Гортоновика и ее возможности

К ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ АЛКОГОЛИЗМА

(Заключительный отчет)

Руководитель темы,

зав. Отделом экологической физиологии,

д.м.н., проф. Н.Н.Василевский

Ответственный исполнитель,

к.б.н., ст.н.с. Г.А.Шичко

Ленинград – 1981

Список исполнителей

Шичко Г.А., старший научный сотрудник отдела экологической физиологии НИИЭМ, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник.

Реферат

Отчет 176 стр., 9 таблиц.

АЛКОГОЛИЗМ, АЛКОГОЛЬНАЯ УСТАНОВКА, ВОЗДЕРЖАНИЕ, НАРКОЛОГИЯ, ПИТЕЙНАЯ ЗАПРОГРАММИРОВАННОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ, ПРИВЫЧКА, ПЬЯНСТВО, СПИРТНЫЕ НАПИТКИ, ТРЕЗВЕННИК, ЭКОЛОГИЯ.

Цель исследования; разработка методов избавления от алкоголизма (дезалкоголизмия), учитывающих индивидуальные особенности пациентов. Объектами наблюдений служили: трезвенники, воздержанники, случайно пьющие, пьяницы и алкоголики.

Применялись собственные методы дезалкоголизмии и приемы выявления вникаемости и подвижности нервной системы.

Основные свойства людей разделаны на общие (вникаемостъ, памятливость и подвижность н.с.) и специальные, присущие алкоголикам (воздерживаемость, дезалкоголизмийность и реалкоголизмийность). Успех дезалкоголизмии существенно зависит от соблюдения принципа сингулизма, от учета индивидуальных особенностей. У пациентов с хорошей вникаемостью легко вырабатываются тошнотно-рвотные рефлексы через вторую сигнальную систему; некоторые обладают такой высокой дезалкоголизмийностью, что у них удается словесными воздействиями прерывать запой.

Принцип сингулизма, концепция питейной запрограммированности и, разработанная на ее основе, классификация людей позволили найти истинную цель дезалкоголизмии и предложить принципиально новые методы ее достижения. Цель дезалкоголизмии – превращение алкоголика в сознательного трезвенника. В результате этого он преображается, становится достойным гражданином, хорошим производственником, гордится трезвостью и добровольно пропагандирует ее. Такие люди не нуждаются в социальной реабилитации. Успешное завершение темы 1980-1982 гг. имеет важное теоретическое и практическое значение, оно открыло возможность для разработки аппаратурных методов избавления от алкоголизма (это тема исследования 1982-1984 гг.). Удалось найти почти оптимальный путь искоренения пьянства и алкоголизма – проведение специальных и обязательных занятий по Центральному телевидению. Соображения по вопросу об установлении в СССР трезвости освещены в двух обстоятельных докладных записках, отправленных ЦК КПСС, а вторую и Госплану СССР. Материал признан ценным и используется в процессе подготовки эффективных противоалкогольных партийно-правительственных решений.

Содержание

Стр.

1. Введение .............................................…………………………………….. 7-9

2. Аналитический обзор ......................…………………………………...... 9-16

3. Гортоновика и ее возможности ……………………….......................... 16-43

3.1. Принципы гортоновики ........................………………………..20-30

3.1.1. Общие свойства головного мозга …………………….......... 21-27

3.1.2. Специальные особенности алкоголиков .………………….. 27-30

3.2. Методы гортоновики .....................………………………........ 30-36

3.3. Достижения гортоновики .....……………………..................... 36-43

4. Алкогольная проблема и важность быстрейшего ее решения……… 43-59

4.1. Распространенность пьянства в СССР ..........……………….. 44-46

4.2. Людские потери …………………………................................. 46-50

4.3. Идеологические потери .........................……………………… 50-58

4.4. Материальные потери .........................………………………... 58-59

5. Психологическая запрограммированность ..............…………………. 59-68

5.1. Понятие «психологическая запрограммированность» ……… 62-63

5.2. Особенности психологической запрограммированности…… 63-68

6. Теория алкоголизма ..............................………………………………... 68-94

6.1. Концепция питейной запрограммированности .....…………... 68-79

6.2. Психическая и физическая зависимость .........……………….. 79-80

6.3. Привычка к спиртным напиткам ......... …………………......... 80-83

6.4. Потребность в алкоголе ......................………………………... 83-92

6.5. Алкоголизмия и алкоголизм ..................…………………….... 92-94

7. Классификация людей в зависимости от их отношения к алкогольным напиткам ...........................……………………………………………………….... 95-105

