Экономический потенциал таможенной территории
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
Экономический потенциал таможенной территории
России
Содержание | |
Экономический потенциал таможенной территории: понятие, структура, методы оценки | |
Экономическая интеграция: сущность и этапы | |
Мировые таможенные союзы. | |
Экономическое и таможенное сотрудничество стран СНГ. | |
Экономический потенциал административно-территориального деление таможенной территории России | |
Природно-ресурсный потенциал таможенной территории России | |
Трудовой потенциал таможенной территории России | |
Производственный потенциал таможенной территории России | |
Экономический потенциал региональной политики России |
Лекция 1. Экономический потенциал таможенной территории: понятие, структура, методы оценки
Понятие таможенной территории.
Экономический потенциал и его структура.
Методы оценки экономического потенциала
Методы оценки экономического потенциала
Сложность оценки экономического потенциала состоит в том, что он не имеет четких количественных критериев и инструментов измерения, изменяется в пространстве и времени.
О величине экономического потенциала приближенно можно судить по величинам объемных показателей (валового внутреннего продукта, валового национального дохода, национального богатства) и относительных показателей.
В настоящее время актуальным становится понятие социально-экономический потенциал (СЭП), итогом развития которого выступает, прежде всего, рост уровня благосостояния населения. Именно в этом аспекте можно говорить и о степени эффективности использования СЭП.
ООН выделяет две составляющие благосостояния: уровень жизни (уровень потребления) и качество жизни, в которые входят такие показатели, как здоровье населения, уровень образования, качество окружающей среды, уровень социальной напряженности.
Экономический потенциал территории (ЭПТ) – это «экономическая» сумма составляющих его потенциалов:
ЭПТ = ∑ П.
Таблица 1 - Индикаторы экономического потенциала территории
Потенциал | Индикаторы |
Геополитический | Административно-территориальное деление |
Экономико-географическое положение | |
Плотность экономической деятельности на единицу территории | |
Природно-ресурсный | Минерально-сырьевая база |
Охрана окружающей среды | |
Трудовой | Демографическая ситуация |
Рынок труда | |
Доходы и расходы населения | |
Величина прожиточного минимума | |
Производственный | Региональный продукт (ВРП) |
Промышленный комплекс | |
Агропромышленный комплекс | |
Малое предпринимательство | |
Транспортный | Железнодорожный транспорт |
Автомобильный транспорт | |
Водный транспорт | |
Трубопроводный транспорт | |
Инвестиционный | Государственные финансы |
Финансы организаций | |
Банковская сфера | |
Инвестиции в основной капитал | |
Социальная сфера | Жилищные условия |
Медицинское обслуживание | |
Образование | |
Розничная торговля | |
Услуги населению |
Всестороннее рассмотрение потенциала территории, включающее его временные и пространственные параметры, структурный состав, количественные и качественные оценки, условия и механизмы реализации, позволяет выявить современное состояние и разработать стратегию развития территории.
Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечить эффективное развитие регионов в рыночных условиях.
Лекция 2 Экономическая интеграция: сущность и этапы
Сущность экономической интеграции.
Этапы экономической интеграции.
Теории таможенного союза.
Теории таможенного союза.
Лекция 3. Мировые таможенные союзы
Экономические и таможенные союзы Америки.
Экономические и таможенные союзы Африки.
Европейская экономическая зона.
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива
Лекция 4 Экономическое и таможенное сотрудничество стран СНГ. История и современность
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Образование СНГ.
Таможенная зона в рамках Союзного государства России и Белоруссии.
ЕврАзЭС. Основные цели и задачи сообщества.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
Предпосылки создания и основные этапы формирования ЕЭП в рамках ЕврАзЭС.
Таможенный союз ЕАЭС.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Образование СНГ.
Советский Союз, задолго до создания Европейского союза (ЕС), отвечал всем критериям современного регионального интеграционного объединения. В бывшем СССР существовали:
- зона свободной торговли;
- таможенный союз;
- единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). Кроме того, был единый рынок, наднациональные органы управления, единая макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, единая валюта.
Экономики бывших союзных республик дополняли друг друга, а тысячи кооперационных связей образовывали целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом — от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до технологий массового производства. При этом экономика СССР не была примитивной, по структуре производимой продукции она соответствовала уровню развитых стран, в том числе по показателям доли обрабатывающей промышленности, включая машиностроение и производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Это, разумеется, не означает однородности тогдашнего экономического пространства. Но оно было единым — как с точки зрения правовых норм и функционировавших организационно-хозяйственных форм, так и всех других экономических институтов: цен, стандартов, квалификационных требований, процедур планирования и правил принятия решений. Это единство поддерживалось специализацией и кооперацией производства — ни одна из союзных республик, включая РСФСР, не была самодостаточной — производимая продукция изготавливалась с использованием сырья и комплектующих, поставляемых из других республик.
