Структура пояснительной записки научно-исследовательской работы
Абакан, 2012
Содержание
1. Структура пояснительной записки научно-исследовательской работы.... 3
2. Оформление основного текста научно-исследовательской работы........... 6
2.1. Правила записи порядковых числительных.......................................... 7
2.2. Правила записи количественных числительных................................... 7
2.3. Правила записи сокращенных слов........................................................ 7
2.4. Правила записи цитат............................................................................... 8
2.5. Правила записи ссылок............................................................................ 9
2.6. Правила записи перечислений................................................................ 9
2.7. Правила представления формул.............................................................. 10
2.8. Представление отдельных видов иллюстративного материала........... 12
Структура пояснительной записки научно-исследовательской работы
Текстовый материал выпускных и курсовых работ оформляется в виде пояснительной записки.
В пояснительной записке к научно-исследовательской работе обычно выделяют следующие структурные элементы:
1) реферат и ключевые слова;
2) содержание;
3) введение;
4) основное содержание;
5) выводы;
6) заключение;
7) библиографический список;
8) глоссарий и список аббревиатур;
9) приложения.
Реферат представляет собой краткое описание основного содержания пояснительной записки научно-исследовательской работы, в объеме не более 300 символов.
РЕФЕРАТ
В данной работе изложены теоретические основы построения тестового контроля знаний, предложен автоматизированный вариант системы дистанционного компьютерного тестирования на основе технологии клиент-сервер, изложены экономико-правовые вопросы использования разработанного программного обеспечения.
Ключевые слова выбираются из текста работы для обеспечения возможности ее нахождения поисковыми серверами сети Internet.
Пример ключевых слов:
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Программа
Отдел кадров
Автоматизированное рабочее место
База данных
Хакасский государственный университет
ХГУ
SQL
Internet
Реферат и ключевые слова следует размещать вместе на отдельном листе (после титульного листа и задания научно-исследовательской работы).
ВВЕДЕНИЕ
Введение начинается с постановки проблемы. При этом автор работы должен ответить на вопрос: «Что необходимо изучить из того, что ранее не было изучено?». Далее во введении автор описывает следующее:
Актуальность темы научно-исследовательской работы (необходимость и своевременность проведения исследований), приводятся известные способы решения задач и их недостатки.
Цели и задачи исследования с указанием конкретных целей исследования и перечислением задач. Формулирование целей заключает в себе ответ на вопрос «Что нужно сделать?», а формулирование задач отвечает на вопрос «Как нужно действовать, чтобы достичь цели?». Задачи обычно даются в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу…, разработать…, представить… и т. п.).
Объект исследования и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, например, «Оценка профессиональной подготовки студента-выпускника», «Информационные потоки в Хакасском государственном университете». В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы, которая выносится на титульный лист как ее заглавие, например: «Моделирование рейтинговой системы оценки знаний студентов», «Создание модели клиент-серверного приложения для автоматизации документооборота в Хакасском государственном университете», «Разработка интерфейса html-доступа к SQL-серверу на платформе ОС UNIX», «Создание программного пакета лексического анализатора (ЛА) для Windows».
Методы исследования. Метод – совокупность действий, предпринимаемых для достижения поставленной цели. Например:
Исследования, проведенные в работе, базируются на современных методах решения проблемы организации контроля обучения, методах построения информационно–логической модели данных, принципах объектно–ориентированного программирования, архитектуры клиент–сервер, отвечающей предъявляемым требованиям.
Гипотезу исследования. Гипотеза – это теоретическое предположение, на основе ряда факторов о существовании причины явления или связи между явлениями, истинность которого необходимо проверить. То, что не требует доказательства – не гипотеза.
Новизну работы, которая может заключаться в следующем:
¨ новом объекте исследования;
¨ использовании новых подходов, методик, методов исследования;
¨ решении вопросов, отражающих специфику и особенности региона;
¨ получении нового знания, являющегося результатом обобщения и критического анализа источников литературы.
Можно выделить теоретическую новизну (концепция, гипотеза, закономерность и т.д.) и практическую (правило, предложение, рекомендации, средство, требование, методическая система и т. д.).
Практическую значимость – возможность практического применения результатов исследования с указанием конкретных областей применения.
