Кафедры информационных технологий в бизнесе НИУ ВШЭ-Пермь
Исполнитель:
студентка Надеждина Динара Владимировна
Факультет: экономики, менеджмента и бизнес-информатики
Образовательная программа: «Бизнес‑информатика»
Курс: __3_________________
Группа: __БИ-13-2___________
Руководитель практики
от НИУ ВШЭ - Пермь:_ Лебедев
Виктор Валерьевич, старший преподаватель кафедры ИТБ
Руководитель от предприятия/ организации:
_______________________________
Ф.И.О., должность
Пермь 2016
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Анализ современных инструментальных средств описания и моделирования бизнес-процессов. 4
1.1. Ramus. 4
1.2. RunaWFE.. 5
1.3. ARIS Express. 9
1.4. ELMA BPM... 12
1.5. Business Studio. 14
1.6. Сравнение программных продуктов. 16
1.7. Оценка программных продуктов. 16
Глава 2. Создание модели бизнес-процесса в программе Ramus Educational 19
2.1. Создание нового проекта. 19
2.2. Создание контекстной диаграммы.. 22
2.3. Создание диаграммы декомпозиций. 26
2.4. Создание диаграммы декомпозиций второго уровня. 29
2.5. Создание диаграммы DFD.. 34
Заключение. 41
Библиографический список. 42
Приложение А. Сравнительная таблица программных продуктов. 44
Введение
Одним из первых и основных этапов проекта по описанию бизнес-процессов компании является выбор методов и инструментальных средств моделирования. В настоящее время на рынке программного обеспечения есть большое количество продуктов, предназначенных для моделирования бизнес-процессов, в основу каждого из них заложена определенная методология.
Цель практической работы – изучить и проанализировать, с учебной точки зрения, функциональные возможности современных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов, разобраться в программном продукте Ramus Educational и подготовить материалы для методического пособия по моделированию бизнес-процессов в нотации IDEF0 с помощью данного программного продукта.
Для достижения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выбрать для изучения программы по моделированию бизнес-процесса.
2. Составить критерии для анализа программных продуктов.
3. Найти информацию по каждому продукту.
4. Составить сравнительную таблицу продуктов по критериям.
5. Составить оценочную шкалу.
6. Оценить каждый продукт по шкале и интепретировать полученные результаты.
7. Изучить работу программы Ramus Educational.
8. Описать методы работы с программой на примере определенного бизнес-процесса.
9. Проверить составленные материалы на пользователе и оценить затрачиваемое время.
Глава 1. Анализ современных инструментальных средств описания и моделирования бизнес-процессов
Ramus
Ramus–это кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов.
Основная функциональность программы:
· Разработка графических моделей бизнес-процессов (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD);
· разработка систем классификации и кодирования (с привязкой к моделям процессов);
· формирование отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и тому подобному).
Преимущества перед аналогами:
· Эргономичность графического редактора. Редактор поддерживает быструю навигацию по модели, шаблоны часто используемых типов диаграмм, возможность отмены последних действий, «умное» поведение стрелок.
· Поддержка неограниченного количества атрибутов различных типов.
· Автоматическое построение иерархических деревьев в классификаторах на основании значений атрибутов.
· Редактор отчётов поддерживает несколько вариантов настройки: упрощённую (с использованием инструментов редактора и набора ключевых слов) и расширенную (с использованием JavaScript). Шаблоны отчётов могут быть экспортированы и импортированы в формате файлов XML.
· Гибкий графический интерфейс пользователя.
· Кроссплатформенность. Использование технологии Java позволяет устанавливать систему под разными видами операционных систем и аппаратных платформ (MS Windows, Mac OS, Linux и так далее).
Существует три версии данного продукта:
1. Локальная версия Ramus. Коммерческий продукт для широкого круга пользователей.
2. Сетевая версия Ramus. Данная версия предоставляется только корпоративным клиентам вместе с сопутствующими услугами по разворачиванию и поддержке. Функциональность существенно расширена по сравнению с локальной версией.
