отчисления

Долгосрочные ссуды банка

Ссуды от прироста оборотных средств

Прочие доходы и поступления

Итого доходов и поступлений

II. Расходы и отчисления средств

Налог на прибыль предприятия

Налог на имущество предприятия

Дивиденды акционерам

Долгосрочные капитальные вложения

Погашения ссуд и уплата процентов

Прирост оборотных средств

Уценка продукции

Резерв погашенныя безнадежных долгов

Отчисление в фонд потребления

Отчисление в фонд накопления

Образование резервного фонда

Создание фонда материальной помощи

Прочие расходы и отчисления

Составление баланса доходов и расходов - student2.ru

Итого расходов и отчислений

Составление баланса доходов и расходов - student2.ru

Основные средства, или фиксированные активы, служат длительное вре-мя и оборачиваются через несколько лет. Нематериальные активы складывают-ся из стоимости патентов, лицензий, торговых марок, репутации компании и

других неосязаемых ценностей, которые в условиях рынка становятся предме-том купли-продажи.

Пассивы баланса включают в себя обязательства предприятия перед своими кредиторами и собственный или акционерный капитал предприятия. Обязательства в свою очередь делятся на текущие, или краткосрочные, которые выплачивают в течение года, и долгосрочные, распределяемые на более дли-тельный срок выплат. Собственный капитал включает в себя уставной фонд, привилегированные и обычные акции, прибыль и резервы. Уставной капитал представляет собой сумму вкладов учредителей предприятия.

Баланс доходов и расходов предприятия, содержащий рыночную стои-мость и движение всех активов и пассивов, отражается в действующей годовой или иной финансовой отчетности. Министерством финансов Российской Феде-рации для периодической отчётности предприятий рекомендована форма бух-галтерского баланса, который служит не только отчетом за минувший финансо-вый период, но и является одновременно планом-ориентиром на предстоящий срок финансовой деятельности предприятия. Составляется он на основе данных действующего плана производства и реализации продукции, капитальных вло-жений и инвестиций, трудового и социального развития и других разделов комплексного социально-экономического плана.

Бюджетирование

Большое значение в настоящее время приобретает вид финансового пла-нирования – бюджетирование. Бюджетирование – это процесс составления и реализации бюджета предприятия, документа в соответствии с которым пред-приятие ведет свою хозяйственную деятельность. Бюджет, по существу, де-тальная смета финансовой деятельности предприятия на определенной период. Это смета доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функцио-нальных служб предприятия. Составление финансовых бюджетов предприятия

служит основой внутрихозяйственного планирования, соизмерения затрат и ре-зультатов.

Бюджетирование направленно на решение, прежде всего, следующих за-

трат:

- изыскание внутренних резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции, обоснование оптимальных уровней расхода финансо-

вых средств, оптимизация налоговой политики и др.;

- получение дополнительных конкурентных преимуществ, например, за счет более эффективной системы управления финансами;

- повышения инвестиционной привлекательности предприятия в глазах иностранных инвесторов.

Роль бюджетирования определяется необходимостью улучшения финан-сово-экономического состояния и повышения финансовой устойчивости как предприятия в целом, так и отдельных его структурных подразделений. Бюдже-тирование является важной составляющей процесса планирования на предпри-ятии, отражающей оценку необходимых показателей деятельности (в денежном выражении) и позволяющей эффективно управлять бизнесом.

Обычно на предприятии должен составляться общий (свободный) и част-ные бюджета.

Применительно к строительному предприятию (организации) структура общего бюджета имеет определенные специфические особенности. В общем виде бюджет предприятия подразделяется на операционный бюджет и финан-совый бюджет.

Операционный бюджет

Операционный бюджет включает в себя бюджеты:

- реализации (продаж);

- производства;

- прямых материальных затрат;

- прямых трудовых затрат;

- производственных накладных расходов;

- общих и административных расходов;

- прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Бюджет реализации строительной продукции–прогноз объема реализа-ции на бюджетный период продукции в стоимостном и физическом выражении в разрезе отдельных видов продукции (работ, услуг).

Результаты расчетов этого бюджета влияют на все последующие бюдже-ты. В зависимости от прогнозного объема продаж на последующих этапах пла-нируются производственная программа, величина и структура заказов, инве-стиций и источников финансирования.

В бюджете реализации определяется сумма денежных средств, которую предприятие может получить от своих заказчиков. Наиболее ответственное –

определение цены строительной продукции, которое закладывается в сметы. Ожидаемый денежный поток от реализации продукции и услуг будет входить в доходную часть бюджета движения денежных средств.

Бюджет производства определяет ожидаемый объем производства,ко-торый, в зависимости от особенностей предприятия, может быть объемом строительно-монтажных работ, объемом производства строительных материа-лов, деталей, конструкций.

