Новая система помощи алкоголикам
Существующая система лечения алкоголиков не может считаться удовлетворительной, поскольку эффективность ее низка. Она нуждается в расширении. В отчетный период придан окончательный вид новой системе помощи алкоголикам. Она включает в себя следующие этапы: 1) самоизбавление от алкоголизма, 2) коллективная дезалкоголизмия, 3) индивидуальная гортоновическая дезалкоголизмия, 4) работа в противоалкогольном клубе, 5) амбулаторное наркологическое лечение, 6) стационарное наркологическое лечение, 7) лечение в ЛТП.
1. Самоизбавление от алкоголизма. Известно много случаев воздержания от спиртного без врачебного вмешательства, «по доброй воле». Если же вооружить алкоголиков методом само избавления от алкоголизма, то некоторая часть самостоятельно придет к трезвости. Метод мною разработан, но пока существует в рукописи, заинтересованные люди его копируют, переписывают, реферируют. Добровольцу вручается описание метода и небольшой список рекомендуемой литературы. В случае неудачи он может повторить курс или записаться на коллективные занятия.
2. Коллективная дезалкоголизмия. Специалист, являющийся сознательным трезвенником, проводит цикл противоалкогольных занятий с пациентами, которым не удалось самостоятельно освободиться от алкоголизма. Неудачники имеют две возможности: повторить курс или пройти индивидуальную дезалкоголизмию.
3. Индивидуальная гортоновическая дезалкоголизмия. Специалист обстоятельно изучает особенности пациента и причины неудачной дезалкоголизмии, на основе полученных данных организует эффективную помощь. Он обязывает пациента вести дневник: и заучивать наиболее важные научные данные, советует проводить противоалкогольную работу с пьющими, следит за изменениями взглядов, исправляет ошибочные. В случае необходимости отдельные занятия повторяйте. Если и индивидуальная работа не превратит алкоголика в сознательного трезвенника, то ему предлагают вступить в противоалкогольный клуб.
4. Работа в противоалкогольном клубе. Клуб создается с целью превращения алкоголиков в сознательных трезвенников, в нем проводят работу как специалисты, так и трезвенники из числа бывших алкоголиков, клубисты привлекаются к активной деятельности.
Можно не сомневаться в том, что такая доврачебная дезалкоголизмия многих отрезвит, для её проведения не требуется медицинское или психологическое образование, достаточно быть сознательным трезвенником, усвоить минимум научных знаний по алкогольной проблеме и овладеть методами проведения противоалкогольной работы. Доврачебную дезалкоголизмию могут вести работники дворцов культуры, члены парткомов, профкомов и комиссий по борьбе с пьянством, юристы, работники милиции и др. В подтверждение можно было бы привести много примеров, ограничусь двумя. Р.Н.Ильина, как показывает прилагаемый её доклад «Мой опыт отрезвления алкоголепийц», не имея никакого отношения к биологии, медицине и психологии, самостоятельно сделала трезвенниками более 10 своих родственников, совместно с мужем избавила от алкоголизма его брата. Муж, увлекавшийся в прошлом спиртным, с помощью нашей Противоалкогольной секции превратился в трезвенника и начал проводить активную работу с пьяницами и алкоголиками, которые находились в его подчинении, отдельных отрезвил.
Перед новым 1982 г. редакция «Ленинградского рабочего» получила письмо от В.Алексеевой, в котором она сообщает о сыне А.Ч., инженере, бывшем алкоголике, спасшем товарища по работе. Привожу выдержки из письма.
«8 августа 1980 г. в «Ленинградском рабочем» была опубликована моя заметка «Беда отступила», в которой сообщила о том, что моему сыну алкоголику помог старший научный сотрудник Г.А.Шичко, выразила надежду на его полное выздоровление. Моя надежда оправдалась: полтора года Саша не только не пьянствует, но не трогает спиртные напитки, причем добровольно, по убеждению. Многие утверждают, что полностью от алкоголизма нельзя вылечиться, может быть вылечиться и нельзя, а вот избавиться от него навсегда и стать активным трезвенником, более того – избавителем алкоголиков, можно. Доказательство –мой сын».