3. RamusEducational. Некоммерческий продукт. Ориентирован на использование в обучении.Доступен только в локальном варианте и ограничен по функциональности.
Перечень основных ограничений RamusEducationalпо сравнению с коммерческой локальной версией:
· Ограничен перечень доступных атрибутов классификаторов;
· отсутствует функциональность для работы с матричными проекциями классификаторов;
· отсутствует редактор отчётов;
· отсутствует навигатор по модели.
Тем не менее Ramus Educational поддерживает единый формат файлов с локальной версией Ramus. Таким образом, файл созданный в Ramus Educational можно редактировать в локальной версии Ramus и наоборот (за исключением атрибутов поддерживаемых только в локальной версии Ramus).Также имеется возможность импорта/экспорта файлов в формат IDL BPWin. Таким образом, обеспечивается частичная совместимость с CA ERwinProcessModeler (в части графических моделей IDEF0).
Программный продукт можно купить либо скачать (в зависимости от версии) на официальном русскоязычном сайте проекта Ramus http://ramussoftware.com/.
RunaWFE
RunaWFE - это свободная система управления бизнес-процессами и административными регламентами с открытым кодом. Распространяется под свободной лицензией LGPL[1]. RunaWFE основана на JBossjBPM[2] и Activiti[3], содержит большое количество компонентов, задача которых - обеспечить удобную работу конечного пользователя.
Основные характеристики:
· Удобный веб интерфейс пользователя;
· графическая среда разработки бизнес-процессов;
· боты для выполнения автоматических заданий;
· гибкая система определения исполнителей на основе ролей;
· простая интеграция с реляционными базами данных;
· поддержка веб-сервисов;
· поддержка портлетов;
· интеграция с Alfresco[4];
· система безопасности, позволяющая интеграцию с LDAP[5]/MS ActiveDirectory[6];
· возможность интеграции существующих разнородных приложений предприятия;
· локализация на английский, французский, немецкий, итальянский, голландский, испанский, китайский, украинский и русский языки;
· поддержка операционных систем Windows, Linux, Solaris, FreeBSD.
Основная задача системы: раздавать задания исполнителям и контролировать их выполнение. Последовательность заданий определяется графом бизнес-процесса, который менеджер или бизнес-аналитик может быстро изменять при помощи «Среды разработки».
Система является системой с открытым кодом, что снижает стоимость приобретения и владения системой, позволяет организации, установившей систему, самостоятельно ее развивать и улучшать.
При помощи переменных бизнес-процесса в системе происходит передача информации между исполнителями заданий. В случае, если в переменных бизнес-процесса хранить документы, систему можно использовать для автоматизации документооборота предприятия.
Основные возможности системы:
· Работа с определениями и экземплярами бизнес-процессов.
· Работа со списками заданий.
· Визуализация форм, соответствующих заданиям.
· Работа с системой через web-интерфейс.
· Предоставление возможности работы с системой приложениям специального вида - ботам (в частности, боты могут моделировать работу сотрудника предприятия).
· Авторизация и аутентификация пользователей.
Основные возможности среды разработки:
· Редактирование графа бизнес-процесса.
· Создание и редактирование графических форм заданий.
· Создание и назначение ролей.
· Создание переменных.
· Вести разработку бот станций и ботов.
Система является как бы конвейером, перенесенным с производства в офис.
Система позволяет работнику выполнять поступившие задачи, не отвлекаясь на:
· Получение необходимой для выполнения задания информации.
· Передачу результатов своего труда другим работникам.
· Изучение должностных инструкций.
Все необходимое возникает на экране пользователя при «клике» на задание (в частности на экране может быть написана инструкция - как надо выполнять это задание).
Исполнителями могут быть как люди, так и специальные компьютерные приложения - боты.
Используя ботов, можно при помощи системы решить задачу интеграции разнородных приложений предприятия в единую систему (КИС).
В случае заданий, выполняемых только людьми (без ботов), систему можно распространять в виде коробочной версии. Пользователь сможет сам установить систему, запустив дистрибутив и сразу после установки начать с ней работать (завести сотрудников предприятия, загрузить бизнес-процессы и так далее). Наличие программиста при этом не потребуется.
