Некоторые особенности Pascal

1. Приспособлен для обучения программированию.

2. Основан на ряде фундаментальных понятий структурного программирования.

3. Большой набор поддерживаемых структурных типов данных.

4. Распространенность языка обеспечила ему большую базу различных программных систем.

5. Надежность программ, обеспечивающаяся избыточностью информации в исходном коде.

6. Послужил основой для разработки других языков программирования (Delphi).

Delphi

Delphi – этосреда программирования, в основе которой лежит язык Object Pascal, являющийся наследником языка Pascal. И в отличие от последнего Object Pascal является объектно-ориентированным языком программирования.

Visual Basic

Visual Basic – разработка компании Microsoft, включающая язык программирования и среду разработки. Язык основан на диалекте Basic’а, однако включает поддержку ООП. Visual Basic хорош как средство быстрой разработки прототипов больших программ или небольших пользовательских приложений.

JavaScript

На JavaScript пишутся сценарии для поведения браузера, которые встраиваются в html-страницы. Синтаксис JavaScript почти идентичен синтаксису языка Си.

34. Основы структурного программирования.

Структурное программирование основано на модульной структуре построения программного продукта и применении типовых структур алгоритмов модулей. Модуль - это логически взаимосвязанная совокупность функциональных элементов, оформленных в виде отдельной программы. Каждый модуль должен обладать следующими свойствами:

• один вход и один выход;

• функциональная завершенность;

• логическая независимость;

• слабая прямая информационная связь с другими модулями одного и того же уровня.

Структурное программирование во многом соответствует принципам нисходящего проектирования. Сначала определяется состав функций, их распределение по уровням и подчиненность. Затем определяется набор программных модулей, реализующих эти функции. Однотипные функции реализуются одними и теми же модулями. Старшие модули управляют нижестоящими модулями и обеспечивают их информационную связь.

35. Модульный принцип программирования; подпрограммы.

Модульный принцип программирования допускает включения в программу локальных процедур. Как указано выше, аппарат блоков и процедур находит ограниченное применение в программах специализированных ЭВМ, процедуры, объем которых такого же порядка, что и программа, оформляются как внешние процедуры и лишь при небольшом объеме включаются в программу в качестве локальных процедур или блоков.

Модульный принцип программирования является развитием принципа программирования, основанного на применении библиотеки подпрограмм.

Обеспечениемодульного принципа программирования, реализованного практически во всех языках высокого уровня, достигается в микро - ЭВМ серии iAPX 86 / 88 благодаря сегментированной структуре памяти, методу адресации типа база - смещение, наличию спец.

В операционной системе ОС ЕС используетсямодульный принцип программирования. Модуль может объединяться и использоваться с другими модулями, передавая им управление или получая управление от них.

В операционной системе ОС ЕС используетсямодульный принцип программирования. Модуль может объединяться в использоваться с другими модулями, передавая им управление или получая управление от вил.

Хорошо разработанные библиотеки стандартных подпрограмм являются ярким примером преимуществамодульного принципа программирования.

Управление работой библиотек осуществляется операционной системой с помощью управляющих операторов и директив ( см. гл. Другими важными особенностями является реализациямодульного принципа программирования с гибкими средствами установления связей между модулями и разделение функций трансляции, редактирования и выполнения программ. Последнее позволяет исключать отдельные этапы обработки программы, тем самым сокращая время на ее выполнение. Заметим, что основным методом подготовки прикладных программ к выполнению является принцип компиляции, что позволяет экономить время на их выполнение.

Важным принципом современного программирования является принцип модульности. В модульной программе отдельные ее части, предназначенные для решения каких-то частных задач, организованы в подпрограммы. В такой организации есть два больших преимущества. Во-первых, один и тот же фрагмент можно использовать многократно как в одной, так и в разных программах, не набирая его текст заново. Во-вторых, программы лучше писать небольшими частями. Такие программы легче читать, тестировать и отлаживать. У них, как правило, более четкая логическая структура.