Структура и объем работы с кратким изложением сути каждого раздела, а также перечислением того, что находится в заключении и приложениях.
Введение излагается на 6-8 страницах. Отмечается роль других лиц в данном исследовании. Поскольку «Введение» должно давать общую характеристику работы, его можно окончательно оформлять не на начальном, а на заключительном этапе работы.
ВОТ ПРИМЕР ВЫВОДОВ ПО ОДНОЙ ИЗ ГЛАВ
Выводы
1. Исследована предметная область. Исследование деятельности бизнес-областей в форме: подсистемы (основных направлений) - > процессы - > действия, позволяет в полной мере проанализировать деятельность данного подразделения для дальнейшего информационного моделирования.
2. Разработана архитектура АСУ. Использование трехуровневой архитектуры построения АСУ (инфологический, даталогический, физические уровни) позволяет обеспечить независимость хранимых данных от использующих их программ.
3. Разработаны принципы построения базы данных ПЭУ. Использование реляционного подхода к построению инфологической модели позволяет выявить и устранить дублирование информационных объектов для дальнейшего проектирования базы данных ПЭУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение – это форма подведения итогов работы. Заключение, также как и выводы, строится в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией.
В «Заключении» можно кратко резюмировать сделанное:
¨ отразить суть и ценность проведенной работы;
¨ отметить преимущества предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения;
¨ дать конкретные предложения и рекомендации для практического внедрения результатов исследования;
¨ дать рекомендации по перспективе дальнейших исследований в этой области;
¨ отметить нерешенные задачи.
Каждый пункт заключения может отражать суть проделанной работы, описанной в соответствующем разделе пояснительной записки.
ГЛОССАРИЙ
Автоматизированный банк данных – совокупность информационных, программных, технических и организационных средств, обеспечивающих хранение больших массивов взаимосвязанных данных, их накопление, обработку и выдачу.
Аналоговая модель – модель, свойства которой определяются законами, аналогичными законам изучаемой системы.
Верификация модели – проверка ее истинности, адекватности.
Гипертекст – форма организации семантической информации, разделенной на фрагменты, для каждого из которых перечислены переходы к родственным фрагментам с указанием типа взаимосвязи.
Гипертекстовая информационная технология – технология обработки семантической информации, основанная на использовании гипертекстов.
СПИСОК АББРЕВИАТУР
АСУ– автоматизированная система управления
АРМ – автоматизированное рабочее место
ИПС– информационно-поисковая система
CASE –Computer Aided Software Engineering
FTP –File Transfer Protocol
HTML –Hyper Text Markeep Language
Оформление текста научно-исследовательской работы
Текст научно-исследовательской работы должен быть написан логически последовательно, грамотным литературным языком. Предложения должны четко, просто, кратко и доступно выражать содержание. Не следует употреблять как пространных и сложно построенных предложений, так и коротких, слабосвязанных между собой фраз, допускающих двойное толкование. Недопустимы канцелярские, шаблонные и трафаретные обороты речи. Не рекомендуется употребление выражений-штампов, например: «на данный момент», «на все сто процентов», «во главу угла» и т.п. и т.д. Следует избегать неоднократного повторения слов и словосочетаний.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица как единственного числа, например «я считаю», «по моему мнению» и т.п., так и множественного, например: «мы получаем», «мы имеем» и т.п. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». В некоторых случаях можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению».
Однако предпочтительней писать «по мнению автора работы» или употреблять безличные формы, например: «На основании проведенного анализа …», «Проведенные исследования подтвердили».
Предложения, связанные одной мыслью, выделяются в отдельный абзац.
Необходимыми элементами работы выступают грамотность работы, литературный слог, аккуратность выполнения, хорошее внешнее оформление и умелое иллюстрирование излагаемого материала.
Все страницы работы, включая страницы с таблицами и рисунками, нумеруются последовательно арабскими цифрами, расположенными вверху над серединой текста.
Изложение каждого раздела и подраздела в тексте работы должно начинаться с его названия. Названия разделов и подразделов оформляются с красной строки. С красной строки располагаются также «ВВЕДЕНИЕ», «Выводы», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК».
