Раздел 1 Информация и информационные процессы

Образовательный комплекс градостроительства «Столица»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина: «Информатика» для всех специальностей на базе неполного среднего образования

2016 г

Тематический план

Наименование разделов и тем   Раздел 1 Информация и информационные процессы   Тема 1.1 Введение в информатику Тема 1.2 Информация и ее свойства   Раздел 2 Общие принципы организации и работы персонального компьютера   Тема 2.1 Представление информации в персональном компьютере. Тема 2.2. Виды информации и формы представления   Раздел 3 Компьютер и программное обеспечение Тема 3.1 Аппаратная реализация компьютера Тема 3.2 Компьютерные сети Тема 3.3 Программное обеспечение компьютера. Операционная система Тема 3.3.1 Специфика работы в операционной системе   Раздел 4 Системное программное обеспечение   Тема 4.1 Работа в операционной системе Windows Тема 4.1.1 Элементы интерфейса Windows Тема 4.2 Программы обслуживания магнитных дисков Тема 4.2.1 Проверка рабочих поверхностей диска. Дефрагментация диска. Тема 4.3 Программы-архиваторы Тема 4.4 Компьютерные вирусы и антивирусные программы   Раздел 5 Информационные технологии   Тема 5.1 Информационные технологии Тема 5.2Технология обработки текстовой информации Тема 5.3 Технология обработки графической информации

Тема 5.4 Технология обработки числовой информации Тема 5.5 Технология хранения, поиска и сортировки информации Тема 5.6 Компьютерные коммуникации Тема 5.7 Мультимедийные технологии   Раздел 6 Моделирование и формализация   Тема 6.1 Материальные и информационные модели Тема 6.1.1 Модель как совокупность объектов системы Тема 6.2 Информационная технология решения задач   Раздел 7 Основы алгоритмизации   Тема 7.1 Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способ записи алгоритмов Тема 7.2 Базовые алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы   Раздел 8 Программирование   Тема 8.1 Знакомство с одним из языков программирования Тема 8.2 Различные технологии программирования Тема 8.3 Обзор и краткая характеристика современных языков и средств программирования

Содержание дисциплины

Раздел 3 Компьютер и программное обеспечение

Врезультате изучения раздела 3 студент должен:

Знать: назначение, состав и загрузка операционной системы. Файловую систему, операционную систему, операционную оболочку. Виды компьютерных программ и их назначение. Разделение программ на прикладные и инструментальные. Работу антивирусов и их классификацию. Различие и применение различных типов компьютерных программ. Установку нового программного обеспечения. Применение дополнительных сервисных программ.

Уметь: создавать каталог, копировать, переносить, удалять и переименовывать файлы и каталоги в графической операционной системе Windows и операционной оболочке. Работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать). Работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск). Работать с антивирусными программами. Инсталлировать программы. Архивировать файлы. Переустанавливать операционную систему.

Тема 3.2 Программное обеспечение компьютера. Операционная система Классификация компьютерных сетей. Топология сети. Способы и коммутации и передачи данных. Характеристики коммуникационной сети. Архитектура

компьютерной сети. Аппаратные средства организаций компьютерной сети. Глобальная сеть Интернет. Обеспечение защиты информации в компьютерных сетях.

Практическая работа №1 Тема:Компьютерные сети.

Классификация компьютерных сетей. Топология сети. Способы коммутации и передачи данных. Архитектура компьютерных сетей. Аппаратные средства организаций компьютерной сети. Обеспечение защиты информации в компьютерных сетях.

Тема 3.3 Программное обеспечение персонального компьютера. Системное программное обеспечение. Пакеты прикладных программ. Системы программирования. Операционная система. Логическая структура диска. Загрузка операционной системы. Основные свойства и возможности Windows.

Тема 3.3.1 Специфика работы в операционной системе Windows.

Практическая работа №2 Тема:Специфика работы в операционной системе Windows

Практическая работа №7

Тема:Различные технологии в области информатизации. Практическое применение технологий.

Тема 5.2 Технология обработки текстовой информации Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста. Работа с иллюстрациями. Работа с таблицами. Колонтитулы. Сохранение документа. Печать документа.