8. Дезалкоголизмия ........................………………………………......... 105-142

8.1. Цель противоалкогольной работы ........….………………... 109-114

8.2. О возможности полного избавления от алкоголизма………114-119

8.3. Принципы дезалкоголизмии ..................…………………….119-I32

8.4. Новая система помощи алкоголикам ......………………...... 152-155

8.5. Методы дезалкоголизмии ....……………………................... 156-142

9. Заключение ......................................…………………………………..142-149

Список использованных источников .......……………………………...150-I58

Приложения ..................................…………………………………....... 159-176

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

Терминология играет важную роль в науке, это отлично подметил знаменитый мыслитель А.Н.Радищев, который писал: «Доколе вещи не дано имя, доколе мысль не имеет знамения, то она разуму нашему чужда, и он над нею не трудится. Дабы усвоить разуму какое-либо познание, нужно прежде всего её ознаменовать». «Ознаменование» особо трудное занятие, в основном этим объясняется недостаточная отработанность терминологии по алкогольной проблеме. Все еще отсутствует общепризнанное обозначение основного явления: одни его называют «алкоголизм», другие – «хронический алкоголизм», третьи – «алкогольная наркомания», четвертые – «хроническая алкогольная интоксикация», пятые – «зависимость от алкоголя». Слово «пьянство» имеет синонимы: «бытовой алкоголизм», «злоупотребление спиртным» и др.

В процессе изучения алкогольной проблемы мне пришлось ввести ряд новых терминов, причем вопреки большому нерасположению к этому занятию. Они приводятся ниже.

Абсурдист – человек, некритически воспринимающий нелепые сведения, пропагандирующий, а иногда и выдумывающий их.

Алкоголепитие – прием спиртных напитков. Термин образован аналогично терминам «винопитие» и «чаепитие».

Алкоголепийца – человек, употребляющий алкоголь, пьющий.

Алкоголизмийиость – степень подверженности алкоголизму.

Алкоголизмия – процесс превращения трезвенника в алкоголика.

Алкогольная настроенность (установка) – направленность сознания на употребление спиртных напитков.

Аутодезалкоголизмия – само избавление от алкоголизма.

Благоразумный трезвенник – трезвенно запрограммированный человек.

Вигилогипноз – гипноз, при котором испытуемый бодрствует (гипнотическое бодрствование).

Вникаемость – способность коры больших полушарий к образованию концентрированный и устойчивых очагов возбуждения.

Воздержанник – питейно запрограммированный, но не пьющий человек.

Гортоновика (лат. Hortatio – разные виды речевых воздействий, novo – обновлять, изобретать) – научное направление, занимающееся испытанием известных, поиском новых методов благотворного воздействия на человека с лечебной, воспитательной, производственной и другими целями.

Дезалкоголизмийность – степень податливости человека воздействиям, направленным на избавление от алкоголизма.

Дезалкоголизмия – освобождение человека от алкоголизма.

Естественный трезвенник – человек, который ничего или почти ничего не знает о спиртных напитках и не интересуется ими.

Идеологическая культурность – степень объективности знаний, взглядов и убеждений человека и уровень целесообразности его поступков и деятельности. Важнейшая социальная функция идеологической культуры общества – защита его членов от ложных, абсурдных сведений, идей, убеждений, а также вооружение их научными знаниями и материалистическими убеждениями. Термин образован в соответствии с известным термином «политическая культура».

Принужденник – человек, которого заставляют употреблять спиртное.

Принцип сингулизма – принцип учета индивидуальных особенностей людей.

Питейная запрограммированность – комплекс временных связей, искаженно отобразивший алкогольную проблему и принуждающий человека употреблять спиртные напитки.

Питейная социальная программа – совокупность значимых про-алкогольных сведений, на основе которых происходит питейное программирование.

Питейное программирование – проалкогольные воздействия, формирующие питейную запрограммированность.

Питейное убеждение – уверенность в правомерности, оправданности и даже в необходимости употребления спиртного.

Психологическая запрограммированность – комплекс временных связей, отобразивший определенную социально-психологическую программу и принуждающий человека выполнять ее.

Религиозный трезвенник – трезвенно запрограммированный верующий, считающий алкоголепитие греховным занятием, влекущим за собой тяжелую божью кару.