Каждый раздел необходимо начинать с новой страницы, подразделы располагать друг за другом вплотную. Нумеровать разделы и подразделы следует нумерованным многоуровневым списком. Номер ставится непосредственно перед названием раздела или подраздела (в этой же строке). После номера ставится точка. После самого названия точка не ставится. Введение, выводы, заключение, приложения, библиографический список, глоссарий в нумерацию не включаются.
Структура разделов и подразделов должна хорошо просматриваться, поэтому оформлять текст работы необходимо по единому шаблону, с использованием шрифтов: заголовки разделов оформляются прописными буквами полужирным шрифтом, заголовки подразделов оформляются как предложение с большой буквы полужирным шрифтом, слова и словосочетания, на которых акцентируется внимание – курсивом. Примеры чего-либо или небольшие выдержки, например, из листинга программы также выделяются курсивом.
Научная работа оформляется печатным текстом в двух экземплярах. Текст рекомендуется готовить в редакторе MS Word, шрифтом Times New Roman Cyr 14 размера через полуторный интервал. Отступ красной строки – 1,25 см.
Печатается текст на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х295 мм). Страницы должны иметь поля: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм, правое – 15 мм.
Правила записи цитат
Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором. Общие требования к цитированию следующие:
1. Текст цитаты заключается в кавычки. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый».
2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.
3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.
4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.
5. Если автор работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Инициалы автора работы ставятся также и после пояснения, введенного в текст цитаты, если без него взятая вне контекста цитата непонятна. Например, «Она (рекомендательная библиография. — Ф.К.) в противоположность другим основным видам библиографии отличается ярко выраженным педагогическим характером».
При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.
Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного — когда эта цитата представляет собой часть предложения автора научно-исследовательской работы.
Цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после точки, например: Еще Г.В. Плеханов в свое время отмечал: «Всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми».
Цитата начинается со строчной буквы, если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), например: С.И. Вавилов требовал «...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».
Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например: М. Горький писал, что «в простоте слова - самая великая мудрость: пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
Правила записи ссылок
Ссылки в тексте на номер рисунка, страницы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис. З.1., с.34 . Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например «из графика видно, что...», «рисунок показывает, что...» и т.д.
Ссылки на формулы указывают порядковым номером формулы в скобках, например, «...в формуле (2.1)».
На все таблицы в тексте должны быть ссылки, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно, если таблица с номером, например: «... в табл. 1.2».
В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово «смотри», например: «см. табл. 1.3».
Ссылку в тексте работы на использованный источник заключают в квадратные скобки [6] и помещают после фразы, в которой содержится ссылка на данный источник.
Например:
Данное понятие раскрывается в типовом положении по охране программного обеспечения ЭВМ, разработанного консультативной группой всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в 1977 году [21].
Е. Коддом [8] выделены три нормальные формы отношений и предложен механизм, позволяющий любое отношение преобразовать к третьей нормальной форме.
Нумерация ссылок выводится с увеличением на один по всему документу, начиная с первой главы (во введении ссылки не ставятся).
Соответственно, под первым источником в списке литературы может стоять любая фамилия автора, название сайта и т.д. (без алфавитного порядка использованных источников литературы).
Правила записи перечислений
В научных текстах встречается много перечислений (перечней), состоящих как из законченных, так и незаконченных фраз.
Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающей скобкой. Существует два варианта оформления таких фраз.
Первый вариант: перечисления состоят из отдельных слов (или небольших фраз без знаков препинания внутри), которые пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой.
Например: Модем объединяет в себе два устройства: 1) модулятор и 2) демодулятор.
Второй вариант: перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания. Здесь части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой.
Например: Во всех системах управления базами данных имеются несколько стандартных режимов работы:
а) просмотр базы данных;
б) внесение изменений (редактирование);
в) добавление (ввод) информации в базу.
В том случае, когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга точкой.
Например:
При заражении компьютера вирусом (или при подозрении на это) важно соблюдать четыре правила:
1. Прежде всего, не надо торопиться и принимать опрометчивых решений. Непродуманные действия могут привести не только к потере части файлов, но и к повторному заражению компьютера.
