Лекция 6: Управление выполнением программы на Прологе

Аннотация:Метод поиска в глубину. Откат после неудачи. Отсечение и откат. Метод поиска, определяемый пользователем.

Эта лекция посвящена способам организации управления программой при программировании на Прологе. Конечно, какую-то часть способов организации в явном или неявном виде мы уже рассмотрели в предыдущих лекциях. Здесь будет сформулировано явно то, что до сих пор использовалось в неявном виде. Мы разберем, в каких случаях применяются эти методы, как они работают и как ими пользоваться. Также мы рассмотрим некоторые новые методы, которых до сих пор не касались.

Начнем c того, что еще раз обсудим бэктрекинг, (или откат, или поиск с возвратом, или механизм поиска в глубину ). Откатуже упоминался в предыдущих лекциях. Суть этого механизма такова: в том месте программы, где возможен выбор нескольких вариантов, Пролог сохраняет в специальный стек точку возврата для последующего возвращения в эту позицию. Точка возврата содержит информацию, необходимую для возобновления процедуры при откате. Выбирается один из возможных вариантов, после чего продолжается выполнение программы.

Во всех точках программы, где существуют альтернативы, в стек заносятся указатели. Если впоследствии окажется, что выбранный вариант не приводит к успеху, то осуществляется откат к последней из имеющихся в стеке точек программы, где был выбран один из альтернативных вариантов. Выбирается очередной вариант, программа продолжает свою работу. Если все варианты в точке уже были использованы, то регистрируется неудачное завершение и осуществляется переход на предыдущую точку возврата, если такая есть. Приоткате все связанные переменные, которые были означены после этой точки, опять освобождаются.

При объяснении сущности бэктрекинга часто приводят пример с поиском пути в лабиринте. Один из возможных способов найти выход из лабиринта — это на каждой развилке поворачивать в одну и ту же сторону, до тех пор, пока не попадешь в тупик. После попадания втупик нужно вернуться до ближайшей развилки. На ней нужно выбрать другое направление. После этого нужно опять на всех развилках выбирать поворот в том же направлении, что и в самом начале. Продолжаем этот алгоритм до тех пор, пока не выберемся из лабиринта.

Пример. Рассмотрим работу механизма отката на примере слегка модифицированной программы, описывающей родственные отношения. Разделы описания доменов и предикатов оставим без изменения, а порядок фактов в разделе предложений изменим, для того чтобы он лучше соответствовал нашим целям. Получим следующую программу.

DOMAINS /* раздел описания доменов */

s=string /* вводим синоним для строкового типа данных */

PREDICATES /* раздел описания предикатов */

mother(s,s) /* предикат мама будет иметь два аргумента

строкового типа */

grandmother(s,s) /* то же имеет место и для предиката

бабушка */

CLAUSES /* раздел описания предложений */

mother("Даша","Маша"). /* "Даша" и "Маша" связаны

отношением мама */

mother("Наташа","Даша"). /* "Наташа" является мамой

"Даши" */

mother("Наташа","Глаша"). /* "Наташа" и "Глаша" связаны

отношением мама */

mother("Даша","Саша"). /* "Даша" является мамой "Саши" */

grandmother(X,Y):– /* X является бабушкой Y,

если найдется такой Z, что */

mother(X,Z), /* X является мамой Z, а */

mother(Z,Y). /* Z является мамой Y */

В качестве внешней цели, после запуска программы зададим вопрос об именах всех бабушек и внучек (grandmother(B,V)).

Чтобы проследить процесс работы Пролог-системы при поиске ответа на наш вопрос, можно включить трассировку, записав в начале программы директиву компилятору trace. В окне редактирования курсор указывает подцель, которая выполняется на данном шаге. В окне трассировки отображается дополнительная информация. Напомним, что переход от подцели к подцели осуществляется с помощью функциональной клавиши F10.

Для выполнения цели grandmother(B,V) должны быть удовлетворены две подцели: mother(B,Z) и mother(Z,V). Первая подцель унифицируется с первым предложением, описывающим отношение "быть мамой". При этом переменная B конкретизируется именем"Даша", а переменная Z — "Маша". В окне трассировки в этот момент результат вычисления текущей подцели(mother("Даша","Маша")), выводящийся после слова RETURN, сопровождается звездочкой (*), которая показывает, что у подцели есть альтернативные решения. Это то самое место, указатель на которое Пролог заносит в стек точек возврата для возможного последующего возвращения.