Самоличная дезалкоголизмия – самоизбавление от алкоголизма.

Сознательный трезвенник – человек, осмысленно, на основе широких научных знаний избравший жизнь без спиртных напитков.

Сомногипноз – гипнотический сон.

Условно-рефлекторное опьянение – опьянение, появляющееся под влиянием условных раздражителей или при воображении акта призма спиртного.

Этанолопат – человек, получивший потребность в спиртном в период развития во чреве пившей матери.

I. Введение

Гуманный девиз нашего времени «Здоровье для всех к 2000 году» останется почти пустым словосочетанием, если мы экстренно не приступим к избавлению нашего славного народа от таких вредных занятий, как употребление алкогольных напитков и табачных изделий, если не организуем оказание в массовом масштабе психологической помощи населению. Этому ванному делу способна успешно служить гортоновика. Даже в наши дни, когда она еще слабо развита, имеется реальная возможность благотворно влиять на самочувствие и поведение многих людей, усиливать их сопротивляемость патогенным факторам. Степень этого влияния существенно зависит от индивидуальных особенностей пациентов. Обладатели хорошей вникаемости способны с помощью психологических воздействий и самовоздействий защищаться от появления ряда заболеваний, ускорять процесс выздоровления; им почти не нужны фармакологические средства. Именно на такой группе людей всевозможные чудотворцы, целители, экстрасенсы и прочие абсурдисты демонстрируют свои «сверхъестественные» способности, зарабатывают популярность и состояния.

Наиважнейшими проблемами гортоновики являются глобальные проблемы – алкогольная и курительная, наша беспомощность перед ними дорого обходится человечеству: ежегодно миллионы людей преждевременно уходят в могилы, десятки миллионов приобретают тяжелые болезни, сотни миллионов обрекаются на мученическую жизнь. Очищение нашей страны от алкогольных напитков и табака резко снизит заболеваемость населения и коэффициент смертности. Вместе с этим общество получит многие другие выгоды, в том. числе экономические, идеологические, моральные; достаточно сказать, что ежегодный доход государства будет превосходить 100 млрд. руб. (Мой ориентировочный подсчет представлен в работе «Алкогольная проблема и возможности успешного ее решения», написанной в связи с подготовкой XXVI съезда партии и отосланной ЦК КПСС).

В последние десятилетия большое внимание уделяется экологии человека, много делается для защиты внешней среды от всевозможных загрязнений. Парадокс: в то же время люди добровольно засоряют свой организм алкоголем, вредными компонентами табачного дыма и наркотиками. Важнейшая задача экологии – решительная борьба с такими противоестественными и особо вредными самозагрязнениями. Потребители спиртного и табака экологически отрицательно действуют не только на себя, но на окружающих людей и биосферу, они задымляют помещения и воздушный бассейн, производят пожары, засорение почвы и леса окурками, бутылками, битым стеклом и т.п., из-за них работает алкогольная и табачная промышленность, извергающая массу вредных отходов. Я считаю правильной и принципиальной такую постановку вопроса: экологическая физиология, игнорирующая алкогольную, курительную и наркоманную проблемы, неполноценна, однобока.

Учитывая все сказанное, в последние три года я целиком сосредоточился на алкогольной и курительной проблемах. Статистические материалы показали, что острота их не ослабевает, а усиливается. Отсюда вывода: 1) современное теоретическое понимание алкогольной проблемы оставляет желать много лучшего, 2) методы противоалкогольной работы недостаточно эффективны. Первые шаги по разработке гортоновики показали, что результаты воздействий на людей существенно зависят от их индивидуальных особенностей, причем преимущественно от вникаемости. Высказанные соображения определили цели НИР: 1) создание в первом приближении теории алкоголизма и 2) разработка на основе этой теории методов дезалкоголизмии, учитывающих индивидуальные особенности алкоголиков, не требующих применения лекарственных средств и специальной медицинской подготовки. Цели достигнуты. К сожалению, не удалось провести некоторые эксперименты из-за невыполнения моих заявок на закупку (5) и изготовление (1) приборов.

В настоящее время можно считать, что алкогольная проблема теоретически и методически решена в первом приближении. Она оказалась далеко не такой сложной, трудоемкой и малоперспективной, как принято считать.

