Вопрос 2. Данные, информация, знания.

Значение информации в жизни общества стремительно растет. Меняются методы работы с информацией. Расширяются сферы применения новых информационных технологий (см. рис. 1.4).

Вопрос 2. Данные, информация, знания. - student2.ru Вопрос 2. Данные, информация, знания. - student2.ru

Вопрос 2. Данные, информация, знания. - student2.ru

Рис. 1.4. Схема, отражающая рост информационных потоков, методы работы с информацией и сферы применения новых информационных технологий

На практике часто отождествляются определения таких понятий, как «информация», «данные», «знания». Однако, эти понятия необходимо различать.

Данные несут в себе сведения о событиях, произошедших в материальном мире, и являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако, данные не тождественны информации. Станут ли данные информацией, зависит от того, известен ли метод преобразования данных в известные понятия.

ü Например, мы можем услышать речь человека, обращающегося к нам, говорящего на иностранном и не знакомом нам языке. С одной, стороны, мы получаем от него данные в виде звуков, но с другой стороны – никакой информации от него мы получить не смогли, т.к. не сумели понять передаваемые нам данные. Они для нас были закодированы, а метода раскодирования мы не знали.

По своей природе данные являются объективными, так как это результат регистрации объективно существующих сигналов, вызванных изменениями в материальных телах или полях. Например, к данным можно отнести следующее: 45, 12, 8, red и т.д.

Методы преобразования данных в информацию являются субъективными. В основе методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные людьми (субъектами). Например, к методам можно отнести: алгоритм (последовательность действий) перевода с одного иностранного языка на другой, алгоритм распознавания последовательности символов и преобразования их в слова и т.д.

ü Например, когда мы видим 45, 12, 8, red и т.д., то можно утверждать, что мы имеем дело с данными. В том случае, когда видим 45 кг, 12 лет, 8 метров, red = красный, то мы имеем дело с информацией, т.к. применительно к данным нами использовался соответствующий метод их восприятия: что-то взвесили, определили возраст, измерили длину, перевели иностранное слово на понятный нам язык.

Одни и те же данные могут в момент потребления представлять разную информацию в зависимости от степени адекватности (соответствия) взаимодействующих с ними методов.

ü Например, с одной стороны, 45 кг – это информация. Но с другой стороны, мы не можем в данный момент сказать чего именно 45 кг. Это может быть вес человека, вес коробки, вес мешка с мукой или сахаром. И в этой ситуации только что полученная нами информация может опять превратиться в данные (т.к. требуется очередной метод уточнения полученных сигналов). Если нас интересует вес, который может выдержать мост, то 45 кг для нас будет информацией (т.к. в данном случае не важно к чему именно относится этот вес). Если же мы решили варить варенье, то 45 кг для нас станут данными, т.к. требуется дальнейшее уточнение, к чему именно эти килограммы относятся – к ягодам, сахарному песку и т.д. (см. рис.1.5).


Вопрос 2. Данные, информация, знания. - student2.ru

Рис. 1.5. Схема, иллюстрирующая особенности сущности информации

Теперь охарактеризуем знания. Прежде всего, у каждого из нас есть индивидуальный способ их применения. Например, таблицу умножения, которую мы изучаем в начальной школе, применяем на протяжении последующей жизни при решении самых разнообразных по сложности задач. Кроме того, знания должны быть структурированы, взаимосвязаны между собой, не быть хаотичными, фрагментарными. Очень важно постоянно пополнять уже накопленные знания.

Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения в свои личностные знания. В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание системы общественных связей, - культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому, знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Между информацией и знаниями имеется разрыв. Человек должен творчески перерабатывать информацию, чтобы получить новые знания.

Таким образом, учитывая выше изложенное, можно сформулировать следующие определения.

h? Данные – представляют собой фиксируемые в виде определенных сигналов воспринимаемые факты окружающего мира.


h? Информация – данные, определенным образом организованные, имеющие смысл, значение и ценность для своего потребителя и необходимые для принятия им решений, а также реализации других функций и действий.
h? Источники информации – предметы или устройства, от которых человек может получить информацию.
h? Приемники информации – предметы или устройства, которые могут получать информацию.
h? Знания - результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и понятий.

На рис. 1.6. в виде схемы проиллюстрированы основные перечисленные выше понятия.

Вопрос 2. Данные, информация, знания. - student2.ru

Рис. 1.6. Схема, иллюстрирующая основные понятия

Схема взаимосвязи таких понятий, как «данные», «информация», «знания» представлена на рис. 1.7.

Вопрос 2. Данные, информация, знания. - student2.ru

Рис. 1.7. Схема взаимосвязи понятий «данные», «информация», «знания»

Информацию, данные и знания, используются постоянно. В данный момент кода вы читаете этот учебник, вы получаете новые знания. И так происходит все время, существования человечества передаются информация, данные, знания. Как только этот процесс прекратится, то и прекратится развитие людей.

Например, известно высказывание Б.Шоу: "если у тебя и меня имеется по одному яблоку, и мы ими обменялись, то у каждого из нас осталось по одному яблоку; если у тебя и меня имеется по одной идее, и мы ими обменялись, то у каждого из нас будет по две идеи". Однако, этим особенности свойств информации не ограничиваются. Информация специфична и с точки зрения старения (т.е. на информацию действует не само время, а появление новой информации, отрицающей или уточняющей данную), и с точки зрения различных вариантов относительно материального носителя или знаковой формы, и с точки зрения воздействия (например, результат воздействия на потребителя сообщений А,В,С,Д ... неравнозначен результату воздействия тех же сообщений на того же потребителя, если они поступают в различных сочетаниях, либо в иной последовательности и ином сочетании) и так далее.

Наши рекомендации