Затем делается попытка удовлетворить вторую подцель mother(Z,V), причем переменная Z означена именем "Маша". Попытка унифицировать эту подцель с одним из фактов, имеющих отношение к предикату mother, оказывается неудачной. Это происходит потому, что в нашей базе знаний нет никакой информации о детях Маши. О неуспехе говорит слово FAIL в окне трассировки. Происходит откат до места, сохраненного в стеке точек возврата. При этом переменные B и Z, означенные к моменту отката, вновь становятся свободными.

Выбирается вторая альтернатива. Переменная B при этом становится равной имени "Наташа", а переменная Z получает значение"Даша". Звездочка в окне трассировки, как и при первом проходе этой точки, показывает нам, что исчерпаны еще не все из имеющихся альтернатив, удовлетворяющих нашей подцели.

Делается попытка найти решение для второй подцели mother(Z,V) (при Z = "Даша" ). Первое же предложение в процедуре, реализующей предикат mother, унифицируется с текущей подцелью, переменная V получает значение "Маша". Очередная звездочка в окне трассировки отмечает, что указатель на это место помещен в стек точек возврата, для того чтобы вернуться сюда, и что возможны другие означивания для переменной V, приводящие текущую подцель к успеху.

Получаем, что ответ на наш вопрос возможен при следующих значениях переменных: B=Наташа, V=Маша. Этот ответ отображается в окне диалога, после чего осуществляется откат к последнему месту, записанному в стек точек возврата. При этом освобождаетсяпеременная V, которая уже была означена именем "Маша". Подцель mother(Даша,V) унифицируется с заголовком последнего предложения процедуры, определяющей предикат mother. Переменная V означивается именем "Саша". В диалоговом окне выводится второй возможный ответ на заданный нами в качестве внешней цели вопрос: B=Наташа, V=Саша.

Альтернативных решений для подцели mother(Даша,V) больше нет. Соответственно, в окне трассировки отсутствует звездочка, а в стеке точек возврата нет больше указателя на то место, куда можно было возвращаться для того, чтобы выбирать новые значения для второй подцели правила, определяющего отношение grandmother.

Однако в стеке точек возврата еще остается указатель на тот участок программы, где находились означивания переменных для первой подцели в теле правила, определяющего отношение "быть бабушкой". Пролог-система осуществляет откат, попутно освобождая переменные.

Первая подцель сопоставляется с третьим фактом mother( "Наташа","Глаша" ). В окне трассировки видим уже знакомый символ звездочки, который свидетельствует о том, что испробованы еще не все возможные варианты для текущей подцели mother(B,Z). Делаются последовательные попытки сопоставить подцель mother("Глаша",V) с одним из фактов, имеющихся в базе знаний. Однако эти попытки заканчиваются неудачей, поскольку наша программа не содержит информации о детях Глаши. В окне трассировки отображается слово FAIL, информирующее нас об этой неудаче.

Процесс выполнения программы в очередной, последний, раз откатывается к тому месту, где можно выбрать решение для первой подцели. Подцель унифицируется с последним предложением в процедуре, описывающей знания, касающиеся мам. Переменная Bконкретизируется именем "Даша", а переменная Z — "Cаша". Других вариантов для сопоставления первой подцели не остается. Стекточек возврата пуст. В окне трассировки нет индикатора, сообщающего об альтернативных решениях, к которым возможно возвращение. Пролог-система пытается сопоставить с чем-нибудь вторую подцель mother("Саша",V), однако ей не удается этого сделать. Ни один из фактов не содержит в качестве первого аргумента имя "Саша". Очередная неудача в попытке найти внуков для Даши.

Программа завершается. В диалоговом окне — два найденных в процессе работы решения:

B=Наташа, V=Маша

B= Наташа, V=Саша

2 Solutions

Теперь посмотрим, какие имеются у программиста возможности по управлению откатом.

Рассмотрим модификацию механизма поиска в глубину, которая позволяет получать дополнительные решения и называется методотката после неудачи. Этот метод используется в ситуации, когда нужно получить не один ответ, а все возможные в данной ситуации ответы. Например, если вопрос является внутренней целью, то Турбо Пролог останавливает поиск после первого же успешного вычисления цели. При этом выявляется только первое решение.

