История информационной культуры насчитывает тысячелетия

Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры . Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документ о графического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Критерии информационной культуры человек1)умение адекватно формулировать свою потребность в информации;2)эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;3)перерабатывать информацию и создавать качественно новую;4)вести индивидуальные информационно-поисковые системы;5)адекватно отбирать и оценивать информацию;6)способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями

Уровни реализации информационной культуры 1. когнитивный уровень - знания и умения;
2. эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения;
3. поведенческий - реальное и потенциальное поведение.
Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (таблица1

Информационная культура личности
Когнитивный уровень (знания, умения) Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения) Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение)
1. Интернет-грамотность 2. Навыки обращения с информацией:
  • умение организовать поиск необходимой информации;
  • умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;
  • умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.
1. Содержание информационных потребностей и интересов. 2. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания. 3. Предпочтительность каналов получения необходимой информации. 4. Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности. 5. Отношение к девиантному поведению в Интернет. 1. Способы поиска и каналы получения необходимой информации. 2. Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика. 3. Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности. 4. Способы распространения новой информации. 5. Степень включенности в Интернет-сообщество. 6. Формы деятельности в Интернет.

БИЛЕТ №8

1)Информационный кризис

История информационной культуры насчитывает тысячелетия - student2.ru Информационный кризис. В процессе общественного развития устойчиво сокращается время, необходимое для удвоения объема знаний. Это проблемное явление называется «информационным кризисом». Развитие персональной информатики способствует преодолению этого кризиса, однако, принципиальное его разрешение возможно лишь после массового распространения компьютеров интеллектуального типа, имеющих так называемый дружественный интерфейс.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КРИЗИС

- несоответствие между быстро растущими из поколения в поколение умственными способностями людей и еще более быстро растущим потоком информации. В результате этого несоответствия возникает противоречие, суть которого заключается в том, что современный человек не в состоянии в полном объеме воспринимать, перерабатывать поступающую к нему информацию.

Информационный кризис - явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время. -информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации. -возникает большое количество избыточной информации (так называемый "информационный шум"), который затрудняет восприятие полезной для потребителя информации. - возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности)

Информационный кризис — значительное превышение нормальной «активности» медиа-поля. Практически всегда можно определить по результатам ретроспективного мониторинга (год — два) состояние «нормы», а также «графические» формы информационных кризисов. Основные виды информационных кризисов Достаточно условно можно выделить два основных типа информационного кризиса — «событийный» и «глобальный» «Событийный» кризис — конфликтная ситуация. Наиболее очевидные примеры — авария, стихийное бедствие, массовая акция протеста, отставка или назначение руководителя. Графически такой тип кризиса характеризуется быстрым угасанием — резкий пик и не менее резкий (обычно — не более одной недели) спад. Спад информационной активности является не следствием рационального использования механизмов кризисного управления, но нормальным, органически присущим медиа-среде свойством. «Глобальный» кризис — длительный конфликт, опирающийся на присущие системе (структуре) свойства. Примеры — борьба за крупную собственность, политические конфликты, решение «ресурсоемких» экономических проблем (взаимоотношения между ветвями власти, субъектами федерации и т.д.); естественно, что наиболее значимым для корпоративного управления является глобальный кризис, порожденный проблемами с переделом собственности и борьбой за рынки.

Графически «глобальный» кризис можно увидеть двумя путями. Либо как «второй» пик, следующий за «событийным» кризисом (средний лаг по времени — 5–10 дней), либо в случае, если сразу вводятся «весовые» коэффициенты, т.е. учитывается не только общее число сообщений, а и их значимость — хронометраж, порядковый номер «новости» (в случае ТВ и радио), объем и местонахождение публикации, авторитетность издания (в случае печатных СМИ).

Некоторые аспекты основных видов информационных кризисовНаиболее «изученными» являются «событийные» кризисы. В большинстве случаев событийный кризис может быть разрешен на основе «правил „тайленола“: признать ответственность, назначить „главного“, отозвать „продукцию“; естественно, что с учетом конкретной ситуации использование „правил“ может быть скорректировано.

Главная опасность „событийного“ кризиса — большой риск перехода его в кризис „глобальный“. Для предотвращения этой ситуации необходимо, очевидно, оперативное реагирование. „Событийные“ кризисы очень сложно предвидеть по времени, однако достаточно просто предвидеть их содержание, которое в значительной мере зависит от сути и содержания деятельности фирмы (корпорации, завода, банка и т.д.). Наиболее рациональным в данном случае является создание программы кризисного реагирования и „кризисного медиа-пакета“ заранее.