Распад СССР повлек за собой разрушение выстроенных десятилетиями кооперационных связей между предприятиями. Являя собой части единой кооперационной цепи, порознь они оказались неспособными локализовать у себя весь производственный цикл — от разработки до серийного выпуска готовых изделий. Резкое свертывание взаимных поставок материалов и комплектующих, прекращение обмена квалифицированными кадрами обескровило многие промышленные и предприятия и лишило их возможностей сохранить накопленный потенциал, не говоря уже о развитии. Выжить удалось в основном примитивным видам деятельности, не обремененным сложными кооперационными связями. По различным оценкам из двукратного, в среднем по постсоветскому пространству, падения производства от четверти до половины приходится на разрыв кооперационных связей вследствие распада единой страны. При этом наиболее болезненным этот фактор был для машиностроения и других высокотехнологических отраслей экономики, в которых в общем научно -производственном цикле изготовления продукции были задействованы тысячи предприятий и организаций.
Важность сохранения единого экономического пространства всегда осознавалась хозяйственниками и руководителями советских республик. Поэтому 8 декабря 1991 года был подписан документ, состоявший из Преамбулы и 14 статей. В нем констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.
Основными целями организации являются:
- сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
- обеспечение прав и свобод человека;
- сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
- взаимная правовая помощь;
- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
- обеспечение прав и основных свобод человека;
- координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
- сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
- охрана здоровья и окружающей среды;
- вопросы социальной и миграционной политики;
- борьба с организованной преступностью;
- сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ
Сразу же после создания СНГ, в течение 1992-93 годов все 12 стран(бывших участниц СССР) подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле, которые провозгласили на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с минимальными изъятиями. В 1993-94 годах были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер могли привести к созданию на территории всех стран членов СНГ Таможенного союза.
Экономическое сотрудничество с входящими в Содружество странами развивалось весьма неоднозначно. На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 годах) оказали различия в стартовых условиях и содержании проводимых этими государствами экономических реформ. В этот период в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья. В результате суммарный ВВП стран Содружества в этот период уменьшился почти в два раза. Товарооборот России с этими государствами уменьшился более чем в 6 раз, составив в 1994 году (по данным ГТК России) 24,4 млрд. долларов. Предпринятые в рамках СНГ в 1995-1997 годах меры по активизации интеграционных процессов, связанные с началом формирования более свободных режимов торговли стран СНГ, создание Союзного государства и Таможенного союза, а также восстановлением и развитием отдельных производственно-технологических связей, позволили обеспечить некоторую стабилизацию в экономических отношениях со странами СНГ. Товарооборот России с этими государствами в 1997 году составил 30,9 млрд. долларов или вырос по сравнению с 1994 годом на 26,6 процентов. Однако, финансовый кризис в России в 1998 г. сказался и на развитии отношений со странами СНГ, взаимная торговля с которыми сократилась в 1999 году до 19 млрд. долларов или на 38% к уровню 1997 года.
На развитии сотрудничества России со странами СНГ в период 2000-2002 годов положительное влияние оказала стабилизация экономической ситуации в странах СНГ и благоприятная конъюнктура мирового рынка, на энергоносители. Последовавший в 2000 году значительный рост товарооборота с этими государствами до 25,4 млрд. долларов (почти на 34%) сменился в дальнейшем его стабилизацией примерно на том же уровне. Товарооборот России со странами СНГ в 2004 году составил 46,1 млрд. долларов, в том числе экспорт из России 29,4 млрд. долларов и импорт в Россию 17,7 млрд. долларов. Положительное сальдо России в торговле со странами СНГ достигло 11,6 млрд. долларов или выросло по сравнению с 2001 годом в 1,6 раза.
Однако, заполнив образовавшийся вакуум на постсоветском пространстве и достаточно успешно решив задачу "цивилизованного развода" бывших советских Республик, СНГ так и не смогло стать эффективно действующим региональным интеграционным объединением. В экономической сфере дальше режима свободной торговли с изъятиями и ограничениями продвинуться не удалось.
В настоящее время СНГ, несмотря на ряд попыток его кардинального реформирования, по прежнему представляет собой виртуальное интеграционное объединение со сложной плохо управляемой бюрократической структурой.
