Проектирование урока на деятельностной основе

Проектирование урока на деятельностной основе

Проект федерального компонента Государственного стандарта общего образования, четко определяет два главных компонента образовательного стандарта:

1. «Обязательный минимум содержания основных Образовательных программ»

2. «Требования к уровню подготовки выпускников»

Требования к уровню подготовки выпускников задаются в деятельностной форме:

- знать и понимать;

- уметь (владеть способами познавательной деятельности);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Требования направлены на:

- формирование обобщенных способов учебной деятельности (общих учебных умений и навыков);

- конкретных (специальных) способов учебной деятельности по отдельным предметам;

- обобщенных способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

Проект урока - это подробно разработанный механизм, представляющий собой целостную динамическую систему. Конструкция этого механизма может быть блочной, структурной, блочно-структурной или любой другой. Но там должно быть представлено предметное содержание и логика его развертывания на уроке, организация процесса решения учебной задачи в соответствии с закономерностями развертывания коллективно распределенной учебной деятельности и при наличии содержательной мотивации, формы организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению цели урока, коммуникативный процесс.

Особенности проектирования урока и его отличиях от традиционного планирования:

- проектирование - совместная многопозиционная деятельность;

- проектирование предполагает обсуждение открытой задачи (проблемы), которая не имеет однозначного решения, планирование предполагает, что урок - это элементарно, просто, понятно: надо научить тому-то и тому-то и делается это так-то и так-то;

- проектирование должно задавать вариативность и значительный "запас содержания", покрывающий несколько конкретных уроков;

- в отличие от плана, который ставит учителю жесткие условия ограничений, проект должен расширять возможности учителя - учитель должен иметь набор признаков, по которым он понимает, что происходит на уроке и куда двигаться дальше;

- проект должен быть прогностичным - т.е. в идеале должен предвидеть все возможные сценарии событий;

- в центре проекта - деятельность учащихся, в центре плана - деятельность учителя.

Учитель должен уметь:

- ставить конкретные предметные и педагогические цели, адекватные деятельностному содержанию обучения;

- проектировать урок, исходя из операционального анализа поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности в классе и прогнозируя вариативность детских действий;

- организовывать совместную деятельность учащихся и управлять этой деятельности с учетом поставленных целей.

При проектировании можно придерживаться следующих последовательных этапов:

I этап. Роль урока в структуре изучения темы.

II этап. Постановка целей.

III этап. Планирование результатов обучения.

IV этап. Выбор метода обучения.

V этап. Отбор подходящей организационной формы урока.

VI этап. Определение формы организации познавательной деятельности.

VII этап. Отбор средств обучения.

VIII этап. Разработка структуры урока.

IX этап. Содержательное наполнение урока.

II этап. Постановка целей

Цель - это образ желаемого результата, при этом необходимо, чтобы эта цель была достижима. Цели урока могут ставиться в двух планах - в рамках предмета (учебные задачи) и на внепредметном уровне (педагогические задачи). При проектировании должны выполняться следующие требования к цели:

- цель должна быть конкретна, т.е. не абстрактна. Пример абстрактной цели: сформировать математическое мышление. Пример конкретной цели: открыть способ умножения чисел;

- цель должна быть операциональна, т.е. ее можно представить в виде некоторой последовательности действий (операций), приводящих к ее достижению;

- цель должна быть измеряема, т.е. в проекте должны быть представлены критерии, по которым можно будет судить о том, достигнута цель урока или нет.

Мы выделяем следующие цели:

- обучающая цель – сформировать представления; показать; раскрыть;

- развивающая – развивать умения;

- воспитательная – воспитать; сформировать ценностные ориентации; подвести к мысли.

III этап. Планирование результатов обучения

Требования к результатам обучения должны быть выражены в личностно – деятельностной форме:

1) что должны знать учащиеся после изучения темы урока, например:

- понятия;

- персонажи;

- факты;

- явления;

- процессы;

- даты;

2) что должны уметь, например:

- характеризовать;

- объяснять;

- называть;

- определять;

- составлять;

- проводить;

- соблюдать правила;

- показывать на карте.

