ДС.03.09 «Криминалистическое моделирование»
Институт истории и права
Юриспруденция
ДС.03.09 «Криминалистическое моделирование»
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Практический элемент
(на правах рукописи)
Абакан
1.Практический элемент разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины ДС.03.01 «Правовая (уголовная) статистика» по специальности 030501.65 Юриспруденция
2. Разработчик:
Назаров Виктор Семенович, доцент
3. ПРИНЯТ на заседании кафедры уголовного права и процесса
03.09.2010 г. протокол № 2
И. о. зав. кафедрой уголовного права и процесса …….Савельева Ю. И.
Практический элемент УМКД по дисциплине «Криминалистическое моделирование»
Планы практических занятий
Тема 1 Понятие, сущность криминалистического моделирования.
1. Понятие и сущность моделирования как способа познания.
2. Понятие, сущность, определения криминалистического моделирования.
3. Криминалистическое моделирование как учебная дисциплина. История развития.
4. Виды моделей и моделирование.
5. Процесс моделирования.
6. Значение моделирования в следственной практике.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Понятие и сущность моделирования.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 2 Правовые основания моделирования в расследовании преступлений.
1. Правовые основания моделирования.
2. Процессуальное оформление результатов моделирования.
3. Оценка результатов моделирования.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Этапы моделирования.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 3. Следственный эксперимент как способ моделирования.
1. Следственный эксперимент как способ моделирования.
2. Этапы следственного эксперимента.
3. Тактические условия проведения следственного эксперимента.
4. Фиксация хода, содержания и результатов следственного эксперимента.
5. Оценка результатов следственного эксперимента.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Требования, предъявляемые к следственному эксперименту.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 4. Проверка показаний на месте как способ моделирования.
- Понятие проверки и уточнения показаний на месте и правовые основания ее проведения.
- Подготовка к проведению проверки.
- Тактические приемы проведения проверки.
- Фиксация результатов проведения проверки.
- Оценка результатов проведения проверки.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Этапы проведения проверки.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 5. Следственная реконструкция в расследовании преступлений.
1. Понятие следственной реконструкции как разновидности моделирования.
2. Источники информации для предстоящей реконструкции.
3. Восстановление испорченных документов.
4. Значение реконструкции в расследовании преступлений.
5. Баллистическая реконструкция. Понятие, условия проведения, значение.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Теоретические проблемы следственной реконструкции
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 6. Моделирование в ходе осмотра места происшествия.
1. Моделирование в ходе осмотра места происшествия.
2. Вопросы, решаемые следователем в ходе осмотра места происшествия по различным категориям дел.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Особенности моделирования в ходе осмотра места происшествия по ДТП.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 7. Типовые версии в раскрытии и расследовании преступлений.
1. Понятие типовых версий и их роль в расследовании преступлений.
2. Этапы выработки типовых версий.
3. Тактические приемы типовых версий.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов:
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 8. Моделирование внешнего облика преступника.
1. Понятие словесного портрета.
2. Субъекты составления словесного портрета.
3. Общие правила составления словесного портрета.
4. Тактика составления словесного портрета.
5. Проверка и оценка составленного словесного портрета.
6. Понятие композиционных портретов преступника. Виды.
7. Тактика составления композиционного портрета.
8. Проверка и оценка композиционного словесного портрета.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Проверка и оценка композиционных портретов.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 9. Моделирование поискового портрета преступника.
1. Понятие поискового портрета и его отличие от других «портретов».
2. Источники информации для составления поискового портрета.
3. Построение поискового портрета.
4. Проверка и оценка поискового портрета.
5. Значение поискового портрета в расследовании преступлений.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Субъекты составления поискового портрета.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 10 Моделирование психологического портрета преступника.
1. Понятие психологического портрета. История вопроса.
2. Источники информации для моделирования психологического портрета.
3. Построение психологического портрета.
4. Оценка и проверка психологического портрета.
5. Значение психологического портрета.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Отличие психологического портрета от поискового.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 11 Моделирование внешнего облика человека по костным останкам.
1. История возникновения и развития учения о моделировании внешнего облика человека по костным останкам.
2. Источники информации для моделирования внешнего облика человека по костным останкам.
3. Процесс моделирования.
4. Оценка и проверка полученного внешнего облика человека по костным останкам.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Субъекты моделирования внешнего облика человека по костным останкам.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 12 Моделирование поведения преступника после совершенного преступления.