Исследование открыло возможность для разработки специального аппаратурного комплекса, который позволит сначала алкоголикам, затем, после подготовки новых программ, курильщикам, наркоманам, невротикам и др. избавляться от недугов самостоятельно или под руководством консультанта.

Найден простой, дешевый и, можно надеяться, эффективный метод массового отрезвления людей, метод специальных телевизионных занятий. Его описание дано в моей обстоятельной рукописи «О возможности утверждения трезвости в XI пятилетке», отправленной в ЦК КПСС и в Госплан СССР.

Аналитический обзор

Алкоголизм известен человечеству с древнейших времен, свидетельством чему может явиться следующее выразительное стихотворение Асклепиада (IV-III в. до н.э.):

К ЗЕВСУ

Снегом и градом осыпь меня, Зевс! Окружи темнотою,

Молнией жги, отряхай с неба все тучи свои!

Если убьешь, усмирюсь я; но если ты жить мне позволишь,

Бражничать стану опять, как бы ни гневался ты.

Бог мною движет, сильнее тебя: не ему ли послушный,

Сам ты дождем золотым в медный спускался чертог?

Асклепиад правильно отобразил тот факт, что наказания, в том числе и тяжелые физические, не способны освободить человека от алкоголизма. В эпоху античности пьянство не имело большого распространения, афиняне, например, считали уделом раба пить вино, не разбавленное несколькими частями воды, спартанцы вообще его не употребляли. Алкоголизм начал распространяться с утверждением христианской религии, согласно которой употребление вина в меру – богоугодное занятие, отказ от него – гнушение даром божьим, пьянство – грех. Так, еще в XI в. игумен Киево-Печерского монастыря Феодосии Печерский писал: «ангелы же святые, пришедши, поведали святым отцам с великою печалию, чтобы они писанием отучили христиан от пьянства, но не от пития: ибо иное пьянство злое, а иное питье – в меру, и в закон, и в приличное время, и во славу Божию». Подобный взгляд выражен в «Домострое» (XVI в.), он не изменился и в нашем XX-в. Например, в 1910 г. протоиерей А.Малевинский поучал: Вино не виновато, оно не винит пьющего, пить не грех; если в меру, то пить полезно человеку, «Не винно вино, укоризненно же пьянство...»

Что же такое умеренное питье по представлениям духовенства? Феодосии так ответил на этот вопрос: «егда сядеши, первую чашу испивши здоровою, вторую веселию, третью сытости, четвертую безумию, пятую беснованию, шестую горцей смерти, седьмую же – не будет конца мучениям». Выходит, что предел умеренности – три чаши. Некоторые церковники умеренное питье называли трезвостью. Православное духовенство издавна считает эту «трезвость» нормальным и даже необходимым занятием, поэтому не интересовалось его причиной. Оно осуждало пьянство, которое объяснило вселением беса в человека, причем нередко подчеркивается трудность, а то и невозможность изгнания его. Очень хорошо об этом сказал тот же Феодосии: «бесный бо нужею терпит, небесного царства сподобится, а пьянчивый волею бесится, наследит огнь негасимый. Пришедши бо иереи сотворят молитву бесному, проженут беса; а над пьяным сице бо со всея земли сошлися попова и творили молитву, то не могут прогнати самовольного беса запойства злаго». Смысл этого утверждения: бесоодержимый страдает не по своей воле, поэтому иереи с помощью молитвы изгонят беса и человек может оказаться в царстве небесном, а пьяница по собственной воле отдается во власть дьявола, поэтому его ожидают вечные муки, неугасимый огонь. «Беса запойства злаго» неспособны изгнать даже все попы земли, к тому же общей молитвой.

Подобного взгляда придерживаются церковники и наших дней: несколько лет назад я разговаривал в Псково-Печерском монастыре с монахом, который «спасал» алкоголиков. Красивый молодой человек с самым серьезным видом уверял меня в том, что алкоголизм появляется в результате вселения в человека беса пьянства, отличающегося большой цепкостью и огромным сопротивлением изгоняющим религиозным воздействиям. Он представил мне изображения разных бесов алкоголизма и охарактеризовал каждого.

Некоторые церковники успешно помогали алкоголикам и пьяницам, причем в части случаев большим толпам их. Так «отец Матью, ирландский апостол трезвости» (Ф.Энгельс) в отдельных городах добивался фантастических успехов – до 60 тыс. рабочих давали обеты трезвости, и многие стойко избавились от пьянства. По данным Л.Л.Толстого, под влиянием выступлений «братца Чурикова» только в Петрограде 70 тыс. человек вступили в ряды трезвенников.

