Регулирование естественной монополии
Естественная монополия отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе лежат особенности технологии производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.
Согласно Федеральному закону, в России естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Таким образом, основными признаками естественной монополии являются:
1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на строительство железной дороги от одного города к другому приводят к тому, что строится одна линия одной фирмой, так как сокращаются издержки на транспортные услуги: затраты доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой.
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы с целью снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной фирмы-монополиста нескольких меньшего размера фирм может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен.
Юридические основания и принципы использования правового режима естественных монополий должны быть обозначены именно в федеральном законном акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная в п.2 ст. 34 Конституции Российской Федерации, так как функционирование естественной монополии направленно не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей. При характеристике юридических обоснований рассматриваемых монопольных режимов необходимо учитывать их согласованность и сопряженность с антимонопольным законодательством, базой для которого служит Закон “О конкуренции”.
Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность.
Обязанности субъектов естественных монополий в России заключаются в следующем:
· субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;
· субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:
-текущие отсчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;
- проекты планов капитальных вложений.
В Республике Беларусь субъекты естественных монополий обязаны:
· предоставлять равные условия потребителям товаров, произведённых (реализуемых) в условиях естественных монополий, за исключением случаев, когда законодательством Республики Беларусь допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;
· обеспечивать качественное обслуживание потребителей с учетом цен, установленных органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
· соблюдать требования технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, показатели безопасности и качества товаров, а также лицензионные требования и условия в случае, если осуществляемые ими виды предпринимательской деятельности подлежат лицензированию;
· применять наиболее эффективные методы и технологии производства (реализации) товаров при условии соблюдения принципа общественной безопасности и безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан, имущества юридических лиц и окружающей среды;
· представлять в орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий отчеты о своей деятельности, а также иную информацию, необходимую для осуществления им полномочий, предусмотренных настоящим Законом.
Деятельность таких монополий регулируется, прежде всего, через контроль над ценами. Следует отметить, что установление государством потолка цен на рынке монополии, в отличие от рынка совершенной конкуренции, ведет к росту объема продаж.
Существует два подхода к решению данного вопроса:
1) Цена устанавливается на уровне средних издержек
В этом случае государством изымается сверхприбыль, фирма является безубыточной, но цены оказываются выше, чем на рынке совершенной конкуренции и не достигается эффективное распределение ресурсов (не все потребители могут приобрести данный товар), не достигается производственная эффективность (Рис. 7.7).
Рис. 7.7 Регулирование цены монополии на уровне средних издержек
2) Установление цены на уровне предельных издержек. В этом случае достигается эффективное распределение ресурсов, то есть полностью удовлетворяются потребности населения, общества. Очень часто в этом случае цена оказывается меньше средних издержек. Это означает, что производитель несет убытки при производстве данной продукции и будет заниматься производством только в том случае, если государство будет дотировать производство (Рис.7.8).
Рис. 7.8. Регулирование цены естественной монополии на уровне
предельных издержек
Так как государство формирует свои доходы за счет налогов, то в данном случае происходит перераспределение денежных средств между различными слоями и сегментами общества. Полученные в результате налогов средства государство может направлять или производителям продукции или её потребителям. В первом случае цена устанавливается ниже издержек, но потери фирмам естественным монополистам компенсируются и у них отсутствует стремление к совершенствованию организации производства, снижению издержек. Во втором случае цена устанавливается в соответствии с рыночным равновесием и позволяет фирмам компенсировать все затраты. Потребители, имеющие доход ниже прожиточного минимума, получают от государства денежную компенсацию и имеют право выбора расходовать ее на свои цели, в том числе и на приобретение продукции естественных монополий.
В большинстве стран с рыночной экономикой используется второй подход, так как он в большей степени соответствует рыночному механизму. Также считается, что субсидировать надо конечного потребителя продукции естественных монополий, а не производителя.