1. Источники информации для предстоящего моделирования поведения преступника.
2. Моделирование поведения преступника после совершенного преступления.
3. Использование модели поведения для раскрытия и расследования преступлений.
4. Значение созданной модели поведения преступника после совершенного преступления.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Субъекты моделирования поведения преступника после совершенного преступления.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 13 Изучение личности обвиняемого.
1. Источники информации для личности обвиняемого.
2. Проверка информации о личности обвиняемого.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Правовые основания изучения личности обвиняемого.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 14 Моделирование механизма преступления.
1. Понятие механизма преступления и его отличие от картины преступления.
2. Значения установленного механизма совершенного преступления.
3. Процесс моделирования механизма совершенного преступления.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Особенности установления механизма преступления при совершении убийств.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 15. Моделирование в оперативно-розыскной деятельности.
1. Субъекты моделирования в ОРД.
2. Вопросы, решаемы в ходе моделирования в ОРД. Приемы моделирования в ОРД.
3. Проверка результатов моделирования в ходе ОРД.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:8 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Отличие и общие черты моделирования при проведении следственных действия и ОРД.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 16. Моделирование в экспертной деятельности.
- Субъекты моделирования при производстве экспертиз.
- Приемы моделирования при производстве экспертиз.
- Фиксация способов и результатов моделирования в ходе проведения экспертиз.
- Оценка результатов экспертиз.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 2 часа.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Правовые основания назначения и проведения экспертиз.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 17. Моделирование при проведении допросов и очных ставок.
- Моделирование возможных ситуаций в предстоящих допросах и очных ставках.
- Подготовка к допросу и очной ставки.
- Тактические приемы и использование результатов моделирования в ходе допросов и очных ставок.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Моделирование при допросах несовершеннолетних.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 18. Моделирование при проведении обыска и выемки.
- Моделирование возможных ситуаций в предстоящих обысках и выемках.
- Подготовка к обыску и выемке.
- Тактические приемы использования результатов моделирования в ходе проведения обысков и выемки.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Особенности моделирования при проведении обысков в жилых помещениях.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 19. Моделирование в ходе расследования краж.
- Моделирование в ходе проведения осмотра места происшествия по делам о кражах.
- Моделирование в ходе дальнейшего расследования краж.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:6 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Значение следов при моделировании по делам о кражах.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Тема 20. Моделирование в ходе расследования убийств.
- Моделирование в ходе осмотра места происшествия по делам об убийствах.
- Использование типовых версий по делам об убийствах.
- Моделирование в ходе дальнейшего расследования убийств.
Количество часов на самостоятельную работу студентов:7 часов, семинарские занятия 1 час.
Вопросы для самостоятельной работы студентов: Особенности моделирования по делам о детоубийствах.
Форма контроля самостоятельной работы студентов:проверка тетради для самостоятельной работы студентов, ответы студентов на тестовые задание (7-миминутное тестирование в рамках семинарского занятия).
Задачи
Задачи
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
- Мы подозреваем, что Ремер занимается контрабандой, но его Трудно уличить в лом, - докладывал сержант инспектору. Ремер частенько совершает короткие поездки за границу по делам фирмы, в которой служит, и, насколько мы можем судить по ряду сведений, привозит оттуда небольшими порциями героин. Таможенная проверка ничего не даст. Ремер всегда ездит с небольшим несессером. Я составил список предметов, которые он обычно возит с собой...
Инспектор взглянул на листок бумаги: «Пижама, две рубашки, безопасная бритва, лезвия, тюбик с мылом для бритья, помазок, тюбик с зубной пастой, туалетное мыло, одеколон, полотенце, запонки, щетка для ногтей, расческа, щетка для волос, пара носков, комнатные туфли, пилочка для ногтей, папка для бумаг и теплый шарф».
- Это полный список? - спросил инспектор.
- Да, эти вещи были у него во время последней поездки. Прошлый раз было все то же самое за исключением теплого шарфа, так как стояло лето.
- Тогда мне понятно, каким образом ему удается перевозить героин. И следующий раз ищите наркотик в ...
Задача 2
Преступник, которого преследовали от места происшествия, скрылся через сложные переходы чердака одного из зданий на пути его отхода. С учетом этого проверяли на причастность к преступлению жильцов дома, строителей, работников домоуправления, несовершеннолетних данного района, бомжей.
Кого бы вы предложили проверить дополнительно?