Опишем компоненты системы.
Компоненты, относящиеся к серверной части системы:
· RunaWFE – сервер.
· Бот-станция.
Компоненты, относящиеся к клиентской части системы:
· Клиент (web-интерфейс).
· Клиент-оповещатель о поступивших заданиях.
· Среда разработки.
· Симулятор бизнес-процессов.
Опишем механизм совместной работы компонентов системы.
На одном сервере запускается RunaWFE – сервер. На нескольких серверах могут быть запущены бот-станции.
На клиентских компьютерах запускается клиент-оповещатель о поступивших заданиях или браузер, в котором открывается web-интерфейс системы. На клиентских компьютерах может быть запущена среда разработки, а также симулятор бизнес-процессов.
RunaWFE – сервер содержит определения загруженных в него бизнес-процессов и выполняющиеся экземпляры бизнес-процессов.
Бот станции содержат ботов, которые периодически опрашивают RunaWFE – сервер.
Если выполняющиеся на RunaWFE – сервере экземпляры бизнес-процессов содержат задачи для ботов, загруженных в бот-станцию, то боты выполняют эти задачи и возвращают результаты работы на RunaWFE – сервер.
При помощи web-нтерфейса системы пользователь может:
· Получать, фильтровать, выполнять задачи, генерируемые экземплярами бизнес-процессов.
· Запускать новые экземпляры бизнес-процессов.
· Просматривать состояния выполняющихся экземпляров бизнес-процессов.
· Загружать файлы-архивы, содержащие определения бизнес-процессов в систему.
При помощи web-нтерфейса системы администратор может:
· Создавать-удалять пользователей и группы пользователей.
· Включать (исключать) пользователей в группы.
· Раздавать права на объекты системы пользователям и группам пользователей.
· Принудительно останавливать экземпляры бизнес-процессов.
При помощи графического редактора бизнес-процессов аналитик может разрабатывать бизнес-процессы и экспортировать их в файлы-архивы в файловую систему.
При помощи клиента-оповещателя о поступивших заданиях пользователь может получать оповещения о поступивших заданиях.
При помощи симулятора бизнес-процессов можно тестировать разработанные бизнес-процессы на условной конфигурации на клиентском компьютере аналитика, не загружая их в промышленную систему.
Дистрибутив системы доступен по ссылке https://sourceforge.net/projects/runawfe/files/Distributives/Distributives%20for%20Windows/4.2.1/
ARIS Express
ARIS Express — бесплатная программа для моделирования бизнес-процессов и организационной структуры.Бесплатная версия программы поддерживает только базовые типы диаграмм, не имеет многопользовательской поддержки, не использует базу данных, не содержит инструментов для формирования отчётов и средств анализа модели. И самое главное - ARIS Express не поддерживает связи между создаваемыми объектами в отличие от полноценной платной версии, то есть отсутствует контроль целостности и непротиворечивости модели. Это означает, что при редактировании одной модели программа не будет вносить соответствующие изменения в другую модель, а также не будет проверять существуют ли должности, указываемые в качестве ответственных в процессе и так далее.
Архитектура программы базируется на JavaRuntimeEnvironment (JRE), интерфейс выполнен в современном минималистическом стиле на английском языке.
ARIS Express поддерживает следующие типы моделей:
· Организационная диаграмма (Organizationalchart).
· Бизнес-процесс (Businessprocess).
· ИТ-инфраструктура (IT infrastructure).
· Карта процессов (Processlandscape).
· Модель данных (Datamodel).
· Карта систем (Systemlandscape).
· Доска (Whiteboard).
· BPMN диаграмма версии 2.0 (BPMN diagram).
· Общие диаграммы (Generaldiagram).
Редактор моделей хорошо продуман и удобен, особенно для новичков. Основные элементы большие и яркие, находятся на видном месте, управление логично и интуитивно понятно. Так же существует технологияSmartDesign для организационной диаграммы, которая позволяет очень быстро формировать модель в таблице и мгновенно синхронизировать её с графическим отображением в редакторе. При наведении мышки на объект программа позволяет с минимальными усилиями вставить следующий элемент, например, подчиненную должность, при помощи полупрозрачного всплывающего меню.