В любых случаях объемы рассчитываются путем учета наличия запасов, реализации и оптимальных заделов на будущее.

Бюджет прямых затрат включает в себя материальные и трудовые за-траты. Бюджет прямых затрат на строительные материалы составляется по-сле определения объема производства и рациональных запасов на будущее. Он показывает, сколько сырья и материалов требуется для производства и сколько сырья и материалов должно быть закуплено.

Потребность прямых материальных затрат может быть определено с ис-пользованием технологических нормативов или средневзвешенных норм рас-

хода материальных ресурсов рассчитанных по данным прошлых бюджетных периодов. Последний метод определения прямых затрат является более про-стым, но дает более грубую оценку.

Бюджет прямых трудовых затрат –это затраты на оплату труда.Бюд-жет прямых затрат на труд составляется на основе бюджета производства с уче-том трудоемкости работ и товаров. Для этого необходимо отобрать нормативы трудоемкости и ставки оплаты труда, используя соответствующие сметные и другие нормы расценки.

Бюджет производственных накладных расходов включает в себя всепрочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и затра-тами на труд. К ним относятся постоянные затраты, напрямую не связанные с динамикой производства и продаж, например, амортизационные отчисления, услуги сторонних организаций, арендная плата и др. и переменные затраты, ко-торые изменяются пропорционально изменению объема производства, напри-мер, расходы на вспомогательные материалы.

Бюджет общих и административных расходов включает в себя статьиоперационных расходов, например, расходы по реализации строительной и прочей продукции, общие расходы по управлению и др.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках представляет собой расчетнуюоценку доходов и расходов строительной организации на предстоящий период.

Финансовый бюджет

Финансовый бюджет подразделяется на бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс и бюджет инвестиций.

Бюджет движения денежных средств составляется в виде притока-от-тока денежных средств за определенный период и состоит из разделов:

- поступлений, включающих в себя остаток денежных средств на начало периода, поступления денежных средств от заказчика и другие статьи поступ-

ления денежных средств;

- расходов денежных средств, отражающих все виды оттоков денежных средств на предстоящий период;

- избытка или дефицита денежных средств (разница между поступлением

и расходованием денежных средств);

- заемных средств и поступления задолженности на предстоящий период.

Бюджет движения денежных средств обычно составляется по видам дея-тельности: основной (производственной), инвестиционной и финансовой. Де-нежными поступлениями по основной деятельности являются, например, вы-ручка от реализации продукции (работ, услуг): поступление по инвестиционной деятельности – продажа основных средств, ценных бумаг; финансовой деятель-ности – кредиты и займы, полученные дивиденды по долгосрочным финансо-вым вложениям.

Денежные выплаты по основной деятельности – оплата поставщикам за материалы, выплата заработной платы работникам предприятия, арендные пла-тежи и т.п.; инвестиционной деятельности – покупка основных средств, ценных бумаг; финансовой деятельности – возврат кредитов и займов и процентов по ним, выдача дивидендов акционерам из чистой прибыли.

Прогнозный баланс позволяет оценить,как будет выглядеть финансовое по-ложение организации по прошествии соответствующего периода, выявить воз-можные неблагоприятные для организации финансовые последствия, проверить правильность других расчетов, выделить будущие финансовые источники и обя-зательства. Основной функцией прогнозного баланса при формировании бюджета предприятия является контрольная. Если все предварительные расчеты произве-дены правильно, то обязательно будет соблюдено равенство активов и пассивов.

Бюджет инвестиций рассматривает вопросы обновления–выбытия вне-оборотных активов (основных средств, долгосрочных финансовых вложений). Такой бюджет определяется, как потребностями текущего бюджетного периода (закупка оборудования и пр.), так и временным периодом, выходящим за рамки бюджетного (капитальное строительство, программы модернизации и пр.)

ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

9.1. Назначение оперативного планирование. Месячные планы строительного производства

Важнейшей составной частью единой системы планирования в строи-тельстве, средством улучшения организации и повседневного управления строительным производством является оперативное планирование.

Оперативные планы устанавливают конкретные производственные зада-ния по участкам производителей работ и мастеров, по бригадам и подсобным производствам на месяц, декаду, неделю, сутки, с учетом хода выполнения планов и выявленных дополнительных резервов увеличения объема строитель-но – монтажных работ, улучшения использования рабочего времени , строи-тельных материалов и конструкции, машин и транспортных средств.

Оперативные планы имеют целью: доведения общего (тактического) пла-на строительства до непосредственных исполнителей; организацию ежедневно-го контроля выполнения плана и устранения, возникающих в ходе работ откло-нений от плана; обеспечение правильной расстановки рабочих и создания усло-вий для выполнения плана каждой бригады и каждым рабочим; организацию своевременного снабжения строящихся объектов необходимыми материалами, конструкциями, изделиями и полуфабрикатами.