Задача 3
При обыске в квартире подозреваемого в шкафу обнаружили тайник, в котором находились украденные вещи, завернутые в газету. Обыскиваемый заявил, что купил этот шкаф год назад на рынке у незнакомых ему лиц, и поэтому ничего о существовании тайника не знал.
-Теперь наши подозрения подтвердились, - сказал следователь.
На чем основано его убеждение?
Задача 4
Не раз приходилось инспектору срочно выезжать по делам службы. Вот и сейчас, как видите, он находится в купе, где собралось весьма приятное общество. После того, как попутчики расположились и освоились, завязалась интересная, непринужденная беседа. Внезапно вагон погрузился в кромешную тьму. Поезд проходил через длинный туннель. Освещение в поезде почему-то не было включено. В купе было тихо. Все ждали, когда же, наконец, кончится туннель. Но вот - всеобщий вздох облегчения: за окнами поезда снова яркий солнечный свет. И вдруг сидящая у окна пожилая дама пронзительно закричала:
- Моя бриллиантовая брошь! Не украли, когда мы проезжали туннель!
Кто же мог это сделать?
Путешественники подозрительно и с неприязнью поглядывали
друг на друга. Кто из них вор?
- Не волнуйтесь, пожалуйста, — раздался голос инспектора.
- Я уже давно знаю; кто из вас протянул руку к чужой вещи.
Задача 5
Когда инкассатор приехал в пункт обмена валюты, расположенный с выходом с улицы, то увидел, что дверь приоткрыта, а внутри сидит обменщица, привязанная к стулу по рукам и ногам, и с кляпом во рту. Дверца сейфа была раскрыта, а сейф пуст. Пол пункта был усыпан документами, часть из которых находимся под стулом с пленницей. Когда он освободил обменщицу от кляпа и развязал, она сказала: «Примерно за час до вашего приезда к пункту обмена подошли два мужчины. Первый вместо денег направил через окошечко па меня пистолет и потребовал открыть дверь, чтобы не рисковать жизнью. Я испугалась и отрыла дверь, в которую вошел второй. Он приказал мне сесть на стул, привязал к нему и моим шарфиком заткнул мне рот. После этого он взял деньги из кассового аппарата и из сейфа, а расходные документы выбросил на пол. Больше к пункту до вашего приезда никто не подходил, а я из-за кляпа не смогла позвать на помощь».
Прибывший на осмотр следователь уточнил у инкассатора – трогал ли он что-либо, кроме того, что освободил обменщицу от стула. Оба подтвердили, что ничего другого не трогали и вышли из помещения, сообщив о происшедшем в полицию и руководству банка.
После этого следователь сказал, что рассказ об ограблении вызывает у пего сомнения.
Задача 6
- Прошу извинения, - сказал инспектор, войдя в квартиру супругов Н. - Примерно двадцать минут назад я проходил вашего дома, как вдруг па голову вот этого господина упал горшок с цветком. Мы не могли прийти к вам сразу же, так как я вместе, с пострадавшим отправился в больницу, где ему сделали перевязку. Но я заметил, что горшок вылетел из вашего окна.
Лицо хозяина квартиры залилось легким румянцем.
- Нет, вы ошибаетесь, инспектор, этого не могло произойти. У нас окна были закрыты, да мы и сами только что вернулись домой, буквально за минуту до вашего прихода.
- Дома вы находитесь уже давно, и для вас будет лучше, если вы тут же, на месте, уплатите пострадавшему штраф, - заметил инспектор.
Почему инспектор пришел к такому выводу?
Задача 7
На вопрос о том, где он был и чем занимался в то время, когда была совершена кража, подозреваемый ответил: «На свадьбе у друга».
- Сколько вы там пробыли?
- Часа три вечером?
Свадьба гуляла три дня, молодые и их близкие подтвердили, что подозреваемый в один из этих дней был у них в гостях. А жених сказал, что тогда много фотографировали и наверняка запечатлей и его друг. Среди представленных фотографий инспектор отобрал те, на которых был подозреваемый, и начал их рассматривать. Особое его внимание привлекла одна из фотографий. «Теперь нам есть о чем с ним побеседовать», - решил следователь.
Что привлекло его внимание па фотоснимке?
Задача 8
Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, кому какие вещи принадлежат.