БИЛЕТ №9

1) Единицы измерения информации служат для измерения объёма информации — величины, исчисляемой логарифмически.[1] Это означает, что когда несколько объектов рассматриваются как один, количество возможных состояний перемножается, а количество информации — складывается. Не важно, идёт речь о случайных величинах в математике, регистрах цифровой памяти в технике или в квантовых системах в физике.

Чаще всего измерение информации касается объёма компьютерной памяти и объёма данных, передаваемых по цифровым каналам связи.

Первичные единицы

Объём информации можно представлять как логарифм[2] количества возможных состояний.

Наименьшее целое число, логарифм которого положителен — это 2. Соответствующая ему единица —бит — является основой исчисления информации в цифровой технике.

Такая единица как нат (nat), соответствующая натуральному логарифму применяется в инженерных и научных расчётах. В вычислительной технике она практически не применяется, так как основание натуральных логарифмов не является целым числом.

.Единицы, производные от бита

Целые количества бит отвечают количеству состояний, равному степеням двойки.

Особое название имеет 4 бита — ниббл (полубайт, тетрада, четыре двоичных разряда), которые вмещают в себя количество информации, содержащейся в одной шестнадцатеричной цифре.

Следующей по порядку популярной единицей информации является 8 бит, или байт (о терминологических тонкостях написано ниже). Именно к байту (а не к биту) непосредственно приводятся все большие объёмы информации, исчисляемые в компьютерных технологиях.

Такие величины как машинное слово и т. п., составляющие несколько байт, в качествеединиц измерения почти никогда не используются.

Для измерения больших количеств байтов служат единицы «килобайт» = [1024] байт и «Кбайт»[3] (кибибайт, kibibyte) = 1024 байт (о путанице десятичных и двоичных единиц и терминов см. ниже). Такой порядок величин имеют, например:

1)Сектор диска обычно равен 512 байтам то есть половине килобайта, хотя для некоторых устройств может быть равен одному или двум кибибайт.2)Классический размер «блока» в файловых системах UNIX равен одному Кбайт (1024 байт).3)Страница памяти» в процессорах x86 (начиная с модели Intel 80386) имеет размер 4096 байт, то есть 4 Кбайт.

Объём информации, получаемой при считывании дискеты «3,5″ высокой плотности» равен 1440 Кбайт (ровно); другие форматы также исчисляются целым числом Кбайт.

Единицы «мегабайт» = 1024 килобайт = [1 048 576] байт и «мебибайт»[3] (mebibyte) = 1024 Кбайт = 1 048 576 байт применяются для измерения объёмов носителей информации.

Объём адресного пространства процессора Intel 8086 был равен 1 Мбайт.

Оперативную память и ёмкость CD-ROM меряют двоичными единицами (мебибайтами, хотя их так обычно не называют), но для объёма НЖМД десятичные мегабайты были более популярны.

Современные жёсткие диски имеют объёмы, выражаемые в этих единицах минимум шестизначными числами, поэтому для них применяются гигабайты.

Единицы «гигабайт» = 1024 мегабайт = [1048576] килобайт = [1073741824] байт и «Гбайт»[3] (гибибайт, gibibyte) = 1024 Мбайт = 230 байт измеряют объём больших носителей информации, например жёстких дисков. Разница между двоичной и десятичной единицами уже превышает 7 %.

Размер 32-битного адресного пространства равен 4 Гбайт ≈ 4,295 Мбайт. Такой же порядок имеют размер DVD-ROM и современных носителей на флеш-памяти. Размеры жёстких дисков уже достигают сотен и тысяч гигабайт.

Для исчисления ещё больших объёмов информации имеются единицы терабайт и тебибайт (1012 и 240 байт соответственно), петабайт и пебибайт (1015 и 250 байт соответственно) и т. Д

БИЛЕТ №10

1) Система счисления — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков.

Система счисления:

§ даёт представления множества чисел (целых и/или вещественных);

§ даёт каждому числу уникальное представление (или, по крайней мере, стандартное представление);

§ отражает алгебраическую и арифметическую структуру чисел.

Системы счисления подразделяются на позиционные, непозиционные и смешанные.

Наши рекомендации