В языке Паскаль модульность обеспечивается использованием подпрограмм-функций, подпрограмм-процедур и модулей. Более подробное знакомство с процедурами мы отложим до второго урока, а первоначальные сведения о модулях даются в конце данного урока. Сейчас мы познакомимся с правилами программирования и применением функций.

36. Принципы проектирования программ снизу – вверх и сверху – вниз.

Программирование "сверху вниз", или нисходящее программирование – это методика разработки программ, при которой разработка начинается с определения целей решения проблемы, после чего идет последовательная детализация, заканчивающаяся детальной программой. Является противоположной методике программирования «снизу вверх».

При нисходящем проектировании задача анализируется с целью определения возможности разбиения ее на ряд подзадач. Затем каждая из полученных подзадач также анализируется для возможного разбиения на подзадачи. Процесс заканчивается, когда подзадачу невозможно или нецелесообразно далее разбивать на подзадачи.

В данном случае программа конструируется иерархически - сверху вниз: от главной программы к подпрограммам самого нижнего уровня, причем на каждом уровне используются только простые последовательности инструкций, циклы и условные разветвления.

Программирование "снизу вверх", или восходящее программирование – это методика разработки программ, начинающаяся с разработки подпрограмм (процедур, функций), в то время когда проработка общей схемы не закончилась. Является противоположной методике программирования «сверху вниз».

Такая методика является менее предпочтительной по сравнению с нисходящим программированием так как часто приводит к нежелательным результатам, переделкам и увеличению времени разработки.

Достоинства структурного программирования:

1) повышается надежность программ (благодаря хорошему структурированию при проектировании, программа легко поддается тестированию и не создает проблем при отладке);

2) повышается эффективность программ (структурирование программы позволяет легко находить и корректировать ошибки, а отдельные подпрограммы можно переделывать (модифицировать) независимо от других);

3) уменьшается время и стоимость программной разработки;

4) улучшается читабельность программ.

37. Основные понятия объектно-ориентированного программирования.

Объе́ктно-ориенти́рованное, или объектное, программи́рование (в дальнейшем ООП) — парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов. В случае языков с прототипированием вместо классов используются объекты-прототипы.

Абстракция

Абстрагирование — это способ выделить набор значимых характеристик объекта, исключая из рассмотрения незначимые. Соответственно, абстракция — это набор всех таких характеристик.

Инкапсуляция

Инкапсуляция — это свойство системы, позволяющее объединить данные и методы, работающие с ними, в классе и скрыть детали реализации от пользователя.

Класс

Класс является описываемой на языке терминологии (пространства имён) исходного кода моделью ещё не существующей сущности (объекта). Фактически он описывает устройство объекта, являясь своего рода чертежом. Говорят, что объект — это экземпляр класса. При этом в некоторых исполняющих системах класс также может представляться некоторым объектом при выполнении программы посредством динамической идентификации типа данных. Обычно классы разрабатывают таким образом, чтобы их объекты соответствовали объектам предметной области.

Наследование

Наследование — это свойство системы, позволяющее описать новый класс на основе уже существующего с частично или полностью заимствующейся функциональностью. Класс, от которого производится наследование, называется базовым, родительским или суперклассом. Новый класс — потомком, наследником или производным классом.

Объект

Сущность в адресном пространстве вычислительной системы, появляющаяся при создании экземпляра класса или копирования прототипа (например, после запуска результатов компиляции и связывания исходного кода на выполнение).

Полиморфизм

Полиморфизм — это свойство системы использовать объекты с одинаковым интерфейсом без информации о типе и внутренней структуре объекта.

Прототип

Прототип — это объект-образец, по образу и подобию которого создаются другие объекты. Объекты-копии могут сохранять связь с родительским объектом, автоматически наследуя изменения в прототипе; эта особенность определяется в рамках конкретного языка.

38. Общие сведения о VBA.

Часто при работе с приложениями MS Office возникает необходимость

автоматизировать выполнение той или иной последовательности действий,

дополнить интерфейс приложения новыми окнами диалога, панелями

инструментов и, таким образом, расширить возможности работы с

документами. Для этого разработчики MS Office предоставили в распоряжение

инструмент с большими возможностями, который достаточно прост в освоении.

