Организация и руководство практикой
Требования к организации производственной практики определяется ФГОС СПО.
Продолжительность рабочей недели обучающихся при прохождении практики в организациях составляет не более 36 часов в неделю.
С момента зачисления обучающихся в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.
Обязанности обучающегося-практиканта:
– до начала практики обучающийся должен ознакомиться с Правилами внутреннего трудового распорядка организации, техники безопасности и охраны труда.
– подчиняться требованиями трудовой и производственной дисциплины, установленной на предприятии (учреждении, организации), являющимся базой практики;
– подготовить отчет о производственной практике и защитить его в установленные сроки.
Руководство практикой обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю или наличие высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по специальности Право и организация социального обеспечения. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за руководство производственной практикой. Руководитель практики определяется колледжем в начале учебного года. Руководитель по практике консультирует обучающихся по всем вопросам данной программы практики, осуществляет прием отчетов и проводит аттестацию по результатам практики.
Аттестация по итогам производственной практике проводится на основании «Письменного отчета» и «Отзыва руководителя практикой».
Контроль за работой обучающихся осуществляют руководители практики: руководитель практики от организации и руководитель практики от колледжа – преподаватель.
Учебная часть осуществляет общее учебно-методическое руководство практикой, обеспечивают контроль своевременной сдачи отчетов и проведением аттестации, преподаватели – руководители практики участвуют в проведении организационных собраний по производственной практике.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва преподавателя – руководителя практики. По итогам практики выставляется дифференцированная оценка.
Местом прохождения преддипломной практики могут быть государственные органы пенсионного фонда РФ, органы социальной защиты, органы опеки и попечительства, а так же коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности (государственные, муниципальные, частные), органы государственной власти и муниципального управления.
Практика предполагает работу обучающихся в качестве помощников специалистов социальной работы, помощников заведующих отделений служб социальной помощи на дому, скорой социальной помощи, реабилитационных центров, на базе судов общей юрисдикции: мирового судьи, районного суда, прокуратуры города; нотариальной конторы; органов внутренних дел; органов юстиции; органов местного самоуправления; юридических служб предприятий.
Практика обучающихся включает в себя посещение канцелярий, секретариатов и др. учреждений и органов правоохранительной системы и судов; прослушивание информации об их деятельности; участие в заседаниях судебных процессов, при проведении следственных и нотариальных действий.
Производственная (преддипломная) практика обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения проводится по следующим направлениям.
№ п/п | Место прохождения практики | Вид деятельности |
Центр социальной помощи населению | Деятельность в роли специалиста по социальной работе. Углубление навыков и умений работы с населением | |
Социальный приют | Деятельность в качестве специалиста социальной работы. Углубление навыков и умений работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию | |
Служба занятости | Работа в качестве специалиста социальной работы. Совершенствование знаний и умений в области работы с безработными | |
Суд общей юрисдикции | Работа в качестве помощника судьи, выполняют его поручения: - знакомятся с нарядами (журналами назначения дел к слушанию, журналом дел в канцелярии); - изучают конкретные, подлежащие судебному рассмотрению гражданские дела, и докладывают судье свое мнение относительно того, что необходимо сделать в порядке подготовки дела к судебному разбирательству и подбору доказательств; - изучают отдельные гражданские дела, назначенные к слушанию в судебном заседании, подбирают законодательный материал, относящийся к этим делам; - во время слушания дела ведут параллельно с секретарем протокол судебного заседания, составляют проект решений и определений (по 2-3-м делам); - знакомятся с поступившими в суд жалобами, исковыми заявлениями, подбирают нормативно-правовые акты, составляют проекты определения суда второй инстанции на поступившие жалобы и протесты; - участвуют в подготовке дела к кассационному разбирательству. | |
Прокуратура | Работа в качестве помощника прокурора. Студент выполняет отдельные поручения прокурора или следователя, если это соответствует цели производственной практики При прохождении практики в прокуратуре студенты знакомятся: - со структурой прокуратуры, организацией ее работы; - с направлениями прокурорского надзора (изучается под руководством помощника прокурора по данному направлению надзора); - с производством предварительного следствия (под руководством одного из следователей прокуратуры); - с находящимися в производстве прокуратуры уголовными делами. | |
Пенсионный фонд | Студент должен иметь практический опыт: -поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат с применением компьютерных технологий; -выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите; -организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий; -консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий; -участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации; |
Этапы прохождения практики
При прохождении практики можно выделить три этапа: подготовительный, рабочий (прохождение самой практики) и итоговый (отчетный).
Подготовительный этап предполагает выбор базы практики и планирование видов работ, которые необходимо выполнить во время практики.
В ходе подготовительного этапа оформляется ряд документов, необходимых для прохождения практики:
1) Договор о прохождении практики. В случае самостоятельного поиска места практики заключается договор с принимающей на практику организацией. (Приложение А)
2) На основании договора руководителем практики от колледжа выдается задание-направление на практику (Приложение Б).
Кроме того, обучающемуся необходимо:
1) Встретиться со своим будущим руководителем практики от организации и обсудить возможность выполнения во время практики видов работ, предусмотренных программой. Ряд работ из обязательного перечня обучающийся выбирает самостоятельно, поэтому важно выяснить приоритеты организации и при выборе руководствоваться ими.
2) Встретиться с руководителем практики, преподавателем колледжа, и запланировать виды работ. Объем работ определяется программой практики, а их конкретное содержание – спецификой базы практики. Руководитель, преподаватель, поможет обучающемуся правильно сориентироваться, как лучше адаптировать программу практики к реальным условиям прохождения практики.