Примеры проектов уроков, разработанные учителями МОУ СОШ №2 г. Чебаркуля

· 4 класс. Окружающий мир. Тема «Невидимая сила». Учитель Ветчинникова О.П.

· 10 класс. Информатика и ИКТ. Тема «Компьютерная графика». Учитель Выходец Л.А.

· 9 класс. «Мой выбор». Тема «Мое здоровье. Мой выбор не курить». Учитель Игонченкова Т.В.

· 9 класс. «Мой выбор». Тема «Четвертая власть. Роль СМИ в жизни общества». Учитель Игонченкова Т.В.

· 9 класс. «Мой выбор». Тема «Учимся строить отношения. Что такое конфликт». Учитель Игонченкова Т.В.

· 9 класс. История России. Тема «Основные фронты Великой Отечественной войны». Учитель Третьякова Т.Н.

· 9 класс. История России. Тема «Советско-германские отношения накануне войны. Фашистское нашествие». Учитель Третьякова Т.Н.

· 9 класс. История России. Тема «Южный Урал в годы войны. Южноуральцы – герои войны». Учитель Третьякова Т.Н.

Проектирование урока на деятельностной основе

Проект федерального компонента Государственного стандарта общего образования, четко определяет два главных компонента образовательного стандарта:

1. «Обязательный минимум содержания основных Образовательных программ»

2. «Требования к уровню подготовки выпускников»

Требования к уровню подготовки выпускников задаются в деятельностной форме:

- знать и понимать;

- уметь (владеть способами познавательной деятельности);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Требования направлены на:

- формирование обобщенных способов учебной деятельности (общих учебных умений и навыков);

- конкретных (специальных) способов учебной деятельности по отдельным предметам;

- обобщенных способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

Проект урока - это подробно разработанный механизм, представляющий собой целостную динамическую систему. Конструкция этого механизма может быть блочной, структурной, блочно-структурной или любой другой. Но там должно быть представлено предметное содержание и логика его развертывания на уроке, организация процесса решения учебной задачи в соответствии с закономерностями развертывания коллективно распределенной учебной деятельности и при наличии содержательной мотивации, формы организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению цели урока, коммуникативный процесс.

Особенности проектирования урока и его отличиях от традиционного планирования:

- проектирование - совместная многопозиционная деятельность;

- проектирование предполагает обсуждение открытой задачи (проблемы), которая не имеет однозначного решения, планирование предполагает, что урок - это элементарно, просто, понятно: надо научить тому-то и тому-то и делается это так-то и так-то;

- проектирование должно задавать вариативность и значительный "запас содержания", покрывающий несколько конкретных уроков;

- в отличие от плана, который ставит учителю жесткие условия ограничений, проект должен расширять возможности учителя - учитель должен иметь набор признаков, по которым он понимает, что происходит на уроке и куда двигаться дальше;

- проект должен быть прогностичным - т.е. в идеале должен предвидеть все возможные сценарии событий;

- в центре проекта - деятельность учащихся, в центре плана - деятельность учителя.

Учитель должен уметь:

- ставить конкретные предметные и педагогические цели, адекватные деятельностному содержанию обучения;

- проектировать урок, исходя из операционального анализа поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности в классе и прогнозируя вариативность детских действий;

- организовывать совместную деятельность учащихся и управлять этой деятельности с учетом поставленных целей.

При проектировании можно придерживаться следующих последовательных этапов:

I этап. Роль урока в структуре изучения темы.

II этап. Постановка целей.

III этап. Планирование результатов обучения.

IV этап. Выбор метода обучения.

V этап. Отбор подходящей организационной формы урока.

VI этап. Определение формы организации познавательной деятельности.

VII этап. Отбор средств обучения.

VIII этап. Разработка структуры урока.

IX этап. Содержательное наполнение урока.


Наши рекомендации