Задача 9
Когда при поиске подозреваемого пришли в квартиру, на вопрос - где находился сын, мать ответила, что он уже педели три отсутствует. «Мы хотели бы осмотреть его комнату», - следователь. «Но у меня нет ключа от замка его комнаты, так как сын не любит, чтобы кто-либо заходил луда без его присутствия». Тогда был вскрыт замок. Беспорядка не было, но комната выглядела запущенной. На столе, покрытом пылью, находились радиоприемник, книги, несколько пачек сигарет, включенный механическим будильник, набор слесарного инструмента и фотоаппарат.
- Кто недавно был в этой комнате? - спросил следователь. Мать повторила, что сына давно нет, а сюда без него никто не заходил.
Задача 10
Фирма, выпускающая бытовые приборы, доверила инженеру работать над чертежами двигателя новой гоночной машины, которая позволила бы опередить конкурентов. Инженер взял домой секретные чертежи. Поздно вечером он позвонил в фирму охраны и сообщил, что к нему домой вошли грабители и забрали служебную секретную документацию. Сотрудники срочно прибыли к нему и попросили сообщить, как все произошло. Инженер рассказал: «Вечером я работал над чертежами новой модели, когда отключилось электричество. Пришлось зажечь свечу. Вскоре кто-то позвонил в дверь. Когда я открыл дверь, какой-то мужчина с фонариком направил па меня пистолет. Под дулом пистолета мне пришлось отдать ему чертежи, которые он потребовал.
Начальник пришедших сказал: «Ваша выдумка свидетельствует, что Вы подкуплены конкурентами».
Почему ему не поверили?
Задача 11
Пуля попала в самое сердце. Револьвер лежал тут же, около убитого. Врач засвидетельствовал, что смерть наступила вечером предыдущего дня. Сейчас было около 8 утра. Инспектор прибыл на эту маленькую одноэтажную виллу четверть, часа тому назад. Он внимательно слушал показания вдовы.
- Я приехала вчера поездом, который прибыл в 19.30, и через несколько минут была дома. К мужу в кабинет не заходила, так как была уверена, что он все еще гостит у своего приятеля в деревне. Уснула я не сразу и ничего подозрительного не слышала, Рано утром меня разбудила секретарша мужа, сообщившая мне эту трагическую новость...
- Мой шеф просил меня прийти сегодня немного пораньше, - рассказывала секретарша. - Я хотела, как обычно, пройти в его кабинет через террасу, однако па мой стук никто не ответил. Через застекленную дверь я увидела, что он лежит на полу, а рядом - пистолет. Я обежала дом и позвонила у главной двери. Дверь мне открыла жена шефа, которой я рассказала о том, что увидела. Мы тотчас же позвонили в полицию и вот - только сейчас вместе с полицейскими вошли в эту комнату…
Ее слова вдруг прервал громкий звонок. От неожиданности вес вздрогнули. Это зазвонил будильник, стоявший около диван; покойного. Не успел будильник позвонить до конца, как инспектор проговорил;
- Нет, это не было самоубийством. Одна из вас говорит, неправду.
Кто ?
Задача 12
Накануне Нового года инспектор отправился в магазин сделать кое-какие покупки к праздничному столу. Как всегда в предпраздничные дни, в магазине парило оживление. Торговля шла бойко. Но вдруг инспектор обратил внимание па плачущую продавщицу, которая пыталась что-то объяснить явно взволнованному и раздражённому директору магазина.
- У вас, по-видимому, что-то случилось? - спросил инспектор, быстро подойдя к ним. - Не нужна ли моя помощь. Яинспектор.
- Да, да, конечно. Вы пришли как нельзя кстати. Какой-то мужчина, воспользовавшись сутолокой, взял несколько крутой колбасы, большей кусок окорока и смешался с толпой. Это произошло только что. Продавщица лишь успела заменить, что у но о в руках был большой портфель. Наверное, он...
Не дожидаясь дальнейших объяснений, инспектор ринутся на улицу. Уйти далеко мошенник не мог. Достаточно поглядеть вокруг себя и... Да вот же он! Сейчас он его задержит.
- Инспектор, какое счастье, что вы сюда пришли! Помогите мне, прошу вас, отыскать моего кролика. Это кролик очень ценной породы, мне с большим трудом удалось достать его. Я каждый день сам выводил его гулять, и никто никогда не причинил ему зла. Я даже отпускал его одного побегать по лужайкам он всегда сам возвращался по первому моему зову. И вот сегодня его похитили. Это был один из рабочих, которые приехали сюда па стройку несколько дней тому назад. Они, знаете ли, все время подсмеивались над моей привязанностью к этому милому-животному. На моих глазах он схватил кролика и попытался скрыться. Но не тут-то было. Видите ли, я в молодости был стайером. Я бросился за ним и все время не упускал его из виду. Я видел, как он вошел в эту купальню. Он должен находиться здесь. Инспектор, умоляю вас, найдите негодяя и узнайте, куда он спрятал моего кролика.