Пример. Давайте зададим тот же вопрос, что и в предыдущем примере, но уже не как внешнюю цель, а укажем ее в разделе описания внутренней цели:

GOAL

grandmother(B,V)

Если запустить эту программу, она завершит свою работу, так ничего и не выдав в окне диалога. Дело в том, что при наличии в программе внутренней цели Турбо Пролог не отображает в диалоговом окне значений переменных, тогда как при выполнении внешней цели Турбо Пролог выводит в окне значения всех содержащихся в вопросе переменных. Это первое существенное отличие внешней и внутренней цели.

Однако мы можем сами организовать отображение результатов вычисления внутренней цели, добавив к ней в качестве подцелей выводзначений переменных B и V на экран, используя встроенный предикат write. Раздел описания внутренней цели при этом может выглядеть, например, так:

GOAL

grandmother(B,V),write("Имябабушки — ",B), write(",

имя внучки — ",V),nl

В этом случае мы увидим на экране имена бабушки и внучки, но в окне диалога отобразится не два решения, а всего одно:

Имя бабушки — Наташа, имя внучки — Маша

Дело в том, что при наличии в программе внутренней цели Турбо Пролог находит только одно возможное означивание переменных, а не все возможные, как в случае внешней цели. Это второе отличие внешней и внутренней цели. Если нам необходимо получить все решения, нужно организовать это специально, например, с помощью метода отката после неудачи. Обычно внешние цели используются на этапе отладки новых предикатов. Если же нам нужна программа, которая может запускаться вне среды разработки, в ней обязательно должна быть внутренняя цель.

В методе отката после неудачи обычно используется всегда ложный предикат fail, о котором говорилось в прошлой лекции. Хотя, побольшому счету, вместо этого предиката можно воспользоваться каким-нибудь заведомо ложным выражением. Например, 1=2 или чем-то в этом роде.

Если добавить к нашей внутренней цели предикат fail, то получим в окне диалога оба решения, которые мы могли наблюдать, когда задавали этот вопрос, используя внешнюю цель:

Имя бабушки — Наташа, имя внучки — Маша

Имя бабушки — Наташа, имя внучки — Саша

Пример. Теперь давайте напишем предикат, который будет выводить на экран с помощью стандартного предиката write имена всех дочек.

show_names:–

mother(_,Name), /* означивает переменную Name

именем дочки */

write(" ", Name), nl,

/* выводит значение переменной

Name на экран */

fail. /* вызывает откат на место, сохраненное

в стеке точек возврата */

Допишем этот предикат к нашей программе про мам и бабушек, не забыв добавить его описание в раздел PREDICATES.

В качестве внутренней цели укажем вывод сообщения "Имена дочек:" (с помощью встроенного предиката write ), переведемкурсор на следующую строку стандартным предикатом nl. В качестве третьей подцели запишем предикат show_names, выводящий имена всех дочек.

GOAL

write("Именадочек:"),nl,

show_names.

Как будет работать эта программа? Сначала будет выведена строка "Имена дочек:", произойдет переход на следующую строку. После этого выполняется подцель show_names.

Во время попытки вычисления этой подцели механизм унификации означивает переменную именем дочери, указанном в качестве второго аргумента в первом предложении процедуры, описывающей предикат mother. Переменная Name получает значение "Маша". При этом в окне трассировки можно видеть звездочку, которая говорит о том, что в стек точек возврата помещен указатель на место, в которое возможен откат для получения других решений подцели mother(_,Name). Имя "Маша" выводится на экран встроенным предикатом write.