Практическая работа №8 Тема:Основные приемы работы в текстовом редакторе.

На основании исходных данных, полученных от преподавателя, создать документ в текстовом редакторе, произвести работу с этим документом. Использовать приемы работы со сложными документами. Отработка знаний и умений по созданию, форматированию и редактированию текстового документа.

Практическая работа №9 Тема:Основные приемы работы в текстовом редакторе.

Использовать приемы работы со сложными документами. Отработка знаний и умений по созданию, форматированию и редактированию текстового документа.

Тема 5.3 Технология обработки графической информации

Практическая работа №10 Тема:Основные приемы работы в графическом редакторе. Отработка знаний и умений по созданию и редактированию графических изображений в графическом редакторе Растровая графика.

Практическая работа №11 Тема:Основные приемы работы в графическом редакторе.

Векторная графика. Форматы графических файлов. Графические редакторы. Примеры создания графического изображения.

Тема 5.4 Технология обработки числовой информации

Практическая работа №12 Тема:Приемы обработки информации в электронных таблицах. На основании исходных данных, полученным от преподавателя, создать таблицы. Выполнить расчеты по формулам, с использованием встроенных функций. Выполнить форматирование рабочих листов и ячеек созданных таблиц. Типы данных, используемых в Microsoft Excel. Относительные и абсолютные ссылки. Табличные вычисления. Встроенные функции. Сортировка и поиск данных. Построение диаграмм и графиков функций.

Практическая работа №13 Тема:Анализ данных в электронных таблицах.

На основании исходных данных предыдущего лабораторного занятия, выполнить сортировку и поиск данных в таблицах. Построить таблицу промежуточных итогов и сводные таблицы. Создать и форматировать диаграммы в данной таблице. Полученные результаты вывести на бумажный носитель.

Тема 5.5 Технология хранения, поиска и сортировки информации Типы баз данных. Система управления базами данных.

Практическая работа №14 Тема:Работа над базами данных.

На основании полученных данных, необходимо создать базу данных в системе управления базами данных. Создание, форматирование и редактирование форм, запросов и отчетов.

Тема 5.6 Компьютерные коммуникации Работа с электронной почтой. Всемирная информационная сеть Интернет. Поисковые системы. Общение в реальном времени. Работа с файловыми архивами.

Тема 5.7 Мультимедийные технологии

Практическая работа №15

Тема:Мультимедийные технологии. Работа в Microsoft Office PowerPoint. На основании самостоятельно выбранной тематики, создать презентацию. Работа с шаблонами оформления, цветовыми палитрами. Создание слайдов с использованием «Мастера автосодержания». Создать презентацию с анимационными объектами. Демонстрация презентации.

Раздел 8 Программирование

Врезультате изучения раздела 8 студент должен:

Знать: основные конструкции языка: следование, ветвление, цикл. Операторы

присваивания, циклические операторы.

Уметь: давать краткую характеристику современным языкам программирования.

Работать с приложением машинной графики. Записывать на языке

программирования алгоритм решения учебных задач.

Тема 8.1 Знакомство с одним из языков программирования

Тема 8.2 Различные технологии программирования Алгоритмическое программирование. Объектно-ориентированное программирование.

Список литературы

1. Е.В. Михеева «Информационные технологии в профессиональной деятельности», г. Москва 2006г., изд. «Академия»

2. Е.В. Михеева «Практикум по информатике» , г.Москва 2006г., изд. «Академия»

3. Е.А. Колмыкова, И.А. Кумсков «Информатика» , г.Москва 2006г., изд. «Академия»

4. Э.В. Фуфаев, Л.И. Фуфаева «Пакеты прикладных программ» , г.Москва 2006г., изд. «Академия»

5. С.С. Крылов, В.Р. Лещинцер, П.А. Якушкин «Единый государственный экзамен «Информатика» -учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся, г.Москва 2007г., изд. «Интелект-Центр»

6. Л.З. Шацукова «Информатика», г.Москва 2008г., изд. «Просвещение»

7. Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», г.Москва 2007г., изд. «БИНОМ»

Контрольные вопросы по курсу «Информатика»

1.Дайте определение следующим терминам: «информация», «данные», «информационная система», «информационная среда», «информационные технологии»

2. Приведите классификацию информационных систем

3. Из каких компонентов состоит настольный персональный компьютер?

