I этап. Роль урока в структуре изучения темы
Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Это связано с главной дидактической задачей урока. Можно выделить следующие задачи:
- ввести учащихся в проблематику курса, раздела, темы; показать значимость проблем, начать изучение наиболее общих понятий;
- обеспечить первичное осмысление нового содержания;
- выработать умения применять полученные знания, приобретать опыт творческой деятельности;
- повторить главное в теме или разделе; обобщить знания, привести их в систему;
- контроль и учет знаний учащихся.
Соответственно задачам выделяются следующие типы уроков:
- Вводный урок.
- Урок предъявления и изучения нового материала.
- Урок применения знаний.
- Урок применения знаний.
- Урок обобщающего повторения и систематизации знаний.
- Урок проверки знаний и умений.
Результатом этого этапа проектирования урока будет определение типа урока.
II этап. Постановка целей
Цель - это образ желаемого результата, при этом необходимо, чтобы эта цель была достижима. Цели урока могут ставиться в двух планах - в рамках предмета (учебные задачи) и на внепредметном уровне (педагогические задачи). При проектировании должны выполняться следующие требования к цели:
- цель должна быть конкретна, т.е. не абстрактна. Пример абстрактной цели: сформировать математическое мышление. Пример конкретной цели: открыть способ умножения чисел;
- цель должна быть операциональна, т.е. ее можно представить в виде некоторой последовательности действий (операций), приводящих к ее достижению;
- цель должна быть измеряема, т.е. в проекте должны быть представлены критерии, по которым можно будет судить о том, достигнута цель урока или нет.
Мы выделяем следующие цели:
- обучающая цель – сформировать представления; показать; раскрыть;
- развивающая – развивать умения;
- воспитательная – воспитать; сформировать ценностные ориентации; подвести к мысли.
III этап. Планирование результатов обучения
Требования к результатам обучения должны быть выражены в личностно – деятельностной форме:
1) что должны знать учащиеся после изучения темы урока, например:
- понятия;
- персонажи;
- факты;
- явления;
- процессы;
- даты;
2) что должны уметь, например:
- характеризовать;
- объяснять;
- называть;
- определять;
- составлять;
- проводить;
- соблюдать правила;
- показывать на карте.
IV этап. Выбор метода обучения
Типология методов обучения
- объяснительно иллюстративный;
- эвристический;
- проблемный метод;
- исследовательский, модельный;
- программированный.
V этап. Отбор подходящей организационной формы урока
Определение формы урока связано с возможностями учебного материала, источников информации, местом урока в теме, его связью с другими уроками, уровнем образованности учащихся, учебным временем, отводимым на изучение темы. Исходя из этого, определяется форма урока:
1. Традиционные – с элементами: лабораторной работы, дискуссии, решением проблемных заданий и т.д.
2. Лекция позволяет дать глубокое, последовательное изложение главного в содержании данного урока, в некоторых случаях – раскрыть ключевые положения блока.
3. Семинар дает возможность учащимися под руководством учителя обсудит важнейшие вопросы темы на базе ранее полученных знаний, предварительного изучения рекомендованных источников.
4. Лабораторное занятие – уроки самостоятельной работы с печатными источниками (учебником, документами) – гуманитарные предметы; естественные – с реальными объектами.
5. Практические занятия – на основе применения теоретических знаний организуется решение познавательных задач и анализ ситуаций, встречающихся в социальной практике, а также рассматриваются результаты выполнения практических заданий, связанных с содержанием курса.
6. Итоговое (зачетное) собеседование – учащиеся отвечают на вопросы, позволяющие уточнить и обобщить приобретенные знания, выявлять уровень усвоения ведущих понятий и идей темы.
7. Ученическая конференция, в рамках которой готовятся доклады (сообщения учащихся по индивидуальным темам).
8. Урок – диспут – публичный спор на общественно – важную тему.
9. Игровые формы (ролевые, деловые, имитационные игры) – процесс обучения максимально приближен к практической деятельности.