Пример конструкции ветвления

if (num < 10) { // Если введенное число меньше 10.

cout << "Это число меньше 10." << endl;

} else { // иначе

cout << "Это число больше либо равно 10." << endl;

}

Здесь говорится: «Если переменная num меньше 10 — вывести соответствующее сообщение. Иначе, вывести другое сообщение».

Усовершенствуем программу так, чтобы она выводила сообщение, о том, что переменная num равна десяти:

if (num < 10) { // Если введенное число меньше 10.

cout << "Это число меньше 10." << endl;

} else if (num == 10) {

cout << "Это число равно 10." << endl;

} else { // иначе

cout << "Это число больше 10." << endl;

}

Здесь мы проверяем три условия:

·Первое — когда введенное число меньше 10-ти

·Второе — когда число равно 10-ти

·И третье — когда число больше десяти

Заметьте, что во втором условии, при проверке равенства, мы используем оператор равенства — ==, а не оператор присваивания, потому что мы не изменяем значение переменной при проверке, а сравниваем ее текущее значение с числом 10.

·Если поставить оператор присваивания в условии, то при проверке условия, значение переменной изменится, после чего это условие выполнится.

Каждому оператору if соответствует только один оператор else. Совокупность этих операторов — else if означает, что если не выполнилось предыдущее условие, то проверить данное. Если ни одно из условий не верно, то выполняется тело оператора else.

24.Управляющие конструкции С/С++. Переключатель switch.

Switch сравнивает значение выражения с константами во всех вариантах caseи передает управление оператору, который соответствует значению выражения. Каждый вариант caseможет быть помечен целой константой, символьной константой или константным выражением. Константное выражение не может включать переменные или вызовы функций. Выражение оператора switchдолжно быть целого типа..

Формат оператора:

switch(выражение){

[caseконстантное выражение 1]: [ список операторов 1];

……………………………………………………..

[ caseконстантное выражение n]: [ список операторов n];

[ default: [ список операторов ];] }

Операторы, связанные с меткой default, выполняются, если ни одна из констант в операторах case не равна значению выражения. Вариант default не обязательно должен быть объявлен и не обязательно должен быть последним. Если ни одна константа не соответствует значению выражения и вариантdefault отсутствует, то не выполняется никаких действий.

Ключевое слово case вместе с константой служат просто метками, и если будут выполняться операторы для некоторого варианта case, то далее будут выполняться операторы всех последующих вариантов до тех пор, пока не встретится оператор break, что позволяет связывать одну последовательность операторов с несколькими вариантами.

Константное выражение вычисляется в период компиляции. Никакие две константы в одном операторе-переключателе не могут иметь одинаковые значения.

Оператор перехода goto. Оператор return.

Оператор return

Оператор returnиспользуется для выхода из функции. Отнесение его к категории операторов перехода обусловлено тем, что он заставляет программу перейти в точку вызова функции. Оператор return может иметь ассоциированное с ним значение, тогда при выполнении данного оператора это значение возвращается в качестве значения функции. В функциях типа void используется оператор return без значения.

Общая форма оператора returnследующая:

returnвыражение;

Выражение присутствует только в том случае, если функция возвращает значение. Это значение выражения становится возвращаемым значением функции.

Внутри функции может присутствовать произвольное количество операторов return. Выход из функции происходит тогда, когда встречается один из них. Закрывающаяся фигурная скобка } также вызывает выход из функции. Выход программы на нее эквивалентен оператору return без значения. В этом случае функция, тип которой отличен от void, возвращает неопределенное значение.

Функция, определенная со спецификатором void, не может содержать return со значением. Так как эта функция не возвращает значения, в ней не может быть оператора return, возвращающего значение.

Оператор goto

Кроме goto, в языке С есть другие операторы управления (например break, continue), поэтому необходимости в применении goto практически нет. В результате чрезмерного использования операторов goto программа плохо читается, она становится "похожей на спагетти". Чаще всего такими программами недовольна администрация фирм, производящих программный продукт. То есть оператор goto весьма непопулярен, более того, считается, что в программировании не существует ситуаций, в которых нельзя обойтись без оператора goto. Но в некоторых случаях его применение все же уместно. Иногда, при умелом использовании, этот оператор может оказаться весьма полезным, например, если нужно покинуть глубоко вложенные циклы. В данной книге оператор gotoрассматривается только в этом разделе.

Для оператора goto всегда необходима метка. Метка — это идентификатор с последующим двоеточием. Метка должна находится в той же функции, что и goto, переход в другую функцию невозможен.

Наши рекомендации