Для моделирования процессов можно использовать стандартный модуль для бизнес-процессов, который позволяет рисовать процессы в нотации eEPC или же использовать редактор диаграмм BPMN. Набор элементов минимальный, только самое необходимое. Полученные диаграммы системой не обрабатываются и не «исполняются» как в BPM-системах, поэтому выбор нотации ни на чтоне влияет. При желании пользователь может настроить цвета, шрифт, а также некоторые атрибуты модели.
Как и в случае с модулем «Организационная диаграмма» мы можем строить процесс вручную или при помощи SmartDesign. Для дополнительного удобства разработчики предусмотрели готовые фрагменты типовых диаграмм, которые можно перенести мышкой в редактор. При желании пользователь может заготовить и сохранить свои фрагменты диаграмм для дальнейшего использования при моделировании. Если модель слишком большая, то можно в настройках включить отображение её уменьшенной копии с возможностью удобной навигации мышкой к интересующей Вас зоне. Также предусмотрен текстовый поиск по модели.
Любую диаграмму можно экспортировать в PDF или RTF-формат, а также сохранить как картинку или распечатать. Более того, модели, сохраненные в формат «adf» могут быть перенесены в полноценную версию ARIS. Сохраненные модели можно защитить при помощи пароля.
Остальные модули программы не так примечательны и являются вариациями различных диаграмм. При помощи них бизнес-аналитик может спроектировать инфраструктуру компании или модель данных.
Дистрибутив системы можно загрузить по данной ссылке http://www.ariscommunity.com/aris-express.
На сегодняшний день можно уверенно сказать, что ARIS Express является одним из наиболее распространенных инструментов начального уровня для моделирования бизнес-процессов. Популярность этого продукта в первую очередь связана с его «профессиональным предком» – ARIS BusinessArchitect, который успешно применяется в десятках тысяч компаний по всему миру. Но необходимо сказать, что ARIS Express, к сожалению, нельзя отнести к ВРМ-решению. ARIS Express хорошо зарекомендовал себя в обучении (продукт очень популярен среди студентов), также ARIS Express можно применять для презентаций и демонстраций. То есть этот продукт полезен в задачах, где вы можете обойтись несколькими диаграммами, а связи между ними не так важны.Безусловно, для профессиональных ВРМ-проектов, будь то реинжиниринг бизнес-процессов, или построение архитектуры предприятия, или разработка ИТ-решений, такие продукты, как ARIS Express, не подойдут.
Выделяют три ключевых отличия ARIS Express от профессиональной версии.
Прежде всего, профессиональный ARIS содержит метамодель, другими словами - методологию описания деятельности предприятия, и не только бизнес-процессов, но также организационной структуры, данных, продуктов, целей, информационных систем.
Второе важное отличие – это хранение моделей не в виде разрозненных и не связанных файлов, а на уровне репозитория (СУБД). Это значит, что все модели, которые вы создаете в профессиональном ARIS, могут быть связаны между собой вертикальными (декомпозиционными) и горизонтальными (экземплярными) связями. Именно это свойство позволяет строить целостную модель предприятия из «сети» взаимосвязанных моделей бизнес-процессов, организационных структур и так далее. Например, если необходимо заменить некоторый объект (скажем, документ) во всех моделях бизнес-процессов, где он встречается, то в профессиональном ARIS это делается за секунды (достаточно его заменить на одной модели, все остальное сделает система). В ARIS Express придется заменить каждый объект вручную.
И третье ключевое отличие, которое фактически проистекает из первых двух – это наличие мощнейшего функционала для анализа процессов и регламентации деятельности, реализованного на базе встроенного языка ARIS Javascript. За счет того, что все объекты и модели в профессиональном ARIS содержат заданную методологию, и кроме того все модели тем или иным способом между собой связаны, ARIS позволяет строить запросы к репозиторию ARIS (СУБД) и генерировать регламентные документы в привычном для пользователей формате MS Word, Excel и так далее. Самыми частыми примерами таких регламентных документов являются должностные инструкции, регламенты, различные аналитические отчеты.