3) Договориться с руководителем практики, преподавателем колледжа, о способе получения индивидуальных консультаций во время прохождения практики. Это может быть личная встреча, телефонная консультация или общение по электронной почте. Индивидуальные консультации необходимы в том случае, если:
– обучающийся сталкивается с затруднениями при выполнении тех или иных видов работ по практике;
– ему не совсем понятно, как приступить к выполнению того или иного задания;
– возникла необходимость заменить один из запланированных видов работ на другой, незапланированный;
– если требуется консультация по написанию и оформлению отчета по практике.
Таким образом, в конце подготовительного этапа обучающийся имеет четкое представление о том, где он будет проходить практику, что он должен сделать во время практики и каким образом он при необходимости может получить консультацию у своего руководителя.
Рабочий этап непосредственно связан с осуществлением программы практики.
Ежедневно студентом заполняется «Дневник практики» (Приложение В) и заверяется подписью руководителем от организации. По окончании прохождения практики на предприятии руководитель практики от организации заполняет в «Дневнике практики» характеристику работы студента (Приложение Г), оставляет свой контактный телефон, ставит печать и подпись.
Итоговый этап включает в себя подготовку отчета о практике, обсуждение с руководителем итогов практики.
Отчет сдается заместителю директора по СПО в печатном и электронном виде. Каждый отчет регистрируется.
Руководитель практики от колледжа, преподаватель, на основании проверки отчета, выставляет итоговую оценку по практике.
2.2.4 Тематический план и содержание производственной практики (по профилю специальности) | |||
Виды работ | Тематика заданий практики по виду работы | Форма представления в отчете | Объем часов |
1 Краткая характеристика отдела отделения ПФР, Центра занятости или учреждения СЗН | Нормативно-правовая основа деятельности объекта исследования Определение места отдела в структуре учреждения. Изучение задач деятельности отдела. Изучение должностных инструкций начальника отдела, главного и ведущего специалиста | Основа деятельности Структура отдела Основные задачи отдела Перечень должностных обязанностей Перечень запланированных действий за отчетный период | |
2. Анализ нормативно-правовой базы оказания помощи отдельным категориям населения | Анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы социального обеспечения и социального обслуживания граждан, по вопросам реализации которых работает отдел 1 Анализ Федерального законодательства 2 Анализ Законов Кировской области | Анализ нормативно-правовых актов (РФ и Кировской области) | |
3. Анализ организации работы с обращениями граждан | 1. Изучение порядка ведения приема граждан 2. Изучение письменных обращений граждан | Дни и часы работы с населением. Анализ устных обращений. Анализ письменных обращений граждан за отчетный период (общее количество, количество по видам обращений, категории обратившихся, основные вопросы) Участие в работе по определению перечня документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, и других социальных выплат. Разъяснение порядка получения недостающих документов и сроков их предоставления Участие в работе по составлению проектов ответов на письменные обращения граждан, используя информационные справочно-правовые системы. Участие в составлении проектов решений об отказе в установлении пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячной денежной выплаты и других социальных выплат, в предоставлении услуг, выдачи сертификата на материнский (семейный) капитал, используя информационные справочно-правовые системы. | |
4. Изучение социально-психологических особенностей работы специалистов и клиентов | 1. Познакомьтесь с современными технологиями психосоциальной работы с клиентами, позволяющими не только изучать их проблемы, но и оптимизировать общение с клиентом. 2. Разработайте социально-психологическую карту помощи клиенту. 3. Определение эмоциональных состояний по внешности и поведению специалистов (выявление проблем профессионального выгорания) и клиента | Перечень технологий психосоциальной работы с клиентами Карта помощи клиенту. Протокол наблюдений и выводы по нему. | |
ВСЕГО: 108 |
Отчет оформляется на бумаге формата А-4 на одной стороне листа. Размеры полей: слева – 20 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм.
Объем 25-30 листов.
Каждый раздел с новой страницы.
Оформление таблиц, рисунков, сносок, библиографического списка, приложений в соответствии с ГОСТ 2.105-95
Страницы имеют сквозную нумерацию арабскими цифрами, проставленными посередине внизу страницы без точки в конце. Шрифт – Times New Roman 14, интервал 1,5 строки.
Отчет по практике должен быть сброшюрован.
1. Титульный лист. (Приложение Д)
2. Содержание. Печатается на втором листе и отражает структуру отчета (Приложение Е).
3. Введение. Включает в себя описание организации (объект и предмет исследования), в которой обучающийся проходил практику; должность, которую он занимал во время прохождения практики (если таковая была определена); функции, закрепленные за этой должностью (если должность не была определена, то функции, закрепленные за студентом на время практики); цель и задачи практики; методы исследования; информационная основа.
4. Основная часть содержит 4 части в соответствии с видами работ.Материал должен быть проиллюстрирован приложениями в конце отчета. Ссылки на номера приложений в тексте раздела обязательны.
5. Заключениевключает итоги прохождения практики на предприятии; замечания и предложения по организации практики.
6. Бибилографический список. Содержит научную, справочную литературу и профессиональные издания, которые были использованы при прохождении практики.
7. Приложения. Представляют собой материалы, иллюстрирующие работу организации и результаты работы самого практиканта (тексты документов, и т.п.). Все материалы, в создании которых принимал участие практикант, должны быть заверены подписью руководителя практики от организации.