Критерии приоритетности функциональных стратегий
Критерий приоритетности различных альтернативных действий можно определить как некую количественную модель, обладающую определенным преимуществом и обеспечивающую лучшие условия достижения поставленной цели.
Учитывая целевую содержательность критериев приоритетности, их определение основывается на структуризации совокупности стратегических целей вуза и анализе их соотношения. Критерий приоритетности функциональных политик в части их содержания определяется путем их взвешенной оценки, исходя из целей, которые определили их разработку и состав.
Критерий приоритетности в части реализации политик определяется в результате анализа показателей достижения целей, определяющих функциональные стратегии. Декомпозиция целей до показателей их достижения может осуществляться разработчиками стратегии с использованием концепции Сбалансированной системы показателей (ССП), адаптированной для стратегического управления региональным (муниципальным развитием). Каждой цели ставится в соответствие один или несколько показателей, которые отражают достижение цели. Показатели характеризуются целевым значением, соответствующей стратегической целью, сложностью измерений, единицей измерения. В каждой отдельной ситуации количество характеристик и их значение может меняться.
Таким образом, процесс детализации стратегии как начального этапа ее реализации можно представить в виде геометрической совокупности двух плоскостей: плоскости «реализации» и, назовем ее условно, плоскость «контроля реализации».
В зависимости от сформулированной стратегии и выделенных главных стратегических целей формируются функциональные стратегии, количество которых определяется исходя из этих целей. Таким образом, при таком подходе количество функциональных стратегий сбалансировано с количеством и направленностью стратегических целей, количество программ, проектов и мероприятий с показателями сбалансированной системы.
Детализация стратегии до программ, проектов, мероприятий осуществляется на основе результатов SWOT-анализа, построения «матрицы решений» и т.д.
Таким образом, последовательность действий по определению критериев приоритетности функциональных политик в части их содержания и реализации можно выстроить в некий алгоритм, состоящий из нескольких этапов:
1) Декомпозиция целей;
В результате стратегические цели как предпосылки формирования функциональных стратегий определяют непосредственно цели этих стратегий, в зависимости от которых они наполняются содержанием в виде программ и проектов, состоящих из мероприятий. Задачей данного этапа является непосредственно сама формулировка целей всех уровней и как следствие ориентация функциональных стратегий развития вуза.
2) Экспертная оценка весов каждой функциональной политики в разрезе соответствующих стратегических целей;
Присвоение весов осуществляется группой экспертов на основе значимости функциональной стратегии для достижения соответствующей стратегической цели.
3) Экспертная оценка рангов функциональных политик;
4) Определение взвешенного показателя каждой функциональной политики в рамках отдельной стратегической цели;
5) Определение совокупного взвешенного показателя каждой функциональной политики;
6) Построение матрицы оценки функциональных политик;
7) Сравнение политик по количественным измерителям, которые выражаются в совокупном ранге политики с учетом всех стратегических целей.