Тема 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

1. Один из следующих признаков не относиться к монополистической конкуренции:

а) много небольших фирм;

б) стандартизированная продукция;

в) сравнительно легкие условия входа и выхода;

г) некоторые ограничения в доступности информации.

2. Кривая спроса для монополистического конкурента является:

а) абсолютно эластичной;

б) абсолютно неэластичной;

в) более эластичной чем у монополиста, но менее эластичной чем у совершенного конкурента;

г) ломаной.

3. В условиях монополистической конкуренции фирма получает:

а) всегда экономическую прибыль;

б) прибыль только в коротком периоде;

в) прибыль только в длинном периоде;

г) нулевую экономическую прибыль в длительном периоде.

4. В условиях монополистической конкуренции для максимизации прибыли фирма должна соблюдать равенства:

а) средних издержек и цен;

б) предельных издержек и цен;

в) предельных издержек и предельного дохода;

г) предельного дохода и цен.

5. Монополистическая конкуренция эффективна и выгодна потребителям, потому что:

а) достигается эффективное использование ресурсов;

б) фирмы производят эффективный (с точки зрения рынка) объем продукции;

в) дифференциация продукта наиболее полно удовлетворяет потребности потребителей;

г) отсутствует ценовая конкуренция.

6. В условиях монополистической конкуренции широко используется:

а) ценовая конкуренция;

б) неценовая конкуренция;

в) недобросовестная конкуренция;

г) межотраслевая конкуренция.

7. Неценовая конкуренция не предполагает использование фирмами следующих способов:

а) рекламы;

б) совершенствование сервиса;

в) улучшение качества продукции;

г) недобросовестной конкуренции.

8. Ценовая конкуренция – это:

а) установление более низких цен, чем у конкурентов;

б) установление более высоких цен, чем у конкурентов;

в) установление цен, не покрывающих бухгалтерские издержки;

г) установление цен как у фирм-лидеров.

9. Избыточные производственные мощности в условиях монополистической конкуренции - это:

а) мощности, занятые в производстве;

б) разница между объемом выпуска, соответствующим минимуму долгосрочных средних издержек и объемом, выпускаемым фирмой;

в) мощности, сдающиеся в аренду;

г) мощности, находящиеся на капитальном ремонте.

10. Какие из перечисленных свойств характерны для монополистической конкуренции:

а) вхождение новых форм в отрасль более трудное, чем при совершенной конкуренции, но не в такой степени, как в условиях монополии

б) в отрасли отсутствуют несколько десятков фирм, выпускающих однородный продукт

в) каждая фирма отрасли принимает решение без учета реакции своих конкурентов, если отсутствует неценовая конкуренция

г) в краткосрочном периоде фирма производит продукцию при минимальных средних общих издержках

д) все утверждения неверны

11. Для монополисткой конкуренции характерны следующие признаки:

а) производство дифференцированного продукта, наличие в отрасли крупных фирм, реагирующих на действия конкурентов

б) наличие в отрасли большого количества фирм и значительные барьеры для вхождения новых фирм в отрасль

в) абсолютная эластичность кривой спроса вследствие производства дифференцированного продукта

г) производство дифференцированного продукта и низкие барьеры для вхождения новых фирм в отрасль

д) нет верных ответов

12. Может ли фирма при монополистической конкуренции терпеть убытки в краткосрочном периоде?

а) может, но только в отсутствие неценовой конкуренции

б) не может, т.к. “падающий” характер кривой спроса предполагает наличие монопольной прибыли в любом случае

в) может, и это определяется величиной средних общих издержек

г) может, поскольку в краткосрочном периоде слабее проявляются монопольные признаки;

д) не может.

13.Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) Выпускаются дифференцированные товары.

б) На рынке оперирует множество покупателей и продавцов.

в) Каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт.

г) Выпускаются однородные товары

д) Рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

14. Кривая спроса для монополистического конкурента является:

а) абсолютно эластичной;

б) абсолютно неэластичной;

в) неэластичной;

г) более эластичной чем у монополиста, но менее эластичной чем у совершенного конкурента;

д) ломаной.

15. В условиях монополистической конкуренции фирма получает:

а) всегда положительную экономическую прибыль;

б) положительную прибыль только в коротком периоде;

в) положительную прибыль только в длинном периоде;

г) нулевую экономическую прибыль в длительном периоде;

д) нет правильного ответа.

16. В условиях монополистической конкуренции для максимизации прибыли фирма должна соблюдать равенства:

а) средних издержек и цен;

б) предельных издержек и цен;

в) предельных издержек и предельного дохода;

г) общего дохода и общих издержек;

д) предельного дохода и цен.

17. Монополистическая конкуренция эффективна и выгодна потребителям, потому что:

а) достигается эффективное использование ресурсов;

б) фирмы производят эффективный (с точки зрения рынка) объем продукции;

в) дифференциация продукта наиболее полно удовлетворяет потребности потребителей;

г) на рынке действует большое количество фирм;

д) отсутствует ценовая конкуренция.

18. В условиях монополистической конкуренции широко используется:

а) ценовая конкуренция;

б) неценовая конкуренция;

в) недобросовестная конкуренция;

г) межотраслевая конкуренция;

д) нет верного ответа.

19. Неценовая конкуренция не предполагает использование фирмами следующих способов:

а) рекламы;

б) совершенствование сервиса;

в) гарантийного обслуживания;

г) улучшение качества продукции;

д) недобросовестной конкуренции.

20 Один из следующих признаков не относится к монополистической конкуренции:

а) много небольших фирм;

б) стандартизированная продукция;

в) сравнительно легкие условия входа и выхода;

г) неценовая конкуренция;

д) некоторые ограничения в доступности информации.