После этого предикат fail вызывает неуспешное завершение правила, затем осуществляется откат в точку, помещенную в стекпоследней. Процесс повторяется до тех пор, пока не будут исчерпаны все варианты достижения подцели mother(_,Name). В окне диалога будут выведены имена всех дочек в том порядке, в котором они упоминались в нашей программе:

Имена дочек:

Маша

Даша

Глаша

Саша

Пример. Давайте изменим наш предикат, чтобы он выводил имена не всех дочек, а только дочек одной мамы. Для этого нужно добавить предикату аргумент, в качестве которого будет указываться имя мамы. Кроме того, в первой подцели требуется заменить анонимную переменную некоторой обычной переменной, которую затем нужно сравнить с именем мамы, указанной в качестве аргумента предиката.

show_names2(Mother):–

mother(M,Name), /* означиваетпеременнуюName

именем дочки мамы Mother */

M=Mother, /* проверяет совпадение имен мам M

и Mother */

write(" ", Name), nl, /* выводит значение

переменной Name

на экран */

fail. /* вызывает откат к месту, сохраненному

в стеке точек возврата */

Вместо первых двух подцелей mother(M,Name), M=Mother можно записать альтернативный вариант: mother(Mother,Name). Результат будет тем же, но процесс вычисления будет отличаться.

Выведем с помощью модифицированного предиката имена дочек Даши. Для этого изменим внутреннюю цель следующим образом:

GOAL

write("Имена дочек Даши:"),nl,

show_names2("Даша").

Отличие в работе этого предиката от предиката, который выводил имена всех дочек, заключаются в следующем. После того, какпеременная M будет означена именем очередной мамы, будет проверяться совпадение ее значения с именем "Даша". В случае совпадения будет выведено имя дочери Даши и осуществится откат. Если же имя окажется отличным от "Даша", откат произойдет немедленно. Выполнение программы в этом случае не доберется до вывода имени дочери на экран. Предикат fail не потребуется, так как подцель M=Mother будет неуспешной сама по себе. Тем не менее, наличие стандартного предиката fail в качестве последней подцели правила необходимо для того, чтобы вызвать откат, если подцель M=Mother окажется успешной.

По завершении работы этой программы можно будет увидеть в диалоговом окне результаты:

Имена дочек Даши:

Маша

Саша

Рассмотрим теперь так называемый метод отсечения и отката. В основе этого метода лежит использование комбинации предикатовfail (для имитации неудачи и искусственной организации отката ) и "!" ( отсечение или cut ), который позволяет прервать этот процесс в случае выполнения какого-то условия. Об отсечении мы уже говорили в третьей лекции. Разберем этот метод на примере.

Пример. Модифицируем еще раз предикат, выводящий имена всех дочек, так чтобы он выводил их не все, а только до определенного имени. У предиката будет один входной аргумент, где указывается имя дочери, на котором должен оборваться вывод на экран имен дочек. В тело правила нужно добавить подцель, в которой текущее имя дочки будет сравниваться с именем дочки, указанным в качестве аргумента предиката. После этой подцели

show_names3(Daughter):–

mother(_,Name), /* означивает переменную Name именем

дочки */

write(" ", Name), nl, /* выводит значение переменной

Name */

Name=Daughter, /* проверяет совпадение имен дочек Name

и Daughter. В случае несовпадения

вызывает откат на место, указатель

на которое хранится в стеке точек

возврата. В случае совпадения, за счет

наличия отсечения, завершает поиск

и вывод имен дочек */

write("Искомый человек найден!"),!.

Этот предикат будет конкретизировать переменную Name именем чьей-то дочери, выводить на экран значение этой переменной. После этого будет сравниваться значение переменной Name со значением переменной Daughter. В случае несовпадения эта подцель терпит неудачу, вызывая откат на первую подцель правила. В случае совпадения имен подцель успешна, управление получает предикатотсечение. Он всегда истинен и запрещает откат для подцелей, расположенных левее. На этом работа предиката show_names3завершается. То есть откаты в этом правиле будут продолжаться до тех пор, пока текущее значение переменной Name не совпадет со значением переменной Daughter.

Еще один способ организации повторяющихся действий — так называемый метод повтора, определяемый пользователем. Он также использует откат, однако, в отличие от метода отката после неудачи, в котором откат осуществляется только после специально созданной неудачи, в этом методе откат возможен всегда за счет использования специального предиката, обычно кодируемого в виде следующего предложения:

repeat.

repeat:–

repeat.

Этот предикат всегда успешен. После выполнения первого предложения процедуры в стек точек возврата запоминается указатель, поскольку имеется еще один альтернативный вариант для него. В теле второго предложения опять вызывается предикат repeat.

Предикат repeat не является встроенным предикатом, а имя "repeat" — зарезервированным словом. Соответственно, вместо этого имени можно использовать какое-нибудь другое.