2. Надо немедленно выключить компьютер, чтобы вирус не продолжал своих разрушительных действий.
3. Все действия по обнаружению вида заражения и лечению компьютера следует выполнять при загрузке компьютера с защищенной от записи дискеты с ОС.
4. Если вы не обладаете достаточными знаниями и опытом для лечения компьютера, обратитесь к помощи более опытных коллег.
Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению.
Приведем примеры правильного и неправильного оформления перечисления:
Правильно:
По виду среды обитания вирусы могут быть:
1. файловыми (заражающими программные файлы);
2. загрузочными (заражающими загрузочную область диска);
3. файлово-загрузочными (заражающими как программные файлы, так и загрузочные записи дисков).
Неправильно:
По виду среды обитания вирусы могут быть:
1. файловые (заражающие программные файлы);
2. загрузочные (заражающие загрузочную область диска);
3. файлово-загрузочные (заражающие как программные файлы, так и загрузочные записи дисков).
Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах (на, из, от, то, что, как и т.п.).
Правильно:
По способу выполнения вирусы бывают следующих видов:
1. нерезидентные вирусы, 2. резидентные вирусы.
Неправильно:
По способу выполнения вирусы делятся на:
1. нерезидентные вирусы, 2. резидентные вирусы.
Рис. 1.2. Структура ПЭУ в виде совокупности подсистем
Нумерация материала сквозная внутри главы. Оформляется полужирным начертанием.
Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:
1) наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис. «;
2) порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами (нумерация ведется в пределах раздела);
3) тематический заголовок иллюстрации, например: Рис. 3.6. Схема потока данных, где 3 – номер раздела, 6 – номер рисунка в разделе;
4) экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом.
Пример:
Рис .4.5. Схема расположения элементов кассеты:
1 - разматыватель пленки;
2 - стальные ролики;
3 - приводной валик;
4 - опорные стояки.
Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.
Материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц. Помещать в работу следует только те таблицы, которые трудно передать обычным текстом (результаты экспериментальных наблюдений, подробные справочные сведения и т.п.).
Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Сначала с красной строки пишется название таблицы полужирным начертанием, над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием порядкового номера раздела и таблицы в разделе (например, «Таблица 4.2», где 4 - номер раздела, 2 – номер таблицы в разделе) без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишется. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.
При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 4.2». Если головка громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Основные заголовки в самой таблице пишут с прописной буквы. Подчиненные заголовки пишутся двояко: со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы – если такой связи нет. После заголовков боковика знаки препинания не ставят.
Неоднородные данные таблицы помещаются каждое с красной строки.
Не допускается помещать в текст без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати.
Например:
Элементы блок-схем
Таблица 5.1
Название блока | Обозначение (ГОСТ 19.003-80) | Выполняемая функция | |
Процесс | Вычислительное действие или последовательность действий | ||
Решение | Проверка условия и выбор направления хода вычислительного процесса | ||
Модификация | Начало цикла | ||
Предопределённый процесс | Использование ранее созданных и отдельно описанных алгоритмов | ||
Абакан, 2012
Содержание
1. Структура пояснительной записки научно-исследовательской работы.... 3
2. Оформление основного текста научно-исследовательской работы........... 6
2.1. Правила записи порядковых числительных.......................................... 7
2.2. Правила записи количественных числительных................................... 7
2.3. Правила записи сокращенных слов........................................................ 7
2.4. Правила записи цитат............................................................................... 8
2.5. Правила записи ссылок............................................................................ 9
2.6. Правила записи перечислений................................................................ 9
2.7. Правила представления формул.............................................................. 10
2.8. Представление отдельных видов иллюстративного материала........... 12
Структура пояснительной записки научно-исследовательской работы
Текстовый материал выпускных и курсовых работ оформляется в виде пояснительной записки.
В пояснительной записке к научно-исследовательской работе обычно выделяют следующие структурные элементы:
1) реферат и ключевые слова;
2) содержание;
3) введение;
4) основное содержание;
5) выводы;
6) заключение;
7) библиографический список;
8) глоссарий и список аббревиатур;
9) приложения.
Реферат представляет собой краткое описание основного содержания пояснительной записки научно-исследовательской работы, в объеме не более 300 символов.