Этим инструментом является язык программирования Visual Basic for

Applications (VBA).

Язык программирования VBA является диалектом одного из самых

популярных и мощных универсальных языков программирования Visual Basic.

В отличие от последнего VBA предназначен для использования в качестве

дополнительного компонента различных приложений. Первоначально VBA

применялся как дополнение к программному пакету Microsoft Office и позволял

значительно расширить его возможности, упростить и ускорить работу в

приложениях, входящих в этот пакет. Но работа с ним требовала от

пользователей хорошей подготовки – знания синтаксической структуры языка

VBA и умения программировать.

Сейчас VBA является полноценной средой разработки, ограниченной

лишь возможностью создания библиотек и исполняемых файлов, и входит не

только в состав пакета Microsoft Office, но и в состав других, не менее

популярных пакетов, например 1С.

39. Объекты, методы, свойства, события VBA.

40. Проект VBA и его элементы.

В основе реализации проекта в среде VBA лежит понятие модуля. Проект

– это набор всех программных составляющих документа. В VBA вся программа

состоит из модулей. Модуль – это набор описаний и процедур на языке VBA,

собранных в одну программную единицу. Существует два основных типа

модулей:

– модули класса;

– стандартные модули;

К модулям класса относятся модули форм, которые связаны с

определённой формой. В процессе создания формы мы получаем класс, который

является наследником класса UserForm. Модули форм и отчётов обычно

содержат процедуры обработки событий, включающих вызовы процедур,

добавленных в стандартные модули.

Для создания модуля класса достаточно выполнить в редакторе Visual

Basic следующую команду Insert → Class Module (вставка → модуль).

Стандартным называется модуль, не связанный ни с одним объектом.

Обычно в стандартных модулях содержаться часто используемые процедуры

функции.

41. Встроенные диалоговые окна VBA: окно сообщения MsgBox.

В VBA существуют две возможности создания диалоговых окон, позволяющих вести интерактивный диалог с пользователями.

Окно сообщений MsgBox выводит простейшие сообщения для пользователя, а окно ввода InputBox обеспечивает ввод информации.

Функция InputBox выводит на экран диалоговое окно, содержащее сообщение и поле ввода, устанавливает режим ожидания ввода текста пользователем или нажатия кнопки, а затем возвращает значение типа String, содержащее текст, введенный в поле.

Синтаксис:

InputBox(сообщение [,заголовок] [,default] [,xpos] [,ypos])

Аргументы:

сообщение – строковое выражение, отображаемое как сообщение в диалоговом окне. Может содержать несколько строк. Для разделения строк допускается использование символа возврата каретки (chr(13)), символа перевода строки (chr(10)) или комбинации этих клавиш (chr(13) & chr(10));

заголовок – строковое выражение, отображаемое в строке заголовка диалогового окна. Если этот аргумент опущен, в строку помещается имя приложения;

Default – строковое выражение, отображаемое в поле ввода как используемое по умолчанию, если пользователь не введет другую строку. Если этот аргумент опущен, поле ввода отображается пустым;

Xpos – числовое выражение, задающее расстояние по горизонтали между левой границей диалогового окна и левым краем экрана;

Ypos – числовое выражение, задающее расстояние по вертикали между верхней границей диалогового окна и верхним краем экрана.

Чтобы передать эту информацию (введенное значение в поле ввода) программе, присвойте возвращенное функцией InputBox значение строковой переменной (рис. 75), например:

strA=InputBox(«Какие места предпочитаете?»,"РЖД","У окна")

Процедура MsgBox выводит на экран диалоговое окно, содержащее сообщение, устанавливает режим ожидания нажатия кнопки пользователем, а затем возвращает значение типа Integer, указывающее, какая кнопка была нажата.

