Инициирующие ВВ. Их свойства, назначение и область применения.
Инициирующие (первичные) ВВ легко взрываются в форме детонации при незначительных тепловых и механических воздействиях и способные вызвать детонацию бризантных (вторичных) ВВ. К ним относятся:
Гремучая ртуть – чувствительна к лучу огня и даже к слабым механическом воздействиям (удар, накол, трение), ядовита. Во влажном состоянии теряет взрывчатые свойства: при 10% влажности горит не детонируя. Используют в детонаторах лучевого и накольного действия.
Азид свинца – менее чувствителен механическим воздействиям и лучу огня, чем гремучая ртуть. При увлажнении не теряет чувствительности к механическим воздействиям. Инициирующая способность ниже, чем у гремучей ртути. Используют в различных детонаторах.
Тринитрорезерцинат свинца (ТНРС) – чувствителен к пламени; При воспламенении дает мощный луч огня. Чувствительность к удару и инициирующая способность ниже, чем у азида свинца. Мало гигроскопичен. Используют для повышения воспламеняемости инициирующих составов.
Гидроударная волна, методы ослабления её параметров. Опасная зона и безопасные расстояния по разлету кусков и обломков разрушаемого материала при взрывах.
Ударная волна (УВ) – волна сжатия, распространяющаяся по среде со сверхзвуковой скоростью, на переднем фронте которой мгновенно (скачкообразно) изменяется давление, плотность и температура среды.
Взрыв в скважине.
При взрыве заряда в скважине, заполненной жидкой средой, ударная волна образует пузырь из разогретых и сжатых до высокого давления продуктов детонации. Благодаря инертности жидкости газовый пузырь пульсирует, излучая при каждом цикле волны, интенсивность которых постепенно убывает. Практическое значение имеют только основная и вторичная ударные волны.
Поскольку плотность воды почти в 800 раз превышает плотность воздуха, интенсивность УВ в воде много больше, чем в воздухе. Этим частично объясняется различное воздействие на элементы скважины зарядов кумулятивных корпусных и бескорпусных перфораторов. Гидростатическое давление влияет на энергию УВ. При давлении 150 МПа энергия УВ приблизительно на 25% меньше, чем при давлении 0,1 МПа, а разрушительное действие вторичной УВ практически прекращается.
УВ в жидкости распространяются на большие расстояния. В трубах, являющимися волноводами, интенсивность УВ снижается медленно. В не обсаженных скважинах, из-за неровностей стенок скважины волны затухают быстрее. Это необходимо учитывать при решении вопроса о допустимой мощности взрыва, исходя из условия прочности элементов скважины на определённых расстояниях от места взрыва.
Безопасное расстояние ударной волны: r=k*(Q)^1/3;
k-коэфф пропорциональности, зависит от степени повреждения к-ю мы можем допустить – крепости сдания, его важности – сарай или Белый Дом.
Q-масса ВВ в тратиловом эквиваленте.
Формула разлета:
Rраз=1250*n*(f*d/a*(1+N))
n-коэфф заполнения скважины;
N-для забойки; забойка – вставл в скважину,чтобы энергия не уходила в воздух.
d-диаметр скважины;
a-расстояние м/у скважинами при массовых взрывах.
f-коэфф породы по шкале прочности.
Применение инициирующих ВВ:
Инициирующие ВВ применяются для возбуждения в других ВВ взрывчатого превращения в виде горения или детонации. Поэтому их используют для снаряжения средств инициирования: капсюлей-детонаторов, капсюлей-воспламенителей и др.
3.Подготовка скважины к перфорации. Акт готовности скважины к проведению перфорации. Порядок подготовки перфораторов на поверхности и присоединение к кабелю. Спуско-подъемные операции.
Руководитель ВР и начальник партии должны подписать акт в соответствии с тех проектом о подготовки скважины к перфорации.
Скважина должна быть прошаблонирована, залита необходимым раствором(чистая вода, киросин – при депрессии, при репрессии залив утяжеленный раствор). Д/ны быть проезд, очищенные мостки, площадки для подъемника и ЛПСки, место для подключения к электросети, заземление, 75 люкс на устье и 50 люкс на мостках, на всей опасной зоне 25 люкс
Должно быть указано в акте: Конструкция скважины, цементаж, проведенные работы.