Любые решения руководства, связанные с строительным производством, принимаются с учетом временных параметров выполнения работ.

При составлении планов на более длительный период в них невозможно учесть все факторы, которые могут возникнуть в период, непосредственно предшествующий началу работ. По мере приближения к намеченным срокам выполнения тех или иных работ информированность о конкретной ситуации непрерывно возрастает. По этому признаку документы оперативного планиро-

вания делят на месячные оперативные планы и составленные на их основе не-дельные графики (планы) с разбивкой по суткам.

Оперативные планы и составленные на их основе недельно - суточные графики служат средством непосредственного руководства строительным про-изводством и осуществления диспетчерского управления. Непрерывное наблю-дение и контроль за ходом выполнения оперативных планов дают возможность своевременно обнаружитать нарушения сроков работ, выявлять их причины и планировать меры к устранению.

Оперативные планы необходимы для согласования, взаимной увязки строительно-монтажных работ, выполняемых общестроительной, специализи-рованными и монтажными организациями.

В каждый момент времени конкретный исполнитель должен иметь четко сформулированное задание. Поэтому на основе годового плана разрабатывают-

ся месячные планы, которые в ходе выполнения также уточняются и с учетом этого составляются недельно - суточные планы производства строительно-монтажных работ.

Месячные оперативные планы разрабатывают на уровне объекта, участка и строительной организации.

Исходными данными для составления месячного оперативного плана служат:

- годовые планы строительной организации;

- календарный план строительства объектов производственной програм-

мы строительной организации;

- календарный план производства работ на отдельных объектах;

- графики движения бригад;

- графики комплектации объектов материалами, изделиями и конструк-

циями;

- график перебазирования машин по объектам строительства;

- проекты производства работ на объекте;

- сметная документация;

- данные о состоянии работ на отдельных объектах на начало планового месяца;

- данные о возможности обеспечения строительства на начале планового месяца материалами, трудовыми и техническими ресурсами;

-планово - производственные нормы, учитывающие производственные и местные условия строительства.

Состав и содержания плана зависит от уровня, для которого он разраба-тывается. Структура форм оперативных планов может быть разнообразной.

В качестве примера приводим формы плана по участку мастера ( 1 – ОП), старшего производителя работ ( 2 – ОП), строительной организации ( 3 – ОП).

Любой из этих документов состоит из трех частей :

1. Производственная программа.

2. Технико - экономические показатели.

3. Потребность в материальных и технических ресурсах.

Месячный план мастера (прораба) по строительству отдельного объекта включает в себя показатели:

- срок ввода объекта в эксплуатацию, если он предусмотрен в планируемом месяце. В этом случае следует завершить все работы и подготовить соответст-

вующую документами для предъявления ее заказчику и органу гостройнадзора.

- объем строительно-монтажных работ, которые должны быть выполнены на объекте в предстоящем месяце собственными силами в натуральных измери-

телях и стоимостном выражении;

- план по труду и заработной плате;

- потребность в основных материалах, изделиях, конструкциях и полу-

фабрикатах;

- потребность в строительных машинах и механизмах.

Месячный план старшего производителя работ (начальника строительно-го участка) формируется путем суммирования показателей объектов, входящих

в состав участка. Объем строительных и монтажных работ, выполняемых на уровне участка, планируется по генподряду, в том числе собственными систе-

мами и по субподряду.

Начальнику участка входит в обязанность подготовки и предоставление субподрядчикам фронта работ, создание условий для их нормальной работы и координация деятельности всех участников строительства.

Месячный план строительной организации формируется как сумма ме-сячных планов строительных участков.

Каждая строительная организация может по своему усмотрению менять перечень показателей, а также устанавливать свой собственный порядок разра-ботки месячных оперативных планов. Один из подходов к составлению опера-тивных планов может быть следующий.

На основе годового плана работ и их выполнения за предыдущий месяц, а также ожидаемого выполнения плана текущего месяца плановый отдел строи-тельной организации устанавливает задание (контрольные цифры) на планируе-мый месяц. Эти задания разбиваются по участкам, а затем по мастерам (прорабам)

и доводятся до исполнителей не позднее, чем за неделю до начала планируемого месяца. В этих заданиях указываются объемы работ в денежном выражении, ко-

торые должны быть выполнены в предстоящем месяце на объектах.

Имея контрольную цифру, мастер производит набор работ на месяц на основе графиков производства работ, сметной документации и данных о фак-тическом состоянии работ на объекте. Набор работ передается начальнику уча-стка (старшему производителю работ) , который при необходимости, вносит в предложение мастера коррективы и составляет сводный набор работ по участ-ку. Подписанный сводный набор работ передается в производственный отдел строительной организации, где проводится расчет потребности в ресурсах на набранный объем работ, проверяются сроки завершения комплексов или этапов работ, объемы субподрядных работ, сводятся наборы работ воедино.

