Традиционное обучение

Традиционное обучение — целенаправленный процесс формирования зна­ний, умений и навыков посредством осмысления и запоминания учебного материала.

В основе традиционного обучения лежит ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатле­вать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то сходны или различны.

Процесс образования ассоциаций (приобретение знаний, умений и навыков) в тра­диционном обучении имеет определенную логическую последовательность (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие).

• восприятие учебного материала;

• осмысление;

• запоминание и сохранение;

• применение усвоенного в практической деятельности.

При этом выделенная последовательность подчиняется дидактическому требованию, отражающему последовательность двигаться в обучении от частного к общему. «Общее» выступает здесь как результат сравнения единичных или частных предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становя­щихся содержанием представления о классе этих предметов.

Характеристика традиционного обучения
Параметры Отличительные черты
Цель Передача знаний, умений и навыков
Методы Объяснительно-иллюстративные, формирующие активность воспроизводящего типа
Форма организации Классно-урочная
Характер взаимодействия Взаимодействие построено на жестком и после­довательном разделении функций управления и подчинения
Критерий эффективности Уровень сформированности знаний, умений и на­выков, входящих в образовательный минимум
  Достоинства традиционного обучения. 1. Позволяет в сжатые сроки в концен­трированном виде вооружить учащих­ся знаниями основ наук и образцов спо­собов деятельности. 2. Обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование прак­тических умений и навыков. 3. Непосредственное управление процес­сом усвоения знаний и навыков предуп­реждает появление пробелов в знаниях. 4. Коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки ориентирует на их устранение   Недостатки традиционного обучения. 1. Ориентировано больше на память чем на мышление. 2. Мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности. 3. В недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации. 4. Превалирует субъектно-объектный стиль отношений между преподавателями и учащимися
     


Принципы традиционного обучения.

Традиционная система обучения определяется совокупностью содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов (Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности и обучение).

Содержательные принципы обучения отражают закономерности, связанные с

отбором содержания образования и его совершенствования. К ним относятся:

· принцип гражданственности;

· принцип научности;

· принцип воспитывающего обучения;

· принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения.

Организационно-методические принципы обучения отражают закономернос­ти социального, психологического и педагогического характера. К ним отно­сятся:

· принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения; принцип единства группового и индивидуального обучения;

· принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особеннос­тям обучаемых;

· принцип сознательности и творческой активности;

· принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;

· принцип наглядности;

· принцип продуктивности и надежности обучения.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретиче­ских и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер).

Этапы проблемного обучения.

· Осознание проблемной ситуации.

· Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций.

· Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез.

· Проверка решения.

Уровни трудности.

Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет (Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии).

Уровни проблемности Что делает учитель? Что делает ученик?
Ставит проблему, формулирует ее, решает проблему. Запоминает решение проблемы.
Ставит проблему, формулирует ее. Решает проблему.
Ставит проблему. Формулирует проблему, решает ее.
Проводит общую организацию и контроль, умелое руководство. Осознает проблему, формулирует ее, решает проблему

Достоинства и недостатки проблемного обучения

(Б. Б. Айсмонтас).

Достоинства.

1. Способствует формированию определен­ного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обусловливает возможность трансформации их в убеждения.

2. Формирует личностную мотивацию уча­щегося, его познавательные интересы.

3. Развивает мыслительные способности учащегося.

4. Помогает формированию и развитию ди­алектического мышления учащихся, обес­печивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.

Недостатки

1. В меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков.

2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие типы обучения.

Проблемная ситуация для человека возникает, если:

• есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу;

• имеются затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.

Наши рекомендации