Спецоценка условий труда: выбираем «оценщика» и подаем декларацию соответствия
Спецоценка условий труда: выбираем «оценщика» и подаем декларацию соответствия
В этом году кадровики и бухгалтеры, выполняющие их функции в небольших организациях, вынуждены следить за многочисленными новшествами, которые связаны со спецоценкой условий труда. Так, с 8 июня начала действовать введенная в этом году декларация соответствия условий труда, которую работодатель обязан подать в трудовую инспекцию. А со следующего года вводятся новые штрафы для тех, кто не провел специальную оценку условий труда — для компаний максимальный штраф может составить 200 тыс. рублей. Кому грозят подобные штрафы? Каким работодателям стоит провести специальную оценку немедленно? Кто должен подавать названную декларацию? Ответы на эти вопросы — в настоящей статье.
Как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности
Вводная информация
С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест по условиям труда пришла специальная оценка условий труда (см. «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). При этом на практике многими работодателями не проведена ни аттестация, ни специальная оценка. Например, аттестацию проводить были не обязаны, а специальную оценку провести ещё не успели.
Принимая во внимание, что наказание за непроведение специальной оценки вскоре ужесточится, мы расскажем:
- в какие сроки нужно обязательно провести специальную оценку;
- какая ответственность грозит, если проигнорировать эту процедуру;
- кому, когда и как подавать декларацию соответствия условий труда, действующую с 8 июня 2014 года (утв. приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).
Сроки проведения специальной оценки
Специальная оценка может проводиться:
- внепланово (в течение шести месяцев со дня наступления случаев, прямо перечисленных в статье 17 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ);
- по инициативе работодателя, до истечения срока действия результатов прежде проведенной аттестации (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Также предусмотрены и плановые сроки проведения спецоценки.
Плановые сроки проведения специальной оценки условий труда
Условия | Срок проведения специальной оценки |
Рабочие места были аттестованы до 1 января 2014 года. | Специальную оценку нужно провести не позднее 5 лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). |
Совокупность условий: - рабочие места не были аттестованы; - профессии, должности и специальности работников не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости; - условия труда на рабочих местах не являются вредными и (или) опасными. | Специальная оценка может проводиться поэтапно (то есть, в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части). Перечень оцениваемых поэтапно рабочих мест определяется комиссией, создаваемой работодателем. Оценка должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). |
Отдельно отметим неурегулированный законом случай. Возможна ситуация, когда у работодателя есть не аттестованные рабочие места, занятость на которых предполагает назначение досрочной пенсии, а работникам, которые трудятся на этих местах, положены гарантии и компенсации за вредность и (или) опасность (п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Для такого случая срок проведения спецоценки не установлен. Однако именно в этом случае затягивать с проведением специальной оценки не следует. Дело в том, что условия труда на таких рабочих местах заведомо являются вредными и (или) опасными, поэтому вероятность их проверки контролирующими органами самая высокая. Причем, если в марте чиновники признавали, что специальную оценку до вступления в силу некоторых документов можно не проводить (см. «Минтруд: компании пока не обязаны проводить специальную оценку условий труда»), то теперь обстоятельств, которые позволили бы работодателю отложить спецоценку, не существует. С 8 апреля 2014 года действует Методика проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н).
Если же инспекторы выявят, что до 2014 года аттестация не проводилась (или ее результаты уже не действительны), а работодатель до сих пор не провел спецоценку, то риск привлечения к ответственности очень высок.
Спецоценка условий труда: выбираем «оценщика» и подаем декларацию соответствия
В этом году кадровики и бухгалтеры, выполняющие их функции в небольших организациях, вынуждены следить за многочисленными новшествами, которые связаны со спецоценкой условий труда. Так, с 8 июня начала действовать введенная в этом году декларация соответствия условий труда, которую работодатель обязан подать в трудовую инспекцию. А со следующего года вводятся новые штрафы для тех, кто не провел специальную оценку условий труда — для компаний максимальный штраф может составить 200 тыс. рублей. Кому грозят подобные штрафы? Каким работодателям стоит провести специальную оценку немедленно? Кто должен подавать названную декларацию? Ответы на эти вопросы — в настоящей статье.
Как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности
Вводная информация
С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест по условиям труда пришла специальная оценка условий труда (см. «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). При этом на практике многими работодателями не проведена ни аттестация, ни специальная оценка. Например, аттестацию проводить были не обязаны, а специальную оценку провести ещё не успели.
Принимая во внимание, что наказание за непроведение специальной оценки вскоре ужесточится, мы расскажем:
- в какие сроки нужно обязательно провести специальную оценку;
- какая ответственность грозит, если проигнорировать эту процедуру;
- кому, когда и как подавать декларацию соответствия условий труда, действующую с 8 июня 2014 года (утв. приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).