Синтаксис:

MsgBox(сообщение [, кнопки] [,заголовок] [,файл_справки, раздел])

Аргументы:

сообщение – строковое выражение, отображаемое как сообщение в диалоговом окне;

кнопки – числовое выражение, представляющее сумму значений, которые указывают число и тип отображаемых кнопок, тип используемого значка, основную кнопку и модальность окна сообщения. Значение по умолчанию равно 0. Все значения данного аргумента см. в табл. 17, 18;

заголовок – строковое выражение, отображаемое в строке заголовка диалогового окна. Если этот аргумент опущен, в строку помещается имя приложения;

файл справки – строковое выражение, определяющее имя файла справки, содержащего справочные сведения о данном диалоговом окне. Если этот аргумент указан, необходимо наличие также аргумента context;

раздел – числовое выражение, определяющее номер соответствующего раздела справочной системы.

42. Встроенные диалоговые окна VBA: окно ввода InputBox.

Окно вводаInputBox

Является функцией. Выводит на экран диалоговое окно, содержащее сообщение и поле ввода, переходит в режим ожидания ввода текста пользователем или нажатия кнопки ивозвращает значение типаString, содержащееся в поле ввода.

Синтаксис:

InputBox(Prompt [, Title][, Default][, Xpos][, Ypos][, HelpFile, Context])

Аргументы:

Prompt–выражение типа String, отображаемое как сообщение в диалоговом окне.

-Максимальная длина сообщения1024 символа

- Может содержать несколько строк. Для разделения строк используется переход к следующей строке Chr(10) и возврат каретки Chr(13), объединяемые в одно строковое выражение Chr(10) & Chr(13)

Title–строковое выражение отображаемое в строке заголовка окна

Default–строковое выражение, отображаемое в поле ввода, как используемое по умолчанию

Xpos,Ypos–координаты левого верхнего угла окна относительно экрана. Расстояние задаётся в твипах (twips). 1 twip=1/20 пт (размер шрифта), 1 пт=1/72 дюйма, представляет собой числовое выражение. Иначе – по центру, рекомендуется.

HelpFile–строковое выражение, представляющее собой название справочного файла.

Context–числовое выражение, указывающее номер раздела в справочном файле.

HelpFileиContextиспользуются совместно. Для отображения раздела справки необходимо нажать клавишу F1.

Пример 1

Если пользователь ввел значение в поле ввода и нажал ОК или Enter, то оно передаётся переменной. Если поле ввода осталось пустым или пользователь нажал кнопку Cancel, то передаётся строка нулевой длины.

Первый аргумент – “entername” &Chr(10) &Chr(13) &”andpressOK”есть сообщение, отображаемое в окне ввода, &Chr(10) &Chr(13) & –переход в начало следующей строки.

Второй аргумент – “примет окна ввода” есть текст, отображаемый в строке заголовка окна ввода.

43. Алфавит и лексемы языка VBA.

Язык программирования VBA предназначен для написания кода программы. Он обладает своим алфавитом, который включает:

1) строчные и прописные буквы латинского алфавита (А, В,…, Z, а, b,…, z);

2) строчные и прописные буквы кириллицы (А – Я, а – я);

3) неотображаемые символы, используемые для отделения лексем друг от друга;

4) специальные символы, участвующие в построении конструкций языка:

+ /*/\ ^ = ><[]().:{}’&©;

5) цифры от 0 до 9;

6) символ подчеркивания «»;

7) составные символы, воспринимаемые как один символ: <= >= <>.

Программный код VBA является последовательностью лексических единиц (лексем), которые записаны в соответствии с принятыми синтаксическими правилами, которая реализует нужную семантическую конструкцию.

Лексема является единицей текста программы, имеющей определенный смысл для компилятора, и которая не может быть разбита в дальнейшем.

Идентификатор представляет собой последовательность букв, цифр и символов подчеркивания.

Объявление переменных. Переменные являются объектами, которые предназначены для хранения данных. Перед применением переменных в программе необходимо их объявлять (декларировать). Правильный выбор типа переменной обеспечивает эффективное использование памяти компьютера. Объекты, значения которых не изменяются и не могут быть изменены во время выполнения программы, называются константами: именованными и неименованными.

