Информационный потенциал общества 67
Кроме того, существует мнение относительно разделения на секторы рынка дистанционных информационных услуг:
□ высокомонополизированный профессиональный рынок предоставляет пользо
вателю информацию по его сфере деятельности;
□ услуги поддержки управленческих решений позволяют использовать в фирме
информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;
□ домашний рынок предоставляет услуги бытового характера, например, для
электронных платежных операций и покупок.
Уточненная, с учетом этих мнений, инфраструктура информационного рынка представлена на рис. 2.2.
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
□ 1-й сектор — деловая информация — состоит из следующих частей:
О биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
О статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
О коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
□ 2-й сектор — информация для специалистов — содержит следующие части:
О профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т. д.;
О научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
О доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
□ 3-й сектор — потребительская информация — состоит из следующих частей:
О новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы,
электронные журналы, справочники, энциклопедии;
О потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т. п.;
О развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.
Глава 2. Роль информации в развитии общества
Статистическая Коммерческая Биржевая и финансовая |
Научно-техническая Профессиональная Доступ к первоисточникам
Информация для специалистов |
Разработка и сопровождение информационных систем и технологий Консультирование Программные продукты Технические средства Подготовка источников информации
Обеспе-
чивающие
Деловая информация |
информация |
информационные системы и средства
Дошкольное
Новости и литература Потребительская Развлекательная |
Школьное
Специальное
Среднепрофессиональное
Высшее
Повышение квалификации
и переподготовка
Рис.2.2. Секторы информационного рынка
□ 4-й сектор — услуги образования — включает в себя все формы и ступени образо
вания: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее,
повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция мо
жет быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники,
методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, ком
пьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
□ 5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства — состоит
из следующих частей:
О программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
О технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
О разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
О консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т. д.;
О подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п.