Таможенный союз ЕАЭС
С 1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза. Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) было упразднено.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Таможенный союз ЕАЭС (ТС ЕАЭС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.
Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.
Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.
Участниками Таможенного союза в настоящее время являются члены ЕАЭС:
- Республика Армения (с 10 октября 2014 года. Вступило в силу: 2 января 2015 года);
- Республика Беларусь (с 6 июля 2010 года);
- Республика Казахстан (с 1 июля 2010 года);
- Кыргызская Республика (с 8 мая 2015 года. Вступило в силу: 12 августа 2015 года);
- Российская Федерация (с 1 июля 2010 года)
.
О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.
Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:
· Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
· Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.
Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.
Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.
· На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
· Казахстан получает – 7,11%;
· Беларусь – 4,55%;
· Кыргызстан – 1,9%;
· Армения – 1,11%.
Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.
Миграции населения
Занятость населения
Размещение населения
Миграции населения
Механическое движение населения (миграция) может быть как внешней (эмиграция и иммиграция), так и внутренней (внутрирегиональная и межрегиональная). Кроме того, различают маятниковую миграцию – ежедневное движение населения на работу или для удовлетворения социальных потребностей.
При анализе миграционных процессов могут быть использованы следующие количественные показатели:
- масштабы миграции (миграционный оборот) – количество прибывших и выбывших в район за определенный промежуток времени (год). Разность между числом прибывших и выбывших называется сальдо миграции. Оно может быть положительным и отрицательным. Набольшее положительное сальдо миграции при значительных масштабах миграции свидетельствует о сильной текучести кадров, слабой приживаемости на новом месте, то есть низкой эффективности миграции;
- эффективность миграции рассчитывается как отношение сальдо миграции к количеству прибывших (в %):
С - сальдо миграции;
К- количество прибывших;
Э - эффективность миграции.
- интенсивность миграции измеряется коэффициентом интенсивности, который характеризует отношение размера миграции к общей численности населения на рассматриваемой территории.
Kig –коэффициент интенсивности миграции;
Vig - миграционные потоки из i - территории в g - ю;
S, - численность населения i - й территории.
Данные коэффициенты позволяют оценить интенсивность миграции для отдельных территорий и являются мерой, пригодной для сопоставления миграций во времени и пространстве.
Миграции – это переселения, перемещения людей между населенными пунктами. В современном обществе степень подвижности людей (доля участвующих в миграциях) постоянно увеличивается. Соответственно по росту подвижности населения можно судить об общем уровне развития страны. Чем больше мигрантов, тем больше в обществе активных самостоятельных людей, быстро адаптирующихся к нововведениям и изменению внешних условий своей жизни. В отличие от этого в традиционных обществах жители очень редко покидали пределы тех населенных пунктов, в которых родились, стараясь жить в соответствии с вековыми традициями. Любые нововведения в таких однородных обществах внедрялись с большим трудом. Зато ими было проще управлять, чем современным обществом, состоящим из большого количества социальных групп и отдельных индивидов, осознающих и отстаивающих свои интересы.
Миграции влияют на изменение численности населения той или иной территории не только прямым способом, но и косвенно. Так как переселения на постоянное место жительства обычно совершаются в молодом возрасте, в районах притока населения формируется молодая возрастная структура, что ведет к увеличению рождаемости и уменьшению смертности. То есть население быстро растет не только за счет миграций, но и за счет высокого естественного прироста. Наоборот, в районах оттока формируется старая возрастная структура населения. С течением времени смертность становится больше рождаемости, и население уменьшается не только за счет оттока, но и за счет естественной убыли.
Миграции влияют также на однородность национального (этнического) состава населения той или иной территории. В районах длительного оттока населения этнический состав, как правило, однородный. Подавляющее большинство жителей являются местными уроженцами. Они с недоверием относятся к приезжим, особенно если они другой национальности. Межнациональные контакты и обмен культурами в таких районах крайне затруднены. Наоборот, в районах притока населения большинство жителей являются приезжими и относятся они зачастую к самым различным этносам. Культурное и межнациональное взаимодействие (в том числе межэтнические браки, адаптация к обычаям других народов) происходит сравнительно легко.
Экономическое значение миграций заключается в перераспределении трудовых ресурсов между районами страны или различными государствами. При этом обычно происходит движение населения из районов староосвоенных в районы нового освоения, где не хватает рабочих рук, а также из государств с избытком трудовых ресурсов в те государства, где их не хватает. Но в периоды экономических кризисов, когда сложившиеся территориальные пропорции хозяйства нарушаются, возможны и обратные потоки мигрантов из районов нового освоения или стран, принимавших переселенцев. В первую очередь начинают возвращаться недавние мигранты, не укоренившиеся на новом месте.
