Логическая цепочка выработки управленческого решения

Управленческое решение как подготавливаемый субъектом управления акт воздействия строится по логической цепочке:

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru

Акцентируем внимание на звеньях обозначенной логической (и методологической) цепочки и напомним ещё раз о сущности встречающихся в теме 8 категорий, но теперь в контексте построения (выработки) управленческого решения.

Цель – ожидаемый результат и предполагаемые последствия, мотив действий, желаемое, возможное и необходимое, идеальный образ предполагаемого состояния управляемой системы.

Ситуация – существующее положение дел, оцениваемое с позиции цели, управляемая система сегодня.

Проблема – сложная теоретическая или практическая задача, для решения которой не существует общепринятых методов, узкое место, болезни, затруднения, что надо изменить, устранить, предотвратить в первую очередь.

Решение – что надо сделать, чтобы изменить, устранить, предотвратить, решить задачу (проблему), добиться намеченного результата.

Из всех ранее приведённых определений управленческого решения начинающему менеджеру более других подойдёт толкование этой категории с практической точки зрения, которое ниже приводим.

Управленческое решение– это разрешение проблемы по достижению поставленной цели (желаемого результата).

Проиллюстрируем эту мысль на логической цепочке (рис. 11.1.3):

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru

Рис. 11.1.3.

Мы часто говорим о принятии управленческого решения, хотя львиную долю в этом процессе занимает подготовительная работа. Она может длиться дни, недели, месяцы и годы.

Подготовка к принятию управленческого решения предусматривает:

· постановку (формулирование) цели (какой желаемый результат надо получить);

· изучение, анализ и оценку ситуации (диагностика системы, выявление болезней, узких мест);

· формулирование проблемы (что надо изменить, устранить, предотвратить).

Теперь перейдём к практикуму выработки управленческого решения с использованием логической цепочки: Ц ® С ® П ® Р.

Примеры: 1. Выработать управленческое решение:

Ц – построить дом на садовом участке;

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru С – сад и огород без дома, что создаёт неудобства для отдыха семьи;

П – собрать необходимую сумму денег;

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Р – взять в банке кредит, продать золотые вещи, приобрести строительный материал, нанять мастеровых людей.

2. Выработать управленческое решение:

Ц – поступить в выбранный университет;

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru С – год назад окончил среднюю школу со средним балом в аттестате «4»;

П – сдать вступительные экзамены;

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Р – поступить на платные подготовительные курсы, проработать с репетиторами наиболее уязвимые разделы по экзаменационным дисциплинам.

3. Выработать управленческое решение:

Ц – повысить уровень руководства отделом маркетинга и деловую активность сотрудников;

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru С – в отделе работают родственница начальника и подруга его жены, которые ведут себя независимо и бесконтрольно, провоцируют конфликты. Нет чёткого наделения сотрудников должностными обязанностями, низкий морально-психологический климат в коллективе, стоящие перед отделом задачи не обеспечивают требуемых результатов;

П – начальник ответственного на предприятии отдела поддался влиянию родственников и знакомых, снизил профессиональную и управленческую требовательность к сотрудникам и результативность работы;

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Р – уволить из отдела родственников и знакомых начальника, укомплектовать отдел квалифицированными кадрами на контрактной основе, начальнику отдела предложить руководство подразделением рангом ниже, подобрать на конкурсной основе менеджера.

4. Выработать управленческое решение:

Ц – сделать рубль полновесной денежной единицей, изменить выигрышно соотношение рубля и ведущих мировых валют, упростить денежные расчёты;

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru С – изменение социально-экономического строя в России и последовавшая невиданная инфляция привели к обесцениванию прежних денежных знаков и резкому увеличению (в тысячи раз) их масштаба, в результате чего исчезли из оборота части рубля – копейки, потеряли меру стоимости рубли, их место заняли тысячи и миллионы. Постепенно инфляция приостановила свой рост, в большинстве своём цены стабилизировались;

П – чрезмерно большой масштаб денежных знаков вызывает технические трудности с расчётами, затрудняет восприятие картины мировых цен из-за нарушенного соотношения валют России и других стран, принижает роль рубля как основной единицы меры стоимости;

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Р – провести деноминацию денежных знаков России с уменьшением номинала в тысячу раз (1:1000).

В приведённых примерах показаны случаи выработки управленческого решения на различных уровнях экономики – от домашнего хозяйства до государства (правительства). Кроме того, начинающие менеджеры в своей практической работе могут воспользоваться формулой управленческого решения:

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Формула управленческого решения   Что надо сделать   для разрешения проблемы   ради достижения цели

Настоящая формула обязывает фиксировать внимание на цели, во имя которой вырабатываются и принимается управленческое решение. Цель в данном случае служит ориентиром, маяком, помогающим при выборе (формулировании) проблемы и окончательного варианта решения.

Пример. Цель выработки управленческого решения: повысить конкурентоспособность домашнего холодильника, впускаемого на конкретном российском предприятии. Такая цель поставлена (сформулирована) на основе изучения, анализа и оценки ситуации или производственной системы предприятия, она всесторонне обдумана и является окончательным вариантом.