В первое пятилетие послеоктябрьского периода, когда В.И.Ленин руководил страной и партией, алкогольная проблема по существу не стояла, действовала ленинская запретительная система, суть которой была четко сформулирована в знаменитом плане ГОЭЛРО: «Запрещение потребления алкоголя должно быть проведено и далее жизнь как безусловно вредного для здоровья населения».

Эта гуманная установка нарушалась в период длительной болезни В.И.Ленина (1922-1924 гг.) и после его смерти, а с 1 октября 1925 г. полностью утратила свое значение в связи с введением водочной монополии и открытием широкой торговли разнообразными алкогольными напитками. Инициатор объявления советской водочной монополии И.В.Сталин уверял, что она временная мера, нужная для получения средств на подъем промышленности. Высокими темпами росла торговля спиртными напитками, они широко рекламировались, их нередко навязывали, иногда развозили по домам; поглощать дозволялось всюду, даже на рабочих местах. Темпы роста пьянства показаны в таблице 1, взятой из книги З.А.Гуревича и А.З.Залевского.

Таблица 2.1

Потребление на душу населения водки, вина и пива

в СССР в 1923-1927 гг.

Алкогольные напитки Годы
Потребление напитков в литрах
Водка 40° - 0,05 0,39 1,59 2,69
Вино 0,08 0,27 0,35 0,47 0,54
Пиво 0,74 1,57 1,79 3,04 3,38

По утверждению первого председателя ОБСА Ю.Ларина, в 1928 г. пили в 8 раз больше, чем в 1924, процент рабочих семей, покупавших водку, за тот же период вырос от незначительной величины до «чудовищной цифры» – 95 %. Алкогольная ситуация того времени хорошо отображена советскими поэтами, В.В.Маяковский, например, в стихотворении «Чье рождество» писал:

Нынче лозунг:

«Водкой вылей

Все свои получки».

Выливание получек производилось настолько усердно, что вместо подъема наблюдался спад промышленности, прогулы так выросли, что приходилось держать запасных рабочих для подмены загулявших, ЦК ВКП(б) вынужден был установить максимум дозволенных прогулов – три дня в месяц!

Для сдерживания высокого темпа роста алкоголизма создавалась и совершенствовалась наркологическая служба. В Москве активно действовал наркодиспансер, который, по данный А.Шоломовича только в 1928 г. принял 18 000 первичных и 193 000 повторных алкоголиков. Деятельность наркологической службы резко усилилась в 1928 г. в связи с учреждением Общества борьбы с алкоголизмом (ОБСА) и изданием журнала «Трезвость и культура». Большой вклад в организацию общества и в его плодотворную деятельность внесли врачи, особенно наркологи, одно время его возглавлял нарком здравоохранения Н.А.Семашко. В тот период ОБСА и наркологи руководствовались ленинской противоалкогольной стратегией, предусматривающей ликвидацию всякого алкоголепотребления. Эта позиция хорошо отображена наркологом А.Шоломовичем, который писал: «Алкоголизм отдельного человека, всего общества, всей страны в целом создается массовым «употреблением» спиртных напитков, а не только «злоупотреблением» или пьянством...

Только в старой, дореволюционной – и теперь в буржуазной медицине – лицемерно боролись с пьянством, делая вид, что не замечают причины – умеренной выпивки.

Советская медицина, как общественная наука не лицемерно, а по существу должна ставить вопрос профилактически, т.е. заботиться о предупреждении болезни (пьянства) путем уничтожения причины, ее вызывающей (умеренности). Вот почему наше Общество борется не только с пьянством, но и с умеренным алкоголизмом, и стремится к полному изгнанию наркотических ядов из быта».

Несколько позже председатель ОБСА Н.А.Семашко дал такие установки: 1) «Целью антиалкогольной агитации должно стать распространение трезвости, как одного из элементов (составных частей) культурной жизни», 2) «...надо, чтобы трезвость рассматривалась как часть культурной жизни и нового быта» и 3) «Общества по борьбе с пьянством должны стать массовыми организациями. Только тогда они выполнят свою основную задачу: распространить трезвость в нашей стране и помочь созданию здоровой, трезвой, культурной жизни».

