Лабораторная работа №2. €

“Программирование линейных вычислительных процессов”

Цель работы: освоение составления алгоритмов линейных вычислительных процессов и организации программ с использованием простых операторов.

Теоретическая часть

Алгоритм линейной структуры является простейшим примером алгоритма. Он применяется для вычислительных процессов, в которых операции выполняются в строго определенной последовательности.

2.1.1 Структура программы и основные операторы языка программирования C++.

Программа на языке C++ состоит из следующих частей: директивы препроцессора, заголовок программы, раздел описаний и операторная часть.

Основные операторы языка С++:

Оператор присваивания:

a=100;(простой)

a=b=c=-0.5;(многоместный)

x+=0.5; (совмещенный)

Оператор безусловного перехода:

goto m10;

m10: операторN;

Составной оператор: группа простых или составных операторов, объединенных операторными скобками { и }.

{оператор1;

оператор2;

}

Оператор вывода.

printf(“управляющая строка”, список вывода);

printf(“%d”,b);

printf(“\nx=%4d \ny=%6.2f”,x,y);

Список вывода содержит имена тех переменных, значения которых будут выводиться на экран. Каждому имени переменной в списке вывода должна соответствовать форматная спецификация заданного типа.

Управляющая строка определяет форму вывода информации и может включать в себя поясняющий текст, форматные спецификации и символ перевода строки.

Форматные спецификации содержат знак % и символ, соответствующий типу вводимой информации:

Для вывода данных в конкретном формате в форматной спецификации необходимо указать нужный формат:

– для целых чисел:

%[-][h],

где [-] – выравнивание записи по левому краю,

[h] – число, определяющее количество позиций под переменную.

– для вещественных чисел:

%[-][h][.t],

где [.t] – количество позиций, отводимых под дробную часть.

Операторы ввода данных.

1). Оператор присваивания:

a=17.5;

b=1.4*sin(0.3);

2). Оператор scanf:

scanf(“управляющая строка”, список ввода);

scanf(“%d”,&b);

scanf(“%d%f”,&x,&y);

Список ввода – это список указателей, которые определяют, где будут располагаться введенные данные, поэтому перед именами переменных списков указателей ставится знак &.

2.1.2 Пример составления алгоритма и программы на языке C++ для линейного вычислительного процесса.

Задание:

Составить алгоритм и программу, выполняющую вычисление площади S треугольника с заданными сторонами a, b, c. Значения a, b и c вводятся с клавиатуры, результат вычислений (значение переменной S) выводится на экран.

Решение.

Блок-схема алгоритма для данной задачи выглядит следующим образом:

Программа на языке C++, выполняющая решение данной задачи:

#include <stdio.h>

#include <conio.h>

#include <math.h>

int main()

{

float a,b,c,p,S;

clrscr();

printf(“Введите a, b и c:\n”);

scanf(“%f”,&a);

scanf(“%f”,&b);

scanf(“%f”,&c);

p=(a+b+c)/2;

S=sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));

printf(“\nS = %.2f”,S);

getch();

return 0;

}

Практическая часть

2.2.1 Требования к выполнению работы:

Выполнить вычисления для переменных в соответствии с вариантом индивидуального задания из таблицы 2.

Порядок выполнения работы.

1. Выполнить анализ задания, сформулировать постановку задачи.

2. Составить блок-схему алгоритма.

3. Составить программу на языке C++. Предусмотреть ввод исходных данных с клавиатуры и вывод результатов на экран.

4. Выполнить проверку работоспособности программы на различных исходных данных.

5. Выполнить анализ полученных результатов.

Варианты индивидуальных заданий.

Варианты индивидуальных заданий выбираются из таблицы 2 в соответствии с номером студента в списке группы в журнале преподавателя.

Таблица 2. Варианты индивидуальных заданий

№ п/п Вид задания Тип исходных данных Выводимые данные
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru a – целое b – действительное a, b, x, y, z
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru c – целое d – действительное c, d, p, q, r
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru n – целое x – действительное n, x, y, f, t
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru a – целое b – действительное a, b, n, m, k
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru i – целое j – действительное i, j, x, y, z
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru e – целое g – действительное e, g, x, y, f
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru m – целое x – действительное m, x, s, t, v
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru c – целое d – действительное c, d, n, m, k
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru a – целое h – действительное a, h, x, y, z
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru b – целое d – действительное b, d, p, q, r
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru x – целое l – действительное l, x, y, p, g
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru a – целое b – действительное a, b, i, j, k
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru m – целое n – действительное m, n, x, y, z
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru e – целое a – действительное e, a, x, z, r
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru c – целое d – действительное c, d, s, t, v
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru p – целое q – действительное p, q, n, m, k
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru a – целое k – действительное a, k, x, y, z
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru a – целое b – действительное a, b, i, j, k
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru x – целое v – действительное x, v, y, p, q
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru n – целое p – действительное n, p, y, f, z
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru a – целое k – действительное a, k, x, y, t
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru a – целое b – действительное a, b, c, d, e
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru x – целое y – действительное x, y, s, p, q
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru a – действительное c – целое a, c, x, y, z
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru a – целое h – действительное a, h, s, p, t
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru x – целое b – действительное x, b, y, p, s
Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru Лабораторная работа №2. € - student2.ru n – целое k – действительное n, k, y, x, z

2.3 Контрольные вопросы и практические задания:

1. Что представляет собой структура программы на языке C++?

2. Какие типы данных используются в простых программах?

3. Какие функции выполняют операторы в языке программирования?

4. Как работают операторы присваивания?

5. Какие требованиям должны отвечать аргументы математических функций?

Наши рекомендации