С помощью этого предиката можно организовывать циклы, подобные циклам в императивных языках программирования. Нужно не забыть добавить в правило, организующее цикл, кроме предиката repeat, условие завершения цикла и отсечение, чтобы не получилось зацикливания.

Пример. Создадим предикат, который будет дублировать символ, введенный пользователем с клавиатуры. Завершиться этот процесс должен, когда пользователь введет некий ключевой символ, о котором мы заранее договоримся, что его появление означает окончание процесса дублирования символов. Давайте, для определенности, возьмем в качестве такого символа точку (.).

double_char:–

repeat,

readchar(C), /* читаем символ с клавиатуры

в переменную C */

write(C,C), nl,/* выводим на экран значение

переменной C */

C=’.’,!, /* сравниваем значение переменной C

с символом ‘.’*/

nl,write("Была введена точка.Закончили.").

Первой подцелью нашего правила записан вызов предиката repeat. Он обеспечивает нам повторное выполнение следующих за ним подцелей. Можно эксперимента ради закомментировать предикат repeat, дабы убедиться, что в этом случае цикла не получится. Последующие подцели выполнятся всего один раз.

Далее, используя стандартный предикат readchar, осуществляем чтение символа с клавиатуры в переменную C. Посредством встроенного предиката write выводим два экземпляра введенного пользователем символа на экран; стандартным предикатом nlпереводим курсор на следующую строку. Затем значение переменной C сравнивается с символом точка ( ‘.’ ). Это условие, которое, с одной стороны, обеспечивает откат на первую подцель (предикат repeat ), а с другой обеспечивает выход из цикла. Если поступивший с клавиатуры символ отличен от точки, подцель C=’.’ терпит неуспех. Пролог-система осуществляет откат на последнееместо, указатель на которое записан в стеке точек возврата. Из подцелей, расположенных левее, альтернативы имелись только у первой подцели (предиката repeat ). Все повторяется еще раз. Пользователь вводит символ, он дважды отображается на экране, сравнивается с точкой. Процесс повторяется до тех пор, пока введенный символ не окажется точкой. В этом случае подцель C=’.’окажется успешной, управление перейдет на подцели, расположенные правее. Предикат nl сдвинет курсор на начало следующей строки, стандартный предикат write выводит на экран сообщение: "Была введена точка. Закончили." — и процесс дублирования символов на этом завершается.

Напишем внутреннюю цель, которая проинформирует пользователя о правилах работы нашей программы, после чего запустит предикатdouble_char.

GOAL

write("Вводите символы, которые нужно повторить (точка —

завершение)"),nl,

double_char.

Лекция 7: Списки

Аннотация:Списки. Рекурсивное определение списка. Операции над списками.

В императивных языках, как правило, основной структурой данных являются массивы. В Прологе так же, как и в Лиспе, основным составным типом данных является список. В этой лекции мы займемся изучением именно списков.

Дадим сначала неформальное определение списка.

Будем называть списком упорядоченную последовательность элементов произвольной длины.

Список задается перечислением элементов списка через запятую в квадратных скобках, так, как показано в приведенных ниже примерах.

[monday, tuesday, wednesday, thursday, friday, saturday, sunday] — список, элементами которого являются английские названия дней недели;

["понедельник", "вторник", "среда", "четверг", "пятница", "суббота", "воскресенье"] — список, элементами которого являются русские названия дней недели;

[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] — список, элементами которого являются номера дней недели;

['п', 'в', 'с', 'ч', 'п', 'с', 'в'] — список, элементами которого являются первые символы русских названий дней недели;

[] — пустойсписок, т.е. список, не содержащий элементов (в языке функционального программирования Лисп он обозначается nil ).

Элементы списка могут быть любыми, в том числе и составными объектами. В частности, элементы списка сами могут быть списками.

В разделе описания доменов списки описываются следующим образом:

DOMAINS

<имя спискового домена>=<имя домена элементов списка>*

Звездочка после имени домена указывает на то, что мы описываем список, состоящий из объектов соответствующего типа.