Перечни используются для декларации группы констант, которые объединяются общим именем, к тому же они могут быть объявлены только в разделе глобальных объявлений модуля или формы.

Декларация массивов. Выделяют два вида переменных – простые переменные и переменные структурного вида. Массивы бывают одномерными и многомерными.

Операция присваивания. После декларации значение переменной может оказаться произвольным, а для присвоения переменной необходимого значения применяется операция присваивания.

Математические операции используются для записи формулы, представляющей собой программный оператор, который содержит числа, переменные, операторы и ключевые слова.

Операции отношения могут привести к появлению значения, причем существует только два результирующих значения: истина и ложно.

Логические операции используются в логических выражениях, это происходит при существовании нескольких условий выбора в операциях отношения.

44. Объявление переменных в VBA.

Для того чтобы воспользоваться переменной в программе её надо сначала

объявить, то есть задать её тип и область использования переменной.

Структура объявления переменных имеет следующий вид:

(Dim | Public | Private | Static) имя переменной [As] [Type]

Когда объявляется переменная, определяется область её видимости

(Scope), то есть область проекта, где она доступна. Область видимости

переменной задаётся с помощью одного из четырёх главных слов:

– Dim

– Public

– Private

– Static

Главное слово Dimиспользуется для объявления переменной на уровне

процедуры, такая переменная называется локальной. Переменная такого вида

может быть доступна только в той процедуре, в которой она была объявлена.

Использование перед именем переменной главного слова Staticпозволяет

сохранить её значение между вызовами процедуры, в которой эта переменная

объявлена. Инструкция Staticиспользуется только на уровне процедуры.

Объявленные с помощью неё переменные называются статическими. При объявлении переменной на уровне модуля используются

инструкции Publicи Private.Объявление переменой на уровне модуля

осуществляется в секции Declarationформы или стандартного модуля.

В случае использования ключевого слова Public, переменная становится

доступной во всех модулях проекта, а также и в других проектах, если они

имеют ссылку на проект, в котором объявлена переменная. Такая переменная

называется глобальной.Если используется ключевое слово Private, то

переменная доступна только в данном модуле.

45. Строковые переменные, константы в VBA.

Переменные типа String (строковые переменные, или строки) используются

для хранения и обработки текстовых данных. Строки переменной длины могут

включать любое количество символов (приблизительно до двух миллиардов). Вам

не придется беспокоиться о длине строки, поскольку она автоматически будет уве%

личиваться до размеров, достаточных для сохранения передаваемых данных. При

объявлении переменных этого типа используется ключевое слово String:

Dim Имя As String

Другой тип строковых переменных в языке VBA называется строками фик_

сированной длины. Максимальная длина таких строковых переменных опреде%

ляется в момент их объявления, она может колебаться в пределах от 1 до 64 000

символов. Чтобы объявить строковую переменную фиксированной длины, после

ключевого слова String наберите символ * (звездочка) и затем число, соответст%

вующее максимальному количеству символов:

Dim СтрокаФиксированнойДлины As String * 12

Если строковым переменным фиксированной длины присваиваются строки,

состоящие из большего количества символов, чем объявлено для этой перемен%

ной, лишние символы просто отбрасываются. Например:

Dim строка As String * 5

строка = "New York"

В результате выполнения этого кода переменная строка будет содержать зна%

чение “New Y” (помните, что пробелы также считаются символами).

Константы.

При написании программ вместо использования какого – либо

постоянного значения часто используются константы. Применение констант

облегчает восприятие текста программы и её отладку.

Существуют константы двух типов:

– Встроенные константы.

Список этих констант можно увидеть в окне просмотра объектов. Их

число определяется используемым приложением. Например, к таким

константам относятся True, False, Null.

–Пользовательские константы объявляются с помощью инструкции

Const. В момент объявления пользовательским константам

присваиваются значения.

46. Области видимости переменных и констант в VBA.

Переменная может быть доступна всей программе или только для одной или нескольких ее частей. Область программы, в которой может быть использована переменная, называется областью видимости переменной. Переменные могут быть видимы в одной процедуре, в любой процедуре какой-либо формы или во всей программе. Если переменная видима, то она доступна и, следовательно, существует. Переменная может существовать и быть доступной для некоторых частей программы и при этом быть недоступной (невидимой) для других частей программы.

