Третий вид научения – оперантное
Лекция 14. Психологические основы обучения, учения, научения
План:
1. Характеристика понятий
2. Различия между научением, обучением и учением. Механизмы научения.
3. Теории обучения.
1. Учебная деятельность – это процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.
Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста.
Обучение – предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся.
Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов (Харламов И.Ф. Педагогика).
Существенные признаки процесса обучения (С. П. Баранов) |
· Обучение — это специально организованная познавательная деятельность (в отличие от научения).
· Обучение — ускорение познания в индивидуальном развитии.
· Обучение — это усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества.
Обучение как процесс включает в себя две части:
· преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансляция) системы знаний, умений, опыта деятельности;
· учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:
· постановка целей учебной работы;
· формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
· определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;
· организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися
изучаемым материалом;
· придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного
характера;
· регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;
· оценивание результатов деятельности учащихся.
ПРИМЕР. Когда говорят об обучении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения.
Учение – также относится к учебной деятельности, но при использовании его в науке обращается внимание на то, что именно в составе учебной деятельности приходится на долю ученика.
!Речь идет о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений навыков!
Учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:
· осознание целей и задач обучения;
· развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
· осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;
· восприятие, осмысление и запоминание учебного материала;
· применение знаний на практике и последующее повторение;
· проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;
· самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;
· самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Когда хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием – научение.
Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности.
Понятие научение происходит от слова “научиться”. И включает в себя то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения.
Научение(краткий псих. словарь Конюхов) – процесс приобретения знаний, навыков, умений. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности. Способствует приобретению любого опыта и включает протекающее неосознанно уяснение материала и его закрепление.
Но главное: не все, что связанно с развитием, может быть названо научением. В него не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма. Хотя процессы созревания также связаны с приобретением организмом нового. Они мало или почти не зависят от обучения и научения.
1. В то же время всякий процесс, называемый научением, не является совершенно независимым от созревания. Научение практически всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости организма и без него не может осуществиться.
ПРИМЕР. Вряд ли можно научить ребенка говорить до того времени, когда у него созреют необходимые для этого органические структуры: голосовой аппарат, соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь.
2. Научение – зависит от созревания организма по характеру течения процесса:
он может быть ускорен или заторможен соответственно ускорению или замедлению созревания организма.
Созревание – естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.
Однако между этими процессами может быть и обратная связь.
Обучение и учение в определенной степени влияют на созревание организма.
Виды научения
У человека есть несколько видов научения.
1. Первый и простейший (объединяет человека со всеми другими живыми существами).
Это научение по механизму импринтинга, т.е. быстрого, автоматического, почти моментального (по сравнению с длительным процессом обучения) приспособления организма к конкретным условиям его жизни.
ПРИМЕР. Как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же срабатывает врожденный сосательный рефлекс.
ПРИМЕР. Достаточно дотронуться ладони новорожденного, как у него автоматически сжимаются пальцы рук.
2. Условнорефлекторное – начало его исследования было положено работами Павлова.
Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал.
Благодаря условно-рефлекторному научению обеспечивается реализация более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции.
Третий вид научения – оперантное
При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок.
Он состоит в следующем
ПРИМЕР. Задача или ситуация, с которой столкнулся ребенок, порождает комплекс разнообразных реакций.
Ребенок
Инстинктивных
Безусловных
Условных
Ребенок пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает результат.
Та из реакций, которая приводит к наилучшему результату, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте.
Это и есть научение по методу проб и ошибок.
Все эти три вида научения встречаются как у животных так и у человека, но у человека есть высшие способы научения.
4. Четвертый вид научения викарный (научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения)
По способу и результатам он напоминает импринтинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков (частично у обезьян).
5. Вербальное научение. Т.е. приобретение человеком нового опыта через язык.
Вербальное научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи и особенно при обучении в школе.
Здесь предпосылкой и основой для эффективного научения становятся высшие психические функции человека: его сознание, мышление и речь.