Советское трезвенное движение вызвало постепенное закрытие мест продажи и производства спиртного, снижение пьянства, прогулов и т.д. Под влиянием ОБСА Госплан СССР в первом пятилетнем плане предусмотрел заметное свертывание производства спиртных напитков, предполагалось в следующую – полностью освободиться от водки и пива. Некоторые газеты открыли рубрику «Я бросил пить – кто следующий?» для публикации заявлений трудящихся, в том числе алкоголиков, о добровольном отказе от употребления алкогольных напитков.

В.И.Ленин призывал не бояться признавать свои поражения и недостатки, «истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо». Чтобы победить зло, непременно нужно не прятать истину, правду, а обнажать ее. Крикливая похвальба несуществующими достижениями на фронте борьбы с пьянством и алкоголизмом, фальсификация действительности некоторыми признается патриотическими поступками, на самом же деле правильнее их считать актами идеологической диверсии. Истинные патриоты не маскируют зло, не представляют его благом, а открыто говорят о нем и настойчиво борются с ним, не думая о печальных последствиях лично для себя. За беспринципность некоторых деятелей, в том числе части руководителей ОБСА, наша страна уже полвека расплачивается жизнями, здоровьем и благополучием советских граждан.

Триумфальное шествие трезвости встревожило кое-кого, посыпались нападки на Всесоюзный совет противоалкогольных обществ (ВСПО), на ОБСА, «Трезвость и культуру», в результате погибло замечательное патриотическое движение. Его положительное влияние долго сохранялось, не случайно до войны пьянство в СССР было незначительным. Оно стало заметно расти со второй половины войны. Ясная, четкая, материалистическая цель ОБСА – утверждение в СССР трезвости – была объявлена узкотрезвеннической, вместо нее предложили широкую и туманную – выполнение «указания т.Сталина об улучшении культурных и бытовых условий широчайших трудящихся масс». «Новаторы» решили уничтожить пьянство путем борьбы с клопами, вшами, грязью, плохой постановкой общественного питания и т.п. Например, зав. Московским горздравотделом Д.Ефимов объявил основной задачей борьбу «с грязью, неряшливостью, с уродливыми явлениями в быту». П.Петухов дополнил этот перечень: «Корни пьянства гнездятся именно в быту. Борьба за новый быт решает успех борьбы с алкоголизмом. Если мы сумеем рабочему дать хорошее жилище, улучшить бытовое обслуживание, организовать детские сады и площадки, наладить общественное питание, то пьянству неминуемо придет конец».

Произошел удивительный идейный переворот: совершенно правильное понимание алкогольной проблемы подменили нелепым. Именно в это время сложился в первом приближении алкогольный абсурдизм, который в дальнейшем дополнялся взглядами, заимствованными у христианского духовенства. Вспомнили и взяли на вооружение поповские идеи и стратегию, запамятовали материалистические, накопленные в дореволюционное время и в первые полтора десятилетия существования советской власти. Забыли простые и давно известные истины: «Пьянство и алкоголизм – закономерное следствие умеренного употребления спиртного», «Понятие «умеренности» неприложимо к употреблению растворов спирта, т.к. всякий прием яда есть злоупотребление», «Алкогольные напитки не являются ни пищевыми, ни питательными, ни гигиеническими напитками», «Малые дозы алкоголя у некоторых людей вызывают тяжелые формы алкоголизма», «Употребление малых доз алкоголя населением само по себе значительно увеличивает заболеваемость, смертность, самоубийства, распространенность психических болезней и преступности, словом, вздет к физическому, умственному и моральному вырождению», «Врачебное назначение спиртных напитков не приносит пользы больным, иногда бывает причиной развития алкоголизма» (Все положения, кроме первого, взяты с некоторыми сокращениями из решений Совещания врачей по вопросу о борьбе с алкоголизмом, состоявшегося в мае 1915 г. – См. «Общественный врач», 1915, № 6).

Многие взгляды, пропагандируемые в наши дни, можно найти в христианских публикациях. Несколько подтверждений. Феодосии Печерский целиком возложил вину за пьянство на пьяниц (см. стр.10), также поступаем и мы. Он считал противоположностями «питье – в меру», и «пьянство злое» (стр.9), многие из нас солидарны с ним. В «Домострое» вино признано «даром божьим», наши авторы (Г.Сунягин и др.) величают этот вреднейший искусственный продукт «даром природы». Церковь признает умеренное питье полезным человеку, таково же мнение многих советских авторов (Г.Блинов и др.). Попы издавна связывают алкоголизм с безволием, наши советские наркологи и пропагандисты считают это чуть ни аксиомой. Например, А.В.Воропай даже книге дал соответственное название: «Расплата за безволие».