Например:

listI = integer* /* список, элементы которого —

целые числа */

listR = real* /* список, состоящий из вещественных

чисел */

listC = char* /* список символов */

lists = string* /* список, состоящий из строк */

listL = listI* /* список, элементами которого являются

списки целых чисел */

Последнему примеру будут соответствовать списки вида:

[[1,3,7],[],[5,2,94],[–5,13]]

В классическом Прологе элементы списка могут принадлежать разным доменам, например: [monday, 1, "понедельник"]

В Турбо Прологе, в связи со строгой типизацией, все элементы списка должны принадлежать одному домену. Однако можно разместить в одном списке объекты разной природы, используя домен с соответствующими альтернативами.

Например, следующееописание:

DOMAINS

element = i(integer); c(char); s(string)

listE = element*

позволит иметь дело со списками вида

[i(–15), s("Мама"),c('A'),s("мыла"),c('+'),s("раму"),

i(48),c('!')]

Дадим рекурсивное определение списка.

список — это структура данных, определяемая следующим образом:

1. пустой список ( [ ] ) является списком;

2. структура вида [H|T] является списком, если H — первый элемент списка (или несколько первых элементов списка, перечисленных через запятую), а T — список, состоящий из оставшихся элементов исходного списка.

Принято называть H головой списка, а T — хвостом списка. Заметим, что выбор переменных для обозначения головы и хвоста не случаен. По-английски голова — Head, а хвост — Tail.

Фактически операция "|" позволяет разделить список на хвост и голову (в Лиспе есть подобные операции car и cdr) или, наоборот, приписать объект (объекты) к началу списка (cons в Лиспе).

Данное определение позволяет организовывать рекурсивную обработку списков, разделяя непустой список на голову и хвост. Хвост, в свою очередь, также является списком, содержащим меньшее количество элементов, чем исходный список. Если хвост не пуст, его также можно разбить на голову и хвост. И так до тех пор, пока мы не доберемся до пустого списка, у которого нет головы.

Например, в списке [1, 2, 3] элемент 1 является головой, а список [2, 3] — хвостом, т.е. [1, 2, 3] = [1|[2, 3]].

Заметим, что хвост этого списка [2, 3], в свою очередь, может быть представлен в виде головы 2 и хвоста [3], а список [3]можно рассматривать в виде головы 3 и хвоста []. Пустой список далее не разделяется.

В итоге получаем, что список [1, 2, 3] эквивалентен списку [1|[2, 3]], который, в свою очередь, эквивалентен списку [1|[2|[3]]]. Последний сопоставим со списком [1|[2|[3|[ ]]]].

В этом же списке можно выделить два первых элемента и хвост из третьего элемента [1,2|[3]]. И, наконец, возможен вариант разбиения на голову из трех первых элементов и пустой хвост: [1, 2, 3|[]].

Чтобы организовать обработку списка, в соответствии с приведенным выше рекурсивным определением, нам достаточно задать предложение (правило или факт, определяющее, что нужно делать с пустым списком), которое будет базисом рекурсии, а также рекурсивное правило, устанавливающее порядок перехода от обработки всего непустого списка к обработке его хвоста. Иногда базисрекурсии записывается не для пустого, а для одно- или двухэлементного списка.

В качестве резюме к нашим рассуждениям запишем еще раз определение списка в нотации Бэкуса–Науэра:

Список ::= [ ]|[Элемент <,Элемент>*]|[Голова|Хвост]

Голова ::= Элемент <,Элемент>*

Хвост ::= Список

Словесно это можно записать так: список или пустой, или представим в виде перечисления элементов, записанных через запятую, или состоит из головы и хвоста, который, в свою очередь, также является списком.

Рассмотрим обработку списков.

Пример. Создадим предикат, позволяющий вычислить длину списка, т.е. количество элементов в списке.

Для решения этой задачи воспользуемся очевидным фактом, что в пустом списке элементов нет, а количество элементов непустого списка, представленного в виде объединения первого элемента и хвоста, равно количеству элементов хвоста, увеличенному на единицу. Запишем эту идею:

length([], 0). /* в пустом списке элементов нет */

length([_|T], L) :–

length(T, L_T), /* L_T — количество

элементов в хвосте */

L = L_T + 1. /* L — количество элементов

исходного списка */

Обратите внимание, что при переходе от всего списка к его хвосту нам не важно, чему равен первый элемент списка, поэтому мы используем анонимную переменную.

Разберем на примере, как это будет работать. Пусть нас интересует количество элементов в списке [1,2,3]. Запишем соответствующий вопрос Пролог-системе:

length([1,2,3],X).