РЕФЕРАТ
В данной работе изложены теоретические основы построения тестового контроля знаний, предложен автоматизированный вариант системы дистанционного компьютерного тестирования на основе технологии клиент-сервер, изложены экономико-правовые вопросы использования разработанного программного обеспечения.
Ключевые слова выбираются из текста работы для обеспечения возможности ее нахождения поисковыми серверами сети Internet.
Пример ключевых слов:
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Программа
Отдел кадров
Автоматизированное рабочее место
База данных
Хакасский государственный университет
ХГУ
SQL
Internet
Реферат и ключевые слова следует размещать вместе на отдельном листе (после титульного листа и задания научно-исследовательской работы).
ВВЕДЕНИЕ
Введение начинается с постановки проблемы. При этом автор работы должен ответить на вопрос: «Что необходимо изучить из того, что ранее не было изучено?». Далее во введении автор описывает следующее:
Актуальность темы научно-исследовательской работы (необходимость и своевременность проведения исследований), приводятся известные способы решения задач и их недостатки.
Цели и задачи исследования с указанием конкретных целей исследования и перечислением задач. Формулирование целей заключает в себе ответ на вопрос «Что нужно сделать?», а формулирование задач отвечает на вопрос «Как нужно действовать, чтобы достичь цели?». Задачи обычно даются в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу…, разработать…, представить… и т. п.).
Объект исследования и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, например, «Оценка профессиональной подготовки студента-выпускника», «Информационные потоки в Хакасском государственном университете». В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы, которая выносится на титульный лист как ее заглавие, например: «Моделирование рейтинговой системы оценки знаний студентов», «Создание модели клиент-серверного приложения для автоматизации документооборота в Хакасском государственном университете», «Разработка интерфейса html-доступа к SQL-серверу на платформе ОС UNIX», «Создание программного пакета лексического анализатора (ЛА) для Windows».
Методы исследования. Метод – совокупность действий, предпринимаемых для достижения поставленной цели. Например:
Исследования, проведенные в работе, базируются на современных методах решения проблемы организации контроля обучения, методах построения информационно–логической модели данных, принципах объектно–ориентированного программирования, архитектуры клиент–сервер, отвечающей предъявляемым требованиям.
Гипотезу исследования. Гипотеза – это теоретическое предположение, на основе ряда факторов о существовании причины явления или связи между явлениями, истинность которого необходимо проверить. То, что не требует доказательства – не гипотеза.
Новизну работы, которая может заключаться в следующем:
¨ новом объекте исследования;
¨ использовании новых подходов, методик, методов исследования;
¨ решении вопросов, отражающих специфику и особенности региона;
¨ получении нового знания, являющегося результатом обобщения и критического анализа источников литературы.
Можно выделить теоретическую новизну (концепция, гипотеза, закономерность и т.д.) и практическую (правило, предложение, рекомендации, средство, требование, методическая система и т. д.).
Практическую значимость – возможность практического применения результатов исследования с указанием конкретных областей применения.
Структура и объем работы с кратким изложением сути каждого раздела, а также перечислением того, что находится в заключении и приложениях.
Введение излагается на 6-8 страницах. Отмечается роль других лиц в данном исследовании. Поскольку «Введение» должно давать общую характеристику работы, его можно окончательно оформлять не на начальном, а на заключительном этапе работы.
ВОТ ПРИМЕР ВЫВОДОВ ПО ОДНОЙ ИЗ ГЛАВ
Выводы
1. Исследована предметная область. Исследование деятельности бизнес-областей в форме: подсистемы (основных направлений) - > процессы - > действия, позволяет в полной мере проанализировать деятельность данного подразделения для дальнейшего информационного моделирования.
2. Разработана архитектура АСУ. Использование трехуровневой архитектуры построения АСУ (инфологический, даталогический, физические уровни) позволяет обеспечить независимость хранимых данных от использующих их программ.
3. Разработаны принципы построения базы данных ПЭУ. Использование реляционного подхода к построению инфологической модели позволяет выявить и устранить дублирование информационных объектов для дальнейшего проектирования базы данных ПЭУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение – это форма подведения итогов работы. Заключение, также как и выводы, строится в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией.