Пример: Option Explicit

Dim вггФамилия As String * 18 Dim su-Имя As String * 10 Private Sub UserForm_Initialize()

Dim str Адрес As String * 30

в^Фамилия = «Петров»

strHMH = «Леонид»

strAflpec = «Москва, Кронштадтская, дом 37» Вывод str Адрес End Sub

Sub BbiBOfl(strD As String)

Dim в^Фамилия As String * 18

в^Фамилия = «Это уже не Петров!»

MsgBox в^Фамилия

MsgBox strHMH

MsgBox strD End Sub

В результате выполнения этой программы в окна сообщений будут выведены следующие строки:

Это уже не Петров! Леонид

Москва, Кронштадтская, дом 37.

Здесь Б^Фамилия и strHMs объявлены как глобальные переменные и существуют, пока программа выполняется. StrAflpec и strD – локальные переменные, они существуют лишь тогда, когда выполняется процедура Вывод, в которой они объявлены. В момент вызова этой процедуры глобальная переменная э^Фамилия существует, но она недоступна, так как ее область видимости перекрыта одноименной локальной переменной, поэтому в окно сообщения будет выдано значение той переменной згтФамилия, которая объявлена в процедуре Вывод. Переменная strHMH также является глобальной, но она доступна для процедуры Вывод. Переменная strAflpec объявлена в процедуре UserForm_Initialize(), но она доносит значение до окна сообщения, так как передается в процедуру Вывод в качестве параметра.

47. Декларация массивов в VBA.

В системе VBA различают два вида переменных – простые переменные и переменные структурного вида. Простые переменные служат для идентификации и резервирования памяти под одно данное. Переменные структурного вида предназначены для идентификации и резервирования памяти для нескольких данных. Частным случаем переменной структурного вида является массив. Массив представляет собой структуру, все элементы которой имеют одинаковый тип. Например, это могут быть данные, определяющие вектор или матрицу. Массивы могут быть одномерными и многомерными. Так, для отображения вектора может быть использован одномерный массив, а для отображения матрицы -многомерный.

Декларация массива имеет следующий вид:

Dim | Public | Private Имя_Массива (индексы) As Тип

где Dim | Public | Private – ключевые слова, декларирующие массив и область его видимости;

Имя_Массива – идентификатор, определяющий имя массива;

индексы – значение индекса (номера) последнего элемента в массиве, считая с нулевого;

As – ключевое слово, предваряющее указание типа элементов массива;

Тип – любой, действительный для VBA тип данных – базовый или созданный пользователем.

Например, декларация одномерного массива, состоящего из восьми элементов, выглядит следующим образом:

Dim MyArray(7) As Integer’ Одномерный массив_

из 8 элементов

При декларации многомерного массива в поле индекса указывается несколько индексов, в соответствии с размерностью массива. Например, двумерный массив из двух столбцов и трех строк декларируется следующим образом:

Dim strMyArray(l ,2) As String’ Двумерный массив_

из 3 строк и 2′столбцов

По умолчанию значение нижней границы массива при таком объявлении равно нулю. В этом случае считают, что 0 – базовый индекс массива. При необходимости базовый индекс можно изменить путем использования ключевого слова То при объявлении массива:

Dim strMyArray (3 То 10) As String

В этом примере базовому индексу массива установлено значение 3. Подобным образом можно устанавливать как положительные, так и отрицательные базовые индексы:

Dim strMyArray (-3 To 4) As String

Иногда в процессе выполнения программы размер массива требуется изменить. В этом случае первоначально массив декларируют как динамический. Для этого в декларации не указывается размерность, например:

Dim strMyArray () As String

Количество элементов в динамическом массиве и его размерность в процессе выполнения программы можно переопределить с помощью ключевого слова ReDim. Синтаксическая конструкция переопределения массива имеет вид:

ReDim [Preserve] ИмяМассива(индексы) [As ТипДанных]

где ReDim - ключевое слово, указывающее, что переопределяются размеры массива; Preserve – необязательное ключевое слово, с помощью которого дается указание, чтобы все элементы переопределяемогомассива сохранили свое значение; индексы – размерности массива (до 60).

