Первым классом (внеурочная деятельность)
Подготовила:
Педагог МБОУ СОШ №37
Ляшенко И.С.
Г.Белгород -2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. LEGO- технология в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения………………………………………3
2. Проект « Страна Лего»…………………………………………5
3. Конспекты занятий по Лего- конструированию…………...17
4. Игровые упражнения и дидактические игры с использованием Лего-конструктора…………………………21
5. Схемы строительства………………………………………….25
6. Методические рекомендации для воспитателей по организации роботы с детьми по Лего- конструированию в КДУУ…………………………………………………………..31
LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Игра – важнейший спутник детства, в процессе ее малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.
Конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Разработанный мной план деятельности по теме " LEGO - конструированию " направлен на развитие у дошкольников познавательной активности и конструктивно-игровых навыков.
Работа по LEGO- конструированию проходит в форме совместной деятельности и досугов, и позволяет решать следующие задачи:
Ø Развивать воображение, речь, мелкую моторику, функции анализа и синтеза;
Ø формировать навыки планирования процесса создания собственных моделей и совместных проектов;
Ø формировать интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания конструктивных построек и образов;
Ø формировать сенсорные представления ;
Ø формировать умения работать в коллективе.
В основе планирования совместной деятельности лежат методические пособия: Л.Г.Комарова «Строим из LEGO»- М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г.;Е. В. Фешина «ЛЕГО -конструирование в детском саду»- М.: ТЦ «СФЕРА», 2012г.
В качестве конструктивно-игровой среды использую конструкторы: LEGO DUPLO, LEGO DACTA, тематические наборы LEGO.
В процессе деятельности с Лего-конструктором используют разнообразные формы заданий:
С детьми младшей группы
v Конструирование по образцу
v Преобразование образца по условию
v Конструирование по замыслу
С детьми средней группы
v Конструирование по образцу и преобразование образца по условию
v Конструирование по условию
v Конструирование по замыслу
С детьми группы старшего дошкольного возраста
v Конструирование по образцу и преобразование образца по условию
v Конструирование по условию
v Конструирование по замыслу
v Самостоятельное конструирование по чертежу
По методике в младшей группе роль ведущего всегда на себя берёт взрослый, так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре, выбираю самые простые игры. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе игры, немного усложнятся. Дети будут учиться работать по карточкам, где изображение цветное; конструируют по замыслу, свободно экспериментировать со строительным материалом, впервые познакомятся с мелким конструктором LEGO DАСТА. В старшей группе дети в играх более самостоятельны. Роль ведущего будут брать на себя, сотрудничать друг с другом.
Мир, который открывает перед ребенком конструктор Лего настолько увлекательный и захватывающий, что, играя с ним, малыш помимо всего прочего получит еще и массу удовольствия и положительных эмоций. Впоследствии, быть может, это перейдет в постоянное желание учиться и воспринимать все новое в жизни с детским энтузиазмом.
Страна Лего
|
Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя "исчерпали", элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений.
Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типаЛего, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.
2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.
Так моделирование из конструкторов типа “ Лего” позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа “Лего”, стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа “Лего”.
Этапы работы над созданием проекта следующие: организационно-подготовительный, технологический и рефлексивно-обобщающий.
На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определялись конкретные цели и способы решения проблемы.
На технологическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов “Лего”; подбирались диагностические методики. Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, составляющий реализацию игровых мини-проектов: “Наша группа”, “Строим город”, “Леса-чудеса”, “Космос”. Разрабатывались и апробировались конспекты занятий. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.
На рефлексивно-обобщающем этапе принимались решения по результатам мониторинга, определялись перспективы дальнейшего развития.
Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов типа “Лего”.
В ходе выполнения педагогической работы применяются следующие принципы:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Разрабатывая проект "Страна Лего" ставились следующие цели:
развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности;
развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.
Осуществление проекта "Страна Лего" позволяет реализовать следующие задачи:
1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты
2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность её выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.
3. Учить использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.
Задачи проекта реализовываются по следующим направлениям:
1. Обучение детей через игры-задания, игры-упражнения, дидактические игры, которые развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.
2. Осуществление реализации мини-проектов: "Наша группа", "Леса-чудеса", "Строим город", "Космос". Они позволяют развивать умение планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта; конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; способность предвидеть результаты своих действий; находить партнера для реализации собственного замысла, уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстником, создавать и обыгрывать тематический макет.
3. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.