Система попытается вначале сопоставить нашу цель с первым предложением length([], 0), однако ей это не удается сделать, потому что первый аргумент цели является непустым списком. Система переходит ко второму предложению процедуры. Сопоставление с заголовком правила проходит успешно, переменная X связывается с переменной L, список [1,2,3] будет сопоставлен со списком[_|T], переменная T будет конкретизирована значением [2,3]. Теперь система переходит к попытке достижения подцелиlength(T,L_T). Как и в предыдущем случае, первое предложение с подцелью не сопоставляется, так как список T не пустой. При сопоставлении заголовка правила с подцелью хвост T конкретизируется одноэлементным списком [3]. На следующем шаге рекурсиипеременная T означена пустым списком (хвост одноэлементного списка). И, значит, наша подцель выглядит следующим образом:length([], L_T). Эта цель сопоставляется с фактом, переменная L_T становится равной нулю. Раскручивается обратный ход рекурсии: переменная L_T увеличивается на единицу, результат попадает в переменную L. Получаем, что длина списка [3] равна единице. На следующем обратном шаге происходит еще одно добавление единицы, после чего длина списка [2,3] конкретизируется двойкой. И, наконец, на последнем возвратном шаге получаем означивание переменной L числом 3 (количеством элементов в списке[1,2,3] ).

Пример. Создадим предикат, позволяющий проверить принадлежность элемента списку. Предикат будет иметь два аргумента: первый — искомое значение, второй — список, в котором производится поиск.

Построим данный предикат, опираясь на тот факт, что объект принадлежит списку, если он либо является первым элементом списка, либо элементом хвоста. Это может быть записано в виде двух предложений:

member(X,[X|_]). /* X — первый элемент списка */

member(X,[_|T]) :–

member(X,T). /* X принадлежит хвосту T*/

Заметим, что в первом случае (когда первый элемент списка совпадает с исходным элементом), нам не важно, какой у списка хвост, и можно в качестве хвоста указать анонимную переменную. Аналогично, во втором случае, если X принадлежит хвосту, нам не важно, какой элемент первый.

Отметим, что описанный предикат можно использовать двояко: во-первых, конечно, для того, для чего мы его и создавали, т.е. для проверки, имеется ли в списке конкретное значение. Мы можем, например, поинтересоваться, принадлежит ли двойка списку [1, 2, 3]:

member(2, [1, 2, 3]).

Получим, естественно, ответ: "Yes".

Подобным образом можно спросить, является ли число 4 элементом списка [1, 2, 3]:

member(4, [1, 2, 3]).

Ответом, конечно, будет "No".

Второй способ использования данного предиката — это получение по списку его элементов. Для этого нужно в качестве первого аргумента предиката указать свободную переменную. Например:

member(X, [1, 2, 3]).

В качестве результата получим список всех элементов списка:

X=1

X=2

X=3

Третий способ позволит получить по элементу варианты списков, которые могут его содержать. Теперь свободную переменную запишем вторым аргументом предиката, а первым — конкретное значение. Например,

member(1, X).

Вначале Пролог-система выдаст предупреждение о том, что переменная X не связана в первом предложении ( "708 WARNING: The variable is not bound in this clause. (F10=ok, Esc=abort)" ).

У нас есть два способа отреагировать на это предупреждение: нажать кнопку Esc, чтобы отказаться от генерации списков, содержащих единицу в качестве элемента; нажать F10 для того, чтобы продолжить выполнение цели. Во втором случае Пролог-система начнет выдавать варианты списков, содержащих единицу:

X=[1|_] /* единица — первый элемент списка */

X=[_,1|_] /* единица — второй элемент списка */

X=[_,_,1|_] /* единица — третий элемент списка */

и т.д.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет нажата комбинация клавиш Ctrl+Break.

Если данный предикат планируется использовать только первым способом, то можно ускорить его работу, устранив поиск элемента вхвосте списка, если он уже найден в качестве первого элемента списка. Это можно сделать двумя способами.

Первый способ. Добавим в правило проверку на несовпадение первого элемента списка с искомым элементом, чтобы поиск элемента вхвосте списка производился только тогда, когда первый элемент списка не является искомым. Модифицированный предикат будет выглядеть следующим образом:

member2(X,[X|_]).

member2(X,[Y|T]):–

X<>Y, member2(X,T).