Во время этой взволнованной речи инспектор внимательно оглядывал всех присутствующих.
- Послушай, друг, - сказал он одному из них. - верни владельцу его кролика, извинись перед, ним, впредь не рекомендую тебе заниматься такими глупыми шутками. Они могут плохо кончиться.
Задача 14
Инспектор пришел домой к владельцу автомобиля и сказал, что сегодня его машина проехала перекресток на красный свет светофора.
-Это какое-то недоразумение, - спокойно ответил водитель, широкоплечий мужчина ростом под два метра. - Я уже несколько дней не садился за руль.
- А свидетели утверждают, что вел автомобиль высокий мужчина.
-• Теперь я совершенно уверен, что это ошибка. Утром моя жена сшила за покупками, по ее вряд ли назовешь высокой, а тем более - мужчиной.
Вышедшая во двор его жена выглядела миниатюрной, хрупкой блондинкой.
Инспектор: Говорит, ч го у топ машины был неисправен глушитель.
Покажи re, как работает ваш?
Прошли к гаражу и водитель, удобно расположившись на переднем сидении, легко завел двигатель. Тот работал совершенно бесшумно.
Инспектор: И, тем не менее, вы говорите неправду.
Почему он так решил?
Задача 15
Инспектор вошел в квартиру, откуда слышался крик о помощи, где мужчина был привязан к стулу. На столике в коридоре лежала утренняя почта. Беспорядка не наблюдалось.
- Расскажите, как все случилось, - попросил инспектор.
- Какой-то негодяй ворвался сегодня ночью в мою квартиру, связал меня и похитил драгоценности жены. Хотя мы застрахованы, но хорошо было бы, если бы вы нашли преступника раньше, чем об этой истории узнает моя жена. Она сейчас как раз в отъезде: Это было ужасно. Час за часом проходил в томительном ожидании доброго дуxa, который мог бы меня освободить. Рано утром я услышал, как почтальон просунул газету в дверную щель для писем. Я начал кричать, умоляя позвонить в полицию. Видимо, он и сообщил вам о случившемся.
Инспектор па мгновение задумался, а затем сказал: - Известно ли вам, что полагается за попытку обмануть страховую компанию? Наказание понесете не только вы, но и ваша жена. Ведь это она, очевидно, так заботливо привязала вас к стулу. Ей, как соучастнице, тоже не удастся выйти сухой из воды.
Почему инспектор решил, что заявитель лжет?
Задача 16
Обыск продолжался уже более двух часов. К этому моменту осмотрели прихожую, ванную, кухню, лоджии, гостиную и кабинет. Все это время хозяин квартиры внимательно и настороженно следовал за следователем. Когда перешли в спальню, следователь обратил внимание на то, что в поведении обыскиваемого произошли перемены и он потихоньку стал насвистывать какую-то мелодию.
Задача 17
Подозреваемый в совершении преступления, за которое в качестве дополнительной меры наказания могла быть назначена конфискация имущества, вывез из своей квартиры все ценные вещи. На допросе он отрицал этот факт. Тогда следователь предложил ему назвать своих родных и знакомых. Затем он попросил сделать это же и жену подозреваемого.
Ознакомившись с перечнями, следователь определился, у кого следует искать спрятанное.
На чем основано его убеждение?
Задача 18
Сколько секунд Вам необходимо, чтобы определить, кто из шестерых снят «анфас - на оборот»?
Задача 19
Перед нападением на потерпевшую преступник заговорил с ней. В числе вопросов общего плана (Куда идете? Почему одна? и пр.) он спросил ее и о том, читала ли она «Аэропорт» Хэйли.
- Интересно, почему он спросил ее об этом? - задумчиво произнес следователь. - Нет ли в романе какой-либо разгадки?
- А этот роман издан отдельной книгой или пока есть только журнальный вариант? - в свою очередь спросил инспектор.
- Нет, пока он опубликован только в журнале... А какое это имеет отношение к нашему событию?
- Вполне возможно, что имеет. Какие учреждения и организации находятся в районе места происшествия?