Форма №1 – оп

Оперативный план

по участку мастера ____________________ на _____________________

(месяц, год)

I. Производственная программа

Срок ввода объекта (или сдача объекта под монтаж оборудования) 1.

2.

План строительно-монтажных работ, затраты труда и заработная плата рабочих

Наименование объектов и ук- Единица измерения   Сметная Затраты Зара-   Срок(дата)  
рупненных комплексов работ   стоимость труда, ботная      
        чел./дня плата в      
  Количество     х руб.        
                     
  Единицы,тыс.руб Всего,тыс.руб. На едини-цу Всего На едини-цу   Всего Началоработ Оконча-ниеработ  
                         
Итого по основным работам                        
Работы за счет накладных рас-                        
ходов                        
Работы, выполняемые для суб-                        
подрядчика                        
Доплаты (в т.ч. фон мастера,                        
бригадира)                        

Всего

II. План по труду и заработной плате

1. Численность работников В том числе рабочих

2. Среднемесячная выработка работника В том числе рабочего

3. Фонд заработной платы работников В том числе рабочих

4. Заработная плата рабочих, занятых на погрузке и выгрузке (за счет об-

служивающих хозяйств)

III. Потребность в основных материалах, конструкциях, деталях и полу-

фабрикатов

Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru

Наименование деталей, Единица измерения Потребное количество

конструкций, материалов

Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru

IV. Потребности в строительных машинах и маханизмах

Наименование машин и Единица измерения Потребное количество
механизмов    
     

Форма №2 – оп

Сводный оперативный план

по участку ст. производителя работ

на____________

(месяц, год)

I. План ввода объектов в действие или сдача под монтаж (перечень объектов и сроки вводов)

1.

2.

II. План строительно-монтажных работ, затрат руда и заработной платы

рабочих

Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru

Наименование показателей   Единицаизмерений всего  
       
1.Объем строительно-монтажных работ по тыс.руб    
генподряду      
       
В том числе работы:   -    
выполняемые собственными силами      
  -    
выполняемые субподрядчиками      
  -    
Из них:      
  -    
санитарно-технические работы      
  -    
электромонтажные работы      
  -    
монтаж оборудования и т.д.      
  -    
2.Численность работников на строительно-    
чел.    
монтажных работах и в подсобных производ-    
-    
ства      
  -    
В том числе:      
  -    
рабочих      
  -    
административно-хозяйственного персонала    
-    
3.Среднемесячная выработка работника      
  руб.    
В том числе рабочего      
  -    
4.Фонд заработной платы работников      
  тыс.руб    
В том числе рабочих      
  -    
5.Удельный вес заработной платы рабочих, в    
%    
объеме работ      
  -    
6. Заработная плата рабочих, занятых на по-    
-    
грузочно-разгрузочных работах (за счет об-    
тыс.руб    
служивания хозяйств)      
       

В том числе по участкам производителей работ

(мастеров)

Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru

1 2 3

III. Потребности в основных материалах, конструкциях и деталях

  Наименование Единица Потребное количество по объектам Всего по  
  материалов и        
  измерения участку  
  деталей  
             
               
               
  IV. Потребности в строительных машинах и механизмах    
               
  Наименование Единица из- Потребное количество по объектам Всего по  
  машин и ме-        
  мерения участку  
  ханизмов  
             
               
               

Форма №3 – оп

Оперативный план

Строительной организации на _________

(месяц, год)

I. План ввода объектов в действие и строительно-монтажных работ

Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru


Наименование заказчиков иобъектов Объем работ по генподряду втыс.руб

В том числе вы- Объем работ выполняемый субпод- Ввод объектов в  
действие и сдача  
полняемых   рядчиками    
    под монтаж  
             
собственными силами по субподряду сантехнических работ электромонтажных ра-бот механико-монтажныхработ и тд.д мощность дата сдачи  
                 

Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru

Итого

Составление баланса доходов и расходов - student2.ru

II. План по труду и заработной плате

Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru Составление баланса доходов и расходов - student2.ru

Наименование показателей

1.Объем строительно-монтажных работ выполняемых собствен-ными силами

2. Численность работников, все-го в том числе занятых на строи-тельно-монтажных работах и подсобных производствах Из них рабочих

3. Выработка одного работника

4.Фонд заработной платы работ-

ников

В том числе:

рабочих административно-хозяйственного персонала

5.Среднемесячная заработная плата работника

6.Удельный вес заработной пла-ты рабочих в объеме стоитель

Наши рекомендации