Пример:

Dim strMyArray 0 As String ‘Декларация динамического массива Dim intValArray As Integer ‘Декларация переменной, для хранения’ размерности IntValArray=9 ‘Инициализация значения

ReDim strMyArray (IntValArray) ‘Одномерный массив

из 9 элементов ‘ (базовый индекс равен 0)

ReDim strMyArray (3 То IntValArray, 1 То IntValArray)

‘ Двумерный_массив с базовыми индексами,_ отличными от нуля

48. Типы данных определяемые пользователем в VBA.

49. Встроенные функции VBA.

Функции VBA для работы с текстом
ASC(),AscB(),AscW(),Chr(),InStr(),ChrB(), ChrW(), InStrRev(),Left(), Right(), Mid(), Len(), LCase(), UCase(), LSet(), RSet(), LTrim(), RTrim(), Trim(), Replace(), Space(), StrComp(), StrConv(), StrReverse(), Tab(), String()

Функции VBA для работы с числовыми значениями
ABS(), Int(), Fix(), Round(), Rnd(), Sgn()

Функции VBA для работы с датой/временем
Date(), Time(), DateAdd(), DateDiff(), DatePart(), DateSerial(), Timer()

Функции — заменители синтаксических конструкций VBA
Choose(), IIF(), Switch()

Функции VBA для работы с массивами
Array(), Filter(), LBound(), UBound(), Join(), Split()

Файловые функции VBA
CurDir(), Dir(), EOF(), Error(), FileAttr(), FileDateTime(), FileLen(), FreeFile(), GetAttr(), Input(), InputB(), Loc(), Seek(), LOF()

Прочие функции VBA
DoEvents(), Environ(), GetAllSettings(), SaveSetting(), DeleteSetting(), GetSetting(), Partition(), QBColor(), RGB(), Shell(), TypeName(), VarType()

50. Операторы, выражения и операции VBA: операции присваивания; математические операции; операции отношения; логические операции; операции для работы со строками.

Операторы служат для выполнения различных операций над

операндами. Роль операндов могут играть числа. Для большинства операторов

требуется наличие двух операндов. Операторы можно поделить на несколько

групп:

– Это арифметические операторы. Они используются для выполнения

арифметических операций над операндами, которые представлены в

виде числовых выражений.

–Логические операторы выполняют логические операции, включая

логическое сложение, логическое умножение и т.п.

– И операторы сравнения, которые служат для выполнения операций

сравнения логических выражений.

Оператор — это наименьшая единица программного кода. Каждый (выполнимый)

оператор содержит инструкцию, указывающую, какие именно манипуляции данными

или изменения в ходе программы должны быть осуществлены при его выполнении.

Оператор присваивания пр едставляет собой связанную знаком равенства конструкцию,

в которой значение выражения, находящегося справа, присваивается переменной, имя

которой указано слева. Например, после выполнения следующей пары операторов пере-

менной z будет присвоено значение a + b:

х = a

z = x + b

Оператор присваивания допускается использовать и для манипуляции объектами.

Однако, если переменной присваивается значение ссылки на объект, то в операторе при-

сваивания следует указать ключевое слово Set, например:

51. Встроенные функции VBA: финансово-математические функции; функции преобразования типов; математические функции; функции обработки строк.

52. Операторы управления VBA: операторы передачи управления.

53. Операторы управления VBA: операторы выбора (операторы If … Then, переключатели).

54. Программирование циклов в VBA: циклы со счетчиком.

55. Программирование циклов в VBA: циклы с условием.

56. Назначение и классификация компьютерных сетей.

Основное назначение компьютерных сетей – совместное использование ресурсов и осуществление интерактивной связи как внутри одной фирмы, так и за ее пределами. Ресурсы (resource) – это данные, приложения и периферийные устройства, такие как внешний дисковод, принтер, мышь, модем или джойстик. Понятие интерактивной связи компьютеров подразумевает обмен сообщениями в реальном режиме времени.