4. Перечислите виды мониторов и их характеристики

5. Назовите виды принтеров, из преимущества и недостатки

6. Какие технологии цветной печати вы знаете?

7. Что понимается под программным обеспечением?

8. Какие основные функции выполняет базовое программное обеспечение?

9. Какие программные средства относятся к базовому программному обеспечению?

10. Каково назначение основных групп прикладного программного обеспечения?

11. Какое программное обеспечение относится к классу универсальных?

12. Какое программное обеспечение относится к классу проблемно-ориентированных?

13. В чем особенности операционной системы Windows?

14. Перечислите основные элементы Windows-окна

15. Когда применяется справочная система Windows?

16. Перечислите возможности текстового редактора

17. Как используются для создания документа шаблоны-образцы?

18. Каков порядок создания таблиц в текстовом документе?

19. Каким образом задаются параметры и нумерация страниц?

20. Каков порядок подготовки документа к печати?

21. Назовите возможности встроенного векторного редактора

22. Как осуществляется постановка электронных закладок в документе?

23. Каков порядок отправления документа электронной почтой?

24.Как осуществить оформление текста в виде колонок?

25.Как вставить дату в документ?

26.Какие растровые графические редакторы вы знаете?

27.Назовите основные преимущества растровых графических редакторов

28.В каких форматах можно сохранять созданные графические изображения?

29.Что такое локальная сеть?

30.Дайте определение понятий: «рабочая станция», «сервер сети» и «коммутационные узлы»

31.Перечислите сети по широте охвата пользователей

32.Перечислите типы линий связи, используемые для построения сетей

33.Какие сетевые операционные системы вы знаете?

34.Что собой представляет структура Интернет?

35.Какие протоколы используются в сети Интернет?

36.Какие средства поиска существуют в Интернете?

Требования к уровню освоения программы курса "Информатика"

Студенты после прохождения курса "Информатика" обязаны:

- усвоить полный объем программного материала и излагать его на высоком научном уровне;

- изучить литературу к курсу и использовать ее при ответах;

- свободно владеть методологией дисциплины, свободно излагать основные понятия дисциплины;

- уметь творчески применить теоретические знания при решении практических задач, используя ЭВМ и современные методы исследования;

- показать способность самостоятельно пополнять и обновлять знания в процессе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.

V. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В.П.Тихомирова, А.В.Хорошилова. - М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Гаврилов О. Курс правовой информатики. - М.: НОРМА, 2000.

3. Гончаров А. Компьютер для менеджера: самоучитель. - СПб.: Питер, 2000.

4. Информатика: Учебник/Под ред. Макаровой Н.В. - 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Каймин В.А. Информатика. - М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Карлберг Конрад. Бизнес-анализ с помощью Excel 2000: Пер. с англ.: Уч.пос. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.

7. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. - М.: Международное агентство A.D.T., 1997

8. Острейковский В.А. Информатика: Учеб.для вузов. - М.: Высш.шк., 2000.

9. Першиков В.И.. Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. - 2-е изд., доп. -М.: Финансы и статистика. 1995.

10. Рейзнер Т. Самоучитель Word 97. - СПб.: Питер, 1999.

11. Рычков В. Самоучитель Excel 2000. - СПб.: Питер, 2000.

12. Симонович С. Информатика для юристов и экономистов. Базовый курс- Санкт-Петербург: «Питер», 2001.

13. Симонович С. Информатика. Базовый курс- Санкт-Петербург: «Питер», 2000.

14. Симонович С, Евсеев Г., Алексеев А.. Специальная информатика. - М.: «АСТ-пресс», 1998.

15. Система управления базами данных Microsoft Access 2.0: Практ. пособ. / Пер. с англ.-М. ЭКОМ, 1995.

16. Фигурнов В.Э.1ВМ PC для пользователя.-6-е изд.,перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 1995.

17. Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа с Office 97. - Санкт-Петербург: «Питер», 1999.

18. Чижов АЛ. Системные программные средства ПЭВМ: Справочник. - М.; Финансы и статистика, СП ПараГраф, 1990.

19. Экономическая информатика и вычислительная техника: Учебник / Под. ред. В.П. Косарева, АЛО. Королева. - М.: Финансы и статистика, 1996.

Образовательный комплекс градостроительства «Столица»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина: «Информатика» для всех специальностей на базе неполного среднего образования

2016 г

Тематический план

Наименование разделов и тем   Раздел 1 Информация и информационные процессы   Тема 1.1 Введение в информатику Тема 1.2 Информация и ее свойства   Раздел 2 Общие принципы организации и работы персонального компьютера   Тема 2.1 Представление информации в персональном компьютере. Тема 2.2. Виды информации и формы представления   Раздел 3 Компьютер и программное обеспечение Тема 3.1 Аппаратная реализация компьютера Тема 3.2 Компьютерные сети Тема 3.3 Программное обеспечение компьютера. Операционная система Тема 3.3.1 Специфика работы в операционной системе   Раздел 4 Системное программное обеспечение   Тема 4.1 Работа в операционной системе Windows Тема 4.1.1 Элементы интерфейса Windows Тема 4.2 Программы обслуживания магнитных дисков Тема 4.2.1 Проверка рабочих поверхностей диска. Дефрагментация диска. Тема 4.3 Программы-архиваторы Тема 4.4 Компьютерные вирусы и антивирусные программы   Раздел 5 Информационные технологии   Тема 5.1 Информационные технологии Тема 5.2Технология обработки текстовой информации Тема 5.3 Технология обработки графической информации

Тема 5.4 Технология обработки числовой информации Тема 5.5 Технология хранения, поиска и сортировки информации Тема 5.6 Компьютерные коммуникации Тема 5.7 Мультимедийные технологии   Раздел 6 Моделирование и формализация   Тема 6.1 Материальные и информационные модели Тема 6.1.1 Модель как совокупность объектов системы Тема 6.2 Информационная технология решения задач   Раздел 7 Основы алгоритмизации   Тема 7.1 Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способ записи алгоритмов Тема 7.2 Базовые алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы   Раздел 8 Программирование   Тема 8.1 Знакомство с одним из языков программирования Тема 8.2 Различные технологии программирования Тема 8.3 Обзор и краткая характеристика современных языков и средств программирования

Содержание дисциплины

Раздел 1 Информация и информационные процессы

В результате изучения раздела 1 студент должен:

Знать: предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением, виды информации и ее свойства. Единицы измерения количества информации. Виды информационных процессов. Роль информационные процессов в управлении, понимать единство информационных процессов управления в системах различной природы. Структуру самоуправляемой системы, назначение ее основных элементов, роль обратной связи. Примеры источников и приемников информации. Уметь: приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике. Приводить примеры систем управления из реальной жизни. Представлять меру количества информации. Классифицировать информацию по видам. Раскрывать свойства информации на примерах. Оценивать объем информации по численному значению. Различать замкнутую и разомкнутую систему управления.

Тема 1.1 Введение в дисциплину. Введение в информатику. Информация в реальном мире. Информационные системы. Информация и ее свойства.

Раздел 2 Общие принципы организации и работы персонального компьютераВ результате изучения раздела 2 студент должен:

Знать: принцип дискретного (цифрового) представления информации. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и

др.)

Уметь: представлять принципы кодирования информации. Переводить целые

десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно. Складывать и умножать

двоичные числа.

Тема 2.1 Представление информации в персональном компьютере. Количество и

единицы измерения информации.

Системы счисления. Перевод чисел из системы счисления в десятичную с основанием q. Перевод чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием q. Системы счисления, используемые в компьютере. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Представление других видов информации в компьютере. Тема 2.2 Логические основы построения компьютера Алгебра логики. Основные законы алгебры логики. Логические основы устройства компьютера. Триггер. Сумматор двоичных чисел.

Наши рекомендации