Существует несколько классификаций миграций, важнейшими из которых являются три.
Во-первых, все миграции делятся на внутренние - в пределах одной страны и внешние – перемещение людей между странами. Внешние миграции, в свою очередь, делятся на эмиграцию (выезд из страны) и иммиграцию (въезд в страну). Внешние миграции сыграли решающее значение в формировании населения некоторых современных государств (США, Канады и др.). Но в большинстве стран мира основное значение имеют внутренние миграции.
Во-вторых, все миграции делятся на безвозвратные (переселение на постоянное место жительства в другой населенный пункт) и возвратные, когда изменение места постоянного жительства не происходит. Возвратные миграции могут быть сезонными (чаще всего они связаны с сезонными сельскохозяйственными работами), маятниковыми (люди живут и работают в разных населенных пунктах, совершая ежедневные поездки) и нерегулярными (в отпуск, в командировку и т.п.). В прошлом главное значение имели безвозвратные переселения, оказавшие решающее влияние на заселение человеком Земли. В современном обществе главными являются возвратные миграции.
В-третьих, все миграции делятся на добровольные и вынужденные. Добровольные миграции совершаются по каким-то конкретным причинам и могут быть трудовыми (с целью трудоустройства), рекреационными (на отдых), культурно-бытовыми (за покупками, услугами) и др. Вынужденные мигранты делятся на беженцев (которые не могут оставаться на прежнем месте из-за угрозы жизни, здоровью и благосостоянию) и депортантов (которых переселяют насильственно). В идеале все миграции должны быть только добровольными, но на практике достижение этого в обозримом будущем невозможно.
На территории России внутренние миграции практически всегда были более масштабными, чем внешние. Документально подтвержденными являются лишь три периода интенсивных внешних миграций.
1. Конец ХVШ в. - начало XIX в., когда на территорию Российской империи шла активная иммиграция жителей западноевропейских стран. В основном переселялись немцы, но также французы, датчане, голландцы и др. Россия тогда приглашала всех желающих для освоения пустующих земель на юге и востоке страны. Основная масса приехавших расселилась в Нижнем Поволжье. Всего приехало более 2 млн человек, что являлось значительной цифрой для населения страны в то время.
2. Конец XIX в. - начало ХХ в., когда Россия являлась страной активной эмиграции. В начале периода из России уезжало в основном сельское население из перенаселенных районов центральной части страны (территория современных Центрально-Черноземного, Центрального районов), но не только по экономическим причинам (нехватка земли), то также по национальным и религиозным - уезжали евреи и старообрядцы. Мигранты ехали преимущественно в США и Канаду, которые в этот период приглашали всех желающих для освоения своих пустующих земель. В конце периода (после начала Первой мировой войны и особенно после событий 1917 г.) страну покидали в основном представители буржуазии, дворянства, духовенства, интеллигенции, которых нс устраивала новая власть. Они направлялись прежде всего в западноевропейские страны. Всего за этот период Россию покинуло более 10 млн человек.
3. Современный период, начавшийся с середины 80-х годов. Территорию России покинули многие представители тех этносов, которые имеют собственные государства - евреи, немцы, греки, а затем (после распада СССР) и представители народов новых независимых государств - казахи, узбеки, молдаване и др. Миграционные потоки направились в соответствующие страны (Израиль, Германию, Грецию, Казахстан и т.д.). Одновременно из новых независимых государств в Россию интенсивно начали возвращаться русские и представители других российских народов (татары, мордва и др.). Со второй половины 90-х годов началось активное переселение в Россию представителей многих коренных народов соседних государств, привлеченных возможностями трудоустройства. Больше всего в таких поездках (в основном это возвратные миграции) участвуют жители Украины, Белоруссии и государств Закавказья.
Всего за современный период в Россию переехало несколько миллионов новых жителей. Поток мигрантов значительно уменьшил сокращение численности населения страны, наблюдающееся из-за высокой естественной убыли.
Внутренние миграции на протяжении почти всего XX в. сохраняли направления, сформировавшиеся в течение предыдущих веков. Шло заселение северных и восточных районов современной России, а также переселение русских и других российских народов в советские союзные республики. Правда, уже с 70-х годов Россия стала иметь положительное миграционное сальдо при обмене с южными республиками СССР, где вследствие высокого естественного прироста началось «демографическое давление» на представителей некоренных национальностей.
