Команды опции Compile

Выполняют компиляцию и компоновку Вашей программы, сформируют загрузочные файлы, а в случае необходимости сохраняют их на диске.

Compile –компиляция программы или модуля, находящегося в активном окне редактирования. После окончания компиляции на экране появляется окно, содержащее информацию о результатах компиляции. Если в тексте допущена синтаксическая ошибка, процесс компиляции прекращается, в окне редактирования появляется сообщение об ошибке, а курсор показывает место ошибки в тексте программы.

В том случае, если в тексте компилируемой программы (или модуля) имеется обращение к другим модулям, последние должны быть к этому моменту оттранслированы и храниться на диске в виде файлов
с расширением .TPU.

Make –с помощью этой опции компилируются:

а) программа (модуль) либо находящийся в файле, имя которого указано в опции Primary File, либо присутствующий в активном окне редактирования;

б) все модули, которые удовлетворяют двум условиям: во-первых, вызываются откомпилированной программой (модулем) из пункта (а) и, во-вторых, изменялись с момента их последней компиляции;

в) модули, которые обращаются к определенным в пунктах (а) и (б) модулям, секции связи которых претерпели изменения. Для того, чтобы проверить, изменился ли исходный текст модуля с момента последней компиляции, дата создания файла с расширением .PAS сравнивается с датой создания файла с тем же именем, но с расширением .TPU. Если файл с расширением .PAS не будет найден, то система воспользуется существующим файлом с расширением .TPU.

Все эти, на первый взгляд сложные правила направлены на то, чтобы упростить разработку больших программных систем, поскольку предусматривают перекомпиляцию только тех модулей, которые изменялись с момента последних испытаний системы.

Build –опция подобная опции Make, но предусматривающая перекомпиляцию всех модулей, определенных в пунктах (а), (б) и (в) вне зависимости от того, подвергались они изменениям с момента последней компиляции или нет.

Destination: позволяет определить, где будет размещаться загрузочный код программы или модуля в оперативной памяти или на диске. Эта опция может принимать одно из двух возможных значений MEMORY (память) или DISK (диск). Отметим, что даже если значением опции является MEMORY, все дополнительные TPU-файлы, сгенерированные в режимах RUN, MAKE и BUILD, будут записаны на диск. Если же значением опции является DISK, то на диске создается либо файл с расширением .ЕХЕ (для главной программы), либо файл с расширением .TPU (для модуля).

Primary File – указание имени файла с расширением .PAS, который будет обрабатываться в режимах RUN, MAKE и BUILD. Если поле Primary File пусто, то обрабатывается файл, содержащийся в активном окне редактирования. Чаще всего, хотя и не всегда, в этом ноле следует задавать имя файла, содержащего текст главной программы.

Команды опции Debug.

В режиме Debug можно пользоваться большими возможностями отладчика, встроенного в среду программирования Турбо-Паскаль 6.0. К ним в первую очередь относятся средства работы с окнами наблюдений и средства временной остановки выполнения программы.

Evaluate/Modify –вывод на экран значения произвольного выражения в процессе от­ладки, а также просмотр и в случае необходимости изменение значения любой переменной. Выбор этой опции приводит к открытию диалогового окна, содержащего три поля: Expression (Выражение), Result (Результаты) и New Value (Новое значение). Поле New Value можно использовать только тогда, когда в окне Expression находится имя переменной. Для манипулирования полями диалогового окна предназначены две кнопки [Evaluate] (Вычислить) и [Modify] (Изменить). Заметим, что данные в окне Result выводятся в специальном жестком формате. Для изменения формы вывода можно использовать спецификаторы формата.

Watches –открытие и активизация окна наблюдений. Эта опция позволяет добавлять, редактировать и удалять окна наблюдений. Активизация Add Watch приводит к открытию диалогового окна, в котором необходимо поместить выражение, изменения значения которого отслеживаются в процессе выполнения программы. Это выражение будет помещено в окно наблюдений. Окно наблюдений появляется на экране после нажатия
клавиши F6.

Toggle breakpoint –установка/снятие точки останова в строке, где находится курсор.

Breakpoints –расширение возможностей использования точек останова при отладке программ. Активизация опции Breakpoints приводит к появлению на экране диалогового окна, содержащего информацию обо всех действующих в данный момент точках останова. О каждой из них хранятся следующие данные: номер строки, условие срабатывания и регулярность срабатывания. Последний элемент данных является числом, которое показывает, сколько раз надо пройти через точку останова перед тем, как она сработает.

Для управления диалоговыми окнами предназначены три кноп­ки: [Edit], [Delete] и [View]. Они позволяют производить редактирование данных, относящихся к выбранной точке останова; удаление и просмотр текста, связанного с выбранной точкой останова.

Активизация режима редактирования (кнопка [Edit]) приводит к появлению нового диалогового окна. Для работы в нем предназначены две кнопки: [Modify] и [New]. Первая позволяет менять условия уже существующей точки останова, а вторая – сгенерировать новую точку останова.

Отметим, что опция Breakpoint дает возможность работать сразу с несколькими исходными файлами.

Call Stack –используется только в том случае, когда выполнение программы временно приостановлено.

Выбор этой опции приводит к открытию диалогового окна, содержащего список имен активных в данный момент блоков. Список организуется в форме стека, на дне которого находится имя главной программы, а в вершине имя подпрограммы, которая последней получила управление.

С помощью клавиш-стрелок можно выделить подсветкой имя любой подпрограммы в списке. Если затем нажать клавишу Enter, то на экране появятся значения параметров этой подпрограммы. Очень удобна эта опция для отладки сложных программных комплексов.

Register – активизация окна Register, содержащего данные, характеризующие состояние регистров центрального процессора. Это окно целесообразно использовать тог­да, когда в программе на Турбо-Паскале присутствуют операторы языка Ассемблер.

Output –активизация окна вывода. В окно помещается информация, во-первых, передаваемая программой на экран дисплея, и, во-вторых, запрашиваемая у пользователя.

User Screen– просмотр результатов работы программы не в отдельном окне, а на всем экране, т. е. можно сказать, что опция User Screen расширяет границы окна вывода до размеров экрана.

Наши рекомендации