Жизнь показала, что с заменой распространения трезвости борьбой с клопами, грязью и т.п. и с отказом от материалистической стратегии в пользу поповской не только не пришел конец пьянству, но оно начало неуклонно возрастать и в наши дни достигло катастрофического уровня. За период 1940-1980 гг. продажа алкогольных напитков выросла в 7,8, а численность населения только в 1,36 раза. С повышением пьянства повышалась и смертность: I960 г. – 7,1; 1970 г. – 8,2; 1975 г. – 9,3; I980 г. – 10,3 человек на тысячу населения (Сб. «Народное хозяйство СССР в I980 г.», М., «Финансы и статистика», 1981, с.402, 7, 31). И такой фантастически быстрый рост смертности наблюдается в нашей стране, в которой сосредоточена четверть ученых и треть врачей мира! Если бы нам удалось искоренить употребление спиртных напитков и табачных изделий, то смертность снизилась бы примерно наполовину.

После смерти Сталина (1953 г.) началась борьба с пьянством и алкоголизмом, были приняты в разные годы партийно-правительственные противоалкогольные решения, причем наиболее сильные в 1972 г., вышедшие под общим названием «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». За истекающие десять лет проделана значительная противоалкогольная работа: прочитана масса лекций, часто проводятся телепередачи, появилась гора публикаций в их числе много книг известных авторов: И.В.Стрельчука (1973), Г.И.Езриелева (1975), Л.В.Штеревой и В.М.Неженцева (1976), И.Г.Уракова и В.В.Куликова (1977), Ю.П.Лисицына и Н.Я.Копыт (1978), Г.М.Энтина (1979), К.Г.Даниеляна (1980), И.А.Сытинского (1980), Э.А.Бабаяна и М.Х.Гонопольского (1981), Б.С.Бейсенова (1981) и др. За последние десять лет резко усилилась и выросла наркологическая служба: в некоторых городах созданы наркологические центры, на многих заводах появились наркологические стационары, кабинеты и общественные посты, действуют ЛТП и комиссии по борьбе с пьянством. Появляются все новые препараты, почти каждый сначала обнадеживал, затем следовало разочарование. Серьезные надежды связывали с тетурамом и эспералью, вызывающими непереносимость алкоголя, казалось, что теперь из опасения тяжелых мучений и гибели пациенты пить не будут. Многие лечившиеся этими лекарствами, но далеко не все, стали воздерживаться от употребления спиртных напитков, отдельные нарушители требований наркологов погибли. На сегодня наша страна располагает широкой и дорогостоящей противоалкогольной службой с огромной армией наркологов и сотрудников медвытрезвителей и т.д., с большим набором фармакологических средств и методов лечения, однако результаты остаются скромными. Мы не только не выполнили партийно-правительственные решения об искоренении алкоголизма и пьянства, но не смогли остановить неуклонный рост этих опасных явлений. Результаты лечения, даже в сочетании с трудовым перевоспитанием и длительной изоляцией, оставляют желать много большего и сколько-нибудь заметно не улучшаются. В 1973 г. В.Павличенко привел такие результаты работы ЛТП: более 30 % освобожденных «срываются» в первые сутки, 33 % «держатся» более шести месяцев и лишь 18-23 % стойко излечиваются. 8 декабря 1981 г. Г.В.Антонов-Романовский сообщил на Всесоюзной межведомственной научно-практической конференции по профилактике пьянства и алкоголизма, состоявшейся в Дзержинске, о том, что только ~ 2 % освобожденных из ЛТП не пьют в течение года, остальные запивают раньше.

Парадоксальный факт: полвека назад пьянство и алкоголизм снижались, теперь растут. Значит, необходимо критически отнестись к ныне действующим теории алкоголизма, принципам и методам лечения. Мне кажется, что реальный путь к пониманию и решению алкогольной проблемы открыла гортоновика, почему необходимо специально уделить ей некоторое внимание.