- Поликлиника, магазин, школа и ...
- Вот здесь и нужно проверить нашего «любителя» Хэйли.
Где именно?
Задача 20
В течение непродолжительного времени в различных местах сена произошло несколько пожаров. Проверка версий об умышленном поджоге не нашла прямых подтверждений. При тушении последнего пожара отличился Вася-тракторист, который не только спас двоих детей, но и быстро справился с основным очагом пожара, предотвратив его распространение.
- Надо поощрить его за этот поступок, - сказал представитель администрации.
- Почему только его? - спросил староста. - Вон Коля принимал участие в тушении нескольких пожаров и вел себя как настоящий герой.
- Вот это и представляет для нас большой интерес, - заявил участковый.
Что имел в виду участковый?
Задача 21
- В чем дело'? Что случилось? - обратился к плачущей женщине инспектор, который только что расположился позагорать на берегу реки. - Пожалуйста, успокойтесь и расскажите все по порядку.
- Вам хорошо говорить, - сквозь рыдания проговорила женщина. - Вы даже представить себе не можете, насколько для меня дорог этот браслет. Я прихожу сюда каждый день. Сегодня я сняла браслет, чтобы загорела рука, положила его па книгу и нечаянно задремала. Проснулась, а браслета нет. Инспектор погрузился в глубокое раздумье: на песке вокруг коврика не видно чужих следов, кроме следов самой потерпевшей. Посторонних людей здесь как будто бы не было. Следовательно, похитить браслет мог лини, кто-то из постоянных посетителей пляжа, которые сейчас обступили инспектора плотной стеной. Инспектор осмотрелся и через мгновение понял, кто мог это сделать.
Кто?
Задача 22
В первый день пребывания инспектора в курортном местечке произошел несчастный случай. В двухстах метрах от берега утонула женщина. Местный полицейский человек весьма предусмотрительный, немедленно задержал мужа этой женщины, как только тот вышел из воды. Он подозревал умышленное убийство.
- Мы уплыли так далеко от берега, чтобы поохотиться на угрей, - заявил задержанный. - Я находился на значительном расстоянии от жены, когда вдруг услышал ее крики о помощи. Я не могу сказать, что с ней произошло: то ли это был сердечный приступ, то ли у нее начались судороги. Я подплыл к ней, схватил ее обеими руками за волосы и потащил к берегу. Но до бега, было слишком далеко, а я и до этого был уже очень утомлен, силы оставили меня, и я, сам не помню как, выпустил из рук волосы моей несчастной жены. Тотчас же она как камень пошла ко дну!
- Я не хочу утверждать, что вы утопили свою жену, - заметил инспектор, однако все говорит о том, что вы ей вообще не оказали никакой помощи- Вы совершенно сознательно позволили ей пойти ко дну, а сами не только благополучно выплыли, по еще и пытаетесь выйти сухим из воды.
Что подтверждает предположение инспектора?
Задача 23
В сильнейший шторм в рубку, где находился капитан, вошел боцман с разбитым лицом и сказал, что убит один из пассажиров.
- Я шел по темному проходу и наткнулся на кого-то лежащего. Я подумал, что это пьяный. Решил поднять его и отвести в каюту. В ближайшей никого не оказалось, я открыл дверь и включил свет. Тут я увидел у него на голове кровь и пулевую рапу. Быстро положил его на койку, запер каюту и поспешил сообщить Вам, но на лестнице поскользнулся и упал. Сколько времени прошло, я не знаю, от удара я потерял сознание. Но когда пришел в себя, то с трудом дошел к Вам.
Когда капитан и боцман дошли до каюты, последний отпер дверь. Внутри па койке лицом кверху лежало тело мужчины с руками, сложенными на груди, а на лбу - пулевое отверстие. Нахмурившись, капитан сказал: «Я вижу, что вам придется иметь дело полицией».
Почему так решил капитан?
II. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Задача 24
Инспектор и два его помощника гнались за преступниками. Следы привели их к окну подвала. Укрепив на выступе стены канат, сыщики спустились в подвал. Не успели они осмотреться, как раздался злорадный смех, и веревка, свисавшая из окна, исчезла. Как же теперь выбраться наверх? Прикинув высоту подвала, незадачливые блюстители закона решили, что если они встанут друг другу на плечи, то верхний сможет дотянуться до подоконника. По как инспектор ни старался, достать до окна ему не удавалось. И не хватало-то всего каких-нибудь