Особенно сильным миграционном притоком отличались районы азиатской части России и Европейский Север, в которых осваивались новые природные ресурсы. Люди привлекались туда различными льготами: высокой заработной платой, снижением возраста выхода на пенсию и др.
Стабильным миграционным притоком характеризовались также Центральный и Северо-Западный районы, но происходило это за счет интенсивного приезда мигрантов в Москву (с Московской областью) и Санкт-Петербург (с Ленинградской областью). Из остальных регионов этих двух районов шел отток населения. Особую роль миграции сыграли в формировании современного населения Калининградской области, коренные жители которой в 1945 г. были вывезены в Германию, а взамен прибыли переселенцы из России и других союзных республик бывшего СССР.
Сравнительно небольшой миграционный приток имел Северо-Кавказский район, в русских регионах которого из-за благоприятных природных условий охотно поселялись люди пенсионного возраста, отработавшие в районах Севера. Национальные республики Северного Кавказа, как правило, имели отрицательное сальдо миграций из-за аграрного перенаселения, вызванного высоким естественным приростом. Территории Поволжского и Уральского районов в первой половине ХХ в. имели, как правило, положительное сальдо миграций, а во второй половине близкое к нулевому или отрицательное. Стабильным миграционным оттоком характеризовались территории Волго-Вятского и Центрально-Черноземного районов. Именно поэтому численность населения этих двух районов к концу ХХ в. уменьшилась по сравнению с его первой половиной.
Кроме межрайонных перемещений огромные масштабы имели переселения сельских жителей в городские поселения. В отдельные годы они составляли более 1 млн человек. Первыми в них включились жители Центрального и Северо-Западного районов (еще в конце XIX в.), затем население других русских регионов, а к 80-м годам ХХ в. - и жители практически всей территории России.
В 90-е годы направления внутренних миграций поменялись практически на противоположные. В условиях социально-экономического кризиса «северные» льготы потеряли свое значение, и начался массовый отток населения из северных и восточных частей страны. Бывшие регионы оттока в староосвоенных районах страны, наоборот, стали иметь значительное положительное сальдо миграций (за исключением северокавказских республик, в которых отток из-за аграрного перенаселения и сложных межнациональных отношений сохранился). В основном в них стали возвращаться люди, уехавшие раньше в северные и восточные районы страны. В течение нескольких лет (в 1992-1994 гг.) наблюдался также отток городских жителей в сельскую местность, но затем миграционное сальдо городских поселений вновь стало положительным. Общая подвижность населения в результате социально-экономического кризиса уменьшилась.
По ориентировочным оценкам, более 20 млн занятых и учащихся в России участвуют в ежедневных маятниковых поездках. Они особенно развиты в пределах городских агломераций, где потоки маятниковых мигрантов перемещаются в основном между пригородной зоной и центральным городом. Так, в Москву из пригородной зоны столичной агломерации ежедневно на работу или учебу приезжает около 800 тыс человек, а навстречу им примерно 100 тыс. человек выезжает из Москвы в пригородные населенные пункты.
Классические сезонные миграции на территории России развиты на самом севере – в зоне тундры и лесотундры, а также в горных и предгорных районах юга страны. В обоих случаях они связаны со спецификой пастбищного животноводства (оленеводства или овцеводства), когда имеются удаленные друг от друга зимние и летние пастбища, к которым привязаны сезонно обитаемые населенные пункты. Оленеводы летом живут на севере – в тундре, а зимой на юге – в лесотундре. Овцеводы летом живут в горах, где расположены летние пастбища, а зимой в предгорьях вблизи зимних пастбищ. С некоторой долей условности к сезонным миграциям можно отнести широко распространившиеся в 90-е годы поездки горожан летом в сельскую местность – на свои дачные и садовые участки или к сельским родственникам. При этом горожане обеспечивают себя некоторыми видами продовольствия и отдыхают, а сельские жители получают необходимую во время летней страды трудовую помощь.
Значительные масштабы на территории России имеют вынужденные миграции. Большое развитие они получили еще в XIX в., когда после окончания Кавказских войн свою родину покинули многие представители мусульманских северокавказских народов: адыгейцы, черкесы, шапсуги, абазины. Они вынуждены были уехать в близкую им по религии Османскую империю - в основном на территорию современной Турции. Но одновременно в этот период в Россию бежали из Османской империи православные южные славяне и греки, расселившиеся в причерноморских районах страны, а также армяне. Ссыльными поселенцами был заселен Сахалин, служивший до 1917 г. местом каторги.