В «Заключении» можно кратко резюмировать сделанное:
¨ отразить суть и ценность проведенной работы;
¨ отметить преимущества предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения;
¨ дать конкретные предложения и рекомендации для практического внедрения результатов исследования;
¨ дать рекомендации по перспективе дальнейших исследований в этой области;
¨ отметить нерешенные задачи.
Каждый пункт заключения может отражать суть проделанной работы, описанной в соответствующем разделе пояснительной записки.
ГЛОССАРИЙ
Автоматизированный банк данных – совокупность информационных, программных, технических и организационных средств, обеспечивающих хранение больших массивов взаимосвязанных данных, их накопление, обработку и выдачу.
Аналоговая модель – модель, свойства которой определяются законами, аналогичными законам изучаемой системы.
Верификация модели – проверка ее истинности, адекватности.
Гипертекст – форма организации семантической информации, разделенной на фрагменты, для каждого из которых перечислены переходы к родственным фрагментам с указанием типа взаимосвязи.
Гипертекстовая информационная технология – технология обработки семантической информации, основанная на использовании гипертекстов.
СПИСОК АББРЕВИАТУР
АСУ– автоматизированная система управления
АРМ – автоматизированное рабочее место
ИПС– информационно-поисковая система
CASE –Computer Aided Software Engineering
FTP –File Transfer Protocol
HTML –Hyper Text Markeep Language
Оформление текста научно-исследовательской работы
Текст научно-исследовательской работы должен быть написан логически последовательно, грамотным литературным языком. Предложения должны четко, просто, кратко и доступно выражать содержание. Не следует употреблять как пространных и сложно построенных предложений, так и коротких, слабосвязанных между собой фраз, допускающих двойное толкование. Недопустимы канцелярские, шаблонные и трафаретные обороты речи. Не рекомендуется употребление выражений-штампов, например: «на данный момент», «на все сто процентов», «во главу угла» и т.п. и т.д. Следует избегать неоднократного повторения слов и словосочетаний.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица как единственного числа, например «я считаю», «по моему мнению» и т.п., так и множественного, например: «мы получаем», «мы имеем» и т.п. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». В некоторых случаях можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению».
Однако предпочтительней писать «по мнению автора работы» или употреблять безличные формы, например: «На основании проведенного анализа …», «Проведенные исследования подтвердили».
Предложения, связанные одной мыслью, выделяются в отдельный абзац.
Необходимыми элементами работы выступают грамотность работы, литературный слог, аккуратность выполнения, хорошее внешнее оформление и умелое иллюстрирование излагаемого материала.
Все страницы работы, включая страницы с таблицами и рисунками, нумеруются последовательно арабскими цифрами, расположенными вверху над серединой текста.
Изложение каждого раздела и подраздела в тексте работы должно начинаться с его названия. Названия разделов и подразделов оформляются с красной строки. С красной строки располагаются также «ВВЕДЕНИЕ», «Выводы», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК».
Каждый раздел необходимо начинать с новой страницы, подразделы располагать друг за другом вплотную. Нумеровать разделы и подразделы следует нумерованным многоуровневым списком. Номер ставится непосредственно перед названием раздела или подраздела (в этой же строке). После номера ставится точка. После самого названия точка не ставится. Введение, выводы, заключение, приложения, библиографический список, глоссарий в нумерацию не включаются.
Структура разделов и подразделов должна хорошо просматриваться, поэтому оформлять текст работы необходимо по единому шаблону, с использованием шрифтов: заголовки разделов оформляются прописными буквами полужирным шрифтом, заголовки подразделов оформляются как предложение с большой буквы полужирным шрифтом, слова и словосочетания, на которых акцентируется внимание – курсивом. Примеры чего-либо или небольшие выдержки, например, из листинга программы также выделяются курсивом.
Научная работа оформляется печатным текстом в двух экземплярах. Текст рекомендуется готовить в редакторе MS Word, шрифтом Times New Roman Cyr 14 размера через полуторный интервал. Отступ красной строки – 1,25 см.
Печатается текст на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х295 мм). Страницы должны иметь поля: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм, правое – 15 мм.