Теперь нужно сформулировать проблему, т.е. выявить причины, снижающие спрос на изделие. Это может быть:

· дизайн, уступающий зарубежным аналогам;

· высокая энергоёмкость;

· занижен гарантийный срок (надёжность);

· система охлаждения и регулирования температур, уступающая зарубежным аналогам;

· высокая цена;

· требующий улучшение сервис;

· комплекс названных причин.

Известны три основные конкурентные стратегии товара: ценовая, качества, сервисная.

Предположим, что причина низкого спроса на холодильник в высокой цене – это и будет сделанный выбор проблемы. Коль намечена цель и определена проблема, остаётся принять управленческое решение, которое будет состоять из ряда мер по расширению объёма выпуска изделия и снижения цены до выгодной границы.

Цель не случайно стоит первым и главным звеном в логической цепочке выработки управленческого решения. От масштабности цели зависит выбор проблемы и решения. Цель может затрагивать интересы личности, коллектива подразделения, предприятия, района, города, области, региона, республики, страны. С ростом масштаба цели усложняется процесс выработки управленческого решения, возрастает риск прогнозируемых последствий и ответственность принимающих решение.

Лицо, принимающее решение

Многие авторы книг и статей по вопросам управления при рассмотрении категории "управленческое решение" сужают лицо, принимающее решение (ЛПР) рамками менеджера, хозяйственного руководителя, что обедняет теорию и практику менеджмента. А последний всюду, где действуют люди, управляя собой и другими: в учреждении, колхозе, на предприятии бизнеса, в школе, больнице, в армии, домашнем хозяйстве.

ЛПР решают задачи, связанные с управлением, функционированием и развитием систем. Под развитием понимается постановка целей системе и планирование действий, способствующих их достижению. Функционирование предполагает выполнение действий, направленных на достижение целей, имеющихся у системы. Закрепим эту мысль иллюстрацией (рис. 11.3.1.):

      Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru   постановка целей
Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru У     Развитие    
П С       планирование
Р Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru И       действий (построение
А С       механизма) для
В Т означает ЕЁ     достижения целей
Л Е Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru      
Е М        
Н О        
И Й        
Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Е     Функционирование   выполнение действий
          для достижения целей

Рис. 11.3.1.

Кто может быть ЛПР.Практически любой взрослый человек, осуществляющий целесообразную деятельность, является ЛПР. Чаще других в этой роли наряду с менеджерами и руководителями всех рангов выступают работники творческих профессий и специалисты.

Выработка и принятие управленческих решений специалистами часто сводится к выбору технологии профессиональной деятельности (рис. 11.3.2.):


  Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru · Агроном   - выращивания растений
С Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru · Учитель Т - преподавания предмета
П Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru В · Инженер Е - производства изделий
Е Ы · Артист Х - сценического действия
Ц Б · Архитектор Н - городского строительства
И И · Зоотехник О - выращивание животных
А Р · Врач Л - лечения больных
Л А · Художник О - написания картины
И Ю · Программист Г - построения программы
С Т · Юрист И - правоведения
Т   · Полицейский Ю - охраны порядка
Ы   · Экономист   - хозяйственных процессов

Рис. 11.3.2.

И для специалистов во всех сферах деятельности (особенно для менеджеров – руководителей) большую помощь в выработке управленческого решения может оказать ранее рассмотренная логическая цепочка: Ц ® С ® П ® Р. Она начинается с цели (что соответствует логике процесса), за которой следует ситуация. Такая последовательность обусловлена сущностью управления как процесса целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект или формулой управленческого решения.

Но ЛПР должно отдавать должное ситуации, которую называют управленческой и с которой начинается выработка решения по известной логической цепочке. Для выстраивания последней необходимо изучить, проанализировать и оценить ситуацию с использованием нужного инструментария и в первую очередь сформулировать цель решения. Следующий шаг – определение и выбор проблемы, которая в ряде случаев может быть многовариантной.

ЛПР целесообразно вести выработку решения по следующей схеме, представленной в виде шагов от постановки цели до исполнения (И) решения:

1 – й шаг: С ® Ц - формулирование (постановка) цели путём изучения, анализа и оценки ситуации;
2 – й шаг: Ц ¹ С ® П - сопоставление ситуации с целью и определение проблемы;
3 – й шаг: П ® Р - разрешение проблемы;
4 – й шаг: Р ® И - исполнение решения.

В окончательном виде логическая цепочка выработки и исполнения управленческого решения будет выглядеть так:

Ц → С → П → Р → И

Следует иметь в виду, что каждое звено приведённой логической цепи нередко требует от ЛПР большой и кропотливой работы в зависимости от уровня экономики и управления, на которых вырабатывается решение, а также сложности сложившейся ситуации. Для решения вопросов на каждом звене может использоваться обширный технический, экономический и социальный инструментарий в виде АРМ, анализа, процедур, сетевых матриц, методов экспертной оценки, "мозгового штурма" и др.