План реализации игрового мини- проекта
«НАША ГРУППА» ( Наш класс)
№ | Задачи | Формы работы | Вид конструк тора | Дата |
1. 2. 3. 4. | Воспитывать у детей интерес к целесообразной красоте предметного мира, познакомить с эстетикой быта и благоустройством помещений. Развивать умение анализировать образец и соотносить с ним свои действия: подбирать необходимые детали, воспроизводить постройки по образцу, схеме. Учить создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора конструкции по собственному замыслу. Обучить конструктивным приёмам построения модели человеческой фигуры. Формировать у детей навыки сотрудничества в совместной деятельности. | -Познавательная мотивация «Как сделать группу красивой и уютной». -Рассматривание фотографий групп детских садов. -Экскурсия по детскому саду. -Составление схемы расположения мебели в группе. -Конструирование «Мебель» -Выставка «Мебель» -Обсуждение дизайна и назначения, расстановка мебели в макете комнаты. Конструирование «Девочка», «Мальчик» по схеме. -Моделирование фигур людей: «Я и мой друг» с опорой на рисунки. -Моделирование фигуры великана по образцу и по замыслу. Оформление и обыгрывание макета «Наша группа» | Лего Мега-блок Лего Мега-блок Лего Мега-блок Лего Мега-блок | октябрь |
План реализации игрового мини - проекта
«УЛИЦЫ ГОРОДА»
№ | Задачи | Формы работы | Вид конструктора | Дата |
Создать условия для эмоционально насыщенного общения взрослого и ребенка в игре. Закрепить принципы построения архитектурных зданий, способам скрепления деталей по показу; Развивать конструктивное воображение при сооружении зданий по рисунку Учить использовать подвижные и крутящиеся детали; Развивать конструктивное воображение, необходимое для воплощения собственного замысла. | Беседа «Какой город мы хотим построить». -Анализирование по иллюстрациям, фотографиям объектов моделирования; -Моделирование ворот, арок, башен, соборов; -Постройка модели теремка по образцу; -Строительство русских церквей по рисункам (фотографиям); -Постройка модели русского терема по иллюстрациям к сказкам; -Конструирование соборов, русского кремля по схеме; -Сооружение моделей современного наземного транспорта (автобус, такси, грузовик); -Строительство рабочих машин (трактор, экскаватор, бульдозер, комбайн); -Конструирование терема по замыслу; -Создание моделей городских домов (одно-, двух-, многоэтажных); -Создание модели машины будущего. | Лего Мега-блок Мега-блок Мега-блок Мега-блок Лего Мега-блок Лего Мега-блок Лего Мега-блок | ноябрь Декабрь |
План реализации игрового мини- проекта
«ЛЕСА – ЧУДЕСА»
№ | Задачи | Формы работы | Вид конструк- тора | Дата |
1. 2. 3. 4. | Обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном предмете; учить видеть конструктивные особенности моделей. Закрепить навыки моделирования человеческой фигуры. Закрепить умения передавать характерные особенности животных средствами конструктора. Развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать конструктивные навыки для передачи замысла постройки. Учить создавать сюжет совместной игры, используя и комбинируя полученные знания, разыгрывать игровые диалоги, придерживаться общего замысла. | -Игра «Угадай мою модель»; -Моделирование фигур животных с опорой на рисунки. -Моделирование фигур людей: «Я и мой друг» с опорой на рисунки; -Моделирование фигуры великана по образцу и по замыслу. -Создание моделей собак и кошек по образцу. -Конструирование птиц по образцу и по замыслу. -Моделирование фигур животных с опорой на рисунки. -Моделирование фантастического животного по замыслу. -Моделирование фантастического животного. -Конструирование модели чудища по собственному замыслу. -Создание сказочного средства передвижения. Сюжетно – ролевая игра « Леса- чудеса» | Лего Мега-блок Лего Мега-блок Лего Мега-блок Лего Мега-блок | Январь Февраль |
План реализации игрового мини – проекта "КОСМОС"
№ | Задачи | Формы работы | Вид конструктора | Дата |
1. 2. 3. 4. 5. | Развивать навыки анализа объекта и передачи его формы средствами конструктора. Закрепить навыки передачи формы с использованием вращающихся и подвижных деталей. Развивать умения следовать устным инструкциям педагога. Развитие фантазии и конструктивного воображения. Развивать коммуникативные навыки детей в игре. Поощрять устойчивые объединения детей в игре. | -Моделирование самолёта по образцу; -Создание модели самолёта по картинке. -Постройка военных машин по образцу и с опорой на рисунки; -Создание моделей роботов по образцу; -Конструирование вертолётов по схеме. -Строительство самолётов, ракет; -Моделирование военных кораблей. -Конструирование космических кораблей; -Моделирование аттракционов по замыслу; -Создание моделей роботов и инопланетян по собственному замыслу. Создание и обыгрывание макетов «Космос» | Лего Лего Мега-блок Лего Лего Все виды конструкторов | Март Апрель |
Конспект занятия "В леса-чудеса мы поедем с тобой".