Запись программы на диск
Варианты №4
4. а) Описать адресацию и работу параллельного порта компьютера
б) Провести сравнение чисел X иY.Если X >Y , вывести на экран 0, если X <Y,
вывести на экран 1.
Написание программы в Debug и сохранение программы на диск.
Для создания данной программы будем использовать две функции DOS: функцию вывода строки на экран и функцию ввода с клавиатуры.
О функциях DOS
Функции DOS представляют собой неорганизованную кучу средств управления файлами, устройствами, памятью и процессами, доступных любой программе, которая способна установить регистры и вызвать программное прерывание.
Чтобы обратиться к функции DOS:
- поместить номер функции DOS в регистр AH (если есть подфункции, то номер подфункции
обычно помещается в AL)
- загрузить остальные регистры согласно описанию функции
- подготовить необходимые буферы, строки ASCII и управляющие блоки
- вызвать прерывание INT 21H
- проверить индикатор ошибки, возвращенный DOS (флаг переноса)
DOS не изменяет значений регистров, исключая случаи, когда результирующие данные возвращаются через регистры. В процессе развития DOS новые версии остаются (в целом) совместимыми с более ранними версиями.
1). Функция ввода с клавиатуры
вход: AH = 02h
выход: AL = код символа, полученный из стандартного ввода.
Данная функция считывает (ожидает) символ со стандартного входного устройства. Отображает этот символ на стандартное выходное устройство (эхо).
2). Функция вывода строки на дисплей
вход: AH = 09h
DS:DX =адрес строки, заканчивающейся символом ‘$’
выход: нет
Описание :
Строка, исключая завершающий её символ ‘$’, посылается на стандартный вывод.
Обычно, чтобы перейти на новую строку, включают в текст пару CR/LF (ASCII 0Dh и 0Ah).
3). Завершение программы
Вызвать прерывание DOS Int 20h
Подготовка данных (строк) для вывода на экран
Разместим в памяти строки диалога с пользователем для наглядности программы. Для перехода на новую строку будем вводить перед каждой строкой по два байта 0d 0a (см. выше).
Запускаем Debug и записываем в память строки. Запоминаем адреса начала строк, для последующего обращения к ним из программы:
рис.1
На рис.1 видно, что сначала мы ввели в память два байта 0D и 0A в адреса 13E2:0200 и 13E2:0201 соответственно, а далее с адреса 13E2:0202 расположили первую строку программы "Вариант №4…". Последний байт этой строки символ $, код которого 24h, расположился по адресу 13E2:0243. Поэтому продолжаем ввод оставшихся строк с адреса 13E2:0244. После введения каждой строки командой "damp"= d просматриваем дамп памяти для определения адреса ввода последующей строки.
Листинг программы
mov ax, 900 `подготавливаем функцию вывода строки на экран, AH = 09h
mov dx, 200 `в регистр dx вносим адрес выводимой строки "Вариант №4……"
int 21 `вызываем прерывание DOS для выполнения функции вывода строки на экран
mov dx, 244 `в регистр dx вносим адрес строки "Введите число Х="
int 21 `вызываем прерывание DOS для выполнения функции вывода строки на экран
mov ax, 100 `подготавливаем функцию ввода символа с клавиатуры, AH = 01h
int 21 `вызываем прерывание DOS для выполнения функции
mov cx, ax `сохраним (скопируем) значение регистра AX (AL = код введённого числа X) в
` регистре CX для последующего использования (сравнения)
mov ax, 900 `опять готовим функцию вывода на экран, AH = 09h
mov dx, 257 `адрес строки "Введите число Y ="
int 21 `вызываем прерывание DOS для выполнения функции вывода строки на экран
mov ax, 100 `готовим функцию ввода символа, AH = 01h
int 21 `выполняем эту функцию: программа ожидает ввода символа с клавиатуры
mov bx, ax `копируем значение регистра ax (AL = код числа Y) в регистр bx
mov ax, 900 `установим заранее функцию вывода на экран, AH = 09h
cmp cx, bx `сравниваем значения регистров CX и BX, в которые мы сохранили числа X и Y
JG ds:133 `если число Х (т.е.его 16–ричный код) больше числа Y (...), то переходим к
` адресу 133, где запрограммирован вывод соответствующей строки на экран
JL ds:13A `если число Х (т.е.его 16–ричный код) меньше числа Y (...), то переходим к
` адресу 13A, где запрограммирован вывод соответствующей строки на экран
mov dx, 288 `в dx вносим адрес строки о равенстве чисел X и Y (переходы jg и jl не совершились)
int 21 `прерывание DOS, вывод строки на экран
int 20 `завершение программы
mov dx, 26a `в dx вносим адрес строки "X > Y" (сюда перейдёт по команде jg)
int 21 `прерывание DOS, вывод строки на экран
int 20 `завершение программы
mov dx, 279 `в dx вносим адрес строки "X < Y" (сюда перейдёт по команде jl)
int 21 `прерывание DOS, вывод строки на экран
int 20 `завершение программы
Ввод программы в Debug начинаем командой "assembler" – a. Программа записывается с адреса 100(если нет, то ввести команду a100). Сегментный регистр здесь DS = 13E2 (не существенно). В процессе программирования мы его не изменяем, поэтому адресацию производим лишь через регистр DX:
Запись программы на диск
Для записи программы на диск необходимо знать её размер в байтах, и это значение необходимо внести в регистр CX. Последний байт внесённый до этого нами в область данных имеет адрес 296 (см. выше). Это значение и будет размером программы. Вводим это число в регистр CX:
Далее необходимо командой "name"– n ввести имя программы (придумать) и командой "write"– w произвести запись программы в файл:
Теперь чтобы загрузить эту программу в Debug надо ввести её имя командой "name"– n, и загрузить командой "load" – L(файл программы должен находиться в каталоге программы debug):
Для запуска программы вводим командуg:
В данной программе сравниваются числа от 0 до 9. Анализ правильности ввода (что введено именно число, а не какая–нибудь буква) не производится. Данную проверку возможно было бы производить по анализу кодов введённых символов. То есть, если коды введённых символов выходят за рамки определённого диапазона (30h – 39h), то программа возвращается к вводу числа X или Y.