Должны быть предусмотрены места заземления и присоединения к электроэнергии, площадка для установки ЛПС.
Заряжание перфораторов должно проводиться в ЛПС или на спец столах с бортиками.
Столы должны быть заземлены, располагаться на расстоянии 20 м от скважины.
Корпусные перфораторы: прочищаются, осматриваются в ЛПС. Допускается их раздутость 5-6 мм.
Бескорпусные перфораторы: заряжаются и осматриваются на столах.
Перфораторы на трубах: собираются и спускаются секциями, прикручиваются друг к другу.
Скважина должна быть прошаблонирована и залита жидкостью, которую применяют при ПВР.
Спуск - подъемные операции.
Верхний подвесной блок для строго вертикального опускания кабеля с перфоратором.
Погрузка и выгрузка ВМ.
1. Погрузка и разгрузка транспортных средств с ВМ должны выполняться с максимальной осторожностью в специально отведенных и оборудованных местах.
Перевозимый груз должен быть уложен таким образом, чтобы исключить падение, соударение упаковок с ВМ и удары их о борта кузова транспортного средства.
2. Загрузка транспортного средства ВМ должна осуществляться согласно схемам размещения и крепления груза, содержащимся в нормативно - технической документации, утвержденной уполномоченным на это руководителем соответствующей службы предприятия, осуществляющего перевозку. При этом груз должен быть расположен симметрично относительно продольной оси кузова и равномерно (по массе) по всей площади. Работы должны выполняться под непосредственным руководством и контролем ответственного за погрузку лица, назначенного приказом.
3. До сдачи груза к отправлению, а также в процессе погрузки ВМ должны быть тщательно осмотрены грузоотправителем с целью проверки правильности упаковки, качества тары, целостности пломб и печатей, соответствия указанных на грузе и в перевозочных документах данных, которые требуются нормативно - технической документацией на ВМ, в том числе маркировки и массы груза.
4. Порядок погрузки, перегрузки и выгрузки ВМ должен исключать возможность столкновения рабочих, выполняющих работы, или задевания их грузом.
5. При раздельной перевозке ВМ загрузка специальных и специализированных автомобилей (см. раздел 6) допускается до полной грузоподъемности, за исключением детонаторов, загрузка которых во всех случаях разрешается не более чем на две трети грузоподъемности и не более двух ящиков по высоте.
Полная грузоподъемность специально оборудованного автомобиля определяется как разность между полной грузоподъемностью серийного автомобиля и массой дополнительного оборудования, установленного на автомобиль.
При совместной перевозке ВВ и СИ или СИ и ПВА загрузка автомобиля также не должна превышать 2/3 его грузоподъемности.
Ящики с ВМ должны укладываться плашмя, плотно друг к другу, мешки - клетью или вертикально, но не выше уровня бортов, и покрываться специально предназначенной для этого тканью.
В случае перевозки ВМ в допущенных для этих целей специальных контейнерах последние могут выступать над уровнем бортов автомобиля.
Разрешается перевозка ВМ без упаковки со складов до мест взрывания в зарядных машинах, допущенных для этих целей Госгортехнадзором России.
6. Транспортные средства, предназначенные для перевозки ВМ, должны подаваться к местам погрузки (разгрузки) по одному в соответствии с требованиями инструкции по проведению погрузочно - разгрузочных работ, утвержденной руководителем предприятия. Ожидающие погрузку и загруженные автомобили должны находиться от мест погрузки (разгрузки) на расстоянии не менее 100 м и размещаться в разных местах. Груженые автомобили не должны задерживаться возле производственных зданий.
7. На время погрузочно - разгрузочных работ двигатель автомобиля, кроме зарядных машин в период заряжания скважин, должен быть выключен, автомобиль заторможен ручным тормозом, под колеса установлено не менее 2 противооткатных упоров, а водитель обязан покинуть кабину.
8. При перевозке ВМ, подлежащих частичной разгрузке или загрузке в пути следования, каждая партия взрывчатых материалов должна быть укреплена отдельно.
9. Запрещается применять для закрепления и покрытия груза легковоспламеняющиеся материалы.
10. Запрещается курить ближе 50 м от ВМ, предназначенных для погрузки - разгрузки, а также во время проведения погрузочно - разгрузочных работ с ними.