Заметим, что эту модификацию предиката member нельзя использовать для получения всех элементов списка. Если подставить в качестве первого аргумента несвязанную переменную, то при попытке согласования подцели правила неозначенная переменная Xбудет сравниваться с неозначенной переменной Y. Получим сообщение об ошибке "Free variable in expression".

Второй способ. Добавим в факт отсечение, чтобы в ситуации, когда искомый элемент оказался первым элементом списка, не производился лишний поиск в хвосте исходного списка. Получим:

member3(X,[X|_]):–!.

member3(X,[_|T]):–

member3(X,T).

Заметим, что хотя эта модификация предиката member более эффективна, чем исходная, за счет того, что она не выполняет поиск в хвосте после того, как искомый элемент найден, ее можно использовать только для того, чтобы проверить, имеется ли в списке конкретное значение. Если мы попытаемся применить ее для получения всех элементов списка, подставив в качестве первого аргумента несвязанную переменную, то результатом будет только первый элемент списка. Отсечение не позволит нам получить оставшиеся элементы.

Пример. Создадим предикат, позволяющий соединить два списка в один. Первые два аргумента предиката будут представлять соединяемые списки, а третий — результат соединения.

В качестве основы для решения этой задачи возьмем рекурсию по первому списку. Базисом рекурсии будет факт, устанавливающий, что если присоединить к списку пустой список, в результате получим исходный список. Шаг рекурсии позволит создать правило, определяющее, что для того, чтобы приписать элементы списка, состоящего из головы и хвоста, ко второму списку, нужно соединить хвост и второй список, а затем к результату приписать спереди первый элемент первого списка. Запишем решение:

conc([ ], L, L). /* при присоединении пустого списка

к списку L получим список L */

conc([H|T], L, [H|T1]) :–

conc(T,L,T1). /* соединяем хвост и список L, получаем

хвост результата */

Заметим, что этот предикат также можно применять для решения нескольких задач.

Во-первых, для соединения списков. Например, если задать вопрос

conc([1, 2, 3], [4, 5], X)

то получим в результате

X= [1, 2, 3, 4, 5]

Во-вторых, для того, чтобы проверить, получится ли при объединении двух списков третий. Например, на вопрос:

conc([1, 2, 3], [4, 5], [1, 2, 5]).

ответом будет, конечно, No.

В-третьих, можно использовать этот предикат для разбиения списка на подсписки. Например, если задать следующий вопрос:

conc([1, 2], Y, [1, 2, 3]).

то ответом будет Y=[3].

Аналогично, на вопрос

conc(X, [3], [1, 2, 3]).

получим ответ X=[1, 2].

И, наконец, можно спросить

conc(X, Y, [1, 2, 3]).

Получим четыре решения:

X=[], Y=[1, 2, 3]

X=[1], Y=[2, 3]

X=[1, 2], Y=[3]

X=[1, 2, 3], Y=[]

В-четвертых, можно использовать этот предикат для поиска элементов, находящихся левее и правее заданного элемента. Например, если нас интересует, какие элементы находятся левее и, соответственно, правее числа 2, можно задать следующий вопрос:

conc(L, [2|R], [1, 2, 3, 2, 4]).

Получим два решения:

L=[1], R=[3, 2, 4].

L=[1, 2, 3], R=[4]

В-пятых, на основе нашего предиката conc можно создать предикат, находящий последний элемент списка:

last(L,X):–

conc(_,[X],L).

Справедливости ради стоит заметить, что этот предикат можно реализовать и "напрямую", без использования предиката conc:

last2([X],X). /* последний элемент одноэлементного

списка — этот элемент */

last2([_|L],X):–

last2(L,X). /* последний элемент списка совпадает

с последним элементом хвоста */

В-шестых, можно определить, используя conc, предикат, позволяющий проверить принадлежность элемента списку. При этом воспользуемся тем, что если элемент принадлежит списку, то список может быть разбит на два подсписка так, что искомый элемент является головой второго подсписка:

member4(X,L):–

conc(_,[X|_],L).

В-седьмых, используя предикат, позволяющий объединить списки, можно создать предик

Наши рекомендации