Организация технического обслуживания средств вычислительной техники (ТО СВТ)

Современный компьютер это сложное многокомпонентное программно-аппаратное устройство, требующее соответствующего обслуживания.

Техническое обслуживание- это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделий (в частности это могут быть ПК и другая ВТ).

Задача технического обслуживания - обеспечение надежной (правильной и бесперебойной) работы средств вычислительной техники.

Направления работ по ТО СВТ:

1. Обеспечение работоспособности средств вычислительной техники.

2. Обеспечение работоспособности операционных систем и прикладного ПО.

3.Обеспечение целостности, сохранности и работоспособности информационных массивов

4. Обеспечение работоспособности периферийного, сетевого и коммуникационного оборудования

Все мероприятия в рамках ТО делятся на:

-контроль технического состояния;

-профилактическое обслуживание;

-текущее техническое обслуживание.

Контроль технического состояния - служит для контроля работы СВТ, локализации мест неисправности, исключения влияния случайных сбоев. В современных СВТ подобный контроль осуществляется главным образом с помощью самих СВТ.

Профилактическое обслуживание - мероприятия, направленные на поддержание заданного технического состояния СВТ в течение определенного промежутка времени и продлении технического ресурса.

Существует два типа профилактических мероприятий: Активные; Пассивные

1.Активное профилактическое обслуживание - операции, основная цель которых продлить срок безотказной службы ПК. Сводится главным образом к периодической чистке как всей системы, так и отдельных ее компонентов.

Методы активного профилактического обслуживания: Резервное копирование системы Чистка Установка микросхем на свои места Чистка контактов разъемов Чистка клавиатуры и мыши Обслуживание жестких дисков Дефрагментация файлов Антивирусные мероприятия

2. Пассивная профилактика - меры, направленные на защиту компьютера от внешних неблагоприятных воздействий (установка защитных устройств в сети электропитания, поддержании чистоты и приемлемой температуры в помещении, уменьшении уровня вибрации и т.п.).

Методы пассивного профилактического обслуживания: Приемлемые, благоприятные условия рабочего места Нагревание и охлаждение компьютера Циклы включения и выключения Помехи в сети питания Электростатические заряды

Виды ТО (по периодичности):

регламентированное;

периодическое;

с периодическим контролем;

с непрерывным контролем.

Подробное описание профилактических работ дается в инструкции по эксплуатации отдельных устройств, прилагаемых изготовителем.

Профилактический контроль осуществляется аппаратурным и программным путями. Аппаратурный контроль проводится с помощью специальной аппаратуры, контрольноизмерительных приборов и стендов и программноаппаратных комплексов. Программный контроль требует наличие и применение различных тестирующих средств (ПО). Наиболее эффективным следует считать программно-аппаратурный контроль при наличии в ВТ развитой системы аппаратурного контроля.

Методы технического обслуживания (сервиса) по признакам организационных мероприятий и комплексу технологических операций подразделяются на:фирменный; автономный; специализированный; комбинированный.

По характеру выполнения методы ТО подразделяются на: индивидуальное; групповое; централизованное. Централизованное ТО является более прогрессивной формой обслуживания ВТ и представляет собой сеть региональных центров обслуживания и их филиалов пунктов технического обслуживания.

Системы автоматизированного контроля Контроль это проверка правильности работы объекта (элемента, узла, устройства). Правильно или нет работает устройство схема контроля выдает сигнал.

Система обнаружения ошибок (система автоматического контроля и диагностики) Процесс диагноза можно разделить на элементарные проверки Элементарная проверка состоит в подаче на объект тестового воздействия и в измерении (оценке) ответа объекта на это воздействие. Диагностика это последовательный контроль, направленный на отыскание неисправного элемента в диагностируемом объекте.

Алгоритм системы обнаружения ошибок (система автоматического контроля и диагностики) Сигнал ошибки Распознавание (диагностирование) характера ошибки (сбой, отказ) Повторный пуск программы (операции), если ошибка вызвана сбоем Локализация места неисправности, если ошибка вызвана отказом, с последующим ее устранением, путем замены (или отключения) вышедшего из строя элемента

Итак, основные виды контроля: программный; аппаратный. Режимы использования контроля: оперативный (в процессе работы ПК) профилактическая проверка автоматический или с привлечением оператора.

Программный контроль основан на использовании специальных программ, контролирующих работу ПК. Он подразделяется на: программно-логический и тестовый

Программно-логический контроль основан на том, что в основную рабочую программу вводятся дополнительные операции, при выполнении которых получается избыточная информация, необходимая для обнаружения и исправления ошибок. Он не требует применения специальной аппаратуры, однако приводит к увеличению времени решения задачи.

Тестовый контроль предназначен для проверки правильности работы ПК с помощью специальных программ тестов. Контроль с помощью тестов сводится к выполнению машиной определенных действий над исходными числами и сравнению результатов с известными. В случае несовпадения ответов фиксируется ошибка.

Тесты ПК подразделяются на: наладочные, проверочные, диагностические.

Аппаратные средства контроля - создаются введением в ПК специального контрольного оборудования (работающего независимо от программы и ОС, и не снижающего быстродействие). Однако: приводит к усложнению и удорожанию и снижению общей надежности.

Современный комбинированный метод контроля представляет собой сочетание программных и аппаратных средств.

Наши рекомендации