Информатика — предмет и задачи 71

Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятель­ности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники. Причем основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в середине 70-х гг. послужило началом второй электронной революции. С этого времени элементной базой вычислительной машины стали интегральные схемы и микропроцессоры, а область, связанная с созданием и использованием ком­пьютеров, получила мощный импульс в своем развитии. Термин «информатика» приобретает новый смысл и используется не только в отношении компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации.

В нашей стране подобная трактовка термина «информатика» утвердилась с момента принятия в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии наук СССР решения об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика трактовалась как «комплексная научная и инже­нерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики».

Информатика в таком понимании нацелена на разработку общих методоло­гических принципов построения информационных моделей. Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т. п. с помощью информационных моделей.

Существует множество определений информатики, что связано с многогран­ностью ее функций, возможностей, средств и методов. Обобщая опубликованные в литературе по информатике определения этого термина, предлагаем такую трактовку.

Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru

Часто возникает путаница в понятиях «информатика» и «кибернетика». По­пытаемся разъяснить их сходство и различие.

Основная концепция, заложенная Н. Винером в кибернетику, связана с разра­боткой теории управления сложными динамическими системами в разных обла­стях человеческой деятельности. Кибернетика существует независимо от наличия или отсутствия компьютеров.

Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru

Информатика занимается изучением процессов преобразования и создания но­вой информации более широко, практически не решая, в отличие от кибернетики, задачи управления различными объектами. Поэтому может сложиться впечатление об информатике как о более емкой дисциплине, чем кибернетика. Однако инфор­матика не занимается решением проблем, не связанных с использованием компью­терной техники, что, несомненно, сужает ее, казалось бы, обобщающий характер. Между этими двумя дисциплинами провести четкую границу не представляется





Глава 2. Роль информации в развитии общества

Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru возможным в связи с ее размытостью и неопределенностью, хотя существует до­вольно распространенное мнение о том, что информатика является одним из на­правлений кибернетики.

Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базиру­ется на ней и совершенно немыслима без нее. Кибернетика же развивается сама по себе, строя различные модели управления объектами, хотя и очень активно исполь­зует все достижения компьютерной техники. Кибернетика и информатика внешне очень похожие дисциплины и различаются, скорее всего, в расстановке акцентов:

□ в информатике акцент делается на свойствах информации и аппаратно-про­
граммных средствах ее обработки;

□ в кибернетике акцент делается на разработке концепций и построении моделей
объектов с использованием, в частности, информационного подхода.

Структура информатики

Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации главным образом с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.

Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаи­мосвязанных частей — технических (hardware), программных (software) и алгорит­мических средств (brainware). В свою очередь, информатику в целом и каждую ее часть обычно рассматривают с разных позиций (рис. 2.3): как производственную отрасль, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.

Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика

Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Технические средства

Алгоритмические средства

Программные средства



Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru Производственная отрасль




Фундаментальная наука

Прикладная дисцип­лина для конкретных областей

           
  Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru   Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru   Информатика — предмет и задачи 71 - student2.ru


Методология Изучение закономерностей
создания — в информационных
информационного процессах
обеспечения  
  _ Создание информационных
Теория моделей коммуникаций
информационных  
систем Разработка информационных
и технологий — систем и технологий.
  Рекомендации

Наши рекомендации