Тема 7. Характеристика условий труда педагога детского сада
Специфические особенности работы педагога детского сада. Характерные причины несчастных случаев и заболеваемости среди педагогов детских садов.
Опасные и вредные производственные факторы, оказывающие воздействие на педагога детского сада во время работы (повышенный уровень шума; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; нервно-психологические перегрузки).
Неблагоприятное и опасное воздействие производственных факторов на организм человека.
Тема 8. Требования безопасности при выполнении педагогом детского сада своих обязанностей
Действия педагога детского сада перед началом работы. Нарушения требований безопасности, при которых педагог детского сада не должен приступать к выполнению работ. Запрет педагогу детского сада приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.
Требования к рациональной организации рабочего помещения. Уборка всех лишних предметов, не используемых в работе. Запрещается загромождать проходы, проезды, рабочие места, подходы к щитам с противопожарным инвентарем, пожарным кранам и общему рубильнику в помещениях детского сада. Проверка состояния помещений для проведения занятий.
Осмотр оборудования перед началом работы и проверка его полной исправности, визуальная проверка исправности электрического шнура, вилки и розетки, с помощью которых осуществляется питание этого оборудования. Проверка достаточности и равномерности освещения рабочего помещения. Требования безопасности, предъявляемые к оборудованию, инструментам, приспособлениям, которые будут применяться во время работы. Запрещение педагогу детского сада пользоваться инструментом, оборудованием и приспособлениями, безопасному обращению с которыми он не обучен. Меры предосторожности при проверке состояния оборудования. При обнаружении каких-либо неисправностей: фрамуг, дверей, светильников, розеток, выключателей, мебели и т.д., немедленно сообщить об этом заместителю заведующей по АХР или заведующей детским садом для принятия мер по устранению обнаруженных недостатков.
Меры предосторожности при пользовании бытовыми электронагревательными и другими приборами. Меры, обеспечивающие электробезопасность при использовании электрооборудования. Основные требования по электробезопасности при эксплуатации оборудования. Инструктаж и присвоение группы по электробезопасности. Действие электрического тока на организм человека. Виды электротравм (местные электротравмы, электрический удар). Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током. Знание приемов оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока и других несчастных случаев.
Требования к поведению педагога детского сада во время работы. Запрещение педагогу детского сада, находящемуся в болезненном или переутомленном состоянии, а также под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию, приступать к работе, так как это может привести к несчастному случаю.
Целевой инструктаж педагога детского сада, направленного для участия в выполнении несвойственных его профессии работ.
Рациональная рабочая поза, способствующая уменьшению утомляемости в процессе работы.
Требования безопасности при обеспечении безопасного проведения образовательного процесса.
Меры предосторожности при передвижении по территории детского учреждения, по детским площадкам. Меры безопасности во время нахождения на проезжей части, либо возле нее. Безопасность труда во время передвижения по городу при проведении культурно-воспитательных мероприятий. Меры безопасности при нахождении в местных командировках. Меры, предупреждающие несчастные случаи при пользовании общественным транспортом. Меры, обеспечивающие безопасность труда при движении возле открытых люков, дверей, ворот, колодцев подземных коммуникаций.
Допустимые нормы перемещения тяжестей вручную.
Запрещение педагогу:
- отлучаться с рабочего места без разрешения непосредственного руководителя;
- оставлять детей без присмотра;
- пользоваться детским туалетом;
- ставить какие-либо предметы на шкафы;
- эксплуатировать неустойчиво закрепленные шкафы, другую мебель;
- производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования. Ремонт должен проводить специалист;
- пользоваться неисправным оборудованием, а также оборудованием и инструментами, обращению с которыми он не обучен;
- производить работы без применения необходимых СИЗ;
- приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа;
- разрешать пользоваться оборудованием посторонним неподготовленным лицам, в т.ч. детям;
- употреблять алкогольные и слабоалкогольные напитки, наркотические вещества;
- хранить и принимать пищу и напитки на рабочих местах.
Действия педагога детского сада по окончании работы. Меры предосторожности при отключении оборудования, уборке рабочего помещения.
Тема 9. Санитарно-гигиенические требования к условиям труда педагога детского сада
Нормирование микроклимата в помещении.
Требования к естественному и искусственному освещению рабочего помещения. Источники света и светильники, применяемые в помещениях детского сада. Периодичность чистки стекол оконных рам и светильников.
Требования к шуму. Нормирование допустимых уровней шума на рабочем месте.
Способы снижения зрительного и костно-мышечного утомления педагога. Выполнение комплексов упражнений для снижения нервно-эмоционального напряжения.