Повышение квалификации работников

Главной особенностью современного производства является изменение его технологической базы и передача контрольных и управляющих функций человека техническим средствам, наряду с быстрым развитием новых типов машин и механизмов. Данный процесс приводит к непрерывной модифика­ции используемого оборудования, частой смене используемых механизмов и, как следствие, к необходимости постоянного повышения квалификации и переобучения работников.

Для определения приоритетных направлений обучения и переобучения работников на производстве, прежде всего надо выделить основные тенденции развития современного производства и рассмотреть их как факторы, влияющие на формирование профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров. Затем можно переходить к определению содержания знаний, умений и навыков, необходимых для изучения по конкретной профессии, составлять учебные планы, организовывать процесс обучения в различных формах и подбирать педагогические кадры. Целью подготовки работников-профессионалов на отечественных предприятиях является обеспечение предприятий квалифицированными кадрами работников с учетом происходящих в обществе научно-технических, технологических и социально-экономических изменений.

К основным принципам подготовки работников-профессионалов на отечественных предприятиях можно отнести следующие:

- целостность системы профессионального образования и преемствен­ность различных его видов и форм;

- опережающий характер обучения на основе прогноза научно-техничес­кого развития и условий развития конкретного предприятия;

- гибкость различных форм профессионального образования, возмож­ность их использования на отдельных этапах образования;

- профессиональное и социальное стимулирование обучения работников;

- построение системы профессионального образования с учетом конк­ретных возможностей предприятия, социально-экономических условий его функционирования.

Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям фирмы и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет этого фактора.

Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально-квалификационным продвижением. Осознав необходимость подготовки квалифицированных кадров, каждая организация должна принять решение о концепции профессионального обучения персонала, вариантами здесь выступают:

1. Узкоспециализированная подготовка кадров, ориентированная на краткосрочную перспективу и имеющая отношение к соответствующим рабочим местам.

2. Подготовка квалифицированных кадров широкого профиля, ориентированная на повышении внутрипроизводственной мобильности работника, степени его готовности и способности к перемене труда, освоению новых сфер.

В практике профессионально-технического образования сложились две формы обучения персонала: на рабочем месте (внутрипроизводственная) и вне его (внепроизводственная). Обучение на рабочем месте осуществляется в процессе работы. Эта форма подготовки является более дешевой и оперативной, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению. Профессиональное обучение может проводиться с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы.

Целью повышения квалификации, как одного из направления развития персонала, является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации, включает в себя следующие виды обучения:

1. Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

2. Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

3. Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности. Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Продолжительность стажировки устанавливает работодатель, который направляет работника на обучение исходя из ее целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, где она проводится. Таким образом, повышение квалификации может как включать, так и не включать стажировку.

Для оценки соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых работ по участку, цеху, предприятию сравнивают средние тарифные разряды работ и рабочих, которые можно определить по средневзвешенной арифметической формуле:

Повышение квалификации работников - student2.ru (21 )

или

Повышение квалификации работников - student2.ru ( 22 )

где Тр – тарифный разряд; Чp – общая численность (количество) рабочих; Чpi – численность рабочих i-го разряда; Vрi – объём работ i-го вида; V - общий объем работ.

Если фактический средний тарифный разряд рабочих ниже планового среднего тарифного разряда работ, то это может привести к снижению качества выпускаемой продукции и, следовательно, необходимо предусмотреть повышение квалификации персонала. Если средний разряд рабочих выше среднего тарифного разряда работ, то рабочим необходимо производить доплату за использование их на менее квалифицированных работах.

В ходе изучения квалификации управленческого персонала проверяют соответствие уровня образования каждого работника занимаемой должности, изучают вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации. Квалификационный уровень работников зависит во многом от возраста, стажа работы, образования и т. д. Поэтому в процессе оценки изучают изменения в составе рабочих по возрасту, стажу работы, образованию.

Нормативным документом организации подготовки работников-професси­оналов на отечественных предприятиях служит Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров. В Типовом положении: определены порядок и функции управления непрерывным обучением различных уровней; установлены формы и виды обучения, обеспечивающие его непрерывность для специалистов и рабочих; даны рекомендации по подбору, подготовке и повышению квалифика­ции преподавательских кадров; указаны роль и значение учебно-материальной базы в обеспечении непрерывного образования; даны рекомендации по планированию непрерывного обучения кадров, а также по планированию, учету и отчетности учебной работы; указаны источники финансирования расходов на обучение кадров. Подготовка работников-профессионалов на отечественных предприятиях предусматривает следующие виды и формы обучения: подготовка новых рабочих из числа не имеющих профессий; переподготовка с целью освоения новых профессий в результате внедрения новой техники и для желающих сменить профессию; обучение работников вторым профессиям с целью расширения профессионального профиля и эффективной работы; повышение квалификации работников с целью углубления профессиональных знаний, умений и навыков; повышение квалификации работников с целью изучения новой техни­ки, оборудования, материалов, технологических процессов, новых методов хозяйствования, новых форм организации труда и для адаптационного обуче­ния вновь принятых на предприятие работников. На отечественных предприятиях профессиональную подготовку проходят и лица, не имеющие профессии (выпускники общеобразовательных школ, граждане, ищущие работу). Это довольно разнородный по уровню своей квалификации контингент, не имеющий профессиональной квалификации, эти лица направляются на обучение по конкретной выбранной ими профессии по полной программе. Лица, имеющие начальный уровень квалификации (прошедшие профессио­нальное образование в межшкольных учебных комбинатах или получившие какие-либо знания и навыки на предыдущем месте работы) направляются на дополнительное обучение. Лица, имеющие профессиональную квалифи­кацию, но желающие сменить ее, направляются на переподготовку по дру­гой профессии; квалифицированные работники, принятые со стороны на данное пред­приятие, должны пройти дополнительное обучение для ознакомления с особенностями техники, технологии и условиями производства на предприятии; работники предприятия, нуждающиеся в переподготовке в связи с модернизацией оборудования и совмещением профессий, изменением профессионально-квалификационных характеристик труда.

Повышение производственной квалификации оказывает положительное влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятия по многим направлениям. Однако все многообразие последствий обучения рабочих на курсах повышения квалификации практически сводится к следующим технико-экономическим показателям: увеличению выпуска продукции; уменьшению удельного веса сырья, полуфабрикатов, топлива и т.д., на производство продукции; улучшению качества продукции; уменьшению потребности в рабочей силе на выпуск определенного объема продукции или выполнения определенного объема работ; ликвидации или уменьшению дефицита рабочих высокой квалификации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что повышение профессиональной квалификации в наше время занимает приоритетные позиции в области развития предприятия в целом.

Наши рекомендации