Особенно большой размах вынужденные миграции (депортации) получили в 30-е и 40-е годы ХХ в. Первоначально высылались «раскулаченные» крестьяне и другие «враги народа» (бывшие дворяне, духовенство, члены дореволюционных партий и другие группы), которые направлялись на Север, в Сибирь, в полупустынные районы страны, в том числе и на крупные стройки первых советских пятилеток (Беломорско-Балтийский канал, Магнитогорский металлургический комбинат, город Комсомольск-на-Амуре и др.). Затем в рамках подготовки театра военных действий началось переселение целых «неблагонадежных» народов. В 1937 г. корейцы из Приморского края были вывезены в Казахстан и Среднюю Азию. В 1939 г. поляков депортировали из вновь присоединенных к СССР районов западных Украины и Белоруссии в Сибирь. В 1941 г. немцев, проживавших в основном в Поволжье, переселили в Сибирь и Казахстан.
Наибольших масштабов депортация народов достигла в 1943-1944 гг., когда в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию были вывезены калмыки (из Поволжья), чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы (с Северного Кавказа), крымские татары (из Крыма), турки-месхетинцы (из Грузии), греки (из Причерноморья) и ряд других народов. Эти насильственные переселения сопровождались большими потерями (до 30% всех депортированных погиб али только в первое время после переселения) и до сих пор негативно сказываются на межнациональных отношениях в стране. В конце 50-х годов калмыки и народы Северного Кавказа были возвращены на свою родину, но полностью восстановить прежнюю ситуацию не удалось, так как на земли депортированных были переселены соседние народы.
Новый всплеск вынужденных миграций наблюдается с конца 80-х годов, когда в результате региональных войн и вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР появились многочисленные потоки беженцев и вынужденных переселенцев. Наибольшие массы вынужденных переселенцев (граждан России) и беженцев (граждан других стран) дали войны: карабахская (в Азербайджане), приднестровская (в Молдавии), грузино-абхазская и грузино-осетинская (в Грузии), межтаджикская (в Таджикистане), чеченская (в Чеченской Республике), а также вооруженные конфликты: осетино-ингушский (в Республике Северная Осетия), узбекско-месхетинский (в Узбекистане), киргизско-узбекский (в Киргизии). Во многих случаях потоки беженцев и вынужденных переселенцев направились из государств ближнего зарубежья на территорию России, а при конфликтах внутри России - в соседние регионы. Наибольшая концентрация беженцев и вынужденных переселенцев наблюдается в республиках Северная Осетия-Алания и Ингушетия - до 10% от местного населения. Кроме этого, большим количеством беженцев и вынужденных переселенцев (более чем по 30 тыс. человек) выделяются Краснодарский и Алтайский края.
Однако на первом месте по привлекательности для миграции в 2014 г. оказалась не Москва, а Московская область, где миграционный прирост за 8 месяцев 2014 г. составил 67918 человек.
Москва смогла прирасти за счет миграции только на 22366 человек – это третье место в России после Санкт-Петербурга.
Северная столица оказалась несколько привлекательнее для приезжающих, прирост населения за этот период составил 23094 человек.
На четвертой строчке рейтинга – Краснодарский край с миграционным приростом 31113 человек. А замыкает топ-5 регионов России по привлекательности для миграции Ленинградская область, где с января по август 2014 года население приросло за счет приезжих на 14811 человек.
Среди лидеров по миграционному приросту также оказались:
в Северо-Кавказском федеральном округе–Ставропольский край (+1935 чел.);
в Приволжском федеральном округе–Республика Татарстан (+4596 чел.);
в Уральском федеральном округе– Тюменская область без авт.округов (+7252 чел.);
в Сибирском федеральном округе– Новосибирская область (+5831 чел.);
в Дальневосточном федеральном округе– Амурская область (+526 чел.).
Занятость населения
Занятость населения – это его вовлечение в народное хозяйство страны. При этом может быть выделено несколько групп (категорий) населения, по-разному охваченных процессом занятости.
Трудоспособность (рабочий возраст) – это период в пределах границ определенных лет, в течение которых данное поколение людей способно трудиться. В существующей на сегодняшний момент практике учета и планирования трудовых ресурсов к населению трудоспособного возраста относят мужчин в возрасте от 16 до 59 лет, и женщин в возрасте от 16 до 54 лет. Численность населения в трудоспособном возрасте – исходная харак