ELMA BPM
ELMA BPM – это система управления бизнес-процессами. Она позволяет перейти от инструкций к автоматическому исполнению и контролю процессов и помогает управлять эффективностью деятельности компании.
Системы класса ELMA позволяют не только построить бизнес процессы, распределив ответственность за выполнение функций между сотрудниками, но и в реальном времени исполнять построенные процессы, что позволяет в любой момент времени видеть статус выполнения той либо другой функции. ELMAне имеет функций по генерации должностных инструкций и другой административной документации.
Условно программу можно разделить на две функциональные части: редактор, в котором можно построить организационную структуру, бизнес процессы и описать документооборот компании, а также сервер, исполняющий заданные пользователем модели в реальном времени.
Редактор ELMA имеет очень удобный интерфейс, схожий с дизайном MicrosoftOffice 2007, наглядные элементы и подробная справка помогут быстро войти в курс дела даже новичкам.
Моделирование бизнес-процессов в системе ELMA осуществляется в специальном графическом редакторе «Дизайнер ELMA» в нотации BPMN 2.0, которая была целиком переведена на русский язык именно специалистами данной компании и доступна для свободного скачивания на сайте ELMA.
После создания графической модели, выбора параметров процесса и определения данных, с которыми работает бизнес-процесс, он публикуется на сервере системы и становится исполнимым в веб-интерфейсе. Каждый запущенный экземпляр бизнес-процесса создает пользователям системы карточки задач, в которых они должны отчитываться о своей деятельности. Карточки гибко настраиваются, поэтому с ними удобно работать.
Почти все действия для автоматизации исполнения бизнес-процессов можно сделать мышкой, но иногда приходится прибегать к скриптам. Для реализации наиболее сложных вещей можно использовать сценарии. Сценарии создаются на языке C#.
В ELMA поддерживается импорт и экспорт в формат XPDL – это универсальный формат, который позволяет выгружать и загружать модели бизнес-процессов.
В системе ELMA реализована отладка процессов и инструменты для их тестирования (верификации). При публикации модели процесса автоматически выполняется верификация синтаксиса – проверка правильности модели и проверка сценариев на наличие ошибок. Кроме того, в отличие от остальных решений, в ELMA возможна пошаговая отладка процессов, сценариев и пользовательских форм, что экономит массу времени.
Процессы в ELMA можно непрерывно улучшать, прямо «на ходу», без остановки исполнения. Так что есть возможность учитывать все особенности организации.
Если в системе обнаружены «проблемные» процессы или наметился срыв показателей, то есть два варианта устранения проблемы: улучшение текущего процесса (постоянные улучшения) с последующей оценкой показателя, или изменение самого показателя процесса. Также всегда можно вернуться к более ранним версиям и просмотреть историю улучшений бизнес-процесса – система хранит все версии. Вносить изменения в процессы можно даже после внедрения этих процессов в работу, быстро вносить коррективы в структуру процесса и сразу проверять эффективность изменений на практике
.Помимо функций по моделированию бизнес процессов ELMA содержит встроенную систему документооборота. Для загрузки документов необходимо создать все необходимые типы документов, для каждого типа задать папку для хранения по-умолчанию, подготовить номенклатуру на заданный период времени, настроить нумераторы (правила нумерации) и создать как минимум одно «дело» (виртуальную подшивку документов). В случае если Вы строили бизнес процессы, соблюдая рекомендации создателей ELMA, то для всех документов Вам удастся отследить их жизненные циклы, от создания, согласования и подписания документа вплоть до изменения его статуса на «недействующий» или «архивный».
На официальном сайте есть возможность скачать бесплатную демо-версию ELMA. Бесплатная демо-версия ELMA содержит несколько возможностей: посмотреть демо-версию продуктов из линейки ELMA на своем сервере и установить специальную версию ELMA BPM для ВУЗов.