Гортоновика и ее возможности

У входа в древнегреческий дельфийский храм имелась надпись: «Познай самого себя». С того времени человечество далеко продвинулось по пути цивилизации; жизнь опровергла фантастические измышления идеалистов Сократа, Платона и др., подтвердила многие догадки материалистов, в том числе Демокрита, который говорил об атомах, невидимых возбудителях болезней, о бесконечности во времени и в пространстве вселенной, о наличии на Луне «долин и возвышенностей». На сегодня человечество добилось выдающихся научных достижений (посещения Луны, уничтожение оспы, трансплантация органов и др.); в то же время мы все еще не познали себя, из-за чего многое теряем: укорачиваем свою жизнь, неоправданно много болеем, переносим искусственно вызываемые страдания и т.п.

Возможности нашей психики огромны, используем мы их слабо, что эксплуатируют всевозможные ловкие сектанты, целители, экстрасенсы и др. На Западе процветает абсурдизм, преимущественно религиозный, распространяются христомания и дьяволомания, в США действует даже «Церковь сатаны». Имеются всевозможные абсурдистские общества и секты, которые искажают сознание людей, уродуют их жизнь. К ним относятся «Международное общество сознания Кришны», «Дети бога», «Церковь объединения» C.Муна, «Движение Иисуса», дзэн-буддизм и др. Деятельность этих религиозных объединений показывает насколько можно ложью засорить сознание и заставить человека заниматься нелепой и позорной деятельностью. Члены некоторых обществ оставляют работу, учебу, семью, занимаются нищенством и проституцией, собирая средства в пользу своих наставников.

К сожалению, в нашей стране также действуют абсурдисты, хотя несравненно скромнее, чем на Западе. Они раскапывают старую и добывают современную мистическую литературу, копируют и распространяют её. У нас действуют полулегальные и тайные абсурдистские общества, пропагандирующие различные нелепости. Иногда это делается под видом занятий йогой, аутогенной тренировкой, иглоукалыванием и т.д. Абсурдизм в части случаев распространяют средства массовой информации. Наша печать пропагандировала, например, телепатию, телекинез, «снежного человека», гипнопедическое обучение, психирургию. Несколько слов о двух последних «чудесах». Мое исследование показало, что гипнопедия невозможна, что отдельные случаи успеха объясняются пребыванием обучающегося не в естественном сне, а в гипнотическом. Реальна гипнозопедия, но не гипнопедия. Психирурги, по уверению их поклонников, вскрывают операционное поле некоей таинственной энергией, исходящей от рук, обнаруживают с ее помощью пораженную ткань, удаляют ее, причем рана немедленно заживает. Я видел два цветных фильма, которые демонстрировали абсурдисты, один неофициально, но в официальном учреждении, второй – открыто в Русском музее. Оба фильма были подарены иностранцами абсурдисту Наумову, которые он показывал в разных городах. Очень хорошо сделана вторая лента, при внимательном просмотре ее нельзя не увидеть грубый фокус. Никакое вскрытие брюшной полости не производится. Кстати, к психирургам на Филиппины, приезжают за исцелением легковерные больные со всех концов света.

На Западе стали модными сообщения о «жизни после смерти»: многие, перенесшие клиническую смерть, рассказывают о том, как их душа выходила из тела и наблюдала за ним, после чего возвращалась. Появились и у нас «очевидцы» и верующие в эту нелепость. В 1944 г. в связи с операцией, вызванной фронтовым ранением, я перенес клиническую смерть, однако никакого исхода души не наблюдал. В период наркотизации эфиром я четко видел такие картины: на счет «семь» оторвался от земли, на «восемь» высоко взлетел, на «девять» упал на скалистый берег у Севастополя, где служил в начале войны, на «десять» превратился в большого каменного истукана, при этом наступило жуткое и небывалое чувство полной обреченности на одностороннюю жизнь: видеть людей, ощущать их прикосновения и удары и не иметь возможности сделать какое-либо движение, чтобы показать – в облике каменного истукана живой человек.

В последние годы у нас широко распространяются представления о так называемом биополе, с помощью которого, якобы удается диагностировать и устранять заболевания не только у человека, но у животных и растений. Интервьюер В.Тараторкин, беседовавший с А.Г.Спиркиным, выдает за истины следующее: передачу образов на расстояние, телекинез, наличие биополей у животных, растений и кристаллов, дистанционное диагностирование экстрасенсом заболеваний, причем по фотографии, рисунку или скульптуре человека... И такие абсурдные утверждения пропагандирует наша печать!

Наши рекомендации