Все многообразие компьютерных сетей можно классифицировать по различным признакам:

· способ организации сети;

· территориальная распространенность;

· ведомственная принадлежность;

· скорость передачи информации;

· тип среды передачи;

· топология;

· организация взаимодействия компьютеров.

По способу организации сети подразделяются на:

· реальные;

· искусственные.

Искусственные компьютерные сети (псевдосети) позволяют связывать компьютеры вместе через последовательные или параллельные порты и не нуждаются в дополнительных устройствах. Иногда связь в такой сети называют связью по нуль-модему (не используется модем). Само соединение называют нуль-модемным. Искусственные сети используются, когда необходимо перекачать информацию с одного компьютера на другой. MS-DOS и Windows снабжены специальными программами для реализации нуль-модемного соединения. Основным недостатком этих компьютерных сетей является низкая скорость передачи данных и возможность соединения только двух компьютеров.

Реальные компьютерные сети позволяют связывать компьютеры с помощью специальных устройств коммутации и физической среда передачи данных. Основным недостаток реальных сетей является необходимость в дополнительных устройствах.

По ведомственной принадлежности различают ведомственные и государственные сети.

Ведомственные компьютерные сети принадлежат одной организации и располагаются на ее территории.

Государственные компьютерные сети – сети, используемые в государственных структурах.

По скорости передачи информации компьютерные сети делятся на:

· низко-

· средне-

· высокоскоростные.

Низкоскоростные компьютерные сети – это сети, имеющие скорость передачи информации до 10 Мбит/с.

Среднескоростные компьютерные сети – это сети, имеющие скорость передачи информации до 100 Мбит/с.

Высокоскоростные компьютерные сети – это сети, имеющие скорость передачи информации свыше 100 Мбит/с.

По типу среды передачи компьютерные сети подразделяются на:

· проводные-коаксиальные,

· на витой паре,

· оптоволоконные,

· беспроводные (с передачей информации по радиоканалам, в инфракрасном диапазоне).

По топологии компьютерных сетей они подразделяются на

· компьютерные сети с оконечным узлом;

· компьютерные сети с промежуточным узлом;

· компьютерные сети со смежным узлом.

Компьютерные сети с оконечным узлом – это сети, у которых узел расположен в конце только одной ветви.

Компьютерные сети с промежуточным узлом – это сети, у которых узел расположен на концах более чем одной ветви.

Компьютерные сети со смежным узлом – это сети, у которых узлы соединены, по крайней мере, одним путём, не содержащим никаких других узлов.

Узел сети представляет собой компьютер, либо коммутирующее устройство сети. Ветвь сети – это путь, соединяющий два смежных узла.

В зависимости от территориального расположения абонентских систем вычислительные сети можно разделить на три основных класса:

· глобальные сети (WAN – Wide Area Network);

· региональные сети (MAN – Metropolitan Area Network);

· локальные сети (LAN – Local Area Network).

57. Характеристика процесса передачи данных.

Режимы передачи данных

Любая коммуникационная сеть должна включать следующие основные компоненты: передатчик, сообщение, средства передачи, приемник.

Передатчик — устройство, являющееся источником данных.

Приемник — устройство, принимающее данные.

Приемником могут быть компьютер, терминал или какое-либо цифровое устройство,

Сообщение — цифровые данные определенного формата, предназначенные для передачи.

Это может быть файл базы данных, таблица, ответ на запрос, текст или изображение

Средства передачи — физическая передающая среда и специальная аппаратура, обеспечивающая передачу сообщений.

Для передачи сообщений в вычислительных сетях используются различные типы каналов связи. Наиболее распространены выделенные телефонные каналы и специальные каналы для передачи цифровой информации. Применяются также радиоканалы и каналы спутниковой связи.

Особняком в этом отношении стоят ЛВС, где в качестве передающей среды используются витая пара проводов, коаксиальный кабель

Наши рекомендации