Понятие таможенной территории.
Понятие «территория» происходит от латинского термина «terra», что означает «земля, континент, материк, почва, страна и край», которую называют еще сухопутным пространством.
Конституция Российской Федерации устанавливает территорию Российской Федерации, включая в нее территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
В соответствии с законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» государственная граница Российской Федерации - есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Итак, территория государства состоит из: сухопутной территории; водной территории; воздушного пространства.
К сухопутной территории относится материк, острова и анклавы (часть сухопутной территории государства, охваченная сухопутной территорией другого государства и не имеющая морского берега).
Водная территория включает внутренние морские воды, а также территориальное море.
Воздушноепространство - пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией РФ (по сложившейся практике воздушное пространство включает высоту до 100 км).
Под таможенной территорией подразумевается пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.
Изучением содержания категории «таможенная территория» занимались как зарубежные, так и отечественные правовые исследователи. Они выделяли два наиболее распространенных подхода.
Согласно одному из них, таможенная территория полностью совпадает с государственной территорией. Такой взгляд на определение таможенной территории был преобладающим среди советских исследователей и ученых из бывших социалистических стран, полагавших, что таможенная территория является пространством, на котором действует таможенное, налоговое и валютное законодательство. Более того, авторы, высказывавшиеся в пользу этой концепции, как правило, уточняли, что в пределах таможенной территории не могут не действовать социально-экономические нормы, господствующие в данном обществе. Тем самым они фактически полностью отождествляли понятия «таможенная территория» и «государственная территория».
Сторонники второго подхода основываются на «несовпадении» понятий таможенной и государственной территории, предлагая рассматривать их как самостоятельные правовые категории, имеющие различное содержание как в теоретическом, так и в практическом значении. Однако среди юристов, придерживающихся данной позиции, не сложилось общего взгляда в отношении ее аргументации.
Ряд авторов выразили мнение, что таможенную и государственную территории нельзя отождествлять, учитывая сохраняющиеся различия в прохождении линий государственной и таможенной границы вследствие изменений в организации таможенного контроля и оформления, удаления таможенных пунктов в глубь таможенной территории.
Например, Е.Т. Усенко по этому поводу отмечал: «Таможенная граница, как правило, не совпадает с границей политической. В отличие от политической границы, которая представляет собой определенную линию на местности, таможенная граница состоит из ряда таможенных пунктов, в которых осуществляется фактический контроль над ввозом и вывозом товаров, валюты и других ценностей, производится в необходимых случаях таможенное обложение товаров, выполняются различные формальности и т.п.».
Такая точка зрения, равно как и высказывания в пользу совпадения таможенной и государственной территории, также была в основном распространена среди авторов, исследования которых сосредоточивались на анализе опыта советского периода развития таможенной системы, отражавшего сложившиеся в нем экономические условия, практику обязательного планирования и господства государственной монополии на внешнюю торговлю.
Другие авторы, отстаивающие позицию, согласно которой понятия таможенной и государственной территории являются несовпадающими, аргументировали такой взгляд специфическим политико-экономическим содержанием явления, охватываемым юридической категорией «таможенная территория», находящим на практике свое проявление в существовании таможенных анклавов и эксклавов, таможенных союзов, использовании некоторых таможенных режимов и допускающим выведение отдельных участков государственной территории из состава таможенной территории для установления там льготного режима налогового обложения и т.д.
В пользу такой позиции высказывались и некоторые советские исследователи (Сандровский), а в настоящее время ее придерживается большинство представителей современной отечественной таможенно-правовой науки (Борисов), и она находит свое отражение в таможенном законодательстве многих стран, в том числе и России.
В ранее действовавшем Таможенном кодексе Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ содержалось подробное описание структуры таможенной территории, опирающееся на понятие государственной территории.
В статье 2 Таможенного кодекса, в частности, говорилось:
«Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.
2. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами».
Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов в рамках интеграционных таможенных объединений государств. Возможность участия России в таких объединениях основывается на закрепленных Конституцией России общих принципах ее участия в международном сотрудничестве.
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) вступившим в силу с 1 июля 2010 года Единую таможенную территорию таможенного союза (таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (таможенная граница). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного регулирования в рамках Таможенного союза. Она обозначает территорию, на которую распространяется действие нормативных правовых актов, принимаемых на наднациональном уровне.
В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза.
Общий анализ литературы, норм таможенного законодательства, прямо, либо косвенно затрагивающих вопросы правовой характеристики таможенной территории, позволяет сформулировать следующее краткое определение: под таможенной территорией государства понимается территория, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данного государства.