Тема 6. ОЛИГОПОЛИЯ

1. Понятие «олигополии» означает, что на рынке оперирует:

а) только одна фирма производитель;

б) только одна фирма крупный покупатель;

в) несколько крупных фирм, которые могут оказывать влияние на цену;

г) большое число конкурентных фирм.

2. Предельный доход равен рыночной цене у:

а) монополистических конкурентов;

б) участников картеля;

в) монополии;

г) совершенных конкурентов.

3. «Ломаная» кривая спроса для олигополистов обязательно предполагает:

а) разрыв в кривой предельного дохода;

б) разрыв в кривой предельных издержек;

в) постоянное изменение цен;

г) тайное соглашение с фирмами – конкурентами для поддержания согласованной цены.

4. Если снижение цены фирмой – олигополистом поддерживается ее конкурентами, а повышение цены – не поддерживается, то имеет место модель:

а) ценового лидерства;

б) модель «издержки плюс»;

в) «ломаной кривой спроса»;

г) модель картеля.

5. Основной целью создания тайного картеля в олигопольной отрасли является:

а) создание дополнительных барьеров на входе в отрасль;

б) минимизация издержек фирм-участниц;

в) повышение производительности труда;

г) ограничение отраслевого выпуска для повышения цен и доходов.

6. При равновесии наиболее эффективное распределение ресурсов обеспечивает:

а) монополия;

б) олигополия;

в) совершенная конкуренция;

г) монополистическая конкуренция.

7. Целью государственной антимонопольной политики является:

а) снижение уровня рыночных цен и увеличение объемов продаж продукции;

б) снижение уровня рыночных цен и снижение объемов продаж продукции;

в) максимизация налоговых поступлений в государственный бюджет;

г) увеличение прибыльности компаний, занимающих доминирующее положение на рынке.

8. К источникам монопольной власти не относится следующий фактор:

а) эластичность отраслевого спроса;

б) эластичность отраслевого предложения;

в) характер взаимодействия между фирмами;

г) число фирм на рынке.

9. Зависимость между степенью монопольной власти фирмы и эластичностью спроса на ее продукцию определяется соотношением:

а) чем неэластичнее спрос, тем больше монопольная власть;

б) чем эластичнее спрос, тем больше монопольная власть;

в) чем неэластичнее спрос, тем меньше монопольная власть;

г) нет верного ответа.

10. Если на рынке действует одна фирма, то индекс Херфиндаля-Хиршмана равен:

а) 1;

б) 100;

в) 10000;

г) недостаточно данных для расчета.

11. Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на:

а) запрет монополий;

б) обеспечение экономической свободы;

в) развитие условий конкуренции;

г) регулирование цен.

12. «Ломаная» кривая спроса для олигополистов обязательно предполагает:

а) разрыв в кривой предельного дохода;

б) разрыв в кривой предельных издержек;

в) разрыв в кривой средних издержек;

г) скачкообразное изменение цен;

д) тайное соглашение с фирмами – конкурентами для поддержания согласованной цены.

13. Если снижение цены фирмой – олигополистом поддерживается ее конкурентами, а повышение цены – не поддерживается, то имеет место модель:

а) ценового лидерства;

б) модель с одновременным установлением объемов выпуска;

в) модель «издержки плюс»;

г) «ломаной кривой спроса»;

д) модель картеля.

14. Основной целью создания тайного картеля в олигопольной отрасли является:

а) создание дополнительных барьеров на входе в отрасль;

б) увеличение объема продаж;

в) минимизация издержек фирм-участниц;

г) повышение производительности труда;

д) ограничение отраслевого выпуска для повышения цен и доходов.

15. В модели Курно предполагается , что:

а) каждый из дуополистов, принимая решение об объеме производства, считает, что оно не повлияет на объем выпуска продукции другими дуополистами;

б) каждый из современных конкурентов, принимая решение об объеме производства, считает, что оно не отразится на цене продукции;

в) каждый из олигополистов, принимая решение, учитывает возможность реакции на него других олигополистов;

г) каждый из монополистических конкурентов приобретает ресурсы по ценам, которые выше предельных затрат;

д) каждый из монополистических конкурентов приобретает ресурсы по ценам, которые ниже предельных затрат.

16. Вы исходите из предположения, что если Ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если Вы повысите ее, ни одна фирма не последует Вашему примеру. Это означает, что Ваша фирма:

а) сталкивается с жесткой конкуренцией;

б) имеет «ломаную» кривую спроса;

в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;

г) является лидером по объему выпуска;

д) наиболее эффективная в отрасли.

17. Олигополия – это рыночная структура, где оперируют:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель.

18. Какое из утверждений является неверным?

а) последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке называется ценовой войной;

б) ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции, называется тайным сговором;

в) картель – эта группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами;

г) картель выступает как совершенный конкурент.

д) негибкость олигополистических цен объясняется тем, что если одна фирма свои цены снизит, то конкуренты могут сделать то же, а если она их повысит, то ни одна из фирм может не последовать ее примеру.

19. Ломаная линия спроса для олигополиста обязательно сопровождается:

а) тайным сговором с предприятиями-конкурентами для соблюдения договоренной цены;

б) разрывом кривой предельных издержек;

в) разрывом линии предельной выручки.

г) неэффективной работой фирмы;

д) разрывом линии средней выручки.

20. Если предприятие ожидает, что при снижении или повышении им цены все другие участники рынка сделают то же самое, то оно:

а) имеет дело с жесткой ценовой конкуренцией;

б) имеет ломанную кривую спроса;

в) является ценовым лидером рынка;

г) является наиболее эффективным предприятием в области.

д) имеет дугообразную кривую спроса.

Наши рекомендации