Business Studio
Разработчик позиционирует свою программу как систему бизнес-моделирования и дают следующее определение этого термина:«Бизнес-моделирование – это процесс создания бизнес-архитектуры».
Так же разработчики уточняют, какие именно элементы входят в бизнес-архитектуру с их точки зрения:
· Цели бизнеса (определяют направление и стратегию развития).
· Модель бизнес-процессов (описывает регулярную деятельность, направленную на достижение целей).
· Ресурсы и данные (физические и информационные объекты, с которыми работает организация).
· Организационная структура (структура подразделений компании).
· Информационные системы (служат для поддержки протекания бизнес-процессов).
Система бизнес-моделирования BusinessStudio разработана специально для максимально легкого создания бизнес-архитектуры. Помимо этого, она позволяет решать смежные задачи по оптимизации бизнеса и его непрерывному развитию. Таким образом, BusinessStudio поддерживает полный цикл создания эффективной системы управления компанией – «Проектирование - Внедрение – Контроль – Анализ», позволяя решать следующие задачи:
· формализация стратегии и контроль ее достижения
· моделирование и оптимизация бизнес-процессов
· проектирование организационной структуры и штатного расписания
· регламентация деятельности: разработка регламентов и распространение их среди сотрудников
· внедрение системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO
· формирование Технических заданий и поддержка внедрения информационных систем.
Система предназначена для руководителей, заинтересованных в оптимизации бизнеса, специалистов отделов организационного развития, консультантов в области управления и информационных технологий, специалистов в области качества. База знаний, сформированная на основе BusinessStudioPortal или HTML-публикации, используется сотрудниками всех подразделений.
Группа компаний «Современные технологии управления» целенаправленно проводит политику сотрудничества с высшими учебными заведениями с целью повышения качества образования, появления молодых специалистов, владеющими современными технологиями менеджмента. На сегодняшний день более 150 ВУЗов России и ближнего зарубежья используют систему BusinessStudio в учебном процессе для подготовки студентов.
BusinessStudio использует Microsoft SQL Server для хранения данных, а в качестве графического редактора используется MicrosoftVisio.
Моделирование бизнес процессов в BusinessStudio производится по классической схеме «сверху вниз». Вначале нам предлагают построить модель процессов верхнего уровня, для чего в программе реализована поддержка нотации IDEF0. Для построения бизнес-процессов нижнего уровня необходимо использовать одну из следующих нотаций EPC, BasicFlowchart, CrossFunctionalFlowchart или BPMN. Моделирование осуществляется в MS Visio со всеми сопутствующими этому редактору достоинствами и недостатками.
Помимо стандартных средств визуализации, разработчики BusinessStudio добавили возможность гибкой настройки дополнительных текстовых меток для блоков. Данная настройка может оказаться крайне полезной при моделировании в нотации BasicFlowchart.
Выделяют следующие сильные стороны BusinessStudio:
· Высокая популярность и широкая партнёрская сеть, где можно пройти обучение или заказать консалтинг.
· Функциональный редактор отчётов, позволяющий настроить внешний вид и содержание генерируемых документов.
· Возможность создания собственных справочников и параметров при помощи редактора MetaEdit.
· Наличие специфического вспомогательного функционала, который может оказаться полезным для некоторых предприятий: выгрузка данных в портал, имитационное моделирование, контроль показателей, управление аудитами ISO и тому подобное.
И недостатки BusinessStudio:
· Сложность освоения и самостоятельного внедрения системы; необходимость детально изучить методики и руководство пользователя.
· Плохая согласованность визуальной модели и модели данных: сначала рисуем визуальную часть процесса, а затем задаём параметры в свойствах объектов, которые будут использоваться в отчётах.
· Невозможность одновременного открытия нескольких окон для сравнения процессов, должностей и других элементов.
· Интеграция с MicrosoftVisio и Word негативно влияет на скорость работы программы.
При построении процессов, например, на выходе получается статическая процессная модель предприятия.
Демо-версия доступна по ссылке http://www.businessstudio.ru/load/demo_version/.