Трудность выработки управленческого решения обусловливается неизбежной многовариантностью, которая порождается ограниченностью в ресурсах (материальных, трудовых, топливно-энергетических, информационных, финансовых) и условиями внешней среды (её возмущающими воздействиями):

Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru     Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru ограниченности в ресурсах
Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru Вариантность   из-за    
решений     возмущающих воздействий внешней
Логическая цепочка выработки управленческого решения - student2.ru       среды

Поэтому ЛПР нужен механизм выбора цели, проблемы, решения и перечень намечаемых мероприятий по исполнению (реализации) решения. Базой для выбора всегда является ситуация (то, что есть, имеется, сложилось на данный момент). Это ресурсы и окружающая среда (внутренняя и внешняя), развитие и функционирование системы.

Выбор цели. ЛПР взвешивает варианты желаемого, возможного, необходимого, собственных потребностей, других людей (семьи, коллектива работников, находящегося в его подчинении), воздействий окружающей среды и соизмеряет их с имеющимися ресурсами, средствами. Последствие в большинстве случаев является категориями выбора. Выражение "цель оправдывает средства" в экономике следует понимать, что выбранная цель в обозримом будущем позволит возместить вложенные в дело затраты и получить высокий доход.

Очень важно порой после мучительного перебора многих вариантов цели остановиться на одном, который в процессе выработки управленческого решения может быть подвергнут корректировке. Главная задача ЛПР – стремление к окончательному варианту цели. Пока окончательный вариант цели не выбран, нельзя сформулировать проблему в её окончательном варианте, поскольку цель создаёт для проблемы "узкий коридор" и это облегчает задачу ЛПР.

Пример. Семья из 4-х человек (родители средних лет и двое взрослых детей до 18 лет) желает купить дом с садовым участком для отдыха и работы на земле. Средства для покупки дома ограничены. Имеется семейный транспорт.

Возможные варианты цели как выбор покупки недвижимости:

Вариант 1. Ограничения по месту:

· на берегу реки;

· на берегу озера;

· около рощи;

· на удалении от города до 45 км.

Вариант 2. Ограничения по садовому участку:

· сад с фруктовыми и ягодными плодоносящими деревьями до 7 лет;

· тоже до 15 лет;

· сад с незначительными посадками до 2-х лет.

Вариант 3. Ограничения по площади участка:

· площадь не менее 5 соток;

· площадь не менее 10 соток;

· площадь до 15 соток.

Вариант 4. Ограничения по дому:

· кирпичный с хорошей кровлей;

· оборудованная мансарда;

· площадь дома до 30 м2;

· две комнаты и кухня, веранда.

Вариант 5. Ограничения по инфраструктуре:

· наличие водопровода на участке;

· наличие бани;

· наличие туалета;

· хорошее ограждение участка.

Предложим, что выбор по цели сделан и её можно сформулировать так:

купить кирпичный двухуровневый из 2-х комнат и кухни дом на берегу реки с садовым участком не менее 10 соток в возрасте до 2-х лет, огороженным и с водопроводом.

Такой дом с садовым участком будет стоить 70-75 тысяч рублей. Семья располагает наличными средствами в 45 тысяч рублей. Проблема при решении такого класса задач известна и заключается в поиске необходимых, или недостающих средств (ресурсов).

Варианты решения проблемы:

· снизить общую стоимость недвижимости за счёт выбора более скромного дома и площади участка не менее 6-ти соток до 45 тысяч рублей;

· занять у родственников и знакомых недостающую сумму;

· взять кредит в банке под низкий процент;

· отложить покупку недвижимости, пока не будет накоплена требуемая сумма денег.

Из перечисленных вариантов решения проблемы можно остановится на последнем: отложить на время покупку дома с садовым участком.

Выбор проблемы. В приведённом примере проблема очевидна и одна – недостаток средств, но она имеет варианты решения, как мы убедились. А вот в примере с повышением конкурентоспособности домашнего холодильника (см. подтему 11.2) проблема по-настоящему многовариантна, по крайней мере, перечисленные проблемы (причины) отобраны для изучения и анализа, чтобы затем уменьшить их число до минимума или свести к одной (главному узкому месту). Если всё же остаются две проблемы, то их надо решать одновременно.

Выбор решения. В примере с покупкой дома предложено четыре варианта разрешения проблемы: нахождение недостающих средств. Какому варианту отдать предпочтение? Такой вопрос постоянно встаёт перед ЛПР, особенно менеджером (руководителем), который наделен властными полномочиями и должен нести ответственность за судьбу подчинённого коллектива.

Отбор одного, окончательного варианта решения осуществляется с помощью установленных критериев, которыми в ряде случаев могут быть:

· минимум затрат ресурсов;

· максимум прибыли, дохода, экономии;

· экологическая безопасность;

· определённость (предсказуемость) последствий решения;

· рост имиджа фирмы, организации и др.

критериями при выборе варианта решения могут служить различные предпочтения: экономические, технические, социальные, политические, использование которых определяется конкретной управленческой ситуацией. Каждый раз при выборе окончательного варианта решения ЛПР осуществляет поиск критериев и установление в качестве аргументов наиболее убедительных и значимых.

Наши рекомендации