Характеристика разных типов заданий с развернутым ответом и рекомендации по их оцениванию

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий

По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Москва

Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по информатике и ИКТ подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике и ИКТ.

В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по информатике и ИКТ, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

© Федеральный институт педагогических измерений, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ.................................. 4

2. Характеристика разных типов заданий с развернутым ответом и рекомендации по их оцениванию............................................ 5

2.1. Задания с развернутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов для ЕГЭ по информатике и ИКТ 5

Фрагменты спецификации экзаменационной работы по информатике 2016 года, относящиеся к заданиям части 2.......................................................................................................................... 5

Распределение заданий с развернутым ответом по уровню сложности.............................. 5

Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и экзаменационной работы в целом...................................................................................................................................................... 5

Фрагмент обобщенного плана экзаменационной работы по информатике и ИКТ 2016 г. 5

2.2. Варианты заданий части 2 и критерии оценивания 7

Варианты задания 24 и критерии оценивания....................................................................... 7

Задание 24 . Вариант 1.............................................................................................................. 7

Задание 24. Вариант 2............................................................................................................... 9

Задание 24. Вариант 1a............................................................................................................ 10

Задание 24. Вариант 2a............................................................................................................ 13

Варианты задания 25 и критерии оценивания..................................................................... 16

Задание 25. Вариант 1............................................................................................................ 16

Задание 25. Вариант 2............................................................................................................ 18

Варианты задания 26 и критерии оценивания..................................................................... 21

Задание 26. Вариант 1............................................................................................................. 21

Задание 26. Вариант 2............................................................................................................. 23

Вариант задания 27 и критерии оценивания....................................................................... 27

Задание 27. Вариант 1............................................................................................................. 27

Инструкции и памятки по проверке работ......................... 35

Задание 24.................................................................................................................................... 35

Задание 25.................................................................................................................................... 36

Задание 26.................................................................................................................................... 36

Задание 27.................................................................................................................................... 36

Описание ситуаций сложных для оценивания............ 38

Задание 24.................................................................................................................................... 38

Задание 25.................................................................................................................................... 38

Задание 26.................................................................................................................................... 39

Задание 27.................................................................................................................................... 39


1. Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ

Разработка системы единого государственного экзамена включает в себя создание большого количества взаимосвязанных подсистем. Одной из них является формирование комплекса стандартизированной подготовки экспертов-предметников, включающей эффек­тив­ное обучение проверке заданий с развернутыми ответами контрольных измерительных материалов (в частности, по информатике) с точным соблюдением централизованно разработанных критериев оценивания выполнения учащимися заданий с развернутыми ответами. Решение этой задачи – одно из условий обеспечения объективности и надежности результатов, полученных в ходе единого государственного экзамена.

Предлагаемые учебно-методические материалы (УММ) для подготовки экспертов, привлекаемых для проверки заданий с развернутыми ответами по информатике и ИКТ в рамках ЕГЭ, разработаны на основе открытых вариантов КИМ ЕГЭ и анализа опыта подготовки экспертов последних лет. Предлагаемые материалы учитывают спецификацию экзаменационной работы 2016 года.

Экзаменационная работа состоит из двух частей. Часть 1 содержит 23 задания с кратким ответом по всем основным разделам курса информатики. Задания части 2 направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся общеобразовательных учреждений. В этой части также проверяются умения выпускников решать задачи на повышенном и высоком уровне сложности по теме «Технология программирования». Решения заданий части 2 работы записываются в развернутой форме и проверяются экспертами региональных предметных комиссий. За выполнение каждого задания дается определенное количество баллов, в зависимости от полноты и качества выполнения. Так, часть 2 включает 4 задания, что составляет почти 15% от общего количества заданий. При успешном их выполнении экзаменуемый может получить максимально 12 первичных баллов (т. е. примерно треть общего количества первичных баллов за всю работу). С другой стороны, эти задания являются самыми сложными и самыми трудоемкими: рекомендованное время их выполнения в 1,6 раза превосходит время, отводимое на выполнение первой части работы.

Характеристика разных типов заданий с развернутым ответом и рекомендации по их оцениванию

Наши рекомендации