«Алкоголизм стал быстро прогрессировать с мая 1979 г., когда сын выпивал почти ежедневно и иногда не выходил на работу. Дома он дебоширил, требовал деньги, а если отказывала ему, то все, что попадало под руки, разбивал. Терроризировал меня, скандалил, грубил. В пьяном виде управлял автомобилем моей сестры и сделал серьезную аварию, в результате лишился шоферских документов. Жизнь с сыном в одной квартире стала невыносимой, кошмарной, сейчас страшно даже вспоминать об этом. В январе 1980 г. отчаянна заставило меня обратиться за помощью и советом к газете «Ленинградский рабочий»... Наши с сестрой доводы и требования не действовали, пришлось обратиться за содействием к администрации ЦКБ, в котором работал сын. И вот в мае его вынудили обратиться к Шичко... 20 мая прошлого года мы с сестрой доставили его пьяного на квартиру Г.А.Шичко. Даже до пьяного мозга Саши дошли отрезвляющие слова, он заметно изменился и почти перестал пить. После двух следующих сеансов сын преобразился и с июля прошлого года, т.е. ровно полтора года, он ведет нормальный образ жизни... Жизнь Саши изменилась неузнаваемо. Он увлеченно трудится, сдал шоферские экзамены и ему возвратили удостоверение водителя, закончил курсы иностранных языков, сдал в счет кандидатского минимума немецкий язык, готовит другие экзамены, занимается диссертацией.
Сознание сына под влиянием всего лишь нескольких сеансов Геннадия Андреевича и чтения его материалов настолько просветлело, что он испытывает потребность отрезвлять своих бывших собутыльников, своих сотрудников и знакомых. В компаниях пьющих сын чувствует себя не белой вороной, а хозяином положения и нередко просвещает сидящих за пиршеским столом... Интересный факт: инженер просвещает врача по вопросу о действии алкоголя на организм, на память, мышление и сознание. Рассказ сына так подействовал на гостя, что он потерял желание пить вино и предложил прогулку.
Саша провел специальную работу с одним алкоголиком, который из-за пьянства остался без семьи и в течение долгого времени никак не мог закончить написание автореферата, из-за чего защита диссертации была отложена на неопределенное время. Сын воспользовался методом Геннадия Андреевича, о котором знал по своему опыту, он заставил товарища систематически вести дневник и с ним являться на встречу. Пациент стал трезвенником и таким, что москвичка, которая прежде решительно отвергала предложения о совместной жизни, теперь приняла его, стала женой и переехала в Ленинград. Подопечный Саши готовится к защите диссертации, он стал как бы другим человеком».
Есть достаточно оснований считать, что одна часть пациентов избавится от алкоголизма самостоятельно, вторая – с помощью коллективных занятий, третья – в результате индивидуальной дезалкоголизмии, четвертая – под влиянием клуба. Пятая, «трудная» часть алкоголиков, поступит на лечение к наркологам, сначала –на амбулаторное, потом на стационарное, наконец, на лечебно-трудовое. Можно ожидать, что пациенты даже с незначительной дезалкоголизмийностью, пройдя все семь ступеней, станут трезвенниками. Нет необходимости делать предлагаемую систему жесткой, людям, следует предоставить право выбора методов избавления от алкоголизма, в том числе частичного или полного отказа от доврачебной помощи. Обязательным должно быть следующее требование: на всех этапах дезалкоголизмии учитывать индивидуальные особенности пациентов.
В наши дни пожизненное освобождение от алкоголизма – исключительное событие, внедрение новой системы сделает его правилом, в результате в короткое время удастся остановить рост распространенности бедствия и вызвать обратный процесс. В тоже время заметно снизится нагрузка на наркологов, они, наконец-то, получат возможность неторопливо, вдумчиво и научно обоснованно проводить лечение. Некоторые наркологи высказали мне такое опасение: «Если претворят в жизнь вашу систему, то мы останемся без дела». Объем их работы может быть увеличен за счет а) участия в организации доврачебной помощи, б) широкого проведения пропаганды трезвости и в) резкой активизации работы по решению курительной и наркоманной проблем.
Введение новой системы резко поднимет результаты деятельности наркологической службы, а, следовательно, и ее авторитет, сделает эту важнейшую по назначению службу лучшей в мире; наркологи перестанут нарушать древнюю заповедь медицины – «Прежде всего не вредить», получат удовлетворенность трудом, будут испытывать радость в связи с большими успехами